Модель заинтересованности мужчины и женщины в брак

Денис Пилипишин
Раздел книги «Мужской взгляд на стратегию совместной жизни»
Вышла в свет в Издательстве «Феникс» в 2005 г.

Женщина подобна розе: лепестки опадают
за неделю, шипы остаются навсегда.
Афоризмы от Кащея


Основная идея данной модели состоит в описании того, как  изменяется привлекательность мужчин и женщин на брачном рынке в зависимости от возраста. Точнее, сам А.П. Егидес исследовал привлекательность, начиная вообще с младенчества, но интересная для нас точка отсчета – это брачный возраст, начинающийся в 17-18 лет. Основные идеи Аркадия Петровича следующие.

В ранний период преимущество имеет слабый пол. Действительно, девушки к указанным годам расцветают, юноши же пока не могут похвастаться особой привлекательностью, поскольку не вышли из подросткового состояния. Причем девушки, обращает внимание Егидес, привлекательны как для своих ровесников, так и для тех, кто старше их по возрасту и уже обладает достаточным жизненным опытом, знаниями и нередко деньгами. Юноше с такими старшими товарищами конкурировать сложно, точнее – практически невозможно.

Кроме того, как отмечают психологи, в том числе и Егидес, у мужского и женского пола неравномерно происходит развитие психотехники общения. Не буду здесь приводить график, но смысл в том, что девушки обучаются эффективному общению раньше юношей, полностью юноши их догоняют практически в зрелом возрасте – где-то к 30 годам. Далее психотехника общения и у мужчин, и у женщин находится на приблизительно одинаковом уровне. Но в молодости мужчинам порой не хватает навыков общения, что отрицательно сказывается на потенциальном успехе у слабого пола.

Финансовое положение в молодости тоже зачастую не может быть козырем в руках молодого мужчины. Несмотря на то, что, как правило, мужчины зарабатывают несколько больше женщин, в начале карьеры сумма заработка обычно невелика. В то же время, родители молодой девушки чаще всего находятся в трудоспособном возрасте и готовы помочь своей дочери материально – то есть, благосостояние молодой особы в среднем является приемлемым.

Если говорить о совместной жизни, то здесь дополнительным козырем девушки оказываются ее навыки ведения домашнего хозяйства, которые даже если еще и не развиты в достаточной степени, то почти наверняка превосходят аналогичные навыки ее спутника, который в домашнем хозяйстве несведущ. Часто молодая хозяйка просто руководит своим мужем в таких вопросах, и без этого руководства он вряд ли способен к эффективным действиям.

Таким образом, перечисленные показатели – внешняя привлекательность, хорошая психотехника общения и относительная финансовая независимость от супруга, по Егидесу, в сумме приводят к тому, что в случае распада  брака двух совсем молодых людей, молодая жена скорее найдет замену своему молодому мужу.

Этот вывод основывается на внутренних факторах, характеризующих персональные возможности соискателя. Однако в данный период и внешние факторы – состояние брачного рынка – оказываются в пользу молодой девушки.

Известно, что количество мужчин и женщин, желающих вступить в брак, неодинаково. Но их соотношение меняется в зависимости от возрастной категории. По статистике, до 24-летнего возраста число неженатых мужчин больше, чем женщин. Причем разница достаточно существенна. Иными словами, молодым женихам просто физически (количественно) не хватает молодых невест, отчасти и потому, что девушки нередко выходят замуж за мужчин старше себя. Ввиду указанного дефицита, молодые люди также вынуждены обращаться к женщинам старше. По данным Егидеса, таких браков около 10%, то есть, значительная величина, хотя и не каждый брак из этих десяти процентов обусловлен обсуждаемым дефицитом.

Примерно после 24-летнего возраста супругов вносить свой вклад в отношения между мужем и женой начинает ребенок, часто появляющийся к этому времени. Согласно описываемой модели это тоже аргумент в пользу женщины, ведь считается, что любовь к ребенку и желание его вырастить удерживает мужчину в семье. Эта идея существует уже тысячелетия. Вот цитата из Библии про Лию, жену Иакова: «И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов» [3;31]. Кроме того, нередко женщина факт наличия ребенка превращает в орудие давления, грубых манипуляций и шантажа (типа «Разойдемся – ребенка не увидишь!»).

