Полинка и тополь

Надежда Акимова
               
               

    Это дерево  она  хотела спилить… Чего жалеть - тополь, сорная порода. Пуха от него много. Стоит тут, громадина такая,выше крыши, мешает только, раздраженно думала Наталья, придирчиво оглядывая свои дачные владения в первый после зимы приезд.   Вроде бы и на чужой  территории, за забором, а мешает – распустил  корни свои, к моему  дому тянется под землей. И ничего не посади под ним – все равно не  вырастет. Ни картошка, ни кусты ягодные. Только новые  отростки-топольки с каждым годом все ближе подбираются к крылечку. Вот и в эту весну  их прибавилось…

    - Все, решено, - Наталья даже каблучком  перед мужем притопнула, -  уже и с соседями договорилась, они не возражают.  Валите, говорят, только грамотно, чтобы наш  дом не разрушить. Да мы на свою сторону свалим, пока огород еще не посажен, теплица не построена – нам вреда не будет. А потом на дрова распилишь – зря, что ли,  бензопилу купил? Потренируешься.

     На будущие выходные и договорились. Чего откладывать – дачную жизнь начинать надо, вон денечки какие стоят! Они  бы давно уехали из города, тем более что и работа теперь не держит – пенсионеры,  но сын преподнес сюрприз: решил жениться. Ждали свадьбы! А уж после свадьбы – прямая дорога в лето.

    …Молодожены улетели в Египет – в свадебное путешествие. Радостные, счастливые. Сын только за собаку свою беспокоился - расставались они впервые.   Полуторагодовалая  восточно-европейская овчарка была еще глупая, как он говорил, впрочем, вполне любовно. Курс обучения у собачьего  тренера, устроенный для нее специально, не пошел впрок: она выполняла только самые необходимые команды, в большом городе  на улицах с ней было бы трудно. Какая-то она безбашенная, выставил оценку тренер. И посоветовал обязательно надевать строгий ошейник, ради ее же пользы.

    Собаку на время свадебного путешествия решили  отдать  в деревню: там  ей будет вольготно.

    Полинка  была копией любимицы  семьи, также овчарки  Джесси, не так давно умершей от старости.  Потеря была еще так свежа, что  старшие – ни  отец, ни мать - никакое животное  заводить больше не хотели. А сын поступил по-своему:  купил щенка той же породы и подарил его любимой девушке, намереваясь  жить с ней вместе.

   В первый день в деревне она еще осматривалась в новой обстановке, знакомилась с соседскими собаками,  а на второй ее сняли с поводка,  и уже смешной казалась сама мысль о том, чтобы посадить  овчарку на цепь: Полинка была послушна, отзывалась на все команды и не убегала за забор.

   Наталья  взяла за правило гулять с ней  по  проселочной дороге,ведущей в соседнюю деревню - сама на велосипеде, собака рядом. Движение там небольшое,  а нагрузка собаке  будет приличная. Такую прогулку она наблюдала  каждый день в течение месяца в прошлом году - по  оживленной дороге из города в большой дачный кооператив ездил мужчина  на велосипеде. Он  справлялся сразу с двумя овчарками.
 
   И у нее первые два дня было все хорошо. А на третий…

   На третий день муж уехал в город, Наталья осталась с собакой одна. Притомившись на жаре, они дружно с обеда до вечера отдыхали  в доме. Полинка спала, развалившись на полу посередине комнаты, иногда  приоткрывая глаза, чтобы убедиться, что хозяйка рядом. В десятом часу она  встала и ткнулась Наталье в колени. Гулять хочет, поняла та. Вывела велосипед, и поехали. Полинка, пробегая мимо дворов с собаками, перекинулась с ними словом на своем собачьем языке, но четко выполнила команду: «Рядом! Вперед!» За околицей уже никуда не торопились. Наталья  ехала на минимальной скорости, поджидая Полинку, чтобы дать возможность  исполнить ей  все свои собачьи надобности. Кругом было умиротворяюще красиво: высокое голубое небо, зеленые просторы, синяя гладь озера вдалеке – и  тихо,  лишь кукушки перекликались с одного конца деревни на другой.
 
