Ямаха кинодраматургия

Нина Шорина
                Нина Шорина

                Сценарий  полнометражного  художественного  фильма

              (По  мотивам  книги  Фридриха  Ницше  для  всех  и  ни  для  кого
                «ТАК  ГОВОРИЛ  ЗАРАТУСТРА»)




Эпизод №1
…Москва  середины  90  годов  20  века.
 Старый, заброшенный двор.
 Вокруг – полуразрушенные здания фабричного типа.
 Это – старинные постройки начала века.
 Грязнокирпичная стена.
 Длинная трещина прорезает ее сверху донизу
.
     Человек в тибетской шапочке, одетый во все черное, наклоняется над грудой мусора и чиркает спичкой (зажигалкой).
 Вспыхивает пламя.
     Человек в черном возле разгорающегося огня. На это смотрят двое мальчишек, молодой рабочий, девушка с зелеными волосами и двумя серьгами в губе, одетая как хиппи…
     Человек в черном несколько раз обходит пламя, совершая некие ритуальные действа…
      Как сквозь длинный и узкий экран – так выглядит окно внутри помещения – это видят те, кто усевшись на подушках, разложенных прямо на полу ,наблюдают за этим действием, совершаемом  как снаружи, так  и внутри…
     Другой человек – постарше –также облаченный в черное, сидит в  помещении и, закрыв глаза, бьет в большой барабан, издавая громкие, гортанные крики.
     Периодически, он поднимает большую медную трубу и извлекает из нее длинные, хриплые звуки.
      Затем, он берет медные тарелки и с силой ударяет в них…
      Трое, сидящих, закрыли глаза.
      Тот, кто оказался  ближе других, снял обувь и положил рядом.
      Растягивая рот, он пытается подражать Человеку, сидящему  напротив…

    ... Дымятся благовония, на каменном подсвечнике горят свечи, краснеет на черной стене большой череп марала…
       На этом фоне раздается голос человека, который  бесстрастно читает текст, держа его перед закрытыми глазами…

        … ДОНЫНЕ, ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ  НЕЧТО, ЧТО БЫЛО ВЫШЕ ИХ…ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И, СКОРЕЕ, ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ,  ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА…

   Огонь за окном разгорается.
 Удары в барабан звучат все сильнее – ощущение, будто энергия земли бьет в этой старой , заброшенной фабрике…
  Пламя огня разгорается, перекрывая глубокую трещину  в кирпичной стене.
  Но вот, тарахтение движка  затихает, свет внутри помещения медленно гаснет и только треск огня раздается в неожиданно наступившей тишине…

   Человек в тибетской шапочке поднимается с полу, берет одну из горящих свечей, приподнимает пыльную занавеску, закрывающую вход в помещение, идет по длинному разрушенному коридору с прогнившими полами и заброшенными комнатами по обеим сторонам…
. Опускается на колени перед маленьким движком, берет бутылку с керосином, которая валяется рядом. Выливает содержимое в движок, на котором надпись –

                «ЯМАХА»

 Эпизод 2
…Утро. Уже знакомый нам человек, но только в современной одежде, стоит возле стола из неотесанных досок, выключает электрический самовар из розетки, отщипывает кусочек хлеба, вытряхивает мелочь из старой фетровой шляпы, на которой надпись –« 50р.»-кладет ее в карман куртки и выходит из помещения, закрывая дверь на замок.

Во дворе рабочие разбирают кирпичную стену.
Человек подошел к старенькой машине марки «Форд», открывает дверь…
В нише другого полуразрушенного здания сидит старый бомж в макинтоше и дырявой фетровой шляпе в окружении бездомных собак…
Бомж.- приподнимает шляпу.- Мне знаком этот странник…Привет, Заратустра!…
-Привет, дед…
Бомж приподнимается с земли и, сопровождаемый собаками, подходит к  старенькому «Форду» - Десять лет назад ты нес свой пепел на эту фабрику, а теперь, ты хочешь нести свой огонь вон в тот переулок?.. Неужели не боишься ты кары, грозящей всем поджигателям?..

-Ты угадал , дед. Я, как раз, за керосином…

 К машине подходит молодой рабочий: Зара, тут прораб приходил… Грозился на той неделе  ломать…

Человек, которого называли Зарой  – А, пошел он…

Старый бомж залез с головой в переднее окно  -  Чего  же  ты  хочешь,  прозревший,  от  спящих?

-Жевать, дед,  жевать  надо…

-А  я  лучше  буду  медведем  среди  псов, чем  выйду  из  этой  подворотни… Слишком  одиноко  звучат  наши   шаги  по  их  шумным  улицам…  Подай  копейку!..

