Эх, дороги!..

Борис Гуляев-Бегом
      Помните, в одной из глав «Евгения Онегина» Пушкин мечтал: «Со време-
нем дороги, верно, у  нас  изменятся безмерно: шоссе Россию здесь и тут, со-
единив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды  шагнут  широкою дугой, раз-
двинем горы, под водой пророем дерзостные своды…». А как  не  вспомнить
слов  Гоголя  о  двух  бедах  России:  дорогах  и  дураках. Воистину,  нам  бы
только с бездорожьем  разделаться, а с дураками  как-нибудь поладим. И кто
из  россиян, любящих  землю свою  и желающих искренне блага народу сво-
ему,  не болел душою за  наше бездорожье! Кто, едучи долго по деревенским
просёлкам,  не проклинал  их! Сколько нервов, сколько сил и  времени стоит
нам наше бездорожье! Одумаемся  ли  мы, наконец, поймём, что путь  к  воз-
рождению страны и народа должен начаться с дороги?
      После  окончания    второй  мировой   войны    один   немецкий   генерал
то ли  с  иронией,  то  ли  с  сожалением   писал:  прежде  чем  ввязываться  в
войну с Россией, нам,  немцам,  нужно  было   построить  там  дороги,  и  все
материальные  затраты,  после  молниеносных  побед  вермахта, вскоре были
бы возмещены.Что ж, в словах  генерала  есть резон. Российское бездорожье
и генерал  мороз оказали нашему народу в годы войны  неоценимую  услугу.
Однако время  идёт,  мир меняется, и я  не думаю, чтобы кто-нибудь сегодня
решился  оправдывать  российское  бездорожье  стратегическими  соображе-
ниями. Самой историей нам было дано время в  период  шестидесятых-семи-
десятых годов, после того, как страна оправилась от  военного лихолетья, за-
няться  серьёзно  дорожным  строительством, обустройством  и  обживанием
гигантских просторов страны. Ан  нет! Наши вожди, вопреки учению отцов-
основоположников, двинулись  совсем  иным  путём. Раскол  между городом
и селом  произошёл окончательно. Города, как вампиры, впились в уже и без
того истощённое тело деревни  и тянули из неё последние соки. Вместо того,
чтобы строить дороги,  государство предпочитало конструировать автомоби-
ли  повышенной  проходимости  (дешевле), сселять  деревни,  укрупнять  хо-
зяйства. Те народные средства, которые по логике  должны  были  быть  вло-
жены в дорожное  строительство в  первую очередь,  шли  бог  знает  куда: в
разваливающийся  сегодня  БАМ,  в  оросительные  каналы, сгубившие  мил-
лионы  гектаров  земель на юге России и в Казахстане, в помпезные мемори-
алы вождю мирового  пролетариата  и  т.д.  и  т.п. С  кого теперь спросить за
эту  бездумную  политику?!  Кто  ответит?!  Воистину,  власть  временщиков
бывает хуже власти деспотов.
     Нынче мы получаем гуманитарную помощь из-за границы в виде промыш-
ленных и продовольственных товаров. Конечно, спасибо за помощь. Но луч-
шей  и  необходимой  помощью сегодня,  мне  кажется, была бы  помощь  за-
граничных  проектировщиков  и строителей-дорожников. С их богатым опы-
том, с  их  культурой  организации  работ, технологией мы смогли бы в отно-
сительно  короткие  сроки  сделать  доступными для расселения людей боль-
шие  территории  российской  глубинки. Дорога – это не  просто  связь с  ми-
ром, дорога – это жизнь. Перережьте  кровеносные  сосуды  хотя бы пальца -
и  нет  пальца,  он  умрёт.
