Педагогика-2

Сергей Корягин
 Ответ Сергею Б. на статью "О лидерах". Каждое тоталитарное (диктаторское, деспотическое) государство воспитывает молодое поколение для себя. Ему нужны старательные  работники, послушные службисты, смелые и преданные воины. Каждому педагогу и каждому учебно-воспитательному учреждению оно навязывает свои методы и свой идеал. Таковыми были Третий Рейх и Советская Россия. В Третьем Рейхе молодое поколение было объединено в гитлеровские организации (например, гитлерюгенд), в Советской России – в ленинско-сталинские (комсомол, пионерия, октябрята). Только демократическое государство может позволить себе педагогические вольности, создает возможность некоторого выбора. Так, в современной России есть кадетские школы, разные гимназии с гуманитарным уклоном,  естественно-научные и языковые спецшколы, где работают свободные от единомыслия преподаватели,  учителя, воспитатели. И молодежные организации существуют от разных политических течений: «Наши», «Яблочники», «Федерация социалистической молодежи»…

О лидерах. Нет, не о первых в учении, в спорте, в пении, рисовании речь идет, а о первых в желании и умении командовать товарищами, в умении организовать игру, дело, хорошее или дурное. Лидерское начало, думаю, дается природой. И склонность к подчинению, идти вторым, третьим, того же происхождения. А иные и вовсе хотят быть тихими, тихими, незаметными. Порой тихоню учитель выталкивает вперед, под свет рампы, но безуспешно. Порой лидера учитель ставит назад – тоже безуспешно. Природа мудра: она создает лидеров, помощников и тихонь ровно столько, сколько надо коллективу. Классному, рабочему. Государству как коллективу. И подхалимы находят себе место. Человеческая градация по отношению к автономии, свободе, уважению своего и чужого достоинства особенно рельефно выявляется в тюремной камере: пахан, шестерки (первая, вторая, третья), независимые. Опущенные (в нормальной гражданской жизни их называют униженными и оскорбленными). Тоталитарное государство в этом отношении напоминает собой тюремную камеру.  Гитлер – пахан, Гиммлер, Геринг, Геббельс, Борман и еще с десяток – шестерки разного ранга. Немцы – послушная и эксплуатируемая часть. И в другом тоталитарном государстве вождь вел себя, как пахан. Преданные  шестерки выжили до его кончины, с отступниками он разделался.

Как воспитывать детей, склонных к лидерству? Первое: научить их самим хорошо делать то, к чему они должны склонить других. Покажи, как надо! Главный разведчик  должен лучше других слышать, видеть, биться в рукопашную, стрелять, прятаться от врага, хитрить, лучше других понимать задачу и т.д. В учебном классе лидер умнее других, сообразительнее, настойчивее, находчивее, вернее как друг, как товарищ. А как насчет физической силы? Никак. Здесь преимущество не играет роли. Здесь важным качеством является умение обходиться с активными, пассивными, скептиками, симулянтами, умение организовать их. Лидер не должен распускать руки,   запугивать.

Вот здесь и возникают проблемы. У нас ведь лидерство чаще всего понимается именно так! Как физическую силу! В колонии Макаренко (разумеется, без санкции директора)  «лидеры» втихую могли так разделаться с непослушным, что он сразу становился «послушным». Да ведь в колонии для малолетних правонарушителей иначе и нельзя было! А с кого следовало брать пример? Конечно же, с товарища Дзержинского. А политические лидеры никого не щадили: у них идеология была такая. И когда современной школе навязывают Макаренко, надо определить, что  из его методики не подходит. Власть коллектива? Сегодня более подходит мудрая власть коллектива, какою пользовался В.А. Сухомлинский, глубокий украинский педагог. Когда речь идет о лидерстве, здесь опять же должна превалировать сила, связанная с умственным и нравственным авторитетом ученика, а не с кулаками.  Остается незыблемой главная формула основоположника советской педагогики: максимум требовательности к воспитаннику и максимум уважения к нему. 

Интересный пример приводит Сергей Б., как Евгений Волков организовал военизированную игру.  Он водил по городу тысячу с лишним мальчишек в возрасте 12-15 лет, которые «контролировали всю Тулу». Даже своеобразным способом боролись со спекулянтами. Якобы «преступность резко упала». Вот это как раз и есть демонстрация того факта, когда кого-то попросили помолиться Богу, а он разбил себе лоб. Военизированная игра в школе – интересное мероприятие, но нельзя доходить до абсурда, переходить черту разумного. А где она – эта черта? Кто ее не видит, тому в школе нечего делать. Власти не испугались, запретив игру, как полагает Сергей Б., просто  среди представителей власти нашлись люди с педагогическими способностями. То, что использовал Макаренко в колонии для малолетних правонарушителей (он вынужден был), использовать в современной школе следует с большими поправками. 

Шокировали меня слова автора из политической части статьи: «Демократическое государство будет отставать от диктаторского, если в диктаторах будет умный, воспитанный, образованный лидер (Иван Грозный, Петр, Наполеон, Гитлер). При таких Диктаторах государства быстрее демократий продвигаются вперед. В словарях путают понятие «диктатура» и «деспотия». При деспотии законом является воля деспота, а жители являются подданными. При диктатуре действуют законы, и жители являются гражданами. В фашистской Германии был принят Рейхстагом Закон, который определил высшим законом Рейха волю фюрера». Какая симпатия к Гитлеру!  Он, оказывается, «умный, воспитанный, образованный». Одним словом, обожаемый лидер, образец для школы. И это говорит гражданин страны, которую Гитлер разорил и обескровил! Беспамятство! Страшное беспамятство! А ведь такого типа граждане идут сегодня и во власть. Ситуация нелегкая для Медведева и Путина – править такой страной. 19 мая 2010 г.