Порт назначения - концлагерь

Морской Профсоюзный Телеграф
«ПОРТ НАЗНАЧЕНИЯ…КОНЦЛАГЕРЬ»

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских лагерей. Не всем удалось вырваться из немецких застенков. Тех же, кто вернулся домой, Родина ждала отнюдь не с распростёртыми объятиями. Моряки т/х «Эльтон», «Хасан», «Днестр», «Волголес», «Магнитогорск» Балтийского пароходства и другие теплоходы, пришедшие из разных уголков нашей необъятной страны и оказавшиеся волею судьбы в июне 1941 года в немецких портах, никогда не забывали того, что им пришлось пережить.

ВОЙНА
Моряки советских судов, оказавшихся в немецких портах в июне 1941 года, узнавали о войне примерно по одному и тому же сценарию. И если члены экипажа одного парохода стали  понимать, что они теперь на вражеской территории, по истошным крикам Гитлера, раздававшимся по радио, то другим объясняли новый порядок прикладами автоматов...
В Штеттине российские моряки т/х «Эльтон» и «Хасан», успевшие уничтожить судовые документы, отказались спустить  красное знамя. Не помогли ни угрозы, ни запугивания. Немцам пришлось самим срывать их с флагштоков. Потом моряков посадили в грузовики. Тогда никто еще не знал, что их увозят на долгие четыре года, а некоторых навсегда.

ВСЕ ГЕРМАНСКИЕ СУДА, ПОРОЙ, ДАЖЕ НЕ ЗАКОНЧИВ ПОГРУЗКИ, УХОДЯТ ИЗ СОВЕТСКИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОД ДО 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА. КАПИТАНАМ ПОРТОВ, ОБРАЩАЮЩИМ НА ЭТО ВНИМАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОРГАНОВ, ДАЮТ УКАЗАНИЕ СВЕРХУ ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ БЕСПРЕПЯТСТВЕННЫЙ ВЫХОД В МОРЕ.

ЛАГЕРЯ
Штеттин, Бланкенфельде и замок Вюльцбург – места лагерей, где четыре года провели интернированные моряки с судов «Эльтон», «Хасан», «Днестр», «Волголес» Балтийского морского пароходства. Позже к ним присоединили еще 60 перегонщиков, захваченных в Любеке - ребята на свою беду приехали принимать две шаланды, построенные на немецких верфях, и их арестовали. А в ноябре 1941 года в Вюльцбург пригнали измученных моряков т/х «Магнитогорск» из лагеря Штутгоф. Их взяли в Данциге тоже в начале войны.

НЕМЦЫ ПРИХОДЯТ ТОЛЬКО ЗА РУССКИМИ.
ЭСТОНЦЕВ И ЛАТЫШЕЙ НЕ ТРОГАЮТ. ОСТАВЛЯЮТ ИХ НА ПАРОХОДАХ, ОБЕЩАЯ ОТПРАВИТЬ НА РОДИНУ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ.

Им многое пришлось испытать и пережить – предательство, казалось бы, товарищей, неудавшиеся побеги, отчаяние от безысходности, смерть друзей… Однако, выдержали, выстояли, и покоя врагу не давали.
Убивали моряков голодом – двести грамм свекольного хлеба, крапива, ботва, гнилая брюква, десять граммов маргарина. Так изо дня в день. К ослабевшим людям приставали разные болезни, о которых они раньше и не слышали. Как грибы после дождя на лагерном кладбище появлялись свежие холмики безымянных могил.

НЕМЦЫ ПЫТАЮТСЯ СКЛОНИТЬ МОРЯКОВ НА СВОЮ СТОРОНУ. ИМ ПРЕДЛАГАЮТ ПОДПИСАТЬ БУМАГУ, ГДЕ ЗНАЧАТСЯ ТАКИЕ СТРОЧКИ: «ПРОШУ ОСТАВИТЬ МЕНЯ В ВЕЛИКОЙ ГЕРМАНИИ». ВЗАМЕН ПРЕДЛАГАЕТСЯ БЕЗЗАБОТНАЯ ЖИЗНЬ И САД С АПЕЛЬСИНАМИ КАПИТАНОВ УГОВАРИВАЮТ ПОДПИСАТЬ ДОКУМЕНТ, ЧТО ИХ СУДА БЫЛИ ЗАХВАЧЕНЫ В МОРЕ, КАК ВРАЖЕСКИЕ И, ЯКОБЫ, ШЕДШИЕ В НЕМЕЦКИЕ ПОРТЫ С ВОЕННЫМ ГРУЗОМ.

