Затопленный лес

Виктор Слободчиков
Наконец-то запахло летом. Отцвела черёмуха,  яблоня вот-вот уронит последние лепестки.
Несколько жарких дней подарили надежду: сегодня я наконец-то открою купальный сезон. Синоптики обнадёжили: вода в  реке  прогрелась до +20 градусов. Мне этого вполне достаточно… 
Каково же было моё разочарование, когда я добрался до дачи! Всё затоплено почти до самой дороги: и полоса леса, и кусты ивняка, и просека по которой мы пробирались к пляжу. ГЭС сбросила воду Обского водохранилища в ожидании  паводка на Алтае.
Я  с сожалением смотрел на прибрежную полоску затопленного леса, но решил после обеда осмотреть берег в поисках места для купания.
Вода залила тропинку, заросшую подорожником, осоку, и кусты дикой малины, костяники, ежевики. Стволы ив, осин, тополей затоплены  водой почти на полтора метра, а где-то  и больше. Все лесные прогалины, дорожки, ямки, низкие лужайки были под водой вместе с молодой сочной травкой. Вода уже успела отстояться от  илистой мути; она осела на листьях и стеблях затопленных трав. Течение реки смирилось здесь с обилием препятствий - его почти  не было видно. Только, медленно двигающиеся по поверхности, жёлтые разводы ивовой пыльцы, да пух  одуванчика  позволяли угадывать  его существование. 
Я скинул сланцы, одетые на босу ногу, здесь же, на ивовом пне оставил одежду и медленно вступил в воду.
Иду по затопленной  траве - мягкой,  ярко-зелёной, очень приятной на ощупь; стараюсь не поднимать муть, выбирать места без колючих сухих кустов.
Вокруг - приятная для глаз картина подводного луга. Cочная зелень оказалась подводным лесом для миллионов живых существ: насекомых, личинок, головастиков, мальков рыб.
Иногда под ступнёй хрустнет ракушка какого-нибудь  моллюска, или малёк ткнётся в ногу с разбегу.  Я слегка вздрагиваю, но иду дальше – вглубь  зарослей, к  высоким старым ивам. Глубина  то увеличивается, то уменьшается из-за многочисленных  ям и бугров. Идти трудно – нужно тщательно выбирать место для следующего шага; под водой попадаются сухие острые стебли прошлогодней травы.

