История про Ваську

Машино
( без ссылок на документы, но документальная )
Кот Васька - сын Муськи. Это родство имеет историческое значение, так как Васька был последним котенком семнадцатилетней деревенской кошки.     Муська успела облизать его и,  рождённую несколькими минутами раньше,  крошечную кошечку.
Больше она ничего не успела сделать для них. Муська умерла, котята остались около её холодеющего тела.
 Хозяева Муськи очень любили её за ум и ту необыкновенную чувствительность, которая заставляет говорить о том, что животные всё понимают.
Умница Муська не была породистой кошкой, она не участвовала в выставках и не тешила самолюбие хозяев медалями. Она была обыкновенной бело- серой кошкой, короткошерстной, длинноногой, с яркими зелёными глазами, которые привлекали внимание всех, кто видел её впервые.
Хозяева редко рассказывали о Муське истории, которыми обычно охотно делятся  владельцы домашних животных.
Однако для  жизни Васьки важен тот совершенно беспорный факт, что о характере Муське знали многие люди , а её котят охотно брали в другие семьи.
Обеспокоенные отсутствием кошки, хозяева рано утром отправились на поиски , и это спасло жизнь крошечным котятам.
 Муську похоронили, а котятам нашлось тёплое место на печке, в большой коробке с мягкой подстилкой. Их кормили из пипетки разбавленным коровьим молоком, обтирали тельце влажной тряпкой.
 Они ни на минуту не оставались без внимания людей. Котята выжили.
Кошечка была необыкновенного белого цвета и сразу  названа Красавицей. Ее ждала жизнь в большом городе, куда ее и увезли через месяц после рождения. Позже о ней узнали, что она живёт на десятом этаже, у неё есть миска с картинкой, её моют специальным шампунем от блох, кормят специальной же пищей для кошек, её возят на дачу в красивой корзинке и разрешили один раз родить котят.
Через месяц после рождения Васька остался в большой коробке один. У него уже было имя. Ушастый и большеголовый, цветом скопировавший Муську, он был никем иным как Васькой -беспородным котом, наследником Муськи, которому предстояло заменить её в семейных хлопотах.
Хозяева угощали Ваську всем, что ели сами. Он был очень разборчив в еде, ему не нравилось мясо - ни сырое,  ни варёное. Он не хотел есть курицу, отворачивался от печёнки. Он любил рыбу, но не сырую, а вареную рыбу. Он отказался пить молоко, пил воду. Он с жадностью ел сырые картофельные очистки, свежие огурцы и кабачки, удивляя своими вкусами всех, кто мог видеть его пристрастие к луковым перьям или морковной ботве.
Начало его жизни было беззаботным и безоблачным, о нём заботились и его опекали. Он всегда был на глазах у людей. Их руки помогали ему, когда он стремился забраться выше, выше, ещё выше. Однажды он залез по гардине под потолок и не смог спуститься сам. Перепуганного и орущего его сняли и потом терпеливо учили спускаться вниз.
Ваське было два месяца, когда он стал новосёлом. Из деревенского дома семья переехала в пятиэтажный дом в городском посёлке.
Здесь могло бы заканчиваться предисловие и мог бы начаться дневник новосела, который время от времени вели хозяева Васьки,
Это был новый дом. Ваську привезли туда на машине. Он сидел иа руках у хозяйки так тихо, что она несколько раз заглядывала ему в глаза, проверяя, все ли с ним в порядке.
В пустую ещё комнату Ваську пустили первым. Как известно, это приносит счастье в новый дом. Васька замер на пороге, это длилось только мгновение, потом оглянулся на хозяев и неторопливо, словно был здесь всегда, направился к окну. Маленький котёнок явно хотел посмотреть, что за этим окном. Его подняли, посадили на подоконник. Это место на все годы его жизни станет  любимым местом Васьки. Его наблюдательным пунктом.
Квартира на втором этаже. Котёнок маленький, он выбрал место для своего туалета и упорно не хотел учиться тому, что предлагали ему хозяева, прочитав о возможностях других кошек пользоваться туалетом. Васька боялся человеческого туалета, его пугали шум воды, запахи стирального порошка и шампуня. Он пробовал залезть под ванну, но там было тоже страшно.
 Когда его в очередной раз пробовали научить пользоваться туалетом, Васька заорал таким голосом, что у хозяев пропало всё желание пользоваться советами красивой книги о воспитании кошек. О Ваське стали говорить, что он мало цивилизованный, чтобы учиться по книге. Васька стал учиться по - другому.