-Я  не  подаю  милостыни.  Для  этого,  я  недостаточно  беден.-

Зараtустра  садится  в  машину,  захлопывает  дверцу.  Форд  выезжает  из  подворотни,  сопровождаемый  лаем  собак.  Бомж  кричит  вслед - Только  постарайся,  чтобы  приняли  они  твои  дары..  Не  доверяют  они  отшельникам  и  одиноким  бомжам…Я  лучше  буду  служить  Богу, чем  этой  раззолоченной  и  нарумяненной  черни,  чьи  отцы  были  убийцами  и  бандитами…

Форд  выехал  из  подворотни.  Остановился,  сопровождаемый  лающей  собакой. 
Заратустра  посмотрел  на  собаку- Бедный  дед.  Он  еще  не  знает,  что  Бог  умер…  Ты   только  не  говори  ему…

Грустные  глаза  собаки  смотрят  на  Заратустру.  Собака  заскулила  и  поджала  хвост.

 Эпизод №3.

      Старенький  «Форд»  едет  по  переулку,  заворачивает  на  Софийскую  набережную,  едет  мимо  храма  Христа  Спасителя,  выезжает  на  шумную  площадь.  Включается  радио:  звучат  «новости»,  «реклама».  Машина  едет  по современной  Москве,  мимо  новых  зданий  банков,  элитных  домов,  дорогих  ресторанов,  мимо  рекламных плакатов  удачливых «крикунов», рекламных  проспектов.  . Заворачивает  в  тихий  переулок. Вдруг,  резко  тормозит…

   Из  впереди  идущего  «Джипа»  выбросили  истекающее  кровью  тело  человека.  Колеса « Форда»  едва  не  наехали  на  лежащего.
Заратустра  выскочил  из  машины.  След  «Джипа»  пропал…

Раненый  истекал  кровью,  но был  еще  жив.  Заратустра  оглянулся.  Кругом   было  тихо.  Ни  одного  человека  не  было  в  переулке.  Только  церковь  стояла  за  железными,  запертыми  воротами.  Внутри  церковного  двора  сидел  человек  в  черном..  Он  молча  смотрел  на  Заратустру.

   Заратустра  стал   трясти  церковную  ограду.  Человек  в  черном  быстро  скрылся.
    Голос  раненого.- Я всегда  знал,  что  сам  Черт  из  преисподни  подставит  мне  ногу…

 Заратустра  затаскивает  раненого  в  машину. - Не  бойся  ничего.
Нет  ни  Черта,  ни  преисподни…

   Неожиданно,  рядом  остановился  тот  самый «Джип»,  из  которого  выкинули  раненого.  Маленький  человек  в  одежде  клоуна  со  злым  лицом  и  нарисованной  улыбкой,  проговорил : - Брось  его,  Заратустра,  а  то  я  перепрыгну  через  тебя,  как  живой  через  мертвого…

   Сделав  вмятину  в  Форде,  «Джип»  развернулся  и  уехал.
   -Оставь  меня  возле  церкви,  Заратустра,  уезжай!

  Заратустра  нажал  на  газ-  Чего  же  ты  хочешь  от  ряженых?-
Разве  ты  не  знаешь,  что  Бог  давно  умер?..

   В ответ последовало молчание. Заратустра обернулся. Открытые, стеклянные глаза мертвого смотрели на него.

       
 Эпизод № 4.

     …  Кладбищенская ограда. Заратустра тащит на спине мертвого.
Двое пьянчуг пьют из горла, сидя в баре под названием « РАЙ»

-Посмотри на Заратустру, -пьяным голосом говорит один, -Зарату-
  стра сделался могильщиком…

-Похоже, он у самого черта хочет умыкнуть лакомый кусочек!..

-Уходи отсюда! Слишком многие возненавидели тебя здесь…

       Один из говорящих,  перепрыгнул через ограду, взял с могилы пару пасхальных яиц, очистил скорлупу, протянул собутыльнику…
Второй собутыльник закусил яйцом и, посмотрев на дно пустой бутылки, бросил ее в спину Заратустре. Бутылка попала в ствол дерева и осколки разлетелись в разные стороны…
Искаженное страхом лицо мертвого человека. В его открытых глазах застыл испуг.

-Извини, брат,- Заратустра посмотрел на мертвого, -Я похороню тебя возле дерева…Никто не знает, с какой стороны  ограды начинается кладбище, с той или с этой,?…
Он вынул из машины небольшую лопатку, начал копать возле дерева. Повернувшись спиной к мертвому, он не видит, как из-за дерева вышел некто бестелесный, с женским лицом, опустился над мертвым и закрыл ему глаза…
Потом поднялся с колен, и пошел к автобусной остановке…
…Он не сел в подошедший автобус вместе с людьми, а пошел
вдоль по шоссе, не затронутый автобусом, «проехавшим» по нему, ни потоком автомашин. На его спине покачивались два ангельских крыла…

…Окончив копать, Заратустра обернулся к мертвому – тихое, умиротворенное,  почти счастливое лицо лежало  перед ним…