Вот и яма: дно не достаю ногами.  Пускаюсь вплавь  к двум ближайшим старым ивам;  знаю, что между ними, где-то под водой, затаилась  тропинка.  Она ведёт  к берегу, облюбованному рыбаками, вьётся между косогорами, скрытыми водой; невысокими, сплошь покрытыми кустиками костяники и малины. Проплывая над узкой тропинкой, я ощущаю прикосновение этих колючих кустов, растущих на склонах косогоров, слегка царапаю ноги; стараюсь держаться середины тропинки.
Всё-таки это необычное ощущение – плыть по лесу, в тени высоких старых тополей, ив, и смотреть вверх, на солнце, пробивающееся сквозь густые кроны деревьев. Я один  - только птицы беззаботно  щебечут, радуясь солнечному  деньку.  Откуда-то  сверху порыв ветра осыпает меня  «комариной» пеной с гибких веток ивняка (в ней комары выводят потомство), но сейчас  это никак не раздражает.  Где-то над головой забарабанил дятел, а за кустами, совсем рядом, шумно захлопав крыльями, взлетела дикая утка.  Крупный жук, неожиданно, со всего маху врезался мне в лоб, упал  в воду,  и быстро-быстро перебирая  лапками, скрылся на дне среди опавших прошлогодних листьев.
«Наверное, жук-плавунец». Я вспомнил, как в далёком детстве мы ловили их в застоявшихся городских лужах.
Плавая от дерева к дереву и наслаждаясь полным одиночеством, я наткнулся на рыбацкие сети, перегородившие проход  между крупными деревьями.
«Как бы не запутаться.  Значит сюда и  рыба заходит» - мелькнуло в голове.
Но вот деревья почти закончились, дно стало выше – я уже доставал его ногами и дальше, к берегу Оби,  мог идти. Становилось всё мельче и мельче: по колено, по щиколотку… Вода, прогретая  солнцем, становилась всё теплее …      
Высокая, сочная осока образовывала   островки и заливчики, уютные для тысяч живых существ и приятные для глаз. Войдя в такой, мелкий заливчик я столкнулся со стайкой мальков, бросившихся мне в ноги, как  удирающие от кого-то, нашкодившие ребятишки. 
Вокруг кипела жизнь: жужжали жуки, мягко стрекотали крыльями стрекозы; то тут, то там пробегали «водомерки». И мальки, целые стаи рыбёшек разной величины, бросались в стороны, пугаясь моей тени.
Мелкая жизнь кипела вокруг, наслаждаясь теплом сибирского лета!   
Захотелось осторожно, не поднимая мути,  лечь в эту тёплую,  пока ещё прозрачную воду.          
Выбрав место помельче, окружённое зарослями высокой травы,  я лёг на спину, положив под голову ладони обеих рук, так, чтобы  вода  полностью покрыла тело, но не заливалась в уши.
Надо мной  голубое  бездонное небо, с редкими хлопьями облаков. Вода уже почти сравнялась с температурой тела; я  не ощущал её прохлады, и, затаив дыхание, стал ждать чего-то, прислушиваясь к монотонному жужжанию насекомых. 
Дрёма  приятной истомой разлилась по телу. «Неужели где-то есть большой  город, работа,  проблемы?.. »
«Слиться с природой, вновь стать её частью – вот единственное наше предназначение…» - неожиданная мысль ничуть не показалась мне странной.
Расслабление пришло неожиданно - ещё немного  и я бы заснул, но что-то мягко ткнуло  мою ногу, а потом эти «тычки»  начались повторяться, всё чаще и чаще. Я скосил глаза на своё тело и увидел, как осмелевшая рыбья молодь клюёт мои ноги и туловище, пытается ощипать волоски на ногах, вставшие дыбом. Было не страшно, а немного щекотно.  Я затаил дыхание; мальков становилось всё больше и больше, они уже заплывали мне на грудь, «под мышки», клевали руки, горло и мочки ушей.
«Вот и я стал чьей-то едой…»- мелькнуло в голове. «Жрите, не жалко!»
Вспомнилось, что некоторые рыбы питаются кожным эпителием своих собратьев.
Может быть и в моей, шелушащейся коже есть что-то для рыб…
Умиротворённое состояние тела передалось душе. Тревоги последних дней отступили: теперь они казались смешными.
Я легко мог представить себя человеком-амфибией, или каким-нибудь мутантом, рептилией, подстерегающей крупную рыбу…
Жизнь «человеческая» уже показалась суетной, а тут – полная гармония.
Перевоплощение в животное не казалось такой  уж фантастикой. Побыть бы таким животным несколько часов: обрасти чешуёй и плавниками, попугать рыбаков и загорающих девчонок на пляже, порвать браконьерские сети,  похулиганить,  а потом - снова в люди!
А  на следующий день в газетах появятся сообщения о водяном …
Казалось: проплыви  сейчас рыбёшка средних размеров рядом,  и я вцеплюсь в неё,  и буду рвать рыбью плоть зубами, как  Ихтиандр, пойманную  щуку.  Я даже ощутил запах сырой рыбы…
Перевернувшись  на живот, я стал  двигаться,  перебирая руками по дну, как в раннем детстве, когда ещё не умел плавать. 
Жаль, нет маски для подводного плавания!  Тогда, погружая лицо в воду, можно было бы разглядеть другие миры ...
Стайки мальков кинулись от меня  при первых же  движениях. Когда муть немного улеглась – я, «по-крокодильи», двинулся ближе к осоке, но неожиданно заметил нависшую надо мною тень…
- Ах, ты…падла! Что за тварь? Крокодил?! – надо мной стоял высокий худой старик в большой шляпе и парусиновых шортах. В руках у него было что-то вроде дротика с небольшим металлическим трезубцем на конце.
- Так вот кто жрёт нашу рыбу! Так вот кто рвёт наши сети! Я вот щас тебя острогой!..
От ужаса слюна во рту стала тёплой и я, быстро-быстро  перебирая  лапами, рванул к затопленным кустам ивняка. Ужас стал ещё больше, когда вдруг понял, что  руки мои  уже  не  руки, а  лапы  в чешуе  с перепонками между пальцев; да и вся  кожа,  и  …хвост!
В след мне раздался свист, рассекающей воздух, остроги…

Я очнулся, чуть-чуть  хлебнув речной воды. Кто-то и вправду свистел, но негромко, где-то далеко.
« Ничего себе, вздремнул! Как только не захлебнулся!»