Часть II Встреча Знакомство

Голиб Саидов
ТАК ГОВОРИТ АНДРЮША...



         В далеком 1982 году мне впервые довелось пересечь территорию Российской Федерации.
         В середине ноября я оказался в Ленинграде. Незадолго до этого умер Брежнев.
         Друзья были искренне рады моему приезду...
         Так уж получилось, что в феврале 1984 года я вновь очутился на берегах Невы. На сей раз, буквально за два-три дня до моего приезда, скончался Андропов.
         Мой друг Андрей, радостно бросаясь в объятия:
         - Господи, Голибушка! Ты бы почаще к нам приезжал...





ЗНАКОМСТВО

         Существует довольно устоявшееся выражение - "Сверять свою жизнь по...", и далее следуют различные варианты: "по звездам", "по веку", "по..." Одним словом, исходя из некой точки отсчета, сравнивая событие, явление или жизнь относительно нашего трехмерного пространства и полагаясь на пять органов чувств.
         Не удивляйся, мой милый читатель, и не сочти, пожалуйста, то, что ты сейчас услышишь, за бред сивой кобылы или (если быть точнее) сивого мерина, но мне тебе необходимо сообщить нечто очень важное, иначе бы я не стал отрывать твоего столь драгоценного времени. А сообщение моё заключается в том, что я в своей жизни сделал великое открытие, найдя, наконец-таки, для себя ещё одно измерение и приобретя, таким образом, дополнительное чувство. И этим открытием для меня явился обычный с виду человек, с которым мне довелось познакомиться, и о котором я давным-давно собирался тебе поведать. Но, видать, чересчур уж, огромна оказалась для меня эта глыба и слишком далеко (по времени) надобно было отойти мне для того, чтобы охватить её взглядом, а затем, пережевав, переосмыслив и перечувствовав, постараться донести до тебя хотя бы небольшой осколочек от неё с тем, чтобы ты смог составить для себя приблизительное представление об этой удивительной личности.
         Откладывать далее, уже не имеет более смысла - жизнь неумолимо приближается к той черте, за которой у меня будет строго спрошено: "Так почему-же, ты - собака - не поделился со своими современниками тем, что ты имел, используя хотя бы и тот косноязычный слог, что был дан тебе?!
         И в самом деле, не всем же дано быть Толстыми да Гоголями, Тургеневыми и Достоевскими. Их рождаются единицы на целое столетие, а столько ждать невозможно. Вот почему, я рискнул рассказать своими словами о ... нет, не о великом, поскольку величие - это совсем из другой оперы, а об удивительно самобытной личности и интересном человеке, по которому мне пришлось сверять свою жизнь.
         Именно - сверять! Не копировать, не пародировать, не подражать. Ибо, познакомившись поближе с подобного рода людьми, мы уже не можем жить своей прежней жизнью, но, однажды попав под влияние и обаяние этих уникумов, которые, вне всяких сомнений, влияют на нравственную природу человечества, просто обязаны попытаться изменить себя. А это означает - изменить наше окружение к лучшему. Что, в конечном счете, приводит к изменению нравственного климата на Земле в целом. О, как громко сказано!
         Ведь, самое ценное, что даровано человеку, это жизнь. И использовать данный шанс можно по-разному: прожечь, прогулять, пропить, наконец, чтобы, забывшись, очутиться в какой-нибудь канаве... А можно, попытаться посмотреть на мир совершенно иными глазами. И тогда - я в этом убежден - наряду с осознанием смысла человеческого существования, человек обретает не только душевный покой, но и, слившись в сладостной гармонии этого мира, постигает высшую тайну Вселенной, которую предначертано в итоге познать любому человеку и которая находится на самом деле внутри каждого из нас. И я приглашаю тебя - дорогой мой читатель - познакомиться с ним.



