Не допустить ошибку равнодушия

Яна Росс
               


   Президент Израиля Шимон Перес  на церемонии, посвящённой памяти жертв  катастрофы европейского еврейства, выразил тревогу в отношении международного положения и призвал Израиль серьёзно отнестись к угрозам уничтожения, отрицанию холокоста и к тем, кто распространяет терроризм: «Это наше право и обязанность  потребовать от народов мира не повторять ошибку равнодушия, стоившую  миллионов человеческих жизней».
     Призыв президента сегодня  как никогда актуален.  История - такая коварная вещь, которая имеет обыкновение повторяться. Она повторяется не в буквальном смысле, но повторяется в смыслах. В настоящее время происходит оживление того, что, казалось, никогда уже не будет существовать. Сегодня фашизм вновь поднимает голову. Мир вновь и вновь сталкивается с проявлениями нацизма то в одной, то в другой точке планеты. Вновь возрождается теория расовой чистоты и превосходства, создавая основу для новой волны ксенофобии.
   Например, 4 ноября 2009 года в Москве состоялось санкционированное властями шествие националистов «Русский марш» и митинг, в котором приняли участие 2,5 тысяч человек. В акции участвовали в основном молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет, большинство - в марлевых повязках, а также в масках с прорезями для глаз. В руках у них были хоругви, имперские флаги (черно-желто-белого цвета), а также флаги с символикой националистических партий и транспаранты. Участники шествия выкрикивали националистические лозунги: «Россия для русских», «Москва для москвичей», несколько раз доставали флаг с изображением нацистской символики, а также трижды зажигали фаеры. Правозащитники заявляют, что в ходе акции звучали антимигрантские и расистские лозунги,  разжигающие национальную рознь.
    А вот ещё сенсация. В Венгрии в апреле этого года, впервые прошла в парламент, причем сразу на третью позицию националистическая партия-движение «За лучшую Венгрию». Своих лозунгов и того, что на самом деле они означают, ультраправые не скрывают: «Венгрия для венгров – это Венгрия без тех, кто к этому народу не принадлежит - Венгрия без евреев, без цыган, без иностранных рабочих».
Празднуя победу, лидер экстримиского движения заявил: «Мы совершили огромное достижение. Со временем нас станет ещё больше. Два года назад мы начинали с нуля. Сегодня нас поддерживают более миллиона человек. Мы превратимся в мощную силу в парламенте». Однажды, получив легитимность, из уличной толпы, проводящей время от времени свои митинги, они превратились в полноправных парламентариев. Немецкая пресса называет эту партию «фашиствующей».
   К сожалению, сегодня нет на земле страны, республики, где бы подобные устрашающие явления  не имели места, в тех или иных масштабах. Тень Холокоста  по-прежнему весит над всем человечеством,  а потому мы не можем позволить себе оставаться равнодушными.  Холокост – трагедия не только еврейского народа, это трагедия всего человечества, которое своим равнодушием и бездействием позволило случиться этой беде и возможность вспомнить о ней – хороший повод, чтобы задуматься над этим.
   Ксенофобия сегодня занимает такое место, как геополитические амбиции в ХХ веке. Тогда эти безумные геополитические амбиции Германии (борьба за расширение жизненного пространства) привели к двум мировым войнам. Сегодня ксенофобия  исходящая и от больших, и от малых народов, от представителей всех  конфессий  и культур,  может обернуться "войной всех против всех".
   Поэтому жизненно необходимо опять и опять показывать, напоминать, разъяснять - на самом страшном примере, какой есть в истории человечества, на примере Холокоста - чем могут обернуться лично для них и их близких такие распространенные и почти "инстинктивные" явления, как национализм, бытовая ксенофобия и желание отстоять "естественные преимущества" своего племени перед другими племенами, чем заканчивается национальная нетерпимость,  к какому  "окончательному решению" она с логической неизбежностью приводит. 
   Историческая миссия еврейского народа – напоминать всему миру, каким он может стать, если люди будут равнодушны друг к другу. Наша задача – не допустить повторения беды, оставаться людьми, принимая других такими, какие они есть.
   Но перестройку, как водится, нужно начинать с себя. Прежде, необходимо покончить с ксенофобией в своём собственном доме, в своей стране ликвидировать все формы расовой дискриминации, которая проявляется в делении граждан на сорта. К счастью, у нас есть немало людей, борющихся с этими негативными явлениями всевозможными методами. Например, в день скорби по жертвам европейского еврейства, в целях привлечения внимания общества к нуждам его ущемляемых групп, на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве,  были развешаны жёлтые звёзды, в которых вместо известного «jude» было вписано: «инвалид», «эфиоп», «друз» и другие.  Жительница Тель-Авива, отвечающая на вопрос  корреспондента,  так выразила своё мнение по этому поводу: «я считаю использование жёлтых звёзд уместным. Всегда полезно указывать людям на существующие проблемы, специально порой мы их не замечаем. Немецкий народ в массе своей пошёл за своими лидерами, и никто не остановил их».
   Еврейский народ справедливо требует от мира, в том числе от израильских арабов и палестинцев, помнить Холокост. Однако невозможно ни от кого ничего требовать, пока мы сами остаемся безучастными к трагедиям других народов, в особенности тех,  которые живут бок о бок с нами.