Эпизод №5
   Тарахтит движок « ЯМАХА». Рука помешивает овсянку в маленькой кастрюльке. Заратустра сидит на корточках возле электрической плитки. На стене появляется его Тень.
-Я устала ходить за тобой, Заратустра…Зачем ты отправился в эти горы? Зачем тебе все это, чужое для русского?.. Ведь в «горах» и холодно, и голодно…
Заратустра ест кашу из тарелки, отвечает - Отстань от меня, ты мне не нравишься…
- О, Заратустра, у тебя хороший вкус. Я и вправду выгляжу изможденной, уставшей…Я едва таскаю ноги за тобой…
Заратустра снимает куртку и надевает тибетскую шапочку.
-Я знаю, ты начал искать поблизости..
Заратустра облачается в черное.
…-Ты разговаривал со священниками.. Один из них был даже знаменит…Тогда ты поехал на Валаам…Помнишь, Валаам?.. Но и там не нашел ты живого Бога…
Заратустра уходит от Тени в другое помещение, где на полу лежат подушки. Он садится на пятки, бьет по большому барабану, издает хриплые, гортанные звуки, пытаясь заглушить голос Тени…
Горит, разгорается огонь во дворе, трещит хворост… Вокруг костра ходит другой человек – помоложе – тоже в тибетской шапочке и в черном, совершая ритуальные действа. Двое молодых людей с рюкзаками поспешно заходят в открытую дверь..
Неподалеку, в нише лежит старый бомж. Бездомные собаки валяются по всему двору… Горит, разгорается пламя костра…
В языках его пламени  возникают сухие лица тибетцев с украшениями на губах, в ушах…Они сидят внутри храма и, закрыв глаза, издают протяжные длинные звуки, извлекая их из столь же длинных медных труб…
Голос -Все храмы в сущности похожи один на другой…
Другой голос-А что такое  «тибетская музыка»?..
-Голос.-Это энергия, связь с Космосом…
Третий голос-Но для человеческого уха она невыносима…От нее освобождаются во всех фильмах о Тибете-
-Тогда пускай снимают фильмы о равнине…

 …Несколько человек сидят за столом из неотесанных досок. Тарахтит движок. Все пьют чай из пиал и банок – кто из чего – подливая кипятку из старого электрического самовара.
Заратустра проецирует слайды на маленький экран, висящий на стене – опять фотографии Тибета, обнаженные тела, мужские и женские с наложенной на них  мандалой.
Девушка- Обнаженное тело для Тибета это что?.. Эротика?..
Заратустра – Это тело Света…Человек оставляет перед входом в кибитку ногти и волосы, входит внутрь, принимает определенную позу и медленно уменьшается в росте, пока не достигает 50 см.Так он соединяется с Космосом…Пойду, схожу за табаком…-он вылезает из за скамьи и скрывается за занавеской..

Эпизод №6
  …Любительские кадры, снятые ручной видеокамерой- Большой гриб держит в руках маленький мальчик, лет четырех…Он все время оглядывается на снимающего и протягивает по его просьбе этот гриб прямо в камеру…Слышны голоса – Сашь, Саша, потом – Тань,Таня,  потом мы видим черноволосую женщину, которую мальчик называет – мама – потом идут планы дачи, в которой  сидит на стуле пожилой человек, укрывшийся газетой…Чьи-то старческие ноги в узлах проходят мимо и-опять голос –Тань, ну давай, твистуй. Твистуй…Опять мальчик. Теперь он сидит за столом и ест кашу из тарелки, выгребая ее большой ложкой…Размахивает этой ложкой в такт музыке, под которую «твистует» мама- все это покачивается, дергается..
Но вот руки Заратустры открывают дверцу старого «Форда»,
Бросают видеокамеру на заднее сиденье…Машина, пуская клубы пыли, отъезжает от дачи и быстро мчится по проселочной дороге  Впереди за лобовым стеклом – город.
Машина едет мимо московских улиц. Тормозит возле большого здания…

Эпизод №7
    …Лицо молодого человека с закрытыми глазами Второе лицо, третье, множество лиц, сидящих с закрытыми глазами в аудитории...Звучит музыка –спокойная, умиротворяющая…
Человек за кафедрой вещает через маленький микрофон, пристально глядя на заполненную аудиторию – «Заслужите хороший сон..Не вступайте в борьбу с соседом, сторонитесь тех, кто плохо спит и бодрствует ночью…Немалое искусство уметь спать..»
…Лица людей, заполняющие аудиторию университетского типа. Сквозь переполненные ряды пробирается Заратустра. Найдя того, кто ему нужен, будит его. Проснувшийся сначала не узнает Заратустру, но потом, сообразив, кто перед ним, поспешно лезет в сумку и достает оттуда большой фотообъектив.
Заратустра усаживается рядом и вставляет объектив в гнездо фотоаппарата, наводит резкость на  говорящего…
«…Будь в мире с соседом и соседским чертом, не то ночью станут посещать они тебя…Чти начальников своих и повинуйся им, даже если предпочитают ходить они криво, а не прямо..Этого требует хороший сон! Разве твоя вина, что власть хромонога?..»
Объектив фотоаппарата выхватывает всех, сидящих с закрытыми глазами. Некоторые еще борются со сном, другие – спят крепко.
«…Заслужите хороший сон…Не вступайте в борьбу с ближним…
Сторонитесь тех, кто плохо спит и бодрствует ночью…»
Громкий щелчок фотоаппарата, прозвучавший, как выстрел, пробудил спящих. Они недовольно оглядываются по сторонам в поисках виновного в их пробуждении.
Заратустра поднялся и громко произнес: « Дурак ваш мудрец! Но я вполне уверен, что хороший сон ему вполне удастся!»

