Предыстория С. Петровский Воспоминания о Серове

Ольга Бурзина-Парамонова
Из отзывов:
"Вы сделали замечательное, нужное дело - обессмертили человека. Написано хорошо, просто, чистым языком. И человек был хорошим, и слова о нем хорошие. Форма соответствует содержанию, как говорится. Спасибо.
С уважением,
Анжела Мальцева   21.05.2010 "

Эти листы, напечатанные на пишущей машинке с ошибками и повторами, порой дописанные от руки, попали ко мне в 2006 году.
Сергей Петровский отец моей подруги, с которой я не встречалась долгое время - так иногда разводит жизнь.
Он завещал дочери свои воспоминания привести в порядок, допечатать и сдать в архивы Твери и Шарлыка.
Что и было сделано через 15 лет после его смерти - теперь техника позволяла осуществить это на должном уровне.
Сергей Петровский после войны стал юрист-консультом и на многие юношеские выходки своего друга Георгия Серова смотрел без прежнего молодого и горячего восхищения.
При обработке я попыталась вернуть первоначальную восторженность.
От работы получила огромное удовольствие.

"Горка (так прозвали Георгия Серова в юности) очень хорошо был развит физически, обладал смелостью, решительностью и хладнокровием. Кроме того, в нем еще жило какое-то непонятное многим желание рисковать. Порою этот риск был ничем не оправдан. Возможно, это было простое ребячество или желание проверить свои силы?
Рассказывают такой случай. Однажды в церковный праздник верующие увидели с наружной стороны купола человека, шедшего по выступающим кирпичам. Это был Георгий Серов. Босиком, медленно, воробьиными шажками, передвигался он по карнизу, на котором с трудом умещались голуби. Люди смотрели на него снизу и шумели: одни переживали за него и боялись, что он разобьется, другие считали, что так может поступать только богохульник, и смотрели на него с презрением. Шум усилился, и Георгий непроизвольно взглянул вниз. Далеко под ногами качались зеленые кусты акации, люди казались такими маленькими. От высоты у него закружилась голова, и леденящий холодок страха предательски пополз по всему телу. Еще можно было вернуться, но не таков был наш Горка. Вспомнив, что на высоте нельзя смотреть вниз, он собрался, сильнее прижался к стене купола; коленями, грудью, щекой, всем телом как бы врос в нее. Переждав несколько мгновений, двинулся дальше, глядя прямо перед собой. Обойдя по выступающим кирпичам вокруг купола, он благополучно спустился вниз.

От Анастасии Сергеевны нам известно, что соседи звали Георгия «сорвиголова», за его смелость, отчаянность и рискованность. Так попадая на новое место на реке или пруду, он всегда первым бросался в воду, плыл на противоположный берег или пытался измерить глубину. Если это не удавалось с первого раза, набирал в легкие побольше воздуха, нырял и в подтверждение того, что достиг дна, показывал песок, ил или камни. Он дольше всех мог находиться под водой, и в спорах с ребятами на эту тему всегда выходил победителем. На Пискуновом пруду он любил прыгать с куста ивы, наклонившейся над водой. Это дерево и поныне стоит там. Не боялся он ни высоты, ни глубины, ни скорости.
Участвовал он и в кулачных боях, которые приходились в Шарлыке на Масленицу. Был такой обычай: мужчины одной улицы дрались с мужчинами другой улицы или, как говорили тогда, «стенка на стенку». Драку, как правило, начинали подростки. Горке приходилось быть противником своего одноклассника и друга Стебунова Ивана - жили они на разных улицах. После подростков в кулачные бои вступали взрослые. Бились жестоко. Людская стена одной улицы шла на другую, выбывшие заменялись резервом, который вступал в бой при отступлении, что бы поддержать «своих». Травмы порой были тяжелыми: выбивали глаза, зубы, ломали челюсти и руки, но существовал непреложный закон – лежачего не бьют. Кулачные бои* – плохая традиция, доставшаяся нам от царской России, однако Георгий почерпнул там смелость и отвагу, пригодившиеся ему в годы войны.

Вспоминается и другой случай. В Шарлыке закрыли церковь и отдали ее под клуб - рядовое для того времени событие. Но на колокольне по-прежнему красовался крест, убрать его не находилось охотников – боялись верующих, которые угрожали расправой тому, кто решится на это. Райком комсомола обратился с призывом к комсомольцам. Георгий добровольно изъявил желание заменить крест красным флагом. «Кто, если не я?» - сказал он. В назначенный день огромная толпа верующих собралась у церкви с иконами, свечами. «Неужели найдется такой супостат, который полезет снимать крест? Да мы его близко не допустим к церкви! Живым растерзаем, как антихриста!» Шум и крики усиливались, обстановка все больше накалялась. Серов, взяв необходимый инструмент и красный флаг, забрался на колокольню вместе с другими комсомольцами, снял крест с купола и на его месте водрузил красный флаг. Увидев это, толпа внизу проклинала и его и его родителей, которые народили такого богохульника. Верующие молили бога наказать его и ждали, что Горка упадет и разобьется. Очевидец, Стебунов Николай, рассказывал нам, что Серов после того, как установил флаг, сплясал на колокольне «барыню», в доказательство того, что бога нет. К удивлению верующих, Серов благополучно спустился с купола вниз на землю и спокойно прошел мимо них, не обращая внимания на проклятия, сыпавшееся со всех сторон. Враги советской власти, пытались воспользоваться сложившейся ситуацией, и организовать беспорядки, но получили отпор со стороны соответствующих органов, зачинщики же были наказаны".

*"Кулачные бои – плохая традиция, доставшаяся нам от царской России" - от языческой Руси. Цари запрещали подобные забавы.
Традиция сохранилась поныне, в том или ином виде, получив официальный статус.
Зоя Чепрасова   11.01.2013 16:24 



Полная версия "Петровский С. Воспоминания о Серове"
здесь http://proza.ru/2007/04/06-180