Его стыдили как ребёнка, когда он забывал о месте своего ( им же самим выбранного ) туалета. Его укоряли словами, на которые он обижался и уходил переживать под кресло. В этом укрытии он обычно просиживал недолго, но выходил оттуда заметно изменившимся. Над ним пошучивали, что под креслом Васька набирается ума.
Он хорошо понимал слова. Эта его удивительная способность обнаружилась очень рано, когда ему предложили обычную для деревенских котят игрушку -шуршащий комок газеты.
Васька посмотрел на брошенную ему игрушку, на хозяйку, словно пытался что-то спросить. Хозяйка сказала ему: « Неси сюда, я тебе его опять брошу». Этих слов, сказанных только один раз, было достаточно, чтобы Васька взял в зубы газетный клочок и принёс его к ногам хозяйки. Та ахнула и бросила его ешё раз. Васька охотно сбегал за игрушкой и снова принес ее к ногам хозяйки. Она осыпала его сотней нежных слов, в которых расхваливался ум Васьки, называла его Василием и даже пыталась придумать ему отчество, в котором варьировалось имя Муськи.
Васька так полюбил эту игру, что сам просил поиграть с ним. Он приносил к ногам людей тот предмет, который был ему наиболее интересен в этот момент. Люди уже зналг что хочет от них Васька, и с удовольствием играли с ним, награждая Ваську словами нежности, расхваливая его умг Среди многих предметов, с которыми играл Васька, его вниманием долгое время владели аптекарские резинки, которые он приносил к ногам хозяев и заглядывал им в глаза, прося об игре.
Васька подрастал и к игре в поноску прибавилась еще одна игра - прыжки в высоту. Она возникла случайно, когда аптекарскую резинку, в которую он играл, подбросили вверх, Васька прыгнул за ней в высоту. Этот прыжок так восхитил людей, что они стали тренировать Ваську прыгать еще и ещё. Он делал это с удовольствием, часто ловил на лету резинку и в зубах проносил её хозяевам.
Васькины способности демонстрировались всем, кто приходил в гости. Удивлению людей не было предела, а Васька так любил публичные выступления, что при незнакомых людях проделывал свои номера с удвоенным энтузиазмом.
Ему уже было почти полгода. Он становился всё более неуклюжим - длинные ноги, длинное
туловище, большая голова, какой-то необыкновенно длинный хвост, делали его похожим на инопланетянина. Особенно бросалась в глаза эта похожесть, когда он сидел в сумерки на подоконнике, а его длинный хвост свешивался вниз.
     Силуэт Васьки - удлинённое туловище и большая голова - был красив и загадочен. Его пробовали фотографировать. Все фотографии были неудачными. Они не отражали Васькиного характера, на фотографиях не видно было его грации и подвижности, его самостоятельности и доверчивости к людям.
Васька был домоседом. Люди не хотели потерять его, поэтому не брали с собой в опасные путешествия на дачу или на прогулки около дома. Одно время думали о том,  что, может быть, стоит сделать для него поводок и научить ходить на поводке, но потом отказались от этой идеи. Решили пощадить Васькину самостоятельность.
Слава Васьки как артиста росла быстро. В большом бетонном доме было много других котов и кошек, но никто из них не умел того, что умел подросток Васька.
Ваську пытались купить. Дети принесли хозяевам деньги, чтобы купить артиста Ваську. Ваську не продали. Разве друзей продают ? Нет.
Всю долгую зиму Васька прожил в комнате. Он стал заметно меняться в характере - стал более осторожным с незнакомыми людьми,  уже не спешил принести им свои игрушки. Реже стал играть с хозяевами, больше времени проводил на подоконнике3 словно хотел увидеть что-то важное со своего второго этажа.
Его жизнь осложнилась тем, что в магазине исчезла рыба, которую он ел, В магазине исчезло много продуктов, но Васькина жизнь буквально зависела от этой рыбы. Как уже говорилось выше, он не ел мясо. Не будем здесь обсуждать человеческие проблемы, которые порождают качество зтого мяса.
Хозяева не на шутку обеспокоились Васькиным питанием, так как голодающий Васька не
собирался есть предлагаемую ему человеческую пищу. Ему несколько раз покупали речной рыбы, ловили для него рыбу. Он не ел её. Замечу ( для внимательных читателей) , что качество рыбы зависит от воды, в которой она живёт.
         Речная рыба, которую предлагали Ваське, жила в воде, где таблица Менделеева была представлена в таком концентрированном виде, что тонкая кошачья натура легко выявила её присутствие, вместо ожидаемых свойств пищи. Только не говорите, что голод не тетка...
