Детективные сериалы нулевых -2я серия Следствие

Валерий Краснянский
ДЕТЕКТИВНЫЕ СЕРИАЛЫ НУЛЕВЫХ
Предыдущая серия: http://www.proza.ru/2010/05/15/790

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. УЛИКИ и МОТИВ

В первой части нашего обзора мы, доверяя вкусу автора данного текста (пардон, а что еще остается читателю?), отобрали следующих Великих Сыщиков:

Детектив: Джордан Кэвана («Crossing Jordan»)
Категория: сыщик-любитель (судмедэксперт)
Силовое прикрытие: полицейский Вуди Хойт (эпизодически)
Экспертная поддержка: коллеги-патологоанатомы Найджел Таунсенд, Махеш "Баг" Виджаягавенсатанарьянамутри и д-р Гаррет Мэйси (отдельные независимые расследования)

Детектив: Эдриан Монк («Monk»)
Категория: консультант (бывший полицейский)
Силовое прикрытие: капитан полиции Лиланд Стоттлмайер и лейтенант Рэнди Дишер

Детектив: Лерой Джетро Гиббс («Navy NCIS»)
Категория: профессионал (специальный агент NCIS)
Напарники: команда спецотдела морской полиции, агенты Энтони ДиНоззо, Тимоти МакГи и Кейт Тодд / Зива Давид
Экспертная поддержка: патологоанатом др. Дональд "Даки" Мэллард и криминалист Эбби "Эбс" Шуто

Детектив: Джейсон Гидеон / Аарон Хотчнер («Criminal Minds»)
Категория: профессионал (специальный агент ФБР)
Напарники: команда отдела поведенческого анализа ФБР, агенты Дерек Морган, Спенсер Рид и др.

Детектив: Чарли Эпс («Numb3rs»)
Категория: консультант (ученый-математик)
Напарники: агент Дон Эпс - брат Чарли (официальное следствие и силовое прикрытие)
Экспертная поддержка: друзья физик-теоретик Ларри Флейнхард и аспирант-математик Амита Рамануджан; эпизодическая консультационная помощь: отец братьев Алан Эппс

Детектив: Темперанс "Кости" Бреннан («Bones»)
Категория: консультант (ученая-антрополог)
Напарники: спецагент Сили Бут (официальное следствие и силовое прикрытие)
Экспертная поддержка: коллеги из лаборатории Джефферсоновского института, ученые д-р Джек Ходженс и д-р Закари Урия "Зак" Эдди, художница Анджела Монтенегро, судмедэксперт д-р Кэмилл «Кэм» Сароян, психолог-профайлер д-р Лэнс Свитс

Детектив: Себастьян "Акула" Старк («Shark»)
Категория: профессионал (юрист, бывший адвокат)
Напарники: группа юристов-стажеров (вспомогательные задачи)

Детектив: Шон Спенсер («Psych»)
Категория: консультант (сын полицейского)
Напарники: Бёртон "Гас" Гастер  (экспертная поддержка)
Силовое прикрытие: полицейская Джулс О'Хара и следователь Карлтон Ласситер

Детектив: Чарли Круз («Life»)
Категория: профессионал (офицер полиции)
Напарники: «официальный» напарник детектив Дани Риз  (вспомогательные задачи)

Детектив: Патрик Джейн («The Mentalist»)
Категория: консультант ("менталист")
Напарники: старший агент CBI Тереза Лисбон, агенты Уэйн Ригсби, Кимбэлл Чо и Грейс Ван Пелт (официальное следствие и силовое прикрытие)

Детектив: Кэл Лайтман
Категория: консультант (психолог)
Напарники: эксперты-исследователи  «The Lightman Group» д-р Джиллиан Фостер, Илай Локер и Риа Торрес

Детектив: Нил Кефри
Категория: сыщик-любитель (профессиональный мошенник)
Напарники: федеральный агент Питер Бёрк (официальное следствие и силовое прикрытие)

Детектив:  детективы департамента полиции Нью-Йорка Джейсон Уолш, Кэйси Шрэгер, Лео Бэнкс, Генри Коул, Эрик Делахой, Эдди Альварез и Эллисон Бомон
Категория: профессионалы

Детектив: Ричард Касл 
Категория: сыщик-любитель (писатель)
Напарники: детектив Кейт Беккет (прямое участие в расследовании, официальное следствие и силовое прикрытие)

Кстати, что там насчет юмора? Отметимся для начала «внеконкурсным зачетом» на его наличие/отсутствие:

1. Джордан: «отлично»
2. Монк: «отлично»
3. Команда Гиббса: «отлично»
4. Команда Гидеона: «неуд»
5. Чарли Эпс: «удовл»
6. Бреннан-Бут: «отлично»
7. "Акула" Старк: «неуд»
8. Шон Спенсер: «отлично»
9. Чарли Круз: «хорошо»
10. Патрик Джейн: «хорошо»
11. The Lightman Group: «неуд»
12. Кефри-Бёрк: «удовл»
13. «Необычные детективы»: «хорошо»
14. Касл- Беккет: «отлично»
(Сорри-пардон, без комментариев, поскольку размеры и размерности чувства юмора - вещь сугубо индивидуальная)

