Хор общей души

Влад Рутус
Хор общей души

Как долго мы мечтали об этом, каким трудным и полным страданиями путем шли навстречу друг другу, умножая желание. Желание петь. В хоре.

У хора нет другого звания или титула, кроме звания общечеловеческого. Человечество вынужденно начать петь в хоре, чтобы выйти из распада. Человеческий хор – это великая сила, слагающаяся из совокупности народов, та живая связь в ней, без которой каждый человек и каждая народность – просто бесполезные эгоисты, а все человечество – отвлеченное понятие. Только если каждый народ сохраняет свой индивидуальный облик, то хор будет иметь общечеловеческое выражение.

Человечество – это система, представляющая собой огромный хор, слитый из множества дыханий в едином звуке, где каждый голос и каждый тембр критически важны друг для друга и для всего хора. Как частичка каждый сам велик и важен, но жертвует своей уникальностью ради единого звучания. Ради совершенства. Это называется любовь.
Пение в таком хоре дает ощущение себя как части Вселенной, словно ты находишься внутри образа, созданного пением, можешь коснуться души каждого и войти в нее, впитать, слиться с ней как одна нота. Чтобы было звучание цельного, Одного, Единственного, Единого.

Хор – это всегда зависимое пение, когда движением своего голоса управляет не сам человек, а его отношение к голосу другого и тогда человек как бы прилипает к тому, что слышит от окружающих. Главное – слышать других и это дает возможность соединения, гармонии. Добавлю сюда душевное «одновесие», однонаправленность, одночувствие…
Общечеловеческий хор – это качество пения, которое зависит исключительно от степени любви между поющими и зиждется, прежде всего, на любви. Это квинтэссенция человеческой любви и она заставляет каждого быть участником процесса, и исполнение зависит от внутреннего единения поющих.

Хоровое пение захватывает и дает каждому участнику чувство принадлежности к чему-то высочайшему, огромному, обьединяет всех от разбросанного движения в пути. Пение хора направлено на отдачу, в отличие от сольного, которое направлено на себя, на свое удовлетворение. И тогда достигают гармонии - связи душ между собой. Каждый голос в хоре – это качественный уровень души человека, а так как все души связаны друг с другом, то пение в хоре наполняет больше, чем если один. В этом самое большое наслаждение человека.

Гармония в хоре зависит от дирижера. На полном взаимопонимании дирижера и хора выстраивается все, поэтому хор поет так, как хочет дирижер - Творец.

Если хор сможет выразить любовь Творца к человеку и человека к Творцу, то результатом этого будет на земле любовь. Любовь – словно полифоническая мелодия, движение противоположных музыкальных потоков, но сливаясь, они звучат как единое целое, входят в абсолютную связь, где нет диссонанса. И вот эта сложнейшая полифония с причудливо изгибающейся мелодией и переплетающимися подьемами и падениями звука, сводится в один аккорд.

Аккорд хора – эффект поражающий, захватывающий. Коллективный звук проникает внутрь, создает напряжение, триумф и вызывает слезы счастья от сопереживания, согласия. И оно не в телесном ощущении, но в душе, слившейся с себе подобными в одном наслаждении,  в одном звуке радости и восторга.

Чем шире расходится мелодия, стремясь собрать все частицы души (голоса) в один союз, тем большую силу набирает хор в своем движении к духовному совершенству. Мелодия показывает хору, как соединиться вместе, чтобы построить духовное тело из всех душ, у каждой из которых свой голос.

«Голос несовершенен без песни, песня несовершенна без голоса». Зоар

Поговорим теперь о ней. О высшей музыке.

Представьте себе, что вокруг вас парят тысячи звуков, манящих за собой в круговорот музыки… Не существует ничего, кроме эмоций и этих звуков, что целиком, полностью поглощают вас. Не замечая своего дыхания, вы переживаете все, что хочет выразить музыка, вы живете чувствами, которые она вызывает… После такого «проживания» того, что музыка несет, вас никогда не посетит ощущение опустошенности и будет она вечно звучать в вас.

Существует чудесная легенда о происхождении слова "музыка". Она рассказывает о том, что Моисей услышал Б-жественное повеление на горе Синай в словах Muse Кe - "Моисей, внемли", а откровение, снизошедшее на него, состояло из ритма и тона, и он назвал его тем же самым именем: Музыка; а такие слова, как "Music" и "Musike" произошли от того слова.

Музыка, музыка! Она не имеет образа, не говорит словами и понятиями. Это свободное, независимое, безграничное начало, вне стилей и правил человеческого разума.  Потому Творец – мой любимый Композитор. Для того, чтобы обьяснить Себя, Композитор дал нам ключ постижения Себя. Он назвал его Каббала – партитура Музыки Высшей Сути. Каббала раскрывает нам многочастную форму Музыки, где каждая ее часть – это привязка к новому этапу моей жизни; новая часть – новый этап.

Грандиозность Музыки тем более видна, чем больше представляешь себе величие Сочинителя и цель Его творения. Оно в том, что раскрывая для себя «ноту за нотой», звук за звуком, аккорды и полифоническую ткань, входишь в глубину действия Композитора, желая достичь, в конце концов Замысел всего, слиться с Ним.
Слушая ее, человек забывает о мире, где томится, мире низменных страстей, зависти, вражды, ненависти, проблем. Музыка Творца дает нам то необходимое человеку, чего нет у него в жизни, это Музыка для сердца, для той его части, которая ни в чем не находит удовлетворения.