Ваську спасло то, что он начал есть хлеб. Черный хлеб с подсолнечным маслом. Этот хлеб поливали водой и Васька уплетал его за обе щеки. Он становился таким длинноногим, что ему, как жирафу, было неудобно есть и пить с пола. Пришлось сделать для миски небольшое возвышение, а воду Васька любил пить из кружки, В этой кружке вода отстаивалась для поливки цветов, Василий однажды попробовал её и уже не пил никакой другой - только эту.
Рыбы не было в магазине долгое время, случались перебои и с подсолнечным маслом, тогда его заменял маргарин. Васька по - прежнему любил картофельные очистки и всегда ждал их появления, сосредоточенно и со знанием дела, отслеживая события на кухне.
Хозяева наблюдали жизнь взрослых кошек в большом пятиэтажном доме, они хотели научить Ваську жить в этом доме, где сами собирались жить долгие годы. Они видели, что кошки находят дорогу к своим квартирам, бегают но двору, спасаются от всё возрастающего количества собак.
Васька взрослел, ему уже было тесно в квартире, о чём он однажды заявил таким жутким голосом, что стало ясно - пора на улицу.
Первый раз его вынесли на улицу на руках. Весь путь со второго этажа до земли под окнами квартиры он проделал, сидя неподвижно на руках у хозяина.
 
Оказавшись на земле: Васька прижался к ней и замер. Замер от обилия запахов, от пространства, открывшегося перед ним. Это продолжалось мучительно долго для хозяина, который уже начал думать, что Васька умер от страха,
Васька не умер. Он пережил этот шок, поднял глаза на хозяина и, ободряемый его голосом,  попробовал сделать несколько шагов. На этом прогулка и закончилась,  пройдя три шага Васька решительно вернулся к ногам человека, прижался к ним к стал заглядывать ему в глаза. Домой он вернулся на руках у него.
Эти путешествия в семье стали называть выходом в люди . Они продолжались долго. Васька не хотел оставаться один, не хотел отходить от хозяев.   Жизнь приобретала всё новые краски. Васъкины хозяева занялись устройством огорода под окнами своего нового дома. Ваську брали с собой. На руках хозяев он совершал путешествие со второго этажа на землю своего огорода. Хозяева работали, а Васька не отходил от них ни на минуту. Домой возвращался на руках одного из них.
Случилось так, что пришлось спускать на веревке корзину со второго этажа на землю огорода. Васька наблюдал за всеми действиями людей. Оставленная на земле корзина ему очень понравилась, он не захотел из ней выходить, когда его хотели отнести домой.
Тогда хозяева решили, что раз он не хочет выходить из корзины, пусть едет в ней на второй этаж. Ваську и подняли в корзине на второй этаж. Это путешествие положило начало множеству других подобных путешествий , которые Васька воспринимал с радостью. Он сам спешил к пустой корзине, когда она лежала на земле.
Тогда люди подумали, что , возможно, Васька сумеет сам гулять по улице и возвращаться , если он будет пользоваться для выхода из дома не длинной лестницей с собаками, людьми и кошками, а этой корзиной как лифтом.
Наступил день, когда Ваську спустили в корзине к хозяйке, занятой работой на огороде. Васька воспринял это как должное. Он не сопротивлялся, когда его усаживали в корзину для спуска. Он выпрыгнул на землю, приласкался к хозяйке и остался около неё, наблюдая за её работой.
Путешествие обратно он организовал сам, запрыгнув в корзину. Так началась его жизнь путешественника. Каждый день он бывал на улице, всё больше и больше осваивая территорию своего огорода, где однажды появился чужой кот.
Здесь надо сделать большую паузу, потому что ЧУЖОЙ КОТ - это огромное событие в жизни Васьки, который никогда до этого не подозревал о существовании ЧУЖИХ КОТОВ. Как тут не вспомнить о розе Экзюпери, которая думала о себе, что она - единственная.
Во время этой паузы вы можете представить себя Ваську , который замер в той позе, в которой его застало появление ЧУЖОГО КОТА. Эта поза оставалась неподвижной такое долгое время, что хозяева, наблюдавшие за ним, не на шутку забеспокоились.
Ваське спустили корзину и стали звать его домой. Васька не откликнулся на зов и не обратил внимания на корзину. Он смотрел на чужого кота, а тот смотрел на него. Наконец они , почти одновременно, прыгнули навстречу друг другу и начали драться.