ОК, некое предварительное представление о «месте преступления» мы получили - пора перейти непосредственно к следственному процессу и выявить десятку «самых опасных серийных убийц» нашего зрительского времени. А т.к. для поимки убийцы детективам всегда требуются отыскать обличающие его УЛИКИ и выявить движущий преступником МОТИВ, то и критерием нашей оценки станут «одноименные» пять пунктов «УЛИКИ и МОТИВ»:

У М
Л О
И Т
К И
И В

I. Уникальный Метод – индивидуальный стиль Великого Сыщика, т.е. на чем, собственно, основана его способность находить невидимые другим детали (1); и каким-таким макаром ему всегда удается, опережая остальных, приходить к правильным  (дедуктивным) выводам (2)?
(Понятно, что соответствующий уникальный метод имеется и у детективной пары, и у всей команды кинодетективов, но, для простоты «следственного эксперимента», мы будем рассматривать их как «коллективного» Великого Сыщика)

II. Личностные Отношения (personal relations) – насколько детально проработаны деловые, родственные, дружеские и любовные (!!) отношения самого детектива с окружающими его персонажами (1); и взаимоотношения этих персонажей между собой  (2)?

III. Индивидуальная Тайна – что заставило Великого Сыщика заняться расследованием преступлений (1); и в чем скрыта его личная мотивация детектива (2)?

IV. Командная Игра – если помощники Великого Сыщика больше не наивные комментаторы-Ватсоны, а его ученики и коллеги, то каково их участие в расследовании (1); и как они ведут Свою Игру (2)?

V. Иллюзия Выигрыша – получилось ли до самого конца сериала сохранить интерес зрителя к игре против Великого Сыщика, насколько удерживается баланс между теоретической возможностью предугадать развитие сюжета (1) и реальной неожиданностью непредсказуемой сюжетной развязки (2)?


Пункт I. Уникальный Метод

Чем один Великий Сыщик отличается от другого? От Лестрейдов/Ватсонов и зрителей/читателей – это понятно: сыщик видит то, что мы в упор не замечаем, и делает выводы, о которых мы и подумать не могли. Но друг от друга? На первый взгляд, все наши детективы похожи между собой – все демонстрируют и сверхнаблюдательность, и чудеса дедукции. Но это не так. Каждый из по-настоящему Великих Сыщиков имеет свой, отличный от других стиль – Уникальный Метод.
Если присмотреться внимательнее, то видно, что в подавляющем большинстве случаев этот метод состоит из трех последовательных шагов:
Шаг 1. Собрать незамеченные другими факты
Шаг 2. Найти недостающие до полноты картины звенья
Шаг 3. Сделать окончательный вывод.

Рассмотрим, как проходят каждый из этих шагов наши Великие Сыщики:

1.1. Уникальный Метод: Как заметить мелкие детали?
Вариантов ответов на этот вопрос у нас будет два – «сложный» (A) и «легкий» (B):
A. Или надо обладать уникальным даром видеть мир не таким, каким его видят остальные
B. Или требуется стать профессионалом - натренироваться подмечать все мелочи

Увы, почти все - команды Гиббса и Гидеона, судмедэксперты Джордан, ученые из лаборатории Бреннан, «необычные детективы», сотрудники The Lightman Group, Чарли Эпс, «акула» Старк и Кефри с Бёрком идут вторым путем, «учась на своих ошибках».

Только вот их всех, даже не напрягаясь, опережает молодой человек по имени Шон Спенсер. А почему? Да потому что учиться наблюдательности он начал еще с пеленок - под чутким руководством своего бати, профессионального копа. Из этих детских тренировок и вырос талант Великого Сыщика «видеть невидимое».
Повезло тебе с учителем, Шон… Садись, пять баллов! С минусом. Минус - за расхлябанность. А родителей завтра в школу!

Подобное же обучение (тоже под руководством своего отца), но с акцентом на психологии, получает и «Менталист». Только профессионального опыта у него поболее чем у Спенсора. Патрик Джейн даже весьма прилично разбогател, будучи практикующим шарлатаном-медиумом. Так что своего «сокурсника» по специальности чтение лжи, д-ра Лайтмана, он легко обходит, что называется, «по баллам». Практика – великая вещь!

Рик Касл – автор множества детективных бестселлеров. Это факт. Даже на бронежилете у него надпись не «Police», а «Writer». Учился ли он наблюдательности? Да, конечно. Но и в подлинном таланте писателя – природной способности обращать внимание на самые крохотные детальки, оттенки и нюансы окружающего мира, ему никак не откажешь. Талантище - гений-самоучка!

Монк? Конечно! А кто бы сомневался! Да остальным до его подметок еще расти и расти. Только не выйдет! Это ж надо – ежедневно по несколько раз выдраивать комнату от мельчайших пылинок, с точностью до миллиметра расставлять блюдца в шкафу, дотошно пересчитывать все фонарные столбы и ступеньки перед своей дверью и методично раскладывать еду на тарелке строго по ее форме и цвету! Не-а, ребята, маниакальную наблюдательность не переплюнуть!