Могучая стихия музыки, совершенно неподконтрольная человеку сила, производит разрушения внутри, ломает все установки и барьеры логического мышления и как любая стихия, чем она непонятней, тем сильнее воздействует. Кто понимает сущность музыки? Какой ее смысл доходит до слушателя? Именно тот, который он сам вкладывает в обволакивающую его стихию звуков.

Музыка Великого Композитора слышима исключительно в ''шестом чувстве'' – органе восприятия Музыки Творца. И она выводит человека в другую реальность, истинную, вечную, духовную, чтобы он самостоятельно раскрыл ее, увидел и получил ответы. Перед тем, как слушать, необходимо ''настроить'' себя внутри, найти верный тон, прислушиваясь все время, чтобы не ''выбило'', чтобы оставаться в связи с Музыкой.

Как сказал поэт: ''Поверить алгеброй гармонию'' – провести логический анализ, исследование гармонии. Так поступают в отношении музыки, сочиненной человеком. В Музыке же Творца нет противоречия между алгеброй и гармонией – они едины.

Впечатление от Музыки оттого такое высокое, что слушая, постепенно проникаешься свойствами ее Написавшего. Что я ощущаю, когда слушаю Его музыку? Что Творец совершенно не думает о себе. А я думаю о себе и в этом самое большое отличие мое от Творца. Величие Композитора – в Его природе, свойстве отдачи, которым Он написал Музыку и которую мне необходимо постичь, чтобы понять ее величие.

Она всегда звучит по-разному: порой похожа на реку, иногда на пульс, вызывает вспышку в сознании, чувствах, озарение чуда, а часто она как сплошной туман... С нею жизнь обрела смысл, она (Музыка) стала частью меня... Творец  создал ее для меня, камертоном выстроил тональность... и зазвучало!

Может ли творение осмыслить своего Автора? Ощутить то, что Он ощущал, пройти весь процесс ''мук творчества'' Композитора до самого Начала - проникнуть вглубь Замысла творения? В состоянии ли творение постичь творческий процесс Создателя?

Условием для того, чтобы правильно ощутить, понять Замысел Сочинения является освобождение от подчинения мысли: ''Что мне от этого будет''. Это возможно только под воздействием высшего света, который пронизывает Музыку насквозь. О том, как раскрыть его -  вся Каббала. «Пропуская» себя через нее, человек учиться возможности, необходимости подняться над самим собой, ощутить мир Композитора – духовный мир.

Каббала надматериальна, ее природа – это природа Композитора: духовность, отдача, совершенство. Она ведет к вечности и дает возможность постичь ее. В ней гармония человека с самим собой, гармония связи с другими людьми. Вникая в партитуру, человек постепенно начинает ощущать, что Музыка Творца несет свет, любовь и взаимопонимание.

Творец написал Музыку специально для человека. Она исполняется незнакомыми, поначалу, ему, неземными инструментами и ощущается какой-то частью человека, но часть эта самая важная, заполняет всего. В музыкальной палитре произведения все мелодии красивы. Одними, что смог услышать, впечатляешься больше, другие пока еще не слышны, но все они – изумительно выписанные детали целого полотна.

Изменяясь по форме, мелодии вызывают изменения в человеке в соответствии с абсолютным слухом, совершенным зрением Композитора. Он, Творец, превосходно знает суть слушателей Его музыки абсолютного Добра. Поэтому каждый, что слышит Музыку, ощущает ее, как Добро. И называет именно так. И тогда вязь музыкальной ткани, поток гармонии увлекает, мчит к доброму, притягивает обаянием своего совершенства, величием Того, кто написал такое…

Музыка эта, как пламя свечи, зажигает еще одну подобную себе и еще.. Она вызывает в слушателе потребность выразить свое отношение, любовь к Композитору. В этом решении вся суть изначального замысла Сочинителя – вызвать желание уподобиться, стать равным, слиться со свойствами Написавшего ее. В этом единстве – самое мощное, самое наивысшее наслаждение, которое только возможно ощутить человеку.

Музыка Творца вызывает в постигающем ее особое внутреннее состояние, что называется душой человека. Это Музыка для души, Музыка рождения ее, когда эмбрион души, настроенный на правильный лад, начинает ощущать ритм, мелодию, гармонию и развивается от этого...

Музыка Творца, написанная языком Каббалы создает чувства, которых нет у нас в жизни, ''новые уши''. И чем более человек чувственно развит, тем большее удовольствие он получает от Музыки. Чувственный человек открывает в ней для себя новый мир, в котором обнаруживает и переживает совершенно особые, удивительные состояния, полные и драматизма, и безудержной радости. Музыка рождает и развивает новое ощущение, способное воспринять ту духовную информацию, что составляет мир Композитора. И благодарность Ему, признательность за раскрытие наполняют человека, ощущающего Музыку Истины. Она ведет к неземным ощущениям, потому что там находится ее Автор.

Становись рядом и внемли звучанию великой Музыки. В ней ты услышишь многоголосие человечества всех времен его существования на всех уровнях его развития. Музыка настроена и звучит только в твоей душе, отзывается в ней. И этот отзыв – это ты, один из ''нотных'' замыслов Маэстро. А когда сольется с Музыкой один человек, а затем еще сто и еще миллионы, то образуется единый хор, желающий петь Музыку. Хор общей души.

Влад Рутус