      В городах, особенно крупных, живёт сейчас множество людей, помнящих
своё деревенское детство, любящих деревню, природу, работу на земле. Они
и рады  бы вернуться  к  земле,  но  экономические  и  социальные  условия в
деревне, бездорожье  и  прочие беды  мешают  им. Вместе с тем, число жела-
ющих  горожан  получить  землю  рядом с городом  велико,  всех удовлетво-
рить  невозможно,   и   тем  более  несколько  соток   собственной  земли   на
семью не решат  продовольственной  проблемы страны  в  целом. Настоящей
государственной  сельскохозяйственной  политикой будет та политика, кото-
рая  способствует  миграции  населения  из  города в  деревню с целью осно-
вательного  обустройства  на  земле. Активное дорожное строительство, соб-
ственность на землю, режим  наибольшего благоприятствования, ссуды, кре-
диты,  щадящие  налоги – вот  основные рычаги  такой  политики. Но, повто-
ряю,  дороги – главное.  Дорога  как  стержень,  вокруг  которого  навивается
всё: здесь  и  медицинское обслуживание, и образование, и торговля, и связь,
и  многое-многое другое. Где бы человек  ни  жил, он не должен чувствовать
себя оторванным от мира. Ведь сейчас какие-то пять километров бездорожья
напрочь  отрезают  деревню от  цивилизации. И  люди  бегут  из  деревень не
столько от  подневольного труда, сколько  от бездорожья  и  трудностей,  им
порождённых.  И  каким  извращённым  пониманием  нужно  было  обладать
бывшим партийным функционерам, оправдывавшим  нежелание строить до-
роги  тем, что хорошая дорога уведёт молодёжь в  города!
    Конечно, дорога – дорогое удовольствие. Строительство и эксплуатация их
обходится государству, а вернее, нам с вами, в копеечку. Но  что  же  делать!
Возьмите любую развитую страну,  и  первое, что вам бросится в глаза – сос-
тояние  дорог. Состояние  безупречное. Кто больше  всего сегодня  ратует за
возрождение России, за возрождение нации, должны  в  первую  очередь  об-
ратить свои взоры  на  российские  просёлки. С  них  начнётся  возрождение,
с  них начнётся культура крестьянского труда. Я думаю, излишне здесь гово-
рить о бережном отношении  к  дорожному покрытию, о недопустимости ез-
ды  по нему тяжелой гусеничной техники. При нашем тонком гумусном слое
земли, при скромных  размерах  крестьянских  хозяйств использование гусе-
ничных  тракторов  должно  уйти в прошлое. Колёсные  трактора и лошадь –
этих двух тягловых сил достаточно, чтобы вытащить хозяйство села.
    Село сгубила гигантомания, надо это признать и покончить с ней навсегда.
Лучше  иметь  двести  маленьких,  но  рентабельных  хозяйств,   чем   десять
больших,  но  убыточных. Здесь  имеет  значение,  главным образом, пресло-
вутый   человеческий   фактор.  Психология  работника  огромного животно-
водческого комплекса  заметно отличается от психологии работника малень-
кой  фермы. В  первом  случае – каторга, нервы, рутина;  во  втором – забота,
внимание,  культура. Это  как воспитание детей: в интернате и в семье – раз-
ница существенная. И  пусть  меня  не  обвиняют  в  попытке вновь насадить
патриархальный  уклад. Ведь дело в том,  что работа с животными  и  землёй
не терпит  никаких  методов, заимствованных  из промышленности,  которая
имеет  дело со  станками  и  инструментом, с грубым материалом. Животные
и земля – это сама природа, и обходиться с ней нужно весьма бережно, дели-
катно  и  с  чувством. На  ферме с  тысячью  голов скота не до чувствований,
лишь бы  управиться. Оптимальные,  небольшие размеры ферм изменят пси-
хологию работника  к  лучшему, а  с  нею изменится  и  отношение  к  труду.
Только таким путём можно превратить  труд  на  земле  из бремени  в  благо.
Всякое  экономическое  преобразование  в  стране  обречено на  провал, если
оно  не  заденет  и  не  изменит  к  лучшему  труд  крестьянина.
      Государственная политика  возвращения людей на землю должна пресле-
довать в конечном итоге  не столько  решение продовольственной проблемы в
России,  т.к.  она  всё-таки  преходяща,  сколько формирование нового уклада
жизни  народа. Из  городских  квартир-ульев, из  суеты  городов на просторы
полей  и  лесов, в свои дома, усадьбы,  поместья, а кто желает – молодёжные 
жилищные  комплексы. Были  бы  дороги, а люди сами решат – где и  как им
расположиться. Российские  просторы  не  только  достояние  наше в смысле
обеспечения себя сырьём  и продовольствием, но и достояние в смысле орга-
низации  новой  жизни,  осуществления  новой  формы расселения, более ци-
вилизованной,  разумной  и  по  отношению  к  природе,  и  по  отношению к
человеку.


      Февраль  1992 г.