Игорь Вазерский танец - это жизнь

Анна Петросян
Вечером в окнах балетного класса на улице Горького можно увидеть свет. В зале звучит музыка, слышны каблучки. Это вечерняя группа получает свою порцию позитива. Известный сочинский хореограф и руководитель школы танцев «Вазерски» считает танец источником здоровья и положительной энергии. Почему это так, кто и зачем ходит на танцы, мы и поговорили.

- Сколько лет вы руководите в Сочи школой танцев для взрослых?
- В целом девять лет. 
- Хоть раз за эти годы мужчины приходили учиться танцевать?
- Да. Но очень редко. Они в основном качаются или занимаются восточными единоборствами. А еще мужчины приходят к хореографу, когда у них скоро свадьба. Такие занятия у нас проводятся постоянно. Одни пары точно знаю, чему им надо научиться, с другими мы выбираем что-то вместе. Мужчины ставят перед собой четкие цели: либо спорт, либо свадебный танец или танцы. Хотелось бы, чтобы они приходили танцевать просто для души.
- В крупных городах сейчас в моде сальса – один из видов так называемых социальных танцев. Говорят, сальса популярна как у женщин, так и у мужчин.
- Сейчас в фаворитах уже не сальса, а бачата, латино-американский танец.  Сальса классикой стала. Москва, Питер – культурные столицы, там люди ходят на танцы, чтобы отдохнуть душой и телом, пообщаться.
- Вот если я, например, приду в вашу школу, каким танцам смогу научиться?
- Поскольку мы евразийская страна, нашим людям интересны и восточные танцы, и западные. Еще вот что замечу: восточные танцы – все же несколько специфичны для нашего менталитета. На Востоке с детства танцуют, им близки определенные ритмы, движения. Там сохранены основные культурные традиции, и они никогда не прерывались. У нас же люди начинают заниматься восточными танцами чаще всего во взрослом возрасте, и поэтому нужно быть аккуратными, осваивать движения постепенно.
Женщинам и мужчинам преподаю хореографию Запада, это и попсовые какие-то вещи, для дискотеки предназначенные, для ресторана. Также разучиваем танцы Востока, причем я не даю сложную хореографию, это не моё кредо. Я учу людей танцевать для развлечения себя, скажем так. Дальше – танцы Латинской Америки. Кроме взрослых групп, преподаю танцы подросткам. С ними мы танцуем тектоник (электро-дэнс) и другие направления хип-хопа. Они предполагают сложную работу рук и стоп. Плюс к этому есть трюковые моменты. Довольно-таки непростая хореография, но очень интересная. Нынешней молодежи это очень нравится, мы, когда были подростками, такое не танцевали.   
- Вот сейчас на занятии группы девушки сначала разминались, а потом были собственно танцы. И довольно разнообразные: и рок-н-ролл, и цыганочка. Трудно им, наверное, поначалу все это разучивать-запоминать?
- Движения раскладываются по деталям, детали доводятся до каждого человека. Мне нужно, чтобы каждый ученик усвоил и понял материал. Все трудности со временем преодолеваются, если человек действительно хочет чему-то научиться. Моё кредо – научить человека танцевать всё. Если человек услышал в ресторане, на дискотеке или ещё где-то музыку и она ему понравилась, моё дело – научить его под неё танцевать.  Провожу групповые и индивидуальные занятия. Возраст посетителей школы от 13-ти до 50-ти лет.
- А для чего люди приходят в школу танцев? Ведь не просто для того, чтобы неплохо в клубе танцевать, хотя и это круто.
- Кто-то хочет раскрепоститься, кто-то просто хочет научиться танцевать, кто-то хочет разнообразить свою жизнь. Бывает, приходят с конкретной целью, то есть им нужно выучить конкретный танец для чего-то. Другие посещают школу танцев, чтобы справиться с депрессией. Моя задача – сделать так, чтобы после занятия люди уходили счастливые. Еще приходят, чтобы подтянуть тело, укрепить суставы и мышечный рельеф, сбросить вес, занимаясь нашим фирменным фитнесом. Но все это произойдёт в том случае, если посещать в школу танцев регулярно. Кстати, у нас есть и утренние занятия для тех, у кого нет времени ни днем, ни вечером, ни ночью.
- Расскажите, пожалуйста, о себе. Где учились танцевать, как вообще именно танцы стали вашим призванием, когда вы это поняли, почувствовали?
-Я профессиональный преподаватель: окончил Смоленское училище культуры по классу хореографии. А вообще знакомство с танцем произошло еще в детском садике на Цветном бульваре. Танец сам пришёл в мою жизнь, я его не приглашал. В танце я всегда чувствовал себя абсолютно естественно. Вопроса, заниматься или не заниматься танцами, не возникало. Решение будто пришло с неба. С первого класса занимался классическим балетом в Смоленском театре балета имени Ирины Константиновны Джавровой. Затем был народный танец в классе Евгения Ивановича Абраменкова.   Даже когда в армии служил, танцевал в ансамбле песни и пляски Минского военного округа. Лет с 18-ти стал преподавать танцы. Это было в Смоленске. К этому времени во мне было накоплено достаточно знаний и опыта. Там я начал преподавать сценический эстрадный танец. И сам танцевал в коллективе. Мне всегда были интересен танец: и классический, и народный, и эстрадный.