Узники прибегают к различным способам, чтобы не погибнуть от голода самим и хоть как-то помочь больным, лежащим в лазарете. Не забывая, при этом, хорошенько насолить фрицам.
Их посылают в город на работы. Они заводят знакомства с местными и с успехом меняют сделанные из дерева игрушки, портсигары и шкатулки на хлеб и картошку. Моряки отлично трудятся «во славу Великой Германии» – ломают станки, разбивают ящики с ценным грузом, суют гвозди в машины, обрывают, при случае, провода…

МОРЯКИ ШИМАН И ЖАБЕНКО РОЮТ КАНАВУ. СТОП! ЭЛЕКТРОКАБЕЛЬ. МОРЯКИ ПЕРЕГЛЯДЫВАЮТСЯ И СЛЕГКА ПРИСЫПАЮТ  ЕГО ЗЕМЛЁЙ. ДЕМОНСТРАТИВНО САДЯТСЯ ОТДОХНУТЬ. ПОДСКАКИВАЕТ КОНВОИР: «РАБОТАТЬ БИСТРО, БИСТРО!». «ЯВОЛЬ!» - ОТВЕЧАЮТ ОНИ. ОДИН УДАР КИРКОЙ ПО КАБЕЛЮ – ИСКРЫ,  И МАСТЕРСКАЯ ВСТАЁТ НА ДВОЕ СУТОК.   

Бежать, конечно же, пытались. Но лагеря за сотни километров от линии фронта. Никто не знает языка. Всех очень быстро ловят и расправляются жестоко.

В ЛАГЕРЬ ПОДСЫЛАЮТ НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА. ХОРОШО БАЛЯКАЕТ ПО-РУССКИ. ГОВОРИТ, ЧТО ТОЛЬКО С ФРОНТА. ПО ЕГО СЛОВАМ, ЛЕНИНГРАД ПАЛ. ЭРМИТАЖА НЕТ. ЕГО СПРАШИВАЮТ: «А ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ НА МАРСОВОМ ПОЛЕ ЦЕЛ?» ОН ОТВЕЧАЕТ: «ЛИЧНО ПОДОРВАЛ». ВСЕ СМЕЮТСЯ. ТАКОГО ПАМЯТНИКА В ТОМ  МЕСТЕ ОТРОДЯСЬ НЕ БЫЛО…

Отвлечься от тяжёлых мыслей помогает создание заключенными курсов штурманов-двухсоттоников и механиков третьего разряда. Матросы и кочегары занимаются по учебникам, прихваченным с судов. Капитаны и старшие механики выступают в роли наставников. Готовятся серьёзно. Предстоит экзамен. Волнение моряков сменяется радостью, когда строгая комиссия вручает им свидетельства – в виде серых тетрадных листочков, заполненных от руки. А в верхнем углу надпись: «Подлежит обмену на диплом в конторе капитана Ленинградского порта».

ВЕРНУВШИСЬ НА РОДИНУ, МОРЯКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБМЕНИВАЮТ ЭТИ СЕРЫЕ ЛИСТОЧКИ НА ДИПЛОМЫ ШТУРМАНОВ-ДВУХСОТТОНИКОВ И МЕХАНИКОВ ТРЕТЬЕГО РАЗРЯДА. ВЮЛЬЦБУРГСКАЯ КОМИССИЯ БЫЛА ПРИЗНАНА ПРАВОМОЧНОЙ.

Моряки совершили подвиг, выстояв до конца, назло всем смертям. Но они никогда не забудут неудавшийся побег лётчика-аса Героя Советского Союза Николая Власова, сбитого над территорией противника.  Ему помогал весь лагерь, но неудачно. Моряки-балтийцы Игорь Маркасов и Георгий Леонов, чтобы не ставить под угрозу жизни всех моряков, взяли вину за организацию побега на себя. Их увезли в лагерь смерти Дахау. Больше ребят никто не видел. Не забудут и двух моряков с «Волголеса» - Ушкова и Базанова. Они разгружали вагоны и обнаружили ящик с оружием. Спрятали три пистолета. Кражу заметили. Из гестапо они не вернулись.