Чарли Круз – человек, рожденный заново. В каждой серии он исследует вкус какого-нибудь нового закавыристого экзотического фрукта. И это не блажь. И не метафора - в тюрьме он был лишен не только фруктов, но чуть было не лишился и жизни. Несколько раз. Поэтому, точно также как фрукты, он заново исследует и саму жизнь. И пусть это и не врожденная способность как у Монка, но Круз теперь видит окружающий мир далеко не так как другие. Его взгляд – это суперпозиция всему удивляющегося незамутненного взгляда новорожденного младенца и, охлажденного дзеном до минусовой температуры, «инфракрасного» зрения умудренного опытом профессионала-копа. Вот так-то: бывает и второй шанс - это не повторная попытка, а нечто принципиально новое!


1.2. Уникальный Метод: Как отыскать дополнительную информацию?

A. Или дополнить расследование специальными приемами, позволяющими выжать из исходного факта еще несколько капель истины?
B. Или воспользоваться палочкой-выручалочкой современного сыщика – наукой?

«Необычные детективы» спешат на улицы.
Джордан как всегда выручает широта интересов ее гениального коллеги Найджела.
Шону Спенсеру помогают свежеприобретенные знания его друга фармацевта-химика Гаса
Экспертам группы Бреннан просто «по статусу» положено демонстрировать чудеса научной изобретательности – что они с превеликим удовольствием и делают.
Команды Гиббса, Гидеона, «The Lightman Group» и фэбээревцы Бёрка тоже на научной подпитке. Сюда же, формально, спишем и математика Эпса, который по-прежнему продолжает грузить нас своим математическим моделированием  Что ж, наука бывает разной. И, скажем, если NCIS больше тяготеет к «железным» экспертным методам в стиле лаборатории Бреннан, то «The Lightman Group» идет по чисто «гуманитарному» пути психологии.

И это все? Конечно нет! Есть еще и проверенная классика:
Лэнс Свитс, психолог прикрепленный к лаборатории Бреннан, судмедэксперт морской полиции Даки Мэллард и команда Гидеона выуживают дополнительную информацию из психологического профиля преступника.
«Акула» Старк пользуется услугами частного сыщика.
А Сили Бут, Чо с Ригсби из команды «Менталиста» и Гиббс (знаменитый своим «взглядом Гиббса») полагаются на старую, проверенную временем, отточенную технику допроса

Пожалуй лишь один Рик Касл добывает новую инфу методом случайного тыка - выискивая ее ассоциативные «следы» буквально во всем: от непредсказуемых последствий своей неуемной тяги к приключениям до отвлеченных разговоров со своими домашними. При этом, все выуженные Каслом новые версии и улики имеет для него особую значимость – они как бы выступают в роли «подарков ухажера» для неприступной Кейт Беккет. Ну, так на то он и писатель – ему без вдохновения никак!

Но есть и еще один способ раздобыть недостающее звено – надо шокировать окружающих, выбить их из колеи. Вот тогда они сами себя выдадут и/или проговорятся о собственных секретах.

Монк пользуется данным приемчиком непроизвольно – его обычное поведение и так озадачивает окружающих. Только ему это не здорово и нужно: Монк человек из мира идей и вещей, а не мира людей и их мотивов. Однако и в его случае «шокотерапия свидетеля» возвращает ненулевой результат. Или, может, тут все дело в его, монковском, обаянии?
А уж кто точно неадекватен, так это «Кости» Бреннан – но уже в силу своего характера (и образовательных перекосов: «А кто эта Опра?»). Безапелляционность в суждениях, готовность в любой момент применить силу (Бут, да отдай ей,  наконец, пистолет!) – «культурная» грубость со стороны красивой женщины весьма неплохо провоцирует на откровенность – тем более что в противном случае правду из тебя могут и слегка выбить.
Еще более эффектен Чарли Круз: этот немигающий взгляд новорожденного младенца и неисчезающая безоблачная дзеновская улыба. О! Эта улыба просто бесит всех вокруг, включая и его напарницу Дани Риз!
Но настоящий мастер шокотерапии – это, безусловно, «Менталист» Патрик Джейн! Его методика работы на месте преступления строится именно на разведке боем – на массе экспромтов-ловушек и «мелкопакостно»-каверзных, провоцирующих окружающих к непроизвольной откровенности, поступков. Точнее «проступков», за которые ему постоянно влетает от начальства. Чего стоит один только любимый приемчик Патрика – искренне, по-дружески заглянуть в глаза свидетеля и, доверительно располагающим к себе тоном, сопереживающе спросить: «Это вы убили?»


1.3. Уникальный Метод: Как получить неожиданный вывод или вычислить недостающий мотив?

A. Или основываться на выходящей за пределы стереотипов логике?
B. Или руководствоваться чисто профессиональными (т.е. недоступными простому зрителю) знаниями?

И здесь тоже особого разнообразия не наблюдается.
Пожалуй, только одна Джордан (и то не всегда) применяет специальный метод – «игра в убийство» - ролевое моделирование преступления.
Командные игроки полагаются в основном на психологию – на модные сейчас профайлы преступников и НЛП-подобные методики распознавания лжи, и никакой «особо хитрой дедукцией» не блещут.
Старк и «Кости» дополнительно давят на свою одержимость (ищейки-юриста и ищейки-ученого, соответственно), и не останавливается, пока тупо не выходят на правильный ответ.