Сидящие в аудитории с возмущением смотрят на Заратустру. Человек за кафедрой в гневе покидает зал. Несколько человек подошли к Заратустре; Уходи отсюда! Слишком опасен ты стал для  нас…
Аудитория пустеет. Остается одна девушка. Сон ее глубок и дыхание ровное. Заратустра будит ее. Она нехотя открывает глаза…
-Зачем ты разбудил меня, Заратустра?-она с равнодушием  посмотрела на него. Каждый раз, когда ты спускаешься со своих «гор», ты только бередишь наши заснувшие души…
 Двое омоновцев поспешно вошли в аудиторию.
  Увидев Заратустру, подошли к нему и грубо вытолкнули из аудитории. .
 Перед самым выходом на улицу к ним присоединился маленький человек со злым лицом и нарисованной во все лицо улыбкой.
Из-за спины омоновцев он грубо выталкивает Заратустру на улицу …

… Заратустра падает на асфальт. Девушка помогает ему подняться.
    -Уходи отсюда, Заратустра, а то они убьют тебя…Сильно болит?-она дотронулась до ссадины на его руке.
Заратустра.-Не здесь болит, - выше. Он показал на голову.
Девушка.-А у меня болит вот тут,-она дотронулась до сердца, подходит к машине, садится.
Заратустра.-Куда ты едешь?
Девушка.-Убегаю от несчастной любви…
Заратустра заводит старенький «Форд».  Едет  рядом  с  машиной  девушки.

Девушка-Ты ведь тоже бежал на свою фабрику от несчастной любви..Раскажи мне о ней…

Заратустра.-…Если у тебя есть любовь и ты один обладаешь ею, как достоянием своим, не надо, чтобы она была у тебя общей со всеми…Конечно,   тебе хочется ласкать ее и называть по имени…   Но имя, которым ты назовешь ее вслух, тут же станет общим для всех, а сама ты станешь частью толпы вместе с любовью своей…

  Машины едут рядом в общем потоке, задерживая тех, кто спешит , Им гудят, объезжая их, водители грозятся,  вслед,  прокручивая пальцем во лбу…
Заратустра продолжает.-…Лучше, если ты скажешь – нельзя ни выразить, ни назвать по имени то, что составляет муку и сладость души моей, а  также голод утробы моей, а если придется тебе говорить о ней, не стыдись говорить невнятно, запинаясь…

 Поток машин столпился за двумя – стареньким «Фордом» и машиной девушки . Автомобили нетерпеливо гудят…
Заратустра. - …В любви моей мало смысла и мало мудрости, но именно эта птица свила у меня гнездо и потому я люблю и ласкаю  ее…
     Огромный «Джип» подрезал машину девушки и та процарапала ехавший мимо « БМВ». При этом, «Форд» вильнул к тротуару и едва не наехал на тех, кто стоял на остановке. Ожидающие троллейбус, стали кричать и грозить  Заратустре…
Четыре «качка» вышли из «Бмв», вытащили девушку из машины и стали толкать , Заратустра выскочил из «Форда»,  попытался защитить ее, но один из «качков» оттолкнул его с такой силой, что он едва не попала под колеса проезжавшего  «.Мерседеса».
В это время из «Джипа» вылез маленький клоун  со злым лицом и нарисованной улыбкой. Он незаметно прокрался к машине девушки и вытащил магнитофон. После чего «качки» отпустили девушку и быстро скрылись…
Девушка уткнулась головой в руль, и какое-то время сидела молча, потом нажала на газ и быстро помчалась вверх по крутой, непонятно откуда взявшейся в Москве дороге, ведущей в гору…
Заратустра поехал следом.