         Итак, знакомство наше с Андреем произошло при довольно забавных обстоятельствах, что требует своего отдельного повествования. (Я ведь, тебя предупреждал, что родился на Востоке, а потому стисни свои зубы и потерпи немного...)
         1980-й год. Я - бармен одного из самых экзотических баров (при всесоюзном акционерном обществе "Интурист"), расположенного в одном из красивейших памятников древнего зодчества XVII-го века - медресе Абдулазиз-хана, что находится в самом центре старого города, объявленного архитектурным заповедником.
         Маршруты всех экскурсий неизменно сходились именно в этом здании, во дворе которого по вечерам, под открытым небом, для многочисленных туристов устраивался фольклорный концерт, исполняемый артистами местной филармонии. Днем же, сюда различными ручейками стекались всевозможные потоки разношерстных туристов: как иностранных, так и советских.
         Мощные и толстые полутораметровые стены некогда лекционного зала, переоборудованного под современный бар, надежно защищали помещение от знойной 50-градусной жары, предоставляя утомленному путнику долгожданную прохладу и уютный полумрак, располагающий к приятному отдыху. Волей-неволей, здесь хочется пропустить стаканчик-другой вожделенного прохладного напитка. А через короткое время, немного освоившись и разомлев от уюта и комфорта, иных туристов тянет уже выпить и кое-что покрепче. Одним словом, почти совсем как в старой восточной сказке: утомленному взору путешественника, порядком уставшему от изнурительной ходьбы и измученному под безжалостными лучами нещадно палящего солнца, внезапно, как в награду за проявленные настойчивость и упорство, предстает благодатный оазис, предоставляя долгожданный покой и прохладу.
         В один из таких обычных летних дней, порог небольшого уютного бара переступила нога Наташи, супруги Андрея. Мог ли я тогда предположить, что этот шаг, чуть позднее, перевернет моё сознание и кардинальным образом повлияет на всё мое мировоззрение и мироощущение, изменив, тем самым, дальнейший ход истории всей моей жизни? Конечно же, - нет. Ибо, это был Знак. Знак, который дается свыше...
         События требуют от летописца неукоснительного следования правде и только правде. А потому...
         В тот момент мой наметанный взгляд бармена, бабника и ловеласа зафиксировал всего лишь прекрасную женскую ножку. Далее, скользя по ней выше, он на секунду замер в районе бедер, заставив ощутить некий спазм в области грудной клетки. Синие фирменные джинсы плотно облегали точеные ножки её хозяйки, являя собой непревзойденный скульптурный шедевр, словно над ними изрядно попотел сам великий Микеланджело.
         Затем, следуя за плавными изгибами и контурами, которые очерчивали её стройное тело, я отметил про себя тонкую талию, напоминавшую хрупкое горлышко изящной восточной вазы, отчего мое сердце запрыгало и затрепетало, готовое вот-вот вырваться наружу. И, наконец, взгляд мой окончательно остановился на уровне Наташиной груди.
         Тут я едва справившись со своими чувствами и, с трудом сглотнув слюну, стал молить всего лишь об одном: "Только бы не вспугнуть жертву! Только бы она не развернулась и не ушла!"
         Призвав на помощь всех святых, я собрал остатки самообладания и постарался естественно и непринужденно улыбнуться своей гостье. Наверное, это у меня получилось, потому что в следующее мгновение Наташа уверенно направилась к стойке.