Исключение, пожалуй, составляют лишь:
«леворезьбовая» логика обоих вернувшихся в строй полицейских со стажем - Монка и  Круза, сочетающая их прошлые профессиональные навыки с неординарно-отрешенным взглядом на мир;
да искрометный талант сочинителя и фантазера Рика Касла, профессионально примеряющего свои литературные сюжеты к вероятным версиям расследуемых преступлений (и наоборот).


Пункт II. Личностные Отношения

Личностные Отношения – естественные связи на которых строится мир художественного произведения. Они присущи всем жанрам, в том числе и детективу. Мы выделим пять типов таких связей и, для пущей наглядности, подкрепим их примерами из самого Конан Дойля:

2.1 Деловые отношения.
Пример: отношения Шерлока Холмса к инспектору Лестрейду и мисс Хадсон.

2.2 Родственные отношения.
Пример: отношения Шерлока Холмса с его старшим братом Майкрофтом.

2.3 Дружба.
Пример: отношения Шерлок Холмс – доктор Ватсон

2.4 Главная любовная линия (обязательно незавершенная!).
Пример: влечение Шерлока Холмса к авантюристке Ирен Адлер

2.5 Второстепенные любовные линии.
Пример: взаимоотношения доктора Ватсона и его жены Ирен


2.1 Деловые отношения.
Ну, здесь особых открытий не предвидится. Естественно, что «командные» сериалы должны уделять деловым отношениям гораздо больше внимания, чем сериалы одного героя. А «необычным детективам» так вообще без деловых отношений никуда – на то и полицейский участок, с его духом работы одной большой команды.
И все же в лидеры деловых отношений выходят не монолитные «боевые единицы» Гидеона, Эпса-старшего и Бёрка, и не компактные «группы поддержки» Монка, Старка, Шона Спенсера, Патрика Джейн, и Чарли Круза, а, прямо или косвенно принадлежащие к «субкультуре научной лаборатории» команды Джордан, Бреннан и… Гиббса.
Да, Гиббса – всего лишь два его эксперта, умудренный опытом д-р Маллард и очаровашка Эбс, полностью меняют привычный по другим сериалам «деловой» стиль работы оперативников (который неутомимый ДиНоззо еще и разбавляет своими чисто офисными приколам). Чего стоят одни только традиционные «кофейные церемонии» команды Гиббса!
А вот The Lightman Group несколько приотстали – ау, пора будить сценаристов!


2.2-2.3 Родственные отношения + Дружба.
Родственники – хороший вспомогательный движок сюжета. Если Великий Сыщик женщина – можете смело делать дедуктивный вывод, что она имеет «проблемного» отца (Джордан, Бреннан). А вот для играющих вторую скрипку Беккет и Лисбон данный сценарный стереотип будет уже не столь актуален.
Мужчине-герою проще. Отец для него лишь источник взаимонепонимания, требующий некой напрягающей процедуры «утряски всех точек над i»,- дабы родитель осознал, наконец, что его сын давным-давно уже взрослый и независимый мальчик (Монк, Гиббс/ДиНоззо, Круз). Но для молодежи - Чарли Эпса и Шона Спенсера, их отцы, наоборот, все еще обременены родительскими функциями учителей-наставников.

Аналогично просится к разработке и «братская» тема. Причем, в сложнозапутанных взаимоотношениях со своими братьями отметилась добрая половина наших Великих Сыщиков. А, так как отношение к брату на порядок сложнее отношений к родителям (которых полагается любить несмотря ни на что), границы сюжетного диапазона здесь просто неимоверны:
от простой опеки «непутевого» младшего брата (братья Эпс, младшие братья Хойта и Бута)
до загадочных типажей «под Майкрофта Холмса» (Эмброз Монк, брат мистера Монка)
и неразрешимой проблематики «свой-чужой» (чокнутый брат Джордан Кэвана; Ари, брат Зивы Давид и персональный враг Гиббса)

А вот с чисто семейными связями у Великих Сыщиков дело худо. Все они – либо вдовцы, либо разведенные. Причем некоторые (Гиббс, Касл) даже имеют за плечами по несколько неудачных браков. Это – традиция: для «миссис Коломбо» нет места на детективной сцене. А что до примерного семьянина Питера Бёрка, то он - единственное исключение из этого правила. (Так что я бы на месте Питера сильно призадумался…)

Да и дружба, естественно-возникающая  между работающими в одной команде героями, вещь тоже крайне необходимая для насыщенности атмосферы сериала, но погоды в нем не делающая. Классический детектив просто не готов отвлекаться на самокопание в родственных и дружеских  отношениях - как, например, это происходит в полудетективном боевике «Во все тяжкие» (партнерство Уолтера Уайта и Джесси Пинкмана, развод Уайта, Уайт и его свояк Хенк Шрайдер из УБН) («Breaking Bad», 2008, http://www.imdb.com/title/tt0903747, http://www.breaking-bad.ru)
Но в детективе статус напарника уже автоматом ведет к дружбе и определяет только один вариант конфликта – предательство.
Разве что роль друг-партнер возникает не из формально-деловых связей, а из детских привязанностей героев – как у Бёртона Гастера и Шона Спенсера. 