Эпизод № 7.
    На горе, над  городом , неподалеку от того места, где стояли лотки с матрешками и сувенирами , возле дерева сидел юноша.
Заратустра.-Я знаю его. Он приходил ко мне…
Девушка.-Мы приходили вместе…
Заратустра дотронулся до дерева, возле которого сидел юноша и сказал: …Если б я хотел потрясти это дерево, обхватив его руками. У меня не хватило бы на это сил, но ветер, который мы даже не можем увидеть, терзает и гнет его, куда хочет… Незримые руки ломают и гнут нас сильнее всего…
  Юноша открывает сумку с пустыми бутылками из-под пива, начинает отбирать разбитые и отбрасывать в сторону…
Заратустра.-…Чем настойчивей стремимся мы к свету, тем с большей силой устремляются наши корни вглубь земли, во мрак. Вниз…
Юноша.-Да, во зло! -проговорил он   жестко, разглядывая пустые бутылки. Забракованные,  он отбрасывал  в  сторону .-Когда я сижу здесь, я всегда чувствую себя одиноко…
 Девушка закрыла  глаза.
Юноша.-Чего же хочу я на высоте?..

… Маленькая комната, завешенная   рисунками, архитектурными чертежами, « бумажной  архитертурой»…
Мать юноши. -Не в лучшее время пришел ты к нам, Заратустра…Голодное настало время для тех. Кто хочет удержаться на высоте…- Никто не говорит с ним… Холод одиночества …
 Девушка пытается отпить из чашки, но слезы душат ее. Она ставит чашку на стол.
Мать юноши. -Ярославна, тебе подлить горяченького?..-берет чашку и  доливает кипятку.
Юноша.-Как стыжусь я своего восхождения …

Мать юноши.-Вчера соседка свеклу принесла. Сварили…

Юноша.-Как насмехаюсь я над своим дыханием, тяжелым и частым…
 
Мать.-А как во двор выхожу, все тотчас замолкают…

Юноша.-Как устал я на высоте…

Мать.-Теперь я хожу сидеть в другой двор…

 И опять дерево. Голос Заратустры. -Одиноко стоит это дерево. Высоко поднялось оно над зверем и над человеком. И пожелай оно заговорить, не нашлось бы никого, кто бы понял его…
 
  Мать-Одна, две, три,четыре, пять…-считает бутылки. Ее голос – на фоне кроны дерева, уходящей в небо…

 Заратустра идет к двери. Юноша устремляется следом. -Заратустра, я пойду за тобой!
Заратустра оборачивается .-Нельзя быть вечным учеником.-Он быстро покидает квартиру, спускается по лестнице. Девушка выбегает следом.-Заратустра, позволь мне последовать за тобой…
Заратустра.-   Последовать за мной может только мужчина. Женщина должны быть матерью и служить мужу…
Девушка.- Ты слишком высоко удалился, Заратустра, наши мужчины превратились давно в женщин.  Вот  почему женщины тут становятся мужчинами… Помнишь, это  ты нам говорил: - «Только тот, в ком достаточно мужского, освободит в женщине женщину…»

  Эпизод №8
  …Заброшенная фабрика. Краснеет на стене череп марала, дымятся благовония, едва колышется пламя свечи на каменном светильнике…Ударяет в барабан Заратустра, издает хриплые, гортанные звуки… Будто пытается освободиться от чего-то…

Эпизод № 9
 На постаменте, затянутом драпировкой, в причудливой позе, выражающей покорность, смирение, застыла обнаженная женская натура.

 Рядом на стуле сидит вторая девушка, едва прикрытая…

Девушка. -Зарик, ты нас никогда не хотел?..

Заратустра не отвечает. Он подходит к первой девушке и поправляет драпировку. Потом он отходит к фотоаппарату и наводит на резкость. Поправляет свет…

Девушки( хором ); Зарик, ты нас никогда не хотел?...
Заратустра (напевает) О,  эта вечная грязь вдвоем…
Девушки смеются: Не вдвоем, а втроем…Та, что сидит на стуле достает косметичку и подкрашивает губы.
Первая девушка меняет позу. Заратустра поправляет свет.
Вторая девушка.-А может, ты «гомик» ?
-Папа, а что такое «гомик» ?-Маленький мальчик лет четырех стоит в открытой двери.
Девушка.-«Гомик « - это такой дядя, который любит маленьких мальчиков…               
Мальчик.-Тогда «гомик» - это мама…
Заратустра выпроваживает мальчика  за дверь.-Скажи маме, мы сейчас придем пить чай…-Запирает дверь на крючок.
Вторая девушка встает со стула , подходит к Заратустре и обнимает его,-Зарик, а что, все человеческое тебе чуждо?..
Заратустра снимает ее руки со своих плеч.-Человек это то, что нужно преодолеть…
Девушка.-Таньку боишься?…
Вторая девушка (одевается ) : Еще бы! Она вон вкалывает день и ночь, а ты по Тибетам шляешься…Дудочки, девочки…
Первая девушка.-и как только Танька  терпит…
Заратустра.-О, эта убогость мысли вдвоем…(нараспев ) Он сворачивает приборы, вынимает объектив из фотокамеры, прочищает его, убирает в футляр. Выходит из комнаты…
Девушки остаются одни. Они подходят друг к другу и обнимаются…

