Вятская Венеция

Юрий Вшивцев
Если внимательно посмотреть на карту России, то на северо-востоке Европейской части можно разглядеть извилистую линию синего цвета. Это река Вятка. Она берет свое начало где-то в тайге и, описав две большие петли, впитав в себя множество притоков, широким полноводным устьем впадает в Каму. Если от самого верховья начать свое путешествие по реке, то обязательно попадаешь в сказку, созданную природой. Крутые берега перемежаются с низинами, темные густые леса чередуются с заливными лугами, крохотные деревушки соседствуют с уютными и красивыми городками. Крупные мегаполисы на пути не встречаются, а районные центры привлекают внимание величием храмов и русскими расписными избами.
Нагорск, славящийся отборным строительным лесом. Слободской, знаменитый на всю Европу своей меховой фабрикой «Белка». Город Киров, которому в 1974 году исполнилось уже 600 лет. С высокой городской набережной имени писателя А.Грина хорошо виден противоположный низкий берег и слобода Дымково. Та самая, где до сих пор лепят знаменитую Дымковскую игрушку. Город Орлов, известный уникальной архитектурой купеческих особняков 19 века. На высоких холмах раскинулся древний город мастеров-каменщиков и плотников Котельнич. Недалеко от устья расположен райцентр с поэтическим названием Вятские Поляны. Совсем рядышком Сосновка — город судостроителей. Если плыть на плотах и останавливаться у каждого населенного пункта, то путешествие растянется на полгода. Начинать надо в начале мая, когда Вятка разливается широко и глубоко, заполняя водой все прибрежные территории.

Самое примечательное для меня место во время разлива — слобода Дымково. Испокон веков майская вода заливает там улочки и переулочки, хозяйничает во дворах и на огородах. Люди заблаговременно перебираются на вышки и чердаки, а менять место жительства не торопятся. Очень уж плодородная почва на местных заливных лугах. Для вятского нечерноземья это очень важное обстоятельство. Да и плавание на лодках по слободе — приятное удовольствие, особенно для детворы.
Был у меня в детстве друг Андрюха. Сам он городской, а его дедушка с бабушкой жили в Дымково. Среди местных пацанов он слыл непревзойденным мастером управления плотиками. Даже прозвище ему дали соответствующее: «Плотогон». Собрались мы с ним однажды совершить водную прогулку по слободе. Наш путь начинался от высокой насыпи. Наверху — автобусная остановка, внизу — миниатюрный причальчик. Андрюха умело пришвартовался, помог мне освоиться на плоту, оттолкнулся длинным шестом от причала, и мы поплыли.
Впечатления незабываемые! Настоящая Венеция! Только в русском крестьянском исполнении. Вода плещется под самыми окнами деревянных изб. С крыш на нас лают дворняжки, с высоких заборов за нами наблюдают коты.
Мы заплыли в открытую калитку, причалили к лестнице, ведущей на чердак. Андрюха свистнул, и на верхней ступеньке показалась девочка, андрюшкина подружка по имени Лара. Ничего не попишешь — нам уже по 13 лет, и мы имеем полное право крутить романы с красивыми девчатами. Галантно подав даме руку, Андрей усадил ее на приколоченный табурет. Наше романтическое путешествие продолжилось.
—Андрюша! Угости друзей стряпней! - услышал я старческий голос откуда-то сверху.
Из чердачного оконца выглядывала андрюхина бабушка.
—Кидай сюда! - крикнул в ответ приятель.
В кошачьем прыжке он поймал кулек с угощениями. Горячие пирожки с морковью и картошкой в сочетании с компотом показались необычайно вкусными на свежем речном воздухе.
Мы выплываем на заливной луг. Из воды торчат перила мостика через какой-то приток. Андрюха виртуозно вписывается между перилами. Несколько всплесков шеста, и мы оказываемся еще в одной затопленной деревеньке. Местные жители почему-то называют ее Помидориной. Около двадцати изб за высокими заборами. Около каждой двери привязаны моторные лодки. Дальше — лесной массив, называемый Заречным парком. Зимой здесь — прекрасная лыжная база с освещенной лыжней, летом — замечательные условия для пикников и ночевок в палатках. Сейчас же — все в воде!
Справа виднеется малюсенький песчаный островок с единственным грибком-навесом. Когда река вернется в свои берега, здесь будет пляж, большой и многолюдный. А пока мы высаживаемся на этот кусочек суши, как на необитаемый остров. Загорать еще нельзя: температура воздуха всего 15 градусов тепла. Но при огромном желании окунуться и даже проплыть наперегонки можно. Стараясь показать себя с лучшей стороны перед девушкой, мы устроили соревнование: кто быстрее доплывет до Помидорины. Андрюха сразу же уплыл далеко вперед. А я, подбадриваемый Ларисой, попытался его догнать. Вода оказалась ужасно холодной. Когда свело челюсти, было еще терпимо. Когда свело руки, терпел из последних сил. Но когда судорога схватила ноги, я пошел ко дну. Река потащила мое тело в водоворот.

Не зря говорят: друг познается в беде. Андрюха за волосы вытащил меня из омута и вернул на остров, рискуя собственным здоровьем. От переохлаждения я, наверное, потерял сознание и ничего не помню, кроме испуганного взгляда девчонки...
С тех пор я не заплываю далеко и не купаюсь в незнакомых водоемах.