2.4 Главная любовная линия

С любовью Великого Сыщика тоже дело швах. Любовь – естественно-логичное и более-менее подходящее противопоставление смерти. Однако, напомню, смерть в детективе – это не его фокусная точка, а фон на котором строится повествование. К тому же, пространство детективного мира нельзя («в пику смерти») расписывать красками любви главного героя еще и потому, что его задача – логика, а не чувства. Великий Сыщик обречен на одиночество. Чего нельзя, кстати, сказать о второстепенных персонажах. Питер Бёрк, подобно Ватсону, может быть потрясающе счастлив в браке. Но Нил Кефри, следуя пути Холмса,– нет. Естественно, запрет это касается только Большой Любви, но не секса. Так, у «душки» Кефри и у уже переживших несколько разводов Гиббса, Старка и Касла с сексом проблем нет. Однако, будучи Великими Сыщиками, они не опускаются до бондианы за каждой юбкой.

И все же главная любовная линия в детективе всегда должна присутствовать:

Она может либо уходить в будущее - как у  Касла, с его музой и прообразом «Ники Жары», потрясающей Кейт Беккет.
По этому же пути также движутся и вечно чего-то ищущая, но никак не могущая определиться Джордан, и недовзрослевший до серьезных отношений Шон Спенсер, и идеально дополняющие друг друга, но все же «непересекающиеся» Бреннан и Бут.
Либо любовная линия оказывается уже оборванной в прошлом - как с первой женой Гиббса. Хотя, уже отомстивший за смерь жены Гиббс, здесь скорей исключение, а играющие свои грустные мелодии, первые скрипки в руках вдовцов - Эдриана Монка и Патрика Джейн.
Сюда же, ко второму варианту, следует отнести и снова отличившегося Чарли Круза: его бывшая жена жива, Круз ее по-прежнему любит (и даже может с ней переспать!), но… любовь уже умерла - она убита ее добровольным предательством. И потому, нет никаких шансов ни на возрождение старой, ни на появление новой любви. Ни к Констанции Гриффитс – адвокату, а, впоследствии, окружному прокурору, неимоверными усилиями вытащившей Круза из-за решетки. Ни к Дани Риз - детективу с настолько тяжелым характером, что изгой Круз оказался единственно подходящим для нее напарником.

А вот в уже упомянутом нами внеконкурсном сериале «Во все тяжкие» место любви не в ушедшем прошлом, и не в туманном будущем. Любовь здесь изначально сосредоточена в текущих супружеских связях главных героев - прочных в начале сериала и постепенно разваливающихся по ходу развития сюжета.
Но для детектива подобное перемещение времени любви «в настоящее» ход крайне неудачный,- в чем мы можем убедиться на примере детективной пары Мэта Фланери и Эмили Леман из односезонных «Переговорщиков» («Standoff», 2006, http://www.imdb.com/title/tt0756582/). Их служебный роман сложился изначально, поэтому не несет никакой функциональной нагрузки завершающего вознаграждения символической «победой над смертью» - и оставляет зрителя равнодушным.

Таким образом, у нас имеется только два варианта любви Великого Сыщика – «прошлый» и «будущий». Что, соответственно, предполагает и два варианта финала детективного сериала:

Либо последняя серия будет завершена эффектной кульминационной поимкой убийцы возлюбленной нашего детектива (Браво, Монк!).
Либо - «влюбленные соединятся». Правда, хеппи-энд будет неизбежно смазан врожденной неромантичностью детективного жанра, и, в лучшем случае, Джордан сможет лишь что-то невразумительно промямлить о своей любви к Вуди Хойту. Интересно, а как выкрутятся из этой сюжетной каверзы наши лидеры – идеальные детективные пары Бреннан-Бут  и Касл-Беккет?


2.5 Второстепенные любовные линии.
Детектив есть детектив, и мрачный фон смерти из него никак не выкинешь. Поэтому табу на любовь Великого Сыщика компенсируется вторичными любовными связями. Естественно, что и второстепенных героев тоже следует помучить - иначе их счастливые рожи начнут слишком оттягивать к себе зрительское внимание.

И опять моду задает команда Джордан. Окончательно запутавшийся в отношениях со своими женщинами, доктор Гаррет Мейси и взрывная, полностью включенная на эмоции «специалист по работе с родственниками покойных» Лили Лебовски разыгрывают просто умопомрачительный, класса настоящей мыльной оперы, любовный многоугольник.

Не обходит стороной любовь и спецотдел морской полиции Гиббса (http://www.ncis.ru) – всех, кроме  разве что самого старшего их них доктора Малларда,- но и у него, будьте уверены, все впереди!

А уж о лаборатории Бреннан (http://bonestv.ru) и говорить не приходится! Любовная линия всепонимающего страдальца, истинного джентльмена д-ра Джека Ходженса и ветреного чуда, художницы Анджелы Монтенегро практически не уступает по своей силе основной линии Бреннан-Бут.

Несколько приотстают в этом плане оперативники Терезы Лисбон (http://serial-mentalist.ru) – ограничившись одной, но мощной связью неуклюже-обаятельного агента-профессионала Уэйна Ригсби и осторожного новичка, «всей из себя правильной» Грэйс Ван Пелт.

