Город

Александр Шендогилов
---------------------------------------------------
---------------------------------------------------


Город  сизый.  Город  пряный.
Скрыт  за  дымкою  туманной.
Он  неведом  никому.
Только  я  в  него  войду.

Прежде  шага,  время - вместо.
Выбрав  место  и  судьбу.
Год  за  годом,  постепенно.
Буду  верить - что  живу.
Обдирая -  оставляя
Всё,  что  я  и  так  люблю.
Всё – за  что,  не  соглашаясь
Сам  с  собой -  начну  войну.

Лентой  стянется  дорога.
Коркой  лес  сойдёт  на  луг.
И  река,  оставив  ложе.
Вдруг ...  откроется  даль  моря.
Горы  и  ничья  земля.
И  увидятся  на  склоне.
Стены,  замок  и  дома.

Город  стар.  Уже  немолод.
Умирая -  долго  ждал.
И  цепляясь  напоследок:
Кто -  зачем  меня  создал?

Я  ступлю  к  воротам  града.
И  взметнётся  стяга  пасть.
Стяга  пасть,  полоща  зевом.
И  держась  за  время – власть.
Власть,  что  я  ему  доверил
Вознеся  его  над  небом.

Град - священный.
Град -  нетленный.
Клятву  должен  тебе  дать
Что  я  буду  сам  решать
Кому  жить  и  умирать.
Всё  моё  и  я  весь  здесь.
Город -  мир.
А  может -  месть?
Только  некогда  судить.
Город  сдался.
Значит – быть!
 

               Город  мне  ответил  -  ночью.
               Мраком  сна  и  тишиной.
               Я,  приняв  его  трофеи
               Оказался  сам - не  свой.

               Я  пришёл  быть  господином.
               Повелителем -  Камней.
               Город  вывернулся.  Сгинул.
               Уложив  меня  в  постель.
               
               Я-то  ждал  сиянья  неба.
               Грома -  гласы  и  толпы.
               Ждал  веселья  в  поднебесье.
               Счастья – взрыва. … «Осанны».
               Ждал  людей  роднее  братьев.
               Братьев,  кто  мне  больше – свой.
               Женщин  ждал  в  нарядных  платьях.
               Ждал,  что  пальмы  в  тесных  кадках
               Сами  расцветут  вербой.      

               Но … взамен  упал  в  пороге
               В  пыль  дороги.
               Воды  странствий,  как  перина
               Приняли  мои  мечты.
               Сон  -  не  сон -  нашёл  себя.
               Вот  он!  Вот  он!  Это  ж …
               Я  стоял  не  понимая.
               Всё  во  сне, … но  как  -  хотел.
               Криком  небо  раздвигая
               Люд  молился  и  светлел.
               Озарялись  счастьем  лица
               Но  то  был  всего  лишь  миг.
               Потом  очи  опускались
                И  река  стремилась  вниз.

                Воды – люди. 
                Годы – мимо, струй  быстрей.
                Страх -  не  Бог.
                Поток -  сильней.
                И  бездонной  жажды  моря
                Не  насытить -  лей  ни  лей.

                Я  хотел  им  что-то  крикнуть.
                Я  хотел  остановить.
                Но  мой  рот  немою  ватой
                Сном  был  доверху  набит.

                Весь  поток  бесплотной  лентой
                Проходил  через  меня.
                Люди -  тени  были  рады
                Я  стена -  и  не  стена.

                Каждый  миг  проникновенья
                Радость  от  слиянья  душ.
                Миллион  прикосновений.
                Я  жена  им.  Я  же -  муж.
               
                Страстных  губ,  истратив  чувства
                Я  спасал  их  от  суда.
                Но  они  так  не  хотели.
                Я  не  Бог -  Иуда  я.

                Страшный  город.
                Страшный  сон.
                Град  -  священный.
                Странный -  он.

                Страх  глотая,  захлебнулся.
                Меня  город  обманул.
                Я  хотел  здесь  просто  выжить
                А  он  так  всё  повернул.            
               
И  во  сне,  втайне  от  града
Выход -  думал  я,  найду
Проиграв  ночную  битву
Выиграть  я  хотел  войну.

Так  молитвой,  я,  как  бритвой –  резал, сам  себя  будил:
                Город  сизый.  Город  пряный.  Город  страхов -  окаянный.
                Ты  не  нужен  никому.
                Город -  мёртвых.
                Старый - город
                Вызываю  на  войну!

