Королева Виктория

Константин Рыжов
Королева Соединенного королевства Великобритании и Ирландии в 1837-1901 гг. Родилась 24 мая 1819 г. Умерла 22 января 1901 г.

Отец Виктории, герцог Кентский (младший брат Вильгельма IV (1830-1837)) умер, когда ей было восемь месяцев. Ее мать, принцесса Саксен-Кобургская, воспитывала дочь в большой строгости и не баловала ее развлечениями. Будущая королева получила очень солидное образование. Наставником ее был лорд Мельбурн, дважды бывший премьер-министром. Он читал принцессе лекции по государственному праву, истории, знакомил ее с практикой конституционного правления. Виктория свободно владела немецким, французским и итальянским языками. Обучение пошло ей впрок. Уже с первых часов правления, несмотря на свой юный возраст, Виктория не испытывала никаких колебаний, будто давно уже была на троне. Своему дяде, бельгийскому королю Леопольду, она писала: «Я очень молода, но если не во всех, то во многих делах я отнюдь не могу считать себя несведущей». Однако поначалу гораздо более юную королеву занимали удовольствия. Отрешившись от замкнутого образа жизни, она охотно веселилась, часто устраивала балы и приемы. Только после замужества характер королевы изменился. Принц Альберт из Саксен-Кобург-Готского дома, за которого Виктория вышла в 1840 г. был человек методичный и пунктуальный. Под его влиянием своевольная девушка превратилась в монархиню, сознающую свой долг перед народом. Виктория во всем слушалась его советов и всю жизнь страстно любила его. Англичане, впрочем, не разделяли ее увлечения и всегда немного недолюбливали Альберта. Только скоропостижная смерть принца-супруга (он умер от тифа в возрасте всего 42 лет) примирила их с его памятью. Для Виктории смерть мужа была таким ударом, от которого она не смогла оправиться никогда. Первое время, затворившись в четырех стенах, она отказывалась принимать участие в публичных церемониях. «Моя жизнь как жизнь счастливого человека окончилась, - писала она дяде Леопольду, - мир померк для меня». После смерти Альберта главной целью жизни Виктория поставила увековечение его памяти. Она написала и издала несколько воспоминаний о нем. Сразу же возникла идея строительства мемориала в его честь. Но первым был построен знаменитый  круглый Альберт-холл – огромный зал, используемый для выставок, митингов и концертов. Виктория почти сорок лет носила траур по мужу и жаловалась, что ей не хватает его советов. (Существует анекдот, что королева связывалась с супругом и после смерти посредством спиритических сеансов, которые устраивал для нее слуга Джон Браун). Нового советчика королева нашла только в 1874 г. в лице лидера тори Дизраэли. Он усердно взялся за укрепление института монархии, убедив Викторию и членов  ее семейства чаще показываться народу. В 1876 г. он доставил королеве очень льстивший ей титул «императрицы Индии». Пришедший в 1880 г. на смену Дизраэли Гладстон королеве никогда не нравился, и она постоянно ссорилась с его министрами.

Пишут, что Виктория была невысока ростом и сама в шутку говорила про себя: «Мы, однако,  довольно невысоки для королевы». Ее трудно было назвать красивой, но она, несомненно, была привлекательна для мужчин. Маленькая, толстенькая, она, не смотря на это, казалась очень величавой. И в старости она сохранила красивый голос и звонкий смех, а ее голубые, чуть-чуть на выкате, глаза глядели молодо и проницательно. До самого конца своей долгой жизни королева имела хорошее здоровье и завидную работоспособность. Пунктуальная до мании, она любила, чтобы дни ее были заполнены, методичны и монотонны. По утрам королева обычно выезжала кататься по парку, затем возвращалась во дворец и принималась за просмотр документов. Количество бумаг, которые ей приходилось подписывать, было огромно. Она дотошно вникала во все дела, и никогда ни одно важное решение не принималось без ее участия. Царствование Виктории длилось 64 года, и она по праву гордилась им. В эти годы Англия добилась величайших успехов в индустриальном развитии, торговле, финансах, морском транспорте и расширении империи, сделалась символом устойчивости, порядочности и процветания. И современники и потомки связывали эти успехи с именем королевы.

 Бурному развитию промышленности способствовал бум железнодорожного строительства, охвативший страну после 1830 г. Тысячи миль рельсов были уложены сначала в промышленных районах, затем на главных путях, идущих радиусами из Лондона, а потом и на менее важных участках.  К 1850 г. длина железнодорожной сети достигла  10 тыс. км. Рост железных дорог положил начало огромному росту всех отраслей производства. Особенно быстрыми темпами развивалась угольная и металлургическая промышленности. В 1850 г. Великобритания производила половину мирового чугуна и осуществляла половину мировой переработки хлопка. Стремительно развивались новые отрасли промышленности. Наряду с текстилем  за границу стало вывозиться большое количество железных изделий, рельсов, паровозов, а также всевозможных машин.

 Экономическое развитие сопровождалась численным ростом рабочего класса, который быстро возмужал и стал настойчиво добиваться политических прав. В начале 60-х гг. встал вопрос о проведении новой парламентской реформы. В 1866 г. лидер либералов Уильям Гладстон внес билль о понижении имущественного избирательного ценза. В десятках промышленных городов состоялись массовые демонстрации в поддержку его предложения. В 1867 г. имущественный ценз был значительно снижен. В результате число избирателей увеличилось с 1 млн. до 2,5 млн. Избирательные права получила мелкая буржуазия и высококвалифицированные рабочие («рабочая аристократия»). В 1884 г. Гладстон провел третью избирательную реформу, предоставив право голоса рабочим-квартиросъемщикам и мелким арендаторам. Число избирателей выросло почти в два раза и достигло 5 млн.

Смерть и торжественные похороны 82-летней Виктории имели для всех англичан огромный символический характер. Вся нация осознавала, что прощается с чем-то, что уже никогда не повториться. Хотя, конечно, не все отзывы о Виктории были однозначны.  Наряду с восхвалениями звучали и трезвые отзывы о ней. Так У. Брант писал в своих записках: «Из того, что я слышал о королеве в последние годы ее жизни, явствует, что она была довольно банальной почтенной старой дамой и напоминала многих наших вдов с ограниченными взглядами, без всякого понимания искусства и литературы, любила деньги, обладала некоторым умением разбираться в делах и некоторыми политическими способностями, но легко поддавалась лести и любила ее… Впрочем, публика стала видеть, в конце концов в этой старой даме нечто вроде фетиша или идола».

Новое время. Конец XVIII – начало ХХ в. http://proza.ru/2020/08/05/435