- У вас есть кумиры в мире танца?
- Если прямо говорить, кумиров у меня нет. Но есть люди, которых я бесконечно уважаю за их достижения в танце. И один из них – Майкл Джексон. У него была революционная хореография. Из наших – очень много, устану перечислять, и Нуриев, и Плисецкая, и Лиепа, и многие другие. Еще нравится то, что делает Мадонна. Это та звезда, которая никогда не останавливается на достигнутом. Интересно то, что она сама танцует, и то, что делают танцовщики в ее коллективе.
Очень впечатляют народные танцы в российских деревнях. Можно увидеть настоящий «живой» русский танец, который является сердцем нашей культуры.
- Хочется немного порассуждать: что, например, мы черпаем из зрелища, когда смотрим на красивые танцы?
- Если человек смотрит, как кто-то танцует, значит, это его уже заинтересовало, и он в это вживается. Созерцание танца несет эмоции, положительный энергетический заряд. Но зачастую западная порно-индустрия разрушительно воздействует на людей, повергает в грязь. Сейчас, к сожалению, с экранов льётся (и через танец в том числе) информация низких нравственных категорий. Я считаю это абсолютно сознательной интервенцией Запада по отношению к России.
Раньше танцевали народные танцы, в Царской России культурная элита занималась танцами с детства. То есть были определенные традиции. Потом они постепенно «растаяли». Сейчас танцуй, что хочешь. А в основном это то, что льется с экранов телевизоров и не всегда хорошего качества.
- Залезу немножко в дебри. А изначально танец как возник, каковы его истоки?
- Все мы слышали, как бьётся сердце. Мы слышали наше сердце и сердце матери, когда были в ее утробе. Это уже определенный ритм. И это уже определенная жизнь в этом ритме. Изначально это был подсознательный импульс, который человеку подсказал движения. Плюс к этому движения самого человека во время ходьбы, какие-то сексуальные доминанты. И, разумеется, на формирование танца влияли климат, различные социальные потребности, религия. Вот это и были первоначальные источники формирования танца.
- С колокольни профессионального хореографа, на ваш взгляд, что может танец дать человеку или что человек может познать в себе, занимаясь танцами?
- Кто-то заявляет: «Танец – это просто», «Танцуй, пока молодой». Я думаю иначе. Девиз нашей школы таков: танец – это жизнь. Даже Фридрих Ницше говорил: «Если я сегодня не танцевал, значит, день прожит зря». Ведь танец дает человеку огромное развитие в целом. Вне зависимости от того, мужчина это или женщина, ученик тринадцати или пятидесяти лет. Это настолько многофункциональное явление, что каждый потом делает свои выводы, что для них танец. Мы живем в городах, испытываем стрессы. Как люди избавляются от стресса? Все по-разному. Танец – один из лучших способов. Так еще это хорошая физическая форма и положительные эмоции. Я бы назвал танец реанимационным средством в нашем суетном мире. Танец несет в себе приобщение к культуре, поэтому считаю, что молодежь нужно учить танцевать со школьных лет. И это должна быть не ритмика, а преподавание абсолютно конкретных танцев, развивающих детей культурно и физически. Сейчас практически нет ни одного человека с нормальной спиной. В школе, к сожалению, не следят за осанкой детей. Потом – сидячая работа, компьютер. К сожалению, в школах нет практики отслеживания осанки у детей. А любое искривление позвоночника приводит к разного рода болезням впоследствии. Танец же как раз и выпрямляет спину. И детям, и взрослым. Выпрямление и оздоровление позвоночника приводит к выздоровлению организма в целом.
- А когда люди начинают заниматься танцами, нужно ли им как-то менять свой рацион?
- Занятия танцами оздоравливают организм. Я бы советовал постепенно менять рацион и переходить к вегетарианству.
- Для Игоря Вазерского танец – это жизнь, призвание и профессия. А что ему интересно, кроме танца?
- Я работаю с людьми и мне интересна психология. Было бы больше времени, может, занялся бы ею профессионально. Психология меня привлекает так же, как и философия.

P.S. А еще наш гость не прочь поговорить о моде и обо всем, что с ней связано, в том числе и о «последствиях» следования ей.