Город  тут  залебезил.
Разогнал  кошмары  снов
Сдёрнув  с теней  пелену
Языком  рассвета – ночи,  мои  веки  приоткрыл.
               
 Из-под  век  века  дышали
 Отходили  -  вспоминали.
 Утро -  старт!  Начало - бег!
 Так  устроен  человек.
 
 Мыслей – планы  на  века
 Если б только  не  преграда -
 Два  холодных  пятака.
 
 Встав  в  лохмотьях,  и  зевнувши
 Отряхнувши  пыль  с  колен
 Я  готов  был  всем  представить
 План  спасения  -  взамен.

 Ну,  того,  что  раньше  был
 И  который - всяк  забыл.
 Что-то  тихо. … Может  рано?
 Первым  встретил  меня  камень.
 Камень -  идол!
 Лысый  -  перст!
 Гордый,  дерзкий  – Эверест!
 

 Камень  был,  конечно, - знаком.
 Средним  пальцем – но  не  факт,  что  этот - знак
 Знак - любви  и  уваженья.
 Я  сказал  ему: -  Прощенья …
 Просим,  что  так  рано  вас  зовём.
 Он  ответил  мне  вопросом
 Он  спросил  меня,  как  знал
 Он  же  стражником  здесь  был
 И  традиции  хранил
 Получилось: -  Чё - те  надо?  Чё - ты,  парень,  здесь  забыл?

 Я,  насколько  чувств   хватило
 Обхватил  его,  как  брат.
 Я  такой,  когда  мне  надо
 Мне  не  важно -  рад,  не  рад.
 
Он  -  вообще  окаменел. …
 
У  меня  слеза  скатилась
 И  упала  в  мох  седой
 Прошептал  ему,  чуть  слышно:
 Я  же  знаю -  ты  мне  свой.

 Дрогнул  камень -  затрещал.
 Он  рыдал,  и  я  рыдал.
 Слёзы – камни  били  в  спину
 Я  держался  и  стонал
 Понимала  голова:
 Отступи  сейчас  и  сдайся
 И  о  камни  разобьются
 Все  правдивые  слова.

 Стон  мой  был  сильнее  слов:
 -  Ты  подумай,  и  пойми.
 Своей  каменной  башкой.
 Ты  не  камень -  ты  другой.
 Да,  тебя  всю  жизнь  тесали.
 Всех  такими  воспитали
 Для  того  чтоб  править  нами.
 И  слова  их  все  из  книги
 Книги  -  правды  и  любви.
 Они  строки  заучили
 И  цитаты  их  верны.
 Только,  как  не  подгоняли
 Как  не  правили  рукой
 Там  всё  время  почему-то  проступает  смрадный  гной.

 Он  всё  это  слушал – слушал.
 Он  склонился  надо  мной:
 Ты-то  мне  не  врёшь, … надеюсь?
 Ты  ведь,  вправду, -  не  такой?

 … Ох,  вот  этого  не  знаю.
 Он,  вопрос-то,  непростой
 Я  бы  мог,  конечно,  крикнуть
 И  ударить  в  грудь  рукой.
 Но,  а  если  ошибаюсь? … Если,  вправду, -  сам  такой?
Понимаешь. … Понимаешь. 

Что-то  там  внутри  сидит.
Что-то  там  внутри  живёт.
Знает – что.  Но  не  даёт.
Не  даёт  сказать  мне  -  Да.
Поручиться  за  себя.

Я  к  нему  плотней  проникся.
В  камень  вжался.
В  него -  вжился,  как  в  себя.
В  каждый  шрам  и  раны -  трещин
Потекли  мои  слова:
У  тебя,  я  знаю,  тоже.
Тоже-тоже  глубоко
В  камне,  в  глыбе -  монолит.
Но  сидит  оно  -  сидит.
 
Понимаешь? … Понимаешь?

Он  задумался, …  в  себя  ушёл.
Потекли  минуты  в  час.
Я  терпел  его  объятья.
Эту  каменную  страсть.

Я  всё  ждал  ответ - напрасно.
Он  молчал – не  отвечал.
Не  поймёшь  ты  эти  камни.
Их, попробуй, -  разгадай.

Ну,  а,  в  общем-то -  неплохо.
Город -  странный.
Я  -  такой.
Люди -  камни.  Камни -  люди.
Кто  бездушный  и  слепой? …
 
                Человек  в  своих  исканьях.  Вечно  бьётся  головой 

Я  его  почти  что  сдвинул
Переубедил - прошиб.
Это ж  каменная  глыба.
Оттого  и  лоб  «трещит».