         "Ну, теперь дело только за тобой, дурак!" - мысленно воззвал я к себе и, галантно кивнув незнакомке на барный стул, поставил перед ней стакан с прохладным соком. Ответом явилась очаровательная улыбка.
         Теперь, когда мне окончательно и полностью удалось разглядеть мою новую знакомую, я поначалу даже несколько растерялся, ибо не так часто мне доводилось иметь дело с исключительным совершенством, коим, несомненно, являлась Наташа.
         В её чистых и ясных глазах, обращенных к собеседнику, читалась открытая душа и неподдельный искренний интерес. Эти глаза могли свести с ума кого угодно!
         Окончательно же, меня добили её длинные и шелковистые волосы, волнующей линией обрамляющие почти детское личико и веером ниспадающие темно-каштановыми золотистыми искрами на её слегка округлые белые плечи.
         На какие-то несколько секунд я онемел. Однако, очень скоро, вновь взяв себя в руки, нашел в себе силы, чтобы представиться.
         Ответом мне был не голос, а волшебное журчание весеннего горного ручейка. Её тоненький голосок показался мне музыкой высших сфер - настолько это показалось неожиданным и необычным, что я был буквально очарован и решительно сражен этой мелодией.
         В течение последующих десяти-пятнадцати минут, я скороговоркой выдал "на гора" весь словарный запас дежурных острот, имеющийся, как правило, в арсенале любого мало-мальски уважающего себя бармена, выложив львиную долю интеллектуального багажа и распушив свой павлиний хвост настолько, насколько это позволяло пространство нашего скромного по размерам бара.
         В свою очередь, являясь исключительно мудрой и тактичной женщиной, Наташа не только ни разу не перебила меня, но даже напротив: всем своим видом она ясно давала понять, что ей невероятно крупно повезло - такого умного и обаятельного мужчину она встречает впервые в своей жизни.
         Это окончательно вскружило голову дикому архару, и я уже стал плести такое, что удивлялся самому себе. Перепрыгивая с "третье на десятое" и обратно, мой разум витал в высших заоблачных сферах, с одной-единственной целью: "Лишь бы не упустить такую добычу!"
         Вне всяких сомнений, это был пик моего интеллектуального и эмоционального всплеска: я был в таком воодушевленном и приподнятом настроении, в таком состоянии духа, что сам царь Соломон заскрежетал бы зубами от зависти, завидев меня.
         В конце концов, моя ахинея была по достоинству оценена милой гостьей, которая на мое настойчивое приглашение - пренеприменно посетить наш бар сегодня вечером ("фольклорный концерт", "арабский танец живота" и всё такое прочее...) - дала-таки своё согласие, скромно добавив своим тоненьким, поистине ангельским голоском:
          - Хорошо: нас будет трое.
         - Конечно же: об чём разговор?! - обрадовался я, добавив про себя: "Можете не волноваться, мадам: нас также будет трое!"
         Проводив Наташу, я, слегка пританцовывая и насвистывая какую-то фривольную мелодию, тут же стал прикидывать в уме: "Кого бы из своих многочисленных друзей пригласить на столь многообещающий и фантастический вечер?"
         Забегая несколько вперед, хочется привести отрывок из воспоминаний самого Андрея о том памятном дне.
         "Встретив нас с Виталиком в условленном месте, Наташа заявила нам, что вечером она приготовила для нас "сюрприз": мы идем в гости к одному очень интересному человеку. Наши робкие опасения, относительно возможных осложнений, она решительно развеяла, коротко бросив: "Увидите сами - не пожалеете..."