Даже «группа поддержки» Монка шалит романтическими поисками его помощниц Шароны Флеминг и Натали Тигер. А в самом финале вдруг ошарашивает, давно намечавшейся «но не сложившейся», связью лейтенант Рэнди Дишар – Шарона. Зрительские ожидания надо оправдывать!

Крохотная команда (тайно влюбленной в творчество Кастла) Кейт Беккет (http://castle-abc.ru/) тоже отмалчивается. Ну кроме, разумеется, безумных похождений молодящейся матери Рика и намечающихся перспектив его подрастающей дочери, умницы Алексис (скорей всего не последующей по стопам тинэйджерских безумств дочери «акулы» Старка).

А окружение Чарли Круза выстреливает сразу двумя любовными линиями:
«грубой» - служебному роману Дани Риз и рубящего правду-матку рубахи-парня капитана полиции Кевина Тидвела,
и «тонкой» - мощно вспыхнувшей буквально в четырех коротких эпизодах любви бывшего сокамерника Чарли экономиста Тэда Эрли к… юной невесте отца Круза, красавице Оливии.

The Lightman Group (http://lie-2me.ru, http://lietomeserial.ru) и остальные опять чего-то ждут, разрешая себе иногда лишь легкий флирт..

Поотстали и «необычные детективы» - надеюсь, они не упустят возможности вырастить из посеянных в первом сезоне семян побеги настоящих любовных интриг? (Если, конечно, выйдут в следующий сезон)


Пункт III. Индивидуальная Тайна

А здесь вообще просто.
У каждого Великого Сыщика обязана быть личная мотивация – первое убийство, вынудившее его освоить профессию детектива. Обычно таким событием становится смерть жены, а для женщин-детективов (Джордан, Бреннан, Беккет) – убийство матери.
Плюс к этому, сильно не откладывая в долгий ящик и в соответствии с личной мотивацией, каждому Великому Сыщику требуется обзавестись какой-то большой целью – своим персональным врагом, эдаким собственным «профессором Джеймсом Мориарти». Иногда его имя становится известно уже в начале повествования. Иногда – остается покрытым мраком аж до самой финальной развязки.

Лучше всех знает своего персонально врага Патрик Джейн - это Красный Джон, серийный маньяк вырезавший всю его семью. Поэтому за внешним фасадом беспредельной обаятельности и шарма (по своей глубине превосходящему даже шарм отличника гламура Ника Кефри) в глубине души у Патрика скрывается неутоленная жажда мести. Эта одержимость сродни погоне за Моби Диком – мощнейшая мотивация, изначально и задуманная авторами сериала как основной «движок» характера их Великого Сыщика. Недаром каждая серия несет маленькое напоминание о красном цвете

А вот детектив-гений Эдриан Монк, наоборот вплоть до последнего дела не может вычислить кто и зачем убил его жену. Но, в отличии от Патрика Джейн, Монком движет только любовь – истинная и чистая любовь Эдриана к его единственной и неповторимой Труди.

Проблема мести целиком поглощает и Чарли Круза. И лишь интенсивные занятия дзеном помогают ему не сорваться до роли новоявленного Графа Монте-Кристо. Да и кому мстить, когда тебя предали ВСЕ? Правда, к концу сериала Круз все-таки находит подходящую для отмщения кандидатуру - однако, в духе все тех же дзеновских парадоксов, имеющую лишь косвенное отношение к его подставе…

Нда, трудно подобрать Великому Сыщику достойного Мориартиподобного Врага. На то он и велик, чтобы запросто ловить преступников. А враг-супермонстр и/или абсолютное отсутствие улик по исходному «мотивирующему убийству» ведут нашего героя к излишней одержимости. Что, по большому счету, не так уж и хорошо. Кто, скажите, при подобном уровне маниакальности, гарантирует, что Патрик Джейн не есть сам Красный Джон? Да и до последнего сезона дотянуть сложнее. Только втянулись, как дикая одержимость Джордан Кэвана уже наводит ее на решение загадки смерти своей матери. И это в середине сериала! А дальше? Вот почему в детективных сериалах спонтанно возникает явление, которое мы назовем «личным сезонным врагом».

Такого противника обычно хватает на два-три сезона. И ему даже позволяется на какое-то время улизнуть от сыщиков:

Джетро Гиббс давно разобрался с убийцей своей жены и дочери. Собственно, это и привело его в морскую полицию. И пусть он предпочитает говорить от своих трех разводах, а не четырех браках, но зритель то уже посвящен в его главную тайну. Достаточно ли Великому Сыщику одного профессионализма - без личной мотивации? Как знать… Зато, когда на пути NCIS встает неуловимый Арии - убийца Кейт, он тут же становится личным врагом Гиббса, «его временной одержимостью». И мы снова убеждается: да, Джетро Гиббс – Великий Сыщик!

Коллеги Темперанс Бреннан свою проверку «на одержимость» проходят на личных сезонных врагах - Могильщике и Гормогоне. Первый умудряется подвергнуть реальному риску смерти почти всех главных героев сериала. Второй – вычеркивает из списка сотрудников лаборатории любимца самой Темперанс талантливого молодого ученого Зака Эдди.