   Трагедия Холокоста не даёт нам право на пренебрежение  норм международного права,  которые для других государств принято считать обязательными,  на масштабные силовые операции против палестинцев,  да и не только палестинцев,  равно как и иметь атомное оружие, не подписав Договор о его нераспространении и не пуская инспекторов МАГАТЭ,  а также игнорировать заключение международного суда о строительстве так называемого «разделительного забора безопасносности». Не в этих действиях заключается наше  напоминание миру о Холокосте. Как раз наоборот,  как представители народа, многие века подвергавшегося беспричинным преследованиям, израильтяне должны быть особенно чуткими в отношении коллективных преследований кого бы то ни было. К этому общечеловеческому выводу подводит весь опыт национальной истории еврейского народа.
   Бывший премьер министр Великобритании Тони Блэр, открыто называющий себя другом Израиля, в своём выступлении  на сессии Американо-Израильского общественного комитета попросил лидеров Израиля  ослабить блокаду сектора Газы: «Простые жители Газы, многие из которых выступают против Хамаса, должны иметь чистую воду, нормальные санитарные условия. Торговлю  должны осуществлять настоящие предприниматели, а не тоннельные коммерсанты. Дети, составляющие половину населения  Газы должны получить необходимую помощь - об этом я прошу Израиль».
    Все действия против палестинцев оправдываются «борьбой с террором», но это лишь приводит к новой эскалации насилия. Нужно помнить, что терроризм – это всегда реакция общества на определённые события, реакция людей на ущемление их прав и достоинства. Чтобы прекратить террор, мы вместе должны бороться против  попыток создать государство апартеида, против национализма и расизма  в своей стране.  И первым шагом на этом пути должно стать разрушение так называемого «разделительного забора безопасности». Бетонная стена между двумя народами, стена унижения и страха, вражды и проклятий должна пасть, подобно тому, как пала германская стена. Падение берлинской стены  по сей день напоминает нам,  что борьба с искусственными границами, которые разделяют страны, города, людей должна продолжаться, совсем как говорили берлинцы 20 лет назад – мы братья. Это был решающий исторический момент,  который объединил Германию, Европу и по большому счёту весь мир, который тогда был разделён на два лагеря.
    Как нельзя делить солнце, нельзя делить небо, так нельзя делить землю и, тем более, живущих на ней людей. Делить на  разного рода принадлежности, отрывая суть от сути. Отрывать друг от друга народы, территории, семьи,  разрывать на части человеческое тело и человеческую душу – это противоестественно, это против законов природы, это против законов Творца. Наши условности и границы – от наших же страхов и амбиций, это есть наше несовершенство.
   Посмотрите, европейские страны, которые столетиями воевали друг с другом, нашли в себе силы и перешли от войн к единому пространству. Утверждать, что все арабы террористы – глупо. Никогда нельзя судить о целом народе по его отдельным представителям. У терроризма нет национального лица. Все разговоры, что ислам религия террористов, а каждый мусульманин  потенциальный шахид – беспочвенны. Миллионы мусульман во всём мире осудили террористов, совершивших страшные преступления. Коран отрицает насилие. Заповедь «не убий» есть и в исламе. В какой-то мере мы сами виноваты в том, что происходит -  агрессивная внешняя политика, желание установить свой порядок, навязывание своей воли. В мире могут появиться  новые  Бен-Ладаны.
   На пути достижения мира,  нам нужно ориентироваться не на кучку радикально настроенных экстремистов, которых и у нас хватает, а  на людей, которые в большинстве своём, отвергают бессмысленное насилие. Премьер-министр ПА Абу-Мазен на очередном съезде революционного совета Фатха, посоветовал палестинским политикам вступить в переговоры с израильскими и еврейскими международными организациями: «около 80% израильтян и палестинцев хотят мира, нам необходимо использовать эти данные и  наладить мосты взаимопонимания друг с другом» - заявил председатель автономии.
   Пришло время понять и поверить, что следовать по пути мира с Палестиной можно и нужно, что мир реально достижим. Для этого необходимо подняться выше своих суждений, какими бы небыли они разумными, они всё равно слишком предвзяты. Религиозные, национальные, политические амбиции сами по себе разрушительны, так как они разделяют людей. Но если мы станем выше своих амбиций, мы укажем выход для многих и сами станем свободнее. Ведь цвет кожи, вероисповедание, принадлежность к тому или иному пространству никак не может быть основанием для проклятий или злобы. Наша терпимость к человеку – это не терпимость к злу, которым  тот или иной обременён.
    Американский правозащитник Мартин Лютер Кинг младший, недавно побывавший в Рамалле, призывает к ненасильственным  методам борьбы. Он за борьбу с несправедливостью, борьбу за свои права, но против насилия, как со стороны угнетателей, так и со стороны угнетённых: «Наша философия отвергает любую форму насилия и предполагает активную борьбу  с любым его проявлением.  Но наши действия носят исключительно мирный характер. Это наш образ жизни. Мы не смотрим на происходящее со стороны, мы пытаемся активно влиять на  ситуацию, но используем при этом только ненасильственные методы». В завершении своего семинара  правозащитник  выразил уверенность, что палестинцы и израильтяне могут явить миру новый пример победы добра над насилием. 
       Пусть тень  Холокоста не затмит в нас здравомыслие и веру в победу добра над злом. В явлении этого примера наше священное предназначение.