 Эпизод №9
 Тарахтит старенький «Форд» , едет по московским улицам…
 Девушки сидят на заднем сиденье, курят…-Зарик, если ты такой умный – почему ты такой бедный?.. Ты когда глушитель купишь?..
Заратустра.-Для этого я не достаточно глуп…
Автомобиль останавливается возле Киевского рынка.
Заратустра и девушки идут вдоль прилавков.
Заратустра.-Быстро наш народ научился подражать торгашам…
Два восточных человека.,-Смотри, опять этот «высший человек» к нам пожаловал!…
Заратустра.-Не « высший» . а « преждевременный»…Кто-то окликает его.-Зара!
 Заратустра оборачивается. Молодой человек за прилавком зовет его…
Заратустра.-И ты здесь?…
Женщина, стоящая рядом за прилавком отвечает за молодого человека -Ему семью кормить надо, зарабатывать надо…
Заратустра. -Когда мне говорят «заработать», я слышу «перехитрить»…Ну что, насмотрелся, как народ научился извлекать пользу из всякого мусора?…Он выбирает самый большой замок на прилавке и пару бутылок керосина.-Опять сгоняют с гор в равнину. Где все равны…Придешь помочь перевезти барахло?
Женщина за прилавком.-У него нет времени для Заратустры…Молодой человек тем временем достал бутылку с вином.-Жена, давай выпьем за последнего «высшего человека»…
 Жена отбирает бутылку.- Тебе бы только повод..А ты иди своей дорогой..На базаре нет высших людей…На базаре все равны…Высшие люди ходят в «супермаркет».

 Небольшая площадь возле вокзала. Несколько человек с красным знаменем и рупором агитируют народ за старую  жизнь.
Заратустра открывает дверцу машины. Девушки, нагруженные пакетами, забираются во внутрь…
Заратустра.А вот и власть торгуется с народом…
Вокруг толпятся приезжие с сумками, бегают бездомные собаки,
Милиционеры гоняют торгующих старушек…
 Заратустра садится в машину. Одна из девушек большой болезнью является человек….-А ты что приобрел?
Заратустра.-Истину. Земная оболочка  заражена и самой ее больной  частью  является  человек.
Вторая девушка.-Не густо…
Заратустра. Встретил бывшего ученика…Он казался мне готовым для смысла жизни…Но когда я увидел его жену, мир показался мне домом умалишенных…
Машина едет по московским улицам.
Одна из девушек.-Сейчас, Зарик, люди объединяются, чтобы выжить…
 Заратустра.А по-моему,  двое животных просто угадывают друг друга…
Машина резко тормозит возле большой очереди, ведущей к дверям выставочного зала возле которых висит большой плакат.-    «ПЛЭЙБОЙ «
 Минуя очередь, девушки входят в выстовочный зал. Милиционер оценивающе оглядывает их….
Экспозиция выставки. Множество фотографий. Мужчины и женщины почти полностью заполняют залы и толкаются, как сельди в бочке. Они разглядывают фотографии, но больше – друг друга…

Эпизод № 10
  На экране кадры из «Нибелунгов»….Звучит музыка Вагнера, но не в каком либо знаменитом симфоническом исполнении, а на старом, расстроенном пианино…
Двое великолепных всадников – рыцарь в доспехах и его прекрасная спутница -  на фоне  девственного леса…
 Неожиданно, изображение обрывается, музыка останавливается…
Небольшой зал кинотеатра «Иллюзион»  почти пуст.
Тапер встает из-за пианино, убирает с пюпитра растрепанные ноты…
В зале – Заратустра и какой-то спящий человек с клеткой .Дверца клетки открыта…
Человек просыпается от  яркого света, а также от  неожиданной тишины.Увидев, что в клетке пусто, он начинает с шумом поднимать сиденья кресел…
 Вскоре к нему присоединяется тапер и билетерша.
Механик кричит сверху из будки – Продолжать будем?..
Тапер.-Зарик, ты будешь досматривать?.. А то больше нет никого, а мне  нужно выскочить…
Заратустра выходит из тяжелых дверей «Иллюзиона», идет в сторону машины, оставляя позади большую афишу,заполненную названиями   фильмов - шедеврами мирового кино…

