Девочка из Уржума

Юрий Вшивцев
               
                Долгожданные летние каникулы. Первые дни — настоящее блаженство: спи — сколько хочешь, гуляй — когда захочешь! А потом становится скучно. Чем заняться несчастному пятикласснику? Друзья-товарищи уже разъехались по деревням и загородным пионерским лагерям. Пришкольный лагерь с трехразовым питанием? Там тоже неинтересно: одни «первыши» - поговорить даже не с кем. Всякие викторины, чтение сказок, тихий час — я уже вышел из этого возраста. В 12 лет надо придумать что-нибудь более привлекательное.
Помогли родители. Где-то откопали «горящую» путевку в городской детский центр досуга «Чайка». И кормят хорошо, и тихого часа нет, и каждый вечер домой возвращаешься очень довольный. Целый месяц мы ходили в походы, катались на теплоходе, совершали экскурсии в музеи, ездили по городам Кировской области. Запомнилась поездка в Уржум, на родину большевика С.М. Кирова (Кострикова). Об этом путешествии я хочу рассказать подробнее.
Ровно в семь часов утра от парадного входа дома культуры «Чайка» отправился автобус «ПАЗ» с 25 пассажирами на борту. 11 парней, 12 девчонок и 2 преподавателя, распевая бодрые песенки, выехали за пределы города Кирова. 200 километров по не совсем гладкой дороге требовали некоторой выносливости. Никто, даже младшие девочки, не хныкал. Всю дорогу пели песни и шутили. Иногда останавливались в лесу, чтобы размять конечности.
Обедали в Нолинске — небольшом городке на юге области. Запомнилась столовая: чистенькая, уютненькая и даже с музыкой. Редкость в те времена для обычных точек общепита. Последние 50 км мы безмятежно дремали, насытив желудки калорийной пищей.
В Уржуме нас поселили в каком-то интернате неподалеку от дома-музея пламенного революционера. Экскурсии по городу и окрестностям, посещения достопримечательностей особых впечатлений не оставили. А вот рыбалка запомнилась на всю оставшуюся жизнь. Я рыбу не ловил, я ее караулил. Впрочем, все по порядку...
Водитель нашего автобуса был заядлым рыбаком и всех пацанов еще накануне сагитировал спозаранку отправиться на речку Уржумку.
—Вода чистая, рыбы много, ведер пять-десять за утро наловим! - обещал молодой шофер.
Мы, ничего не понимающие малолетки, клюнули на призыв и в пять часов все как один построились на пятачке перед интернатом. Запасливый водитель нашел в автобусе леску, удилища, несколько ведер и даже два спиннинга. Я тоже напросился в эту гоп-компанию ради любопытства: никогда не видел, как ловят рыбу заправские рыбаки. Правда, спать ужасно хотелось, но это уже мелочи быта. Главное: с пацанами у костра посидеть!
К удочкам меня и близко не допустили. Посадили около пустых ведер и сказали:
—Карауль, чтобы караси не разбежались!
Поначалу клева не было. Даже пескари не попадались. Пацаны расселись по берегу и молча ждали. Свежий воздух, тишина, полное спокойствие... Я уснул. Долго ли спал — не знаю. Проснулся под дружный хохот ребят. Открыл глаза: лежу в окружении опрокинутых ведер, на моем животе хлопают хвостами четыре приличные рыбешки.
Обиделся я на всех, поднялся с земли, обозвал пацанов дураками и отправился в сторону прибрежного кустарника. Чтобы окончательно избавиться от сонливости, решил искупаться. Речная прохлада заставила двигаться активнее. Плавая вдоль берега, я все дальше удалялся от рыбаков. Вдруг услышал совсем рядом всплеск. Раздвинул ветви ивы и увидел девчонку. Она полоскала белье в проточной воде.
—А меня зовут Юрка! - выпалил я, подплывая ближе.
От неожиданности незнакомка выпустила из рук какую-то светлую тряпицу. Быстрое течение понесло тряпочку в сторону. Догнал, поймал, вернул девочке. Поднялся на мостик. Молча начал помогать юной прачке.
—Не трогай чужие вещи! - незнакомка сердито взглянула на меня.
—Я просто хотел помочь.
—Без помощников обойдусь! - ее презрению не было предела.
—Между прочим, я здесь на экскурсии. А живу в Кирове. Могу рассказать много интересного о своем городе.
Никакой реакции.
—Я тут ведро рыбы наловил. Могу тебя угостить.
Ноль внимания.
—Как тебя зовут, если не секрет?
В ответ — тишина.
Автомобильный гудок. Наверное, наши собрались уезжать.
—Кажется, тебя вызывают, - незнакомка наконец-то подняла голову.
—Я пешком пойду.
—Вот и иди. Я не задерживаю.
Не помню, как все случилось, но в следующее мгновение таз с бельем вдруг опрокинулся в реку. Может, я его случайно ногой задел, может, девчонка запнулась за него.
—Ой, мамочки! - в глазах незнакомки стоял ужас.
Я бросился в воду собирать белье. Девочка молча принимала и складывала в корзину.
—Уходи отсюда! Я тебя совсем не знаю и не хочу с тобой разговаривать!
В глазах девчонки показались слезы. Я понял, что знакомство не состоится, и, ни слова не говоря, побрел по мокрому песку к месту рыбалки.
Пацаны действительно покинули берег, не дождавшись меня. Теперь мне предстояло в незнакомом городе найти интернат, в котором остановились наши. Решил вернуться к девчонке. Корзина, полная белья, стояла на мостике, а незнакомка купалась. Я взял корзину и пошел по тропинке на пригорок.
—Куда ты пошел, дурак? - услышал я сзади.
—Догоняй! - крикнул я в ответ.
Тропинка вела в частный сектор. Я остановился в раздумье: куда идти дальше? Пока размышлял, прибежала девочка. Совсем даже не сердито сказала:
—Спасибо, что помог. Возьми конфетку, - угостила карамелькой. - Неси уже дальше, еще несколько кварталов, - улыбка вдруг озарила лицо незнакомки.
Не поймешь этих девчонок. Настроение меняется каждую минуту.
У калитки девочка отобрала корзину и скрылась во дворе. Я еще несколько минут  потоптался у палисадника и побрел обратно. Не доходя до перекрестка, услышал: «Постой!» Незнакомка догнала меня.
—Ты сказал, что тебя зовут Юра? А меня все называют Аннушкой!
—Анькой что ли?
—Сам ты Анька! Я не маленькая, в шестой класс перешла!
—Я тоже!
Так мы и познакомились. Аня решила показать мне детский парк с аттракционами. Мы свернули на главную улицу. И зря. Неожиданно из-за поворота вывернул наш автобус. Двери открылись, и показалась старшая нашей группы. Я не успел спрятаться. Женщина молча взяла меня за ухо и потащила в автобус. За спиной я услышал только девичье: «Хи-хи!»

…В этот же день мы возвратились в Киров. Родителям было объявлено замечание по поводу моего поведения в Уржуме. Отец потребовал объяснений. Выслушав внимательно, он сделал вывод:
—Растешь, сынок! Уже на девочек заглядываешься. Все нормально. Держи хвост пистолетом!
Девочку из Уржума я больше не встречал. Мы даже не переписывались. До сих пор отчетливо помню ее синий сарафанчик, домашние тапочки и хвостик рыжих волос на затылке. Где ты теперь, моя случайная незнакомка?