 Это была первая Васькина драка, из которой он вышел победителем. Чужой кот бежал. Васька обошел свой огород и забрался в корзину, в которой его и подняли на второй этаж. Потрёпанную Васькину шерсть вычесали гребешком, наговорили ему слов одобрения и угостили настоящей кошачьей едой, купленной на базаре, где появилось множество ранее неизвестных вещей, в том числе и специальная еда для кошек.
Ваське насыпали целую миску сухого корма из красивой коробки с импортным названием. Васька , к радости хозяев, ел этот корм.
Придётся сказать, что радость была недолгой, Васька отравился этим кормом. Его пришлось срочно нести к ветеринару, который сказал, что он не первый, кто пострадал от настоящей кошачьей пищи. Ваське промыли желудок и выписали таблетки. Коробку с красивой картинкой выбросили. Васька выздоровел, но после этой болезни он изменился. Стал более вялым и реже играл с хозяевами, когда они ему предлагали играть, делал это не так охотно, как раньше.
Страдания делают взрослыми не толъко людей.
В магазинах появилась, пропавшая было, рыба, и Ваське стали её покупать.
Сумма этих покупок возрастала с каждым разом, с некой точностью показывая уровень инфляции в стране, сменившей название, президента, ещё одного президента...
Инфляция раскачивала и без того шаткую экономику семьи, где даже самый молодой человек уже считал себя  взрослым.
Ваське стали иногда говорить о том,  что пора самому ловить мышей - добывать пишу. Надо сказать, что во время прогулок по огороду вместе с хозяевами Васька ещё не встречался с мышами. Он вообще ещё не знал о их существовании. Он был всё ещё совсем маленьким, домашним котиком, которому предстояло научиться жить в мире с ЧУЖИМИ КОТАМИ, мышами, собаками.
Ему ещё предстояло научиться бояться людей, которые изобьют его за то, что хотел найти себе подругу. Ему ещё предстояло научиться находить окно в железной двери, которую установят в доме его хозяева, опасаясь своих соседей. Ему ещё предстояла долгая жизнь в доме, где разбитые входные двери станут для него ежедневной и почти привычной опасностью.
Он научится ловить мышей и ночевать в подвале, научится драться и приходить домой к дверям квартиры в безопасное ночное время, когда встречи с людьми и собаками менее вероятны. Он научится ждать у этих дверей шагов проснувшихся хозяев, он будет терпеливо ждать их возвращения, если ли они уйдут надолго, ..
Он многому научится, но в этой науке потеряет то, что делало его артистом. Он разучится игратъ. В мрачном ободранном котяре сегодня не
узнать весёлого котика. Его даже зовут не Васькой, а Василием,
В бетонном доме, который давно уже забыл о новоселье, облупившиеся стены и разбитые ступени напоминают Ваське о существовании другого дома. Этот другой дом становится на время его домом. Бывает это во время редких поездок в деревню. Васька ждёт их. Он терпеливо переносит поездку в сумке, которую привязывают к велосипеду. В том другом - деревенском - доме Васька преображается. Он становится снова весёлым и игривым, пробует петь дано охрипшим голосом, чем смешит до слёз хозяев.
Тогда они и замечают
перемены, которые происходят с Васькой. Тогда они замечают перемены, которые происходят и с ними самими. Ободранный Васькин лоб и потерявший всю красоту длинный хвост, окрепшие мускулы и хриплый голос не лишают его их любви. Не лишают их любви к той жизни, частью которой является Васька, смыслом которой стала сама любовь, помогающая в испытаниях теми потерями, которые кажутся необратимыми.
1999 год.
Послесловие.
Васька умер. Он не дожил до тех дней, когда люди в блочном, бетонном , обшарпанном до неузнаваемости доме перестали обижать котов и кошек. Даже бездомные кошки и коты, не говоря уже о котятах, могли  съесть на улице  кусочек чего-нибудь вкусного , положенного для них в миску всё-таки доброй пенсионеркой или даже пенсионером.
  Васька не дожил до тех дней, когда рядом с блочным домом построили улицу и назвали её Новой. На этой улице высятся, нет, гордо возвышаются,  особняки разных породистых котов и кошек. Коты часто выходят гулять, что почти не случается с породистыми кошками. Коты приходят и к блочному дому, где беспородные кошки давно уже народили полупородистых котят. Коты , породистые и общительные, с удовольствием едят вместе с беспородными кошками и беседуют с пенсонерами о своей жизни. Иногда мне кажется, что они и пенсионеров спрашивают  о том, как им живётся. Скорее всего мне это кажется, потому что хочется, чтобы так было.
2010 год