Эпизод № 11
 Заратустра открывает дверь, ведущую на разрушенную фабрику…
Включив фонарик, идет Заратустра по захламленным помещениям. Подходит к движку, наклоняется. Наливает керосину из бутылки. Движок начинает тарахтеть …
Заратустра  выдернул  штепсель из розетки, налил  кипятку  в большую пиалу из старого электрического самовара…
 Потом   стянул с себя куртку,  размотал шарф на шее…
  Отхлебывая  мелкими глотками  чай из пиалы, прошел в просторное помещение, где на полу стоял большой барабан, а перед ним – несколько подушек с вмятинами на потертой поверхности…
Сбросив обувь, Заратустра уселся по-тибетски на пятки, закрыл глаза и тихонько стал дуть в длинную трубу, будто очищаясь от чего-то…
В небольшом зеркальце с потертой амальгамой появилось его уставшее, небритое лицо…
– Как, ты еще жив,  Заратустра?..Зачем?..Для чего?.. Где и как?.. Не безумие ли еще жить?..
– ..Заратустра закрыл глаза-Многие,    отвернувшиеся от жизни, . отвернулись только от толпы, не желая  делить с нею ни плодов, ни воды , ни  огня…
 Спит Заратустра, тарахтит движок «ЯМАХА»  в глубине заброшенной фабрики…
…Тибет, горы, монахи, храмы…Опять – горы…Выше, выше и выше… Лица тибетцев. Они протягивают руки…Следом раздаются крики – Заратустра!..Заратустра!.. Заратустра…
Их лица принимают знакомые нам черты – Яры, ее молодого человека, его матери, того, кто торговал на базаре и двух обнаженных девушек и даже того, кого он уже похоронил возле кладбищенской ограды…
Но вот он видит себя самого, вернее – свою спину . Он поднимается  еще выше, уходя от тех, кто зовет его, подходит к кибитке и совершает странный ритуал – состригает ногти пальцев , затем –свои длинные волосы и входит в кибитку, опускается на колени – мы видим только его спину – и начинает медленно уменьшаться, пока его тело не принимает размеры ребенка…
На теле появляются ритуальные круги, магические знаки…
 Неожиданно, маленькое тело, напоминающее тело ребенка – сдвинулось с места…

… Спит Заратустра, прислонившись  головой к барабану..
Где-то в глубине  заброшенной фабрики раздались шаги – легкие шаги ребенка…
Маленький мальчик с цилиндрическими кругами на спине и магическими знаками – мы видим только его движущуюся спину –идет по длинному коридору старой фабрики с проваленными полами, входит в помещение, где лежат подушки, подходит к спящему Заратустре, подносит к его лицу тусклое зеркало…
Яркий свет неожиданно озарил   лицо Заратустры…
Маленький мальчик (сын Заратустры)-Для чего было бы солнце, если бы оно не светило людям?..
Но тут сверху полилось, посыпалось..Крики повторились и звучали все настойчивей…
Заратустра открыл глаза и пошел к двери – стучали именно в дверь.
Он распахнул ее. Лил дождь. Маленький прораб со злым лицом и полустертой дождем улыбкой, бомж в промокшем макинтоше, рабочий стояли за дверью .-Сейчас ломать будем, -проговорил прораб, указывая на стоящий поодаль экскаватор.
Заратустра стал отпихивать прораба. Завязалась драка под проливным дождем. Тем временем рабочие вытаскивали из помещения все, что представляло хоть какой-нибудь интерес.
 Экскаватор ринулся рушить стену фабрики. Заратустра бросился вовнутрь, чтобы спасти то, что еще не исчезло под разрушающимися стенами и потолком.
Его Тень сновала всюду за ним. – Ну что, Заратустра, снова в путь?..Опять искать другие «горы»?…Какую-нибудь заброшенную фабрику, такую же. Как в Германии или в Нью-Йорке?..Ты и туда таскал меня с собой…-вопрошала Тень. Поместившись на большой вертикально повешенной тряпке…
Заратустра сдернул тряпку со стены и стал заворачивать в нее все, что было под рукой. Рабочие помогали ему…

 Эпизод №12
    Двор старой фабрики. Ливень…
Заратустра, его помощник, рабочие таскают вещи из разрушенной фабрики и складывают их в старенький «Форд».-Все не уместится
 Рабочий.- Ладно, Зара, эту часть мы не будем трогать.Приезжай завтра…
Тут же вертится бомж в окружении бездомных собак. Он держит над головой поломанный , дырявый, как решето, зонт.-Если мы не научимся у бездомных собак довольствоваться малым, мы не избавимся от вечной печали отвращения…Ибо известно тебе, что настал час чудовищного, гибельного, самого продолжительного мятежа черни и рабов. Он все растет и ширится – чернь наверху – чернь внизу…
Заратустра не слушает его, пытаясь запихнуть в небольшой «Форд» как можно больше вещей.
Бомж продолжал, глотая струи воды-…Ты идешь к этой раззолоченной, насквозь лживой черни, чьи отцы были ворами и питались падалью, были падки на баб и похотливы. Вот я и убежал сюда.. Лучше быть медведем среди собак…
 Заратустра садится в машину, захлопывает дверь.
Бомж просовывает голову в открытое окно машины -Стой, Заратустра, не ходи к людям!  Видишь. Я давно уже не выхожу из этой подворотни…Любовь к людям убила бы меня! Я служу только Богу…
Заратустра закрывает окно машины и медленно выезжает из подворотни. Собаки с лаем провожают его.
Выехав из подворотни, Заратустра открывает окно и  молча  смотрит  на  одну  из  бездомных  собак.
Собака скулит,   смотрит на Заратустру печальными глазами и поджав хвост плетется  обратно в подворотню…