ЛЁТЧИК ВЛАСОВ ПОГИБАЕТ ПРИ ПОПЫТКЕ ПОДНЯТЬ ВОССТАНИЕ В ЛАГЕРЕ МАУТХАУЗЕН, КУДА ЕГО ПЕРЕВОДЯТ  ПОСЛЕ НЕУДАВШЕГОСЯ ПОБЕГА. ЕГО «ЗВЕЗДУ ГЕРОЯ» МОРЯКИ СОХРАНИЛИ. ВПОСЛЕДСТВИИ ЕЁ УДАЛОСЬ ПРИВЕЗТИ В МОСКВУ И ПЕРЕДАТЬ В МУЗЕЙ.

СВОБОДА
В конце апреля 1945 года моряков, томившихся в лагере, построили в колонну и погнали к Дунаю. Один их охранников проболтался и рассказал о приказе Гитлера уничтожать военнопленных. А чтобы трупы не разлагались и не заражали воздух, лучше всего пленников расстреливать в воде…   
Колонна двигалась медленно. Спешить некуда. Впереди неизвестность. До Дуная оставалось километров восемь. Стемнело. Моряков загнали в какой-то сарай. Неужели сожгут живьём? У всех тупое безразличие. Сил что-то предпринять уже не осталось.
Наутро моряки с удивлением обнаружили, что многочисленная охрана куда-то испарилась, а с ними осталось восемь солдат во главе с офицером, которые впоследствии передали военнопленных американцам.
Свобода? Отнюдь. Янки не спешили расставаться с моряками, удерживая их у себя под разными предлогами. Дело в том, что флот США был большой, а работать некому. Суда простаивали. Хотя по их законам капитаном мог быть только американец, для наших ребят они делали исключение и предлагали работать на их судах, и даже полностью, не разбивая бывших экипажей. Они напомнили, что у Советского Союза не осталось торгового флота, который по их заявлению весь потоплен немецким подлодками, и не факт, что вернувшихся на Родину бывших узников лагерей встретят с распростёртыми объятиями. Отчасти они оказались правы, но тогда в это никто не верил. Тем не менее, моряки ответили отказом. Американцы препятствий им больше не чинили и отпустили с миром к своим.

МОРЯКИ НЕ МОГУТ ВЗДОХНУТЬ С ОБЛЕГЧЕНИЕМ, И ДОБРАВШИСЬ ДО РАСПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТЕЙ СОВЕТСКОЙ АРМИИ. ИХ ПОЯВЛЕНИЮ В КОЛИЧЕСТВЕ 179 ЧЕЛОВЕК ОЧЕНЬ РАДУЕТСЯ ОДИН УШЛЫЙ ПОЛКОВНИК, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ  СДЕЛАТЬ ИЗ НИХ КАВАЛЕРИСТОВ. ТОЛЬКО ВСТРЕЧА С ГЕНЕРАЛ-МАЙОРОМ ФОМИНЫМ СПАСАЕТ  МОРЯКОВ ОТ НОВЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. ФОМИН ВЫДАЕТ ИМ, СВОЕГО РОДА, ОХРАННУЮ ГРАМОТУ, КОТОРАЯ ОБЯЗЫВАЕТ ОКАЗЫВАТЬ СОВЕТСКИМ МОРЯКАМ СОДЕЙСТВИЕ В СРОЧНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ НА РОДИНУ.
 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В Советском Союзе судьба бывших узников лагерей складывалась по-разному. Одних НКВД их не трогало, других же брали в оборот по полной и превращали жизнь ни в чём неповинных людей, вернувшихся из ада, в сплошной кошмар.
На долю моряков выпало нечто среднее. Анатолий Красников, в послевоенные годы работавший 2-м механиком на т/х «Балтика», хорошо знал некоторых моряков с захваченных немцами судов. В курсе он и того, как с ними обошлись на Родине.
Поначалу, всё было нормально. Препятствий никаких не чинили. Моряки получали места на судах, некоторые ходили даже в Америку и другие капстраны. Но так продолжалось недолго. Через год им закрыли визы и поснимали с теплоходов. Кто-то устроился на заводе, кто-то подался на Север или Дальний Восток на заработки. Счастливчиками считались те, кому удалось попасть на буксиры в питерском порту. Так продолжалось до середины 50-х годов. С приходом к власти Никиты Хрущёва к бывшим интернированным морякам партийное начальство стало относиться более лояльно. Негласный запрет держать бывших узников концлагерей подальше от судов сняли…