   Сзади послышался шум мотора, и Наталья оглянулась,  остановилась. Их догоняла «буханка». Собака была на другой стороне, но  к этому моменту уже  перебежала дорогу и приблизилась к хозяйке, подчинившись команде «Рядом!» А вот что было дальше – женщина увидела как бы со стороны. Как бы в кино показали ей  все случившееся ...   В момент, когда «буханка» поравнялась с ними, Полинка рванулась на машину и тут же отлетела обратно, упав на колесо велосипеда…

    Наталья не сразу поняла, что случилось, наклонилась к ней,стала успокаивать:
  -Что ты! Полинка! Спокойно! Не дергайся!  Не надо! Давай, я тебе ножку вытащу, вон как в спицы провалилась…

    Она успокаивала собаку – или себя? И все еще видела и себя, и собаку - со стороны,в замедленном кадре. Собака только молча дергалась… Ни лая, ни визга…

  - Сломала ножки! Бедная!- причитала женщина. – Что же делать? Ни врачей здесь,  ни транспорта везти куда-то…

    Стащила с колеса. Увидела остекленевшие  глаза собаки, ее вывалившийся посеревший  язык… И только тогда выпрямилась и огляделась вокруг.

   Злосчастная «буханка»  как бы в нерешительности остановилась вдалеке, под горкой... Наталья вскинула руку – туда, тому, кто сбил. И уже понимая, что  слова бесполезны, все  твердила:
 - Полинка, не умирай! Не умирай, Полинушка!.. 
 - Сделайте  же что-нибудь!Видите, она умирает!- молила вернувшегося водителя, не стесняясь слез.

    Она  готова была сама броситься на него, так же, как только что собака бросилась на машину, но она была человек, только очень расстроенный. И понимая, что еще надо разобраться, чьей вины тут больше, попридержала гневные слова, просто искала сочувствия у этого  молодого  испуганного  парня:
 -  Собака моего сына! А он – в свадебном путешествии! Он доверил ее мне!

    Водитель  только развел руками: что тут сделаешь? Она сама…               

 … И вот Наталья сидит  на крыльце деревенского дома и смотрит  на высящееся перед  ней  дерево. Огромный тополь стоит гордо и прямо, свободно раскинув по небу свои многочисленные ветви и веточки.

 - Он красив,- думает она. -  С его вершины видно то место, где мы похоронили  Полинку. Этот тополь  ближе к небу, чем я… Да он и старше меня… Нет,  пожалуй, что  младше, на несколько лет. Ну-ка, ну-ка… Старожилы рассказывали, что  саженцы завезли в деревню и посадили здесь в середине  прошлого века  учителя семилетки. Какая-то тополиная кампания была, облагораживали местность… Не исключено, что именно этот тополь возле собственного дома своими руками посадил мой отец, бывший директором школы.

 - Ну что же, тополь, вот ты какое дерево! Историческое!  Не мне тебя рубить…Живи. Я не возьму на себя  грех еще и твоей кончины. Стой, сколько отпущено тебе небом. Но научи, мудрое старое дерево, как мне встретиться с сыном после всего, что случилось? Как сказать то, о чем невозможно даже подумать? Полинка ведь была для него как ребенок…

    Наталья сидит на крыльце, не замечая  проходящих  мимо людей. Люди ей сейчас не нужны. Они все хотят  пожалеть ее,  посочувствовать, рассказать свою подобную историю. А ей это сейчас ни к чему. Она разговаривает с деревом, которому решила оставить жизнь.

 -  Знаешь, дерево, чего я больше всего боюсь? Я боюсь  его первой реакции. Первая – самая искренняя. Представляю, как на перроне, выйдя из душного вагона, усталый после  долгой дороги, но счастливый,  с молодой женой, он удивится, увидев меня,  и сразу же спросит о собаке. Он все  поймет  по моему лицу, и счастье его померкнет… Он отвернется от меня. Как тогда мне жить дальше?

    Жить с грузом вины никому не пожелаешь...

    Наталья заставила себя продолжить  ежедневные поездки по дороге,  ставшей для нее роковой. На месте гибели собаки она непременно останавливала свой велосипед и просто молча стояла. Кто видел, думали – отдыхает, дорога в горку. А  она перебирала в голове варианты: как же сказать сыну? Или  молча дожидаться его возвращения? Боялась испортить отпуск молодым.  Через неделю решила: все равно не скроешь, пора.  Сыну легче будет перенести такое известие вдалеке, на море, среди новых друзей, в череде новых впечатлений.

Решилась и написала: «Есть две новости – хорошая и плохая. Первая – у нас в деревне появился Интернет. Пишу  прямо из дома. Вторая… Ребята! Я не уберегла вашу Полинку… »

      Всю следующую неделю от молодоженов не было никаких сообщений (хотя до этого писали о каждом своем шаге, размещая  в  сети фотографии). И встреча на вокзале была обычной встречей родственников после разлуки. О случившемся  никто не заговаривал.

      В тот же вечер молодые купили трехмесячного щенка – симпатичного шоколадного лабрадора. Оказалось, что они еще в дороге списались с хозяевами по Интернету. 

     …  А через несколько лет старый тополь спас дом Натальи от пожара, приняв на себя огненный вихрь, спаливший соседей. Но это уже другая история.

 Надежда Акимова