         Полагаю, не сложно представить себе мою физиономию, когда в назначенное время порог нашего бара переступили очаровательная Наташа и двое бородатых мужчин бомжеватого типа. Друзья, которым я пообещал незабываемый вечер, молча переглянулись между собой, но, вскоре придя в себя и с криком "еще можем успеть на турбазу!", в мгновение ока скрылись из глаз долой, оставив меня наедине со "святой троицей".
         Делать было нечего: вечер был уже все равно безнадежно испорчен, но показывать виду не позволяло восточное гостеприимство ("пропади оно пропадом!"). Справедливо полагая, что на большее, чем столовое белое вино, моим гостям (ввиду их явного коварства) рассчитывать вряд-ли стОит, я, с трудом скрывая свою досаду, откупорил бутылку и, взяв четыре пустых стакана, нехотя поплелся навстречу своей Судьбе.
         - Познакомся, Голиб - это мои минские друзья - Виталий и Андрей - не моргнув глазом, соврала Наташа, представляя своих попутчиков.
         - Очень приятно - как можно ласковей состроил я в ответ идиотскую улыбочку. "Надо же, и где только она откопала таких жлобов?"
         Аналитический склад ума и непревзойденный дар тонкого знатока человеческих душ я заценю за Наташей значительно позже, когда, приняв её приглашение и дав слово, приеду к "ней" в гости.
         Видимо, искренне проникшись ко мне дружескими чувствами и являясь неплохим психологом, она сознательно постаралась скрыть от меня факт своего замужества, дабы быть уверенной в реальности моей поездки. И уже за одно это я ей останусь благодарным до конца дней своей жизни.
         - Только посмей пикнуть! - пригрозит она накануне нашей памятной встречи своему мужу.
         К чести, надо отдать должное актерскому мастерству моего друга: Андрюша исполнит свою роль безупречно, не вызвав во мне и тени подозрения.
         Несколько слов о самом Андрее.
         Никогда не подозревал, что самое сложное - это писать о человеке, с которым, казалось бы, ты настолько близок, что понимаешь его с полуслова, с полувзгляда. И, тем не менее, оказывается это - факт, который я вынужден признать.
         Я встретил удивительный тип человека, совершенно неизвестный и не встречавшийся мне ранее. После знакомства с Андреем, я всё более убеждаюсь в том, что у человечества тоже должна существовать своя "Красная Книга", в одной из первых строчек которой большими буквами должно быть вписано имя этого человека. И пока жив этот редкий и исчезающий вид людей, наша планета будет вращаться. Ибо встреча с подобными личностями - поистине царский подарок.
         И это при том, что такие люди, как правило, почти ничем не выделяются особо среди огромной массы народа, и прежде всего, ввиду их чрезвычайной скромности. Пока жизнь не сведет вас с ними лицом к лицу. Мне повезло. Я встретил уникального человека, полного жизненной энергии, с неповторимым чувством юмора, открытыми жизнерадостными и искрящими глазами, излучающими нежность и доброту. Его грамотно поставленная речь заставляет устыдиться человека свою собственную: она так естественна и в то же время совсем не похожа на ту, которую мы привыкли слышать вокруг в повседневной жизни. Она у него удивительно живая, изобилует необычными оборотами речи, полна различных острот и шуток, которые выскакивают из него автоматом, словно он буквально напичкан ими - такими оригинальными и присущие только одному ему. Наконец, она - эта речь - обладает доверительным характером, с первых же минут общения приковывая к себе внимание, очаровывая и подкупая своего собеседника необыкновенным лиризмом и проникновенной искренностью. При этом, интерес его совершенно естественный и неподдельный.
         Кроме того, особо следует отметить его мимику и реакцию. Мгновение - и выражение лица может измениться до неузнаваемости. Можно сказать, что это прирожденный актер, но актер непростой, а воистину великий. Диапазон его эмоций чрезвычайно широк и разнообразен: мирная и доверительная беседа может в мгновение ока перерасти в бурю гнева, стОит только дать этому повод. И наоборот - он с радостью и превеликим удовольствием готов сменить свой гнев на милость, однако, не изменяя, при этом, своим принципам и не вступая в сомнительную сделку со своей совестью. Понятия честь, совесть, порядочность для него не пустые звуки. Предательства же, он никогда не прощает.
         Я бываю, порой, буквально околдован и заворожен его речью, его искрометным юмором, и наконец тем, как он совершенно искренне умеет слушать и слышать (редкое качество в наше время) своего собеседника, не вызывая подозрений и оставаясь, при этом, простым и доступным.
         Одним словом, в тот момент я ещё не в полной мере осознал тот факт, что Судьба, в его лице приготовила для меня поистине щедрый подарок, ценность которого я вряд ли сумею оценить по достоинству в своей жизни. Отчасти, я это пойму много позже, когда побываю у него в гостях, в Минске, где он жил и где мне предстояло через него познакомиться с целым рядом уникальных и замечательных людей.

Далее: http://proza.ru/2010/05/21/385