А если не дай бог в команде детективов происходит смена лидера, то тут уж тем более необходим новый личный сезонный враг! Такой, как серийный убийца Потрошитель для спецагента «Хотча», заменившего в четвертом сезоне  «Criminal Minds» прежнего лидера отдела поведенческого анализа Джейсона Гидеона.

Но мы немножко отвлеклись от темы… Еще раз уточню:
Индивидуальная Тайна Великого Сыщика величина «векторная», образующаяся из
мотивации – какой может стать, например, убийство близкого ему человека, и
цели – явного или скрытого образа личного врага детектива.
И задача ее не слишком обширна - всего лишь задать стержень сюжета, его общее направление. Что, в свою очередь, позволяет образу Великого Сыщика обрести некую дополнительную цельность.

Впрочем, ничто не мешает вместо описанных выше глубоко личных вариантов «индивидуальной тайны», связанных со смертью близких, применять и более простые мотивационные «секреты».
Например, как у «Акулы» Старка, работа которого должна хоть как-то оправдать убийство, совершенное сразу после выхода из зала суда, оправданным им, Себастьяном Старком,  подзащитным.
Или, как у  Шона Спенсера, о главном секрете которого - мнимых экстрасенсорных способностях, знает только он сам и… я – т.е. зритель. В результате мы оба, на пару с Шоном, оказываемся как бы немножечко по ту сторону фокуса: Ну что, повеселимся? Продолжим дурачить всех остальных?


Пункт IV. Командная игра

И опять у нас «начинает и выигрывает» Джордан Кэвана. Стоило ей разрешить основную часть своей индивидуальной тайны, как эстафету расследования преступлений подхватывают остальные судмедэксперты морга. Да не просто включаются в параллельные дела, а вовсю используют уникальный метод самой Джордан (игровое моделирование преступления).
Мало того - «нетрадиционная» специализация Лили Лебовски внесла в сериал «Мертвые не солгут» еще и дополнительные, ранее не поднимаемые в детективах  задачи морально-этического плана (в данном случае,  возникающие при взаимоотношениях с родственниками покойных). Неслыханная вольность для классической детективной схемы – это как если бы Конан Дойл пустился в описания похождений миссис Хадсон!
Однако ж такой ход неожиданно приподнял планку детективного жанра и продемонстрировал, что и роли не значимых непосредственно в расследовании игроков из команды Великого Сыщика, могут добавить сериалу дополнительной сюжетной остроты - зачастую, не меньшей, чем сама его исходная детективная фабула. А значит им, игрокам второй линии, тоже пора становиться звездами!

И если молодые адвокаты из группы Себастьяна Старка как-то особо не блещут глубиной характера, то каждый из группы аспирантов-практикантов Бреннан – уже цельная независимая личность. А уж об «основном составе» ее лаборатории и говорить нечего – в смысле можно говорить очень долго и очень много.  С подобным уровнем проработки всех задействованных более чем на одну серию персонажей, и, само-собой, основных участников детективной команды  может сравниться разве что «Морская полиция». Ребята Гиббса не устают удивлять, от сезона к сезону продолжая раскрываться перед зрителем с совершенно неожиданной стороны. То технарь МакГи вдруг предстает перед нами как успешный писатель-детективщик. То нагловатый Тони ДиНоззо «случайно» демонстрирует, что за его показной бравадой кроется подлинная честь, а всенаплевательский грубый юмор - лишь способ защиты себя и друзей от тяжести близкого присутствия смерти.
После «Bones» и «Navy NCIS» остальным сериалам должно быть просто стыдно сниматься по-старинке!
Вот это и есть настоящая командная игра: в плане детализации характеров и образов - как у главных, так и у второстепенных героев, оба сериала не только глубоки, но и масштабны. И если Гиббс все-таки немножко проигрывает команде Бреннан «количественно», то восполняет этот отрыв истинно армейской дисциплиной в мелочах – технических деталях следствия и пределов точности экспертизы. Застать кого бы то ни было из его команды на месте преступления без перчаток просто не мыслимо! (Вот только Эбби и МакГи не стоило разрешать одновременно нажимать клавиши на одной клавиатуре)

Короче: чем меньше в окружении Великого Сыщика будет заглядывающих ему в рот туповатых Ватсонов, и чем больше живых, активно участвующих в расследовании умных помощников – тем интересней детективный сериал. Ведь в современном мире глобальной конкуренции Великий Сыщик тоже уже не может оставаться монополистом – что ж, пусть ему на пятки наступают коллеги-детективы, а он им в очередной раз продемонстрирует кто здесь лучший из лучших! Кстати, показателен в этом плане «Касл», где казалось бы чисто «фоновые» по отношению к ведущей детективной паре и практически воспринимаемые зрителем как одно целое, детективы Райан и Эспозито тем не менее вносят достаточно значимую лепту в расследование. О, Рику Каслу действительно приходится напрягаться, чтобы опередить всех! А  у «необычных детективов» и команды Лайтмана следствие так вообще строится исключительно на работе напарников.

Командная игра – это здорово. Но и она имеет и свой минус: что если по сюжету (или другим причинам) придется заменить одного из членов команды? Это вам не враги-преступники, «отстрел» которых есть первоочередная задача детектива – они же свои, родненькие, семья!