                Город  выкатил  светило
                И  согнал  печаль  с  росой.
                Я  стоял …  почти   счастливый
                С   в  кровь  разбитой  головой. …
 


Дальше -  дальше.  Только  дальше.
Что -  преграды!
Что  нам  боль!
Впереди  уже  маячит.
Глыба  -   глыб!
Гора  -  любовь.
 
                Город  сизый.  Город  пряный.  Город  сказок  и  обмана.
                Город  сладких  дум  и  грёз.  Город  песен.  Город  слёз.

                Здесь  я  чуточку  смутился.
                Изнутри  пришло  тепло.
                Солнце  грело  -  я  раскрылся.
                Меня  словно  унесло.

                Этот  камень  был  всех  круче.
                Это  тело  -  идеал.
                Всё -  как  надо.  Даже  лучше.
                Здесь  бессилен  и  «астрал».   

                И  она. … Она  зарделась.
                Опустив  глаза  из  капель
                В  капли  юного  вина.
                -  Что  такое? … Что  случилось? –
                Я  старался  -  делал  «па».
               
                «Гран-батман» -  я  ваш,  мадам.
                Я  -  прыжок!
                Прыжок  раскрывшись -  солнцу,  ветру  и  мечтам.
                Этот  танец  мой  подарок
                К  вашим  каменным  ногам.

                Всё -  отдав  и  обессилев.
                Я  склонился.  Пал  пред  ней.
                Это  была  вспышка  счастья.
                Обезумевших   страстей.
       
                Грудь  её  высоко  стала.
                Она  этого  не  ждала 
                Онемел  от  чувства  глас.

                - Что  такое?  Неужели?
                Неужели  и  сейчас? …  Не  дождусь  я  вновь  ответа?
 
                Нет. … Любовь  и  камень  будит.
                Было  так  и  дальше  будет.
                Я  услышал  шелест  губ:
                У  меня  нет  слов,  конечно.
                Очень  я  поражена.
                Столько  лет  прошло -  минуло
                Как  я  здесь  заточена. 
                Мне  казалось, что  -  всегда.
                Сколько  крутится  Земля
                Буду  здесь  стоять  одна.
                Но  сегодня  славный  день.
                Солнце  всплыло,  тронув  тень
                Мне  надежду  принесло.
                И  ваш  танец  предо  мной
                Лучше  сотни  пылких  слов.
                Это  -  сказка!
                Это  -  чудо!
                Исполнение  надежд.
                Но  скажите,  почему  же,
                Вы  явились  без  одежд?


                - Пусть  Вас  это  не  смущает.
                Я  прошу,  меня  простить
                Сделал  это  специально
                Только  чтобы  -  убедить
                Вас  в  душе  моей  открытой
                В  чистоте  надежд  и  чувств
                В  том,  что  ничего  не  скрыто.
                Я  влюблён  -  и  тем  горжусь.

                Тут  она  вздохнула  грустно:
                Как  знакомо. …  Всё
                Будто  снова  снится
                Эта  пытка  для  меня
                Я  надеялась -  не  повторится. …
                Милый  мой,  я  должна  вам  всё  поведать
                Ослеплённому  судьбой.
                Вы  должны  узнать  ту  тайну
                За  что  я  свой  крест  несу.
                Дни  тоски  мне  в  наказанье
                Мессу  вечную поют.
                В  камне -  моё  наказанье
                Здесь  нашла  я  свой  приют.
                Грех  мой  был  от  безрассудства
                Богом  данной  красоты
                Мой  возлюбленный,   несчастный
                Был  таким  же,  как  и  ты: … молод,  предан  и  красив.
                Если  выразить -  признать
                Как  сильна  была  его  любовь.   
                Это  значит  мне  солгать.
                Нет  той  доли -  силы  чувств  и  слов. …
                А   ведь  мне  -  и  это  было  мало
                Мне  чего-то  не  хватало
                Не  хватало -  слов  и  дел.
                Я  -  хотела.  Я -  желала!
                Испытать,  достичь - предел
                Выше  неба -  идеала!
                Выше  гор  и  выше  Рая!
                Там,  где  вечно -
                Я  могла  парить - беспечно …
               
               
               
Тут  грянул  гром  из  пустоты – пугая.
И  тучи  собирая
Сердито  осекая  -  слов  бессмысленный  поток  водой.
Капли   пали  -  понимали
Им  доверен  свыше  дар
Затушить  в  душе  пожар.
Смыто  было  наважденье  струями  дождя.
Снова. … Снова  нет  ответа:
Это  что? … Зачем  здесь  я?

