Дедушкино детство

Василий Бобров
У Боброва Савватия, государственного крестьянина деревни Карпачёнки Коврижской волости Орловского уезда, было два