Эпизод №13
  Хлещет ливень. Переполненная машина едет по Москве. Везде развешены плакаты – «Да здравствует день независимости!»
Люди под дождем танцуют, читают стихи у памятника Пушкину, у памятника Гоголю, у памятника Лермонтову…
Разгоняют тучи небольшие пушки и вот уже в свободном  от дождя небе – разноцветный фейерверк…

Эпизод № 14.
 «Парк культуры»…Дождь кончился и выглянуло солнце – красное, закатное. Оно заваливалось за дома, отражаясь в Москва-реке.
Заходящее солнце озарило маленькую бесхозную площадку, на которой горела надпись: «День свободы»…Перед площадкой сидели люди, словно в ожидании кого-то…
Форд остановился рядом с площадкой. Заратустра стал вытаскивать барабан, трубы, присоединять  к сети динамики. Народ все подходил и подходил, с интересом глядя на то, что делал Заратустра.
Но вот Заратустра облачился в тибетские одежды и ударил в барабан
.-О, ЛЮДИ., ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ НИЧТОЖНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, МАЛЕНЬКОЕ БЛАГОРАЗУМИЕ, МЕЛОЧНУЮ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ…
Народ на скамейках с недоумением переглядывается. Иные начинают свистеть и топать ногами. Покидают скамьи…
…ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ МУРАВЬИНУЮ СУЕТНОСТЬ, ЖАЛКОЕ САМОДОВОЛЬСТВО!- Он с силой бьет в барабан, дует в трубу, ударяет в медные тарелки…


 Народ перед эстрадкой затыкает уши, со злостью смотрит на Заратустру, уходит валом на другую эстрадку, где маленький ловкий клоун со злым лицом и намалеванной на все лицо улыбкой рассказывает анекдоты о муже и его неверной жене , о жене и его неверном муже, о любовнице и ее неверном любовнике, о любовнике и его неверной любовнице, про многочисленные командировки,. шкафы и подкроватное пространство. Про голого слесаря и лампочку Ильича и т д…

  Возле эстрадки Заратустры почти пустые скамьи. Уходят последние.
-О, БРАТЬЯ МОИ, ПОНЯТНЫ ЛИ ВАМ МОИ СЛОВА?
  Последние люди поднялись со скамьи и, просвистев громко, стали пробираться к выходу…

 …ВЫ УБЕГАЕТЕ ОТ МЕНЯ? ВЫ НАПУГАНЫ?.. НО ТОТ, КТО ОТКРЫЛ ЗЕМЛЮ, НАЗЫВАЕМУЮ «ЧЕЛОВЕКОМ», ТОТ ОТКРЫЛ И ДУГУЮ – «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ»!..ПОРА ХОДИТЬ ВАМ ПРЯМО..МНОГИЕ  НУЖДАЮТСЯ  В  ТОМ  ЧТОБЫ  ВЫПРЯМИТЬСЯ…
  Заратустра выпрямился  и  с  силой  ударил  в  барабан.
Но  вместо  удара  последовал  громкий  хохот…
Это  маленький  клоун  веселил  людей,  которые  спешили, бежали,  торопились  к  его  эстрадке.
Заратустра  ударил  сильнее,  раздался  громкий,  как  выстрел,  смех.
Заратустра  упал  замертво.
Маленький  клоун  воровато  выбросил  револьвер  в  темные  воды  реки, перепрыгнул  через  Заратустру  и  опять  оказался  на  своей  эстрадке,  где  столпившийся  народ  дружно  приветствовал  его  громкими  аплодисментами…

…Закричал  маленький  мальчик,  сын  Заратустры.  Он  отбросил  ложку,  выскочил  из-за  что-то  поспешно  строчила  на швейной   машинке.

…  Мальчик  выскочил  из  подворотни,  побежал  по  улице…

  …Вбежал  в  ворота  «Парка  культуры»,  залез  на  маленькую  эстраду,  на  которой  лежал  истекающий  кровью  Заратустра.  Закричал – ПАПУ  УБИЛИ!  ПАПУ  УБИЛИ!..
   Мальчик  кричит,  бьет  в  барабан, но  в  ответ  ему  только  раздается  дружный  смех  тех,  кто  на  соседней  эстрадке  слушает  анекдоты  маленького  клоуна  со  злым  лицом  и  намалеванной  улыбкой…

  Одинокая  бестелесная  фигура  с  женским  лицом  отделилась  от
  дерева  и  подошла  к  лежащему.
  Она  медленно  опустилась  на  колени  и  закрыла  ему  глаза.
легкие шаги ребенка…
  Маленький мальчик с цилиндрическими кругами на спине и магическими знаками – мы видим только его движущуюся спину –Как  зачарованный ,  не  сводя  глаз, смотрит   на уходящую  вдаль бестелесную  женскую фигуру  с  двумя  ангельскими  крылами,  что  едва  покачиваются  на  прямой,  несгибаемой  спине…

                Москва,  июль 2000год.