                Город  сизый.  Город  пряный.
                Смыл  дождём  свои  он  раны.
                Город  грустный  и  печальный.
                Тайны  временем  укрыл. …
 
Нужно  путь  мне  продолжать.
Город  жив  -  не  будет  ждать.
Но  в  душе  другое  чувство
Вдруг  очнулось  и  взросло
Зубы,  сжав  до  песни  хруста,  я  хотел  найти  врагов.
Может,  хоть  у  них  я  вырву
Правду  -  облегченья
Так  подумал … и  опять
Странное  стеченье,  как  сплетенье – унижений.
Для  единственно  ответа
 Всех  надежд – решений.

                Город  сизый.
                Город  пряный.
                Город  лживый  и  коварный.
                Все  в  засос  тебя  сосут.
                А  ты  счастлив – старый  плут.
                Врут  себе.
                Врут  маме-папе.
                Врут  своей  дворцовой  шляпе.
                И  сосут,  сосут,  сосут.
                Никогда  не  устают.
                Губы  жадные  в  две  строчки.
                Папа  мозг  сосёт  у  сына.
                Мама   то  -  что  есть  у  дочки.
                Город  сизый,  город  властный.
                Город  лживый  и  опасный.
                Я  люблю  тебя.
                А  вижу  -  как  тебя  я  ненавижу.


Вот  -  враги.  Красивы  -  мерзко.
Губы  лестью  мажут  дерзко.
Вот  и  плещет  вражье  знамя.
Раз  на  раз.  Аника – воин
Вышел  бить  седые  камни.
Так  рванул  хоругвь -  рубаху
Что  и  кожа  в  пёстры   ленты.
Разорвал  наколки – память
Будто -  континенты.
Зубы  выщерил  по-волчьи
Клык  на  клык - не  попадаю. 
Древний  бог  -  «Насука» -  слышишь?
Я  о  помощи  взываю.

                Застучали  барабаны.  И  волынки  затянули.
                Задробили  каблуки: - « Я  за  что  люблю …»
                Всё  стянулось  в  одну  песню
                Дикий  вой  -  большой  войны.
                Я  нашёл  себе  поддержку,  вымолил  защиту - Мне
                Все  предки  помогли
                Я  вознёс  к  ним  обе  руки
                А  они  вернули  -  три!
                Подождите,  камни -  гады.
                Я  сейчас  намолочу.
                Только  воздуха  побольше
                Жадным  ртом  я …. Захочу
                Грызть  и  рвать  любую  нечисть.
                Чёт  не  в  чёт.  Мне  всё  награда.
                Руки  мельницей  крутились
                Выбивая,  души  гадам.
                В  кровь -  костяшки.
                Кожа  -  в  брызги.
                Стон  и  рёв.
                Пощады  -  визги.
                А  мне  всё  -  не  боль,  меня  замкнуло.
                Раззудись -  гуди,  лобань  рука.
                За  ту  ложь,  что  накопили
                Вы  -  бесстыжие  века.

Камни  сдались -  отступили
Я  упал  без  чувств  и  сил.
Поле  брани  -  ложе  скорби.
Кто-то  небом  чёрно-чёрным
Сверху  взял.  Стянул – укрыл.

                Так  бы  так. …  И  ничего.
                Так  бы  так. …  И  хорошо.
                Тихо-о-о-о. … Поле-е-е.
                Небо-о-о. … Грусть.
                И  свобода-а-а-а.
                Пусть  она  меня  так  примет.
                Успокоит  и  обнимет.
                Пусть.



Я  отдал  -  не  пожалел.
Я  отдал -  всё,  что  имел.
Ничего  тебе  не  жалко. …
Ну,  и  что? … Кто  победил?
Нет  камней  -  осталась  галька.
Кто-то  сверху  так  решил.
Галька  гладкая … в  словах
Галька  мерзкая … в  делах.
Вся  в  слезах  скользит,  как  рыба
Разгоняя  волны  в  страх. …
                Город  сизый.  Город  пряный.
                Там  за  дымкою  туманной
                Город  тайны  спрятал  в  раны
                Раны  всем  раздал  вокруг.
                Город - враг  и  Город - друг.
                Был  таким  и  будешь -  быть.
                И  тебя  не  победить.
                Если  можно? … Осторожно
                Будем   вместе   рядом   жить. …


                ------------------------------------------------


2010 г.                А.Ш.