В материальном смысле при разводе также больше страдает мужчина, и Егидес даже говорит об имущественном крахе мужчины, когда ему приходится оставлять жене с ребенком квартиру и практически начинать все с нуля.

С нашей точки зрения, аргумент насчет ребенка – спорный, да и квартиру в добровольном порядке оставлять необязательно, а все остальное весьма близко к реальности. Поэтому можно в определенной степени согласиться с Аркадием Петровичем, что в молодом возрасте большинство преимуществ находится на стороне женщины. Для женщин, предлагающих себя на брачном рынке, это так называемый рынок продавца. (Рынок продавца/покупателя – понятие, показывающее, кто на данном рынке определяет политику, диктует условия: продавец или покупатель). К счастью для мужчин, потом ситуация изменяется, и все факторы оказываются в их пользу. Полностью это происходит примерно к 40-летнему возрасту.

Начнем с внутренних факторов. Мужчина, по выражению Егидеса, «матереет и приобретает мужскую привлекательность». Женщина же наоборот – стареет, причем часто очень быстро, и уже после 30 ее внешние данные существенно ухудшаются (а у некоторых - и раньше).
Материальная сторона вопроса у мужчин с возрастом успешно разрешается – карьерный и профессиональный рост существенно увеличивают доходы. У женщины же, в большинстве случаев, если и происходит увеличение зарплаты, то куда меньшими темпами и до ощутимо меньших абсолютных показателей. А поддерживавшие ее ранее родители теперь сами нуждаются в поддержке, так как достигли к этому времени пенсионного возраста.

Развитость навыков общения и у мужчин, и у женщин к этому времени выравнивается, но эффективность использования их отличается, теперь уже в пользу мужчин. Изменение эффективности обуславливают уже упомянутые факторы – внешняя привлекательность и материальная обеспеченность. Взрослый мужчина умеет красиво ухаживать, а наличие денег облегчает этот процесс. Женщина сохраняет способность красиво принимать ухаживания, но их (ухаживаний) становится все меньше.

Количественная статистика также изменяется в пользу мужчин. По статистике, приводимой А. Егидесом, в районе 40-летнего возраста число незамужних женщин превышает число неженатых мужчин более, чем в 2 раза. Тому есть естественные причины – среди мужчин выше смертность, как от заболеваний, например внезапных инфарктов, так и от внешних воздействий - войны, катастрофы, криминал, несчастные случаи. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, спиваются, а также попадают в заключение, выбывая таким образом из группы конкурентоспособных женихов.

Оставшиеся же мужчины в большинстве своем смотрят отнюдь не на ровесниц. В модели Егидеса приводятся данные, согласно которым 13,4% мужчин в возрасте 40-44 лет и 32,9% в возрасте 35-39 лет сочетаются браком с женщинами моложе 30 лет. Глядя на такую динамику становится интересно узнать, каков же процент мужчин в возрасте 30-34 лет выбирает в жены ровесниц…

Дети в рассматриваемом периоде жизни супругов также перестают быть сдерживающим фактором. Во-первых, они уже достаточно взрослые, во-вторых, у них сложились определенные отношения с родителями, и еще вопрос, кого они больше уважают. Кроме того, с отцом, как правило позволяющим детям больше свободы, и помимо этого обеспеченным материально, детям просто выгодно иметь хорошие отношения.

В довершении всего, взрослый мужчина обладает достаточными хозяйственными навыками. Жизнь, что называется, заставила научиться. Причем нередко хозяйственные дела мужчина осваивает даже лучше женщины. Помню, в нашей компании был парень около 40 лет, имевший достаточный стаж холостяцкой жизни. Он был совершенно незаменим при выездах на различные корпоративные пикники и т.п., поскольку умел не только быстро развести в лесу костер и починить в полевых условиях любой автомобиль, но и приготовить высококачественную еду из каких угодно продуктов, причем в части последнего один стоил нескольких женщин.

Таким образом, сумма перечисленных факторов позволяет заключить, что с определенного момента брачный рынок превращается в рынок покупателя, где покупатель – мужчина. Данная ситуация имеет и ряд других последствий, связанных с изменениями взаимоотношений в семье. Тем, кого данная тема заинтересовала, рекомендую обратиться к первоисточнику – книге А.П. Егидеса «Лабиринты общения», из которой и было почерпнуто приведенное описание модели.