Мысли о смерти нужны для жизни

Марк Сандомирский
Один из откликов в Твиттере на вчерашний пост про Гай-Германику меня поразил
"...ощущение безысходности преследует все здравомыслящих людей нашей родины:(
Потому что достаточно проанализировать происходящее у нас, чтобы понять что будущее здесь печально очень и растить детей страшно
Я не призываю к массовым самоубийствам, все как-то устраиваются и я в том числе, но от нас ничего не зависит"

Я, конечно, не предполагал, что пост о "коллективном суициде" авангардного-архисовременного-суперактуального искусства будет воспринят таким образом. Это отнюдь не призыв к суициду и не "игра на нервах" наподобие пресловутой псевдосенсации "Лучших русских актеров убили омолаживающие процедуры". Тот смысл, который я в пост вкладывал, иной - не безысходный, а жизнеутверждающий. Для меня представляется очевидным, что думать-помнить-говорить о смерти необходимо. Но не для того, чтобы к ней стремиться - а  для того, чтобы больше ценить жизнь.

И второе, не менее важное - я категорически против настроений безысходности. На мой взгляд, именно пассивное ожидание худшего прокладывает дорогу в жизнь самым пессимистичным прогнозам. Думать о безысходности, бессмыслености, несчастье = значит, программировать себя на их "достижение", в духе героя А. Милна: "Достаточно, что я такой несчастный... а если и все вокруг будут такими несчастными..." Не могу я согласиться с утверждением, что "от нас ничего не зависит". То, что от нас зависит - создать лучшую психологическую и нравственную атмосферу вкруг себя, для друзей и близких) Практика показывает, что это возможно! Общими усилиями, и в жизни, и в жж