Салют пионерам!

Лариса Бесчастная
          Пионер – всем ребятам пример...
          Помните? А пионерские лагеря звонкого лета? А костры и походы? А кружки и спортивные клубы, куда мог попасть каждый независимо от дохода родителей? А уверенность, что ты можешь достичь всего, к чему стремишься, приложив труд и упорство в достижении цели? А всесоюзный праздник детства, который в цветущем мае волной катился по часовым поясам огромной и великой Державы?
          Вы помните, вы всё, конечно, помните…


          Трудно сказать, какое количество пионеров нескольких поколений сейчас обретает в пространстве бывшей Великой Державы СССР – думаю, великое множество. Более того, таковые найдутся и в разных уголках мира, поскольку рассеялся народ советский изрядно и с завидным тщанием.
          Но не о пионерской организации, канувшей в анналы истории страны, я хочу говорить в не забытый пока День Пионерии. Нет. Хочу сказать о пионерии, как о явлении пассионарности и постмодерна, и, как о собственно Слове «пионер», о его сути. И ещё кое-что.
          Начну по чисто женской логике: с конца. А может, наоборот: сообразуясь с парадигмой, что «Вначале было Слово…»?
         
         
          Удивительное дело: какое бы европейское слово я не взялась анализировать, оно волшебным образом открывается русским ключом. Несмотря на то, что в определении «индо-европейская группа языков» загадочным образом исчезла огромная территория, находящаяся между Индией и Европой. Не потому ли, что именно на ней и рождались эти языки? Иначе как объяснить живучесть праславянского языка почти во всех остальных?
          Знаю, что сейчас нашлось бы немало охотников подискутировать на эту тему – но речь сейчас не об этом.
          Итак, расчленим «импортное» слово «пионер» и применим к нему слоговый ключ Г. Гриневича.
          ПИ-О-НЕ-РЪ. Приведу возможные значения слогов: постоянство/живое, значительное, высокая степень/не, теперь/разрушение, разделение, угасание.
          Обычно толкование начинается с последнего слова. Рассмотрим варианты: разрушающий невысокую степень постоянства; разделяющий или разрушающий ныне живое постоянство; разделяющий или разрушающий незначительное постоянство; разделяющий или разрушающий теперь (т.е. здесь и сейчас) живое (существующее) постоянство…
          Это не предел множественности толкований, поэтому попробуем соотнести эти варианты с современной трактовкой слова: первопроходец, зачинатель. Человек, первым проникший в исследованную область, прокладывающий новые пути в какой-либо области деятельности или поселившийся в дикой, неизведанной стране.
          Как видите по сути Слова толкования близки, ибо первопроходец всегда что-то разрушает: стереотипы, страхи, убеждения о непреодолимости и недоступности, а также ту область пространства или мысли, куда он пришёл первым. То есть он зачинатель изменений чего-то устоявшегося или застоявшегося…
         
         
          Помнится, в раннем детстве, когда ко мне в руки попала книга Джеймса Купера «Пионеры», я очень удивилась, что среди героев в книге не оказалось ни одного пионера-ленинца и с трудом постигала новый для меня смысл слова «пионер», поскольку он никак не увязывался с «младшим братом» комсомола и партии: ведь пионеры шли к светлому будущему, как минимум, третьими, а не первыми…
          Не знаю, кто ввёл в обиход это слово в применении к детям – скорее всего, оно было импортировано в Россию вместе с революцией. А вот в пассионарную теорию Льва Гумилёва оно вписывается. Также «пионерами», в смысле разрушения системы, явились и наши «демократы» и иже с ними: реформаторы, приватизаторы и прочие низвергатели устоев и ценностей. Вот так, между прочим, было опошлено позитивное понятие слова «пионер», которое носили с гордостью и дети и первопроходцы России…
         
         
          Но ведь не перестало небо быть голубым а заря розовой, после опошления этих прилагательных сексуальными меньшинствами? А листва зеленой, после присвоения этого слова экологами, выпестовавшими Юлию Тимошенко и других политиков-«пионеров»?  Хотя тут можно перечислить всю палитру красок, наполняющую нашу жизнь: белые, красные, жёлтые… Не лучше дело обстоит и с глаголами. Например, у большинства из тех, кому предложат дополнить глагол «замочить» и мысли о белье или яблоках не появится. И неудивительно: живём по понятиям, а не по сути.


          Однако вернёмся к слову «пионер» в его позитивном смысле и относительно сегодняшнего праздника – праздника, который всё ещё во многих вызывает прилив ностальгии и приятных воспоминаний о весёлом и беззаботном пионерском детстве. А ещё о детях, которые не курили дурь, не кололись, не подражали взрослым в блуде и жестокости, а были заняты делом под неусыпным оком взрослых. И мечтали о подвигах и славе героев, а не о том, чтобы стать «звездой»-однодневкой, маленьким Геростратом или Гарри Поттером.
          И эти мечты свои реализовывали, и становились героями в годы тяжёлых испытаний, втянутые не в детские игры, а в жестокие войны.
          А ещё были в России и в СССР пионеры освоения новых просторов планеты, новых городов, науки, Космоса. Это их День. День Памяти, Славы, Радости свершений.
          И наш - пионеров, как минимум, трёх поколений, живущих ныне и сверяющих достижения и человечность эпох, меняющих чужеродными калейдоскопами окружающее пространство и души наших современников. И поневоле ставших пионерами-первопроходцами лихих 90-х и беспредельных последующих лет.
         
         
          Эй, пионеры! Живы ещё, курилки? Горните сбор!
          Праздник у нас: День Пионерии!
          Поздравляю всех, кто помнит об этом!
          Мы живы! И жить будем! И любить будем! И детей воспитывать по уму и сердцу! И помнить всё, что пытаются ныне очернить, чтобы поведать об этом молодым.
          И надеяться. Вопреки всему и несмотря ни на что. Мы всегда готовы…
               
          Салют пионерам!
         
         
______________________________________________
Коллаж автора