Мои учителя

Ольга Борлова
     На юбилей школы приедут бывшие ученики и учителя, хотя для меня нет бывших. Невозможно забыть годы учёбы в школе и наших учителей, некоторые были временные которые отработав учебный год уезжали не оставив память о себе. И были учителя которые остались навсегда в сердце.

     Наши учителя не имея возможности водить нас в музей изобразительных искусств, искали и находили эти возможности показать нам красоту и научить нас любить эту красоту.

     Тамара Лаврентьевна, что бы показать нам «Золотую осень» повела нас за посёлок в сторону аэропорта, где слева от дороги, вдалеке росла берёзовая рощица. День был тёплый не по-осеннему, но без солнца, потому лес вдалеке был тёмно зелёный и на его фоне берёзовая рощица выглядела ярким желтым оазисом. 

     Следующий наглядный урок с нами провела директор нашей школы Козулина Любовь Емельяновна, которая по совместительству вела в нашем классе урок истории. Что бы укрепить урок о древнем Китае, она повела нас в контору рыбзавода, где в кабинете у директора висела картина подаренная делегацией из Китая. На картине был живописный пейзаж китайского храма и природы вокруг него. Любовь Емельяновна спросила у нас как мы считаем, каким способом изготовлена, эта картина? Мы дружно ответили, что написана она красками. После нашего ответа, учительница попросила каждого из нас встать на стул и рассмотреть картину поближе. Как же мы были удивлены, когда увидели мелкие крестики, оказалось картина была вышита, а не нарисована.

     О своей первой учительнице которую любил весь класс я уже писала. Это Тамара Лаврентьевна придумала поощрительные наклейки на тетрадях, за отличную оценку, из-за которых произошла, эта история. С Кларой мы жили на одной улице и учились в одном классе и если были трудности с учёбой на помощь всегда приходила подружка. И в тот день не справившись с задачей, решила за помощью обратится к Кларе, но оказалось и ей никак не удаётся решить её. Вдвоём мы тоже не смогли её решить, а это было в четвёртом классе. Тогда мы решили за помощью обратится к взрослым, к Клариному отцу который был очень строг в воспитании со своими детьми мы не пошли и решили что нам может помочь моя мама. А мамы дома не было, она ушла на полевой стан за коровой. И мы с Кларой решили идти на полевой, взяв тетради и простые карандаши т.к ручки и чернилицы -наливайки,брать было неудобно. Уверенные, что мама нам поможет мы отправились на полевой стан, который находится от посёлка на расстоянии двух километров. Одного мы с Кларой незнали, что образования у мамы было три класса.

     Большая часть дороги шла через лес который мы не боялись, потому что ходили с раннего детства туда, или за багульником, или за серой. Дорогу через лес мы прошли легко, выйдя на открытое место стали глазами искать бродивших коров или телят.  Но перед нами  как на ладони лежал Байкал и в далеке был виден посёлок. Уставшие мы поднялись на гору, откуда был виден полевой стан и дороги уходившие далеко в лес, но маму мы не нашли. Назад домой мы дошли быстро, а там свои оценки выставили родители, Кларе отец и мне мать.

     А разве можно забыть Березина Павла Сергеевича, учителя который преподавал нам физику и черчение. Его торопливые шаги были слышны ещё до его появления в классе. Мы всегда гадали, что же нового он достанет из своих карманов. Для проведения опытов по физики у него в растопыренных карманах пиджака было всё, что нужно для урока. На его уроках было интересно, человек, увлечённый он и нас заряжал своей энергией. Над его карманами мы украдкой подсмеивались над ним.

     Но однажды он преподал нам урок, который меня потряс очень сильно. О войне мы знали по книгам и фильмам, а о том, что Павел Сергеевич был блокадником мы незнали. И вот до начала урока мальчишки между собой начали бросать друг в друга кусочками хлеба, а мы девчонки за ними наблюдали. Когда вошёл учитель никто не заметил, а он прошёл к окну и молча, стал к классу спиной, к классу учитель повернулся, когда мы замолчали. И тогда Павел Сергеевич тихо стал рассказывать нам о блокаде, о хлебном пайке и о голоде от которого умирали. Мы сидели, опустив головы, потому что было стыдно смотреть в глаза учителю, пережившему тот голод.

     Урок немецкого, нам преподавала Екатерина Антоновна Брянская моя любимая учительница. Немецкий язык слышится не так мягко как английский, а вот на уроке у Екатерины Антоновны немецкий звучал мягко. Немецкий язык мы изучали с удовольствием. Потом в школу приехала ещё одна учительница немецкого языка, в нашем классе она не преподавала, но о её особенном голосе нам уже рассказали. Басовитый мужской голос, который я не смогла выслушать и из-за которого меня выгнали с урока. На мою беду заболела Екатерина Антоновна и на её замену к нам пришла новая учительница.

     Мы с подружкой сидели на первой парте около окна, когда с первых же минут в нашем классе Мария Николаевна с чем, то придралась к Люде Калмыковой. Замечание Люде было сказано на русском языке, и я спокойно это перенесла, хотя от её голоса меня уже душил смех который я еле сдерживала. Последней каплей моего терпения были слова, произнесённые на немецком и тут уж я не смогла сдержать свой смех, слишком большой был контраст между мелодичным голосом Екатерины Антоновны и новой учительницы. Когда я со смехом покидала класс, увидела изумлённые глаза моих одноклассников. Смех прекратился на школьном дворе, потом был разговор с Екатериной Антоновной, которой я честно всё рассказала. Больше уроков в нашем классе, новая учительница не проводила. Десять лет проведённые в школе, навсегда оставили след в моей жизни. За это хочу сказать спасибо моим учителям.