К Натали Тигер – новой помощнице Монка, пришедшей на смену неподражаемой Шароны, мне, как зрителю, пришлось привыкать с большой неохотой. Да чем эта выскочка лучше Шароны?! Ничего, привык. Но окончательно осадок недовольства рассеялся только при встрече Шароны с Натали. А сцена, в которой они делятся между собой профессиональным опытом «работы с Монком» - с их диаметрально противоположным подходом к обязанностям помощницы - доставила просто массу удовольствия.

Еще болезненнее воспринимается уход из лаборатории Бреннан ее «личного» ассистента и всеобщего любимца доктора антропологии Зака Эдди. Вернее даже не столько его исчезновение, сколько «необходимая по штатному расписанию» замена. И хотя каждый из по очереди «дежурящих» на месте Зака аспирантов вполне состоявшаяся и интересная личность, зрители все равно жаждут его возвращения «в строй». И я с ними солидарен, даже  несмотря на то, что лично мне Зак был не симпатичен.

Но настоящим шоком для разбалованного неименными победами «хороших парней» зрителя оказываются реальные потери команды Гиббса – гибель агента Кейт Тодд и директора Джен (бывшей напарницы Гиббса). К пришедшей на место Кейт Зиве Давид даже сперва ощущаешь инстинктивную неприязнь – во Джетро взял стерву, да еще шпионку! Так что Зиве доверие зрителя приходится отрабатывать по-полной.


Пункт V. Иллюзия Выбора

Как вы думаете, что вызывает большее раздражение у зрителя:
его неспособность угадать кто убийца?
или наоборот - сюжетная предсказуемость?
Конечно второе! Но только при неотъемлемом условии, что нам, для определения личности убийцы, были предоставлены все улики! Детектив – игра честная. И Великий Сыщик не должен нас обыгрывать благодаря мухлежу с некими припрятанными в его рукаве козырями! Нельзя дурить своих – ведь мы, зрители, играем на его стороне. Мы - не противники, а полноправные партнеры Великого Сыщика. Только участвующие в расследовании не бок о бок с ним, а заочно! Другое дело, что в очередной раз разыгранный перед нашими глазами фокус, снова ненавязчиво подтолкнет к неправильным выводам. Ой, а где шарик? Я же наблюдал - он же должен был оказаться под средней скорлупкой!
Игра должна быть сложной, но без жульничества:
Можем ли мы ее выиграть теоретически?
- Да!
А практически?
– Нет!
Т.е. для настоящего детектива важен искусно выдержанный баланс:
- с одной стороны зритель обязан иметь ненулевую возможность опередить экранного Великого Сыщика в его поисках убийцы – при этом карты у них общие, не крапленые и, по возможности, лежат на самом виду.
- а с другой– ожидания зрителя ни в коем случае не должны сбыться. Он неизменно должен быть снова, и снова, и снова обманут. Но - обманут честно!
Весь секрет в гармонии этих двух частей - разнообразии выбора ответа и иллюзии его правильности. В иллюзии выбора. Если она получится, то мы с нетерпением станем ждать очередной эпизод n-го сезона любимого детективного сериала и смаковать каждую секунду его экранного времени. Если нет – будем по инерции, словно щелкая семечки, поглядываем на экран, занимаясь при этом какими-то своими делами.
Но как ее достичь? Увы, готовых рецептов создания идеальной вкусовой гаммы  «иллюзии выбора» не существует. Каждый «поваренок»-сценарист имеет свои неповторимые секреты, определяемые лишь классом его авторской фантазиии – той самой, которую мы в начале обзора отодвинули в сторону перед лицом законов детективного жанра. Да, фантазии – но не абы якой, а соблюдающей законы на макроуровне жанра и, одновременно, совершенно безбашенной в сюжетных деталях.

Нда… Двойная фантазия, однако. Но хоть измерить-то ее можно? Отчасти да – в сравнении сериалов друг с другом.
Получить некоторую оценку, косвенно, но характеризующую качество сериала в целом, нам поможет наблюдение за обыгрыванием «бродячих сюжетов» - тем-сиквелов, небольших стандартных ситуаций типа классической «запертой комнаты». Если сам детектив можно уподобить шахматной партии, то бродячий детективный сюжет сродни шахматному этюду.

Конечно, далеко не все, как великий Монк (Season 4, Episode 14), неподражаемые Бреннан-Бут (Season 2, Episode 19) и «темная лошадка» Чарли Круз (Season 2, Episode 13), имеют наглость замахнуться на преступника-астронавта (хитрый д-р Лайтман, кстати, и тут тоже отметился). Да и нагляднее будет сравнить более проходной сюжет. Например, тему аферы с поставкой в Ирак бронежилетов, имеющих  просроченный срок гарантии.

Почувствуйте разницу:
Вариант от Джордан Кэвана:
http://www.youtube.com/watch?v=M_zX49GQ9v0

И чуть более поздний вариант от Чарли Круза:
http://www.youtube.com/watch?v=wHlrlCw3fio

Кстати тот финт, который Круз продемонстрировал в финале сериала вообще полный абзац! Его козырная карта всегда оставалась на виду, а ведь мы, дураки, ему все это время не верили! Вот что называется Иллюзия Выбора!

Следующая серия: http://www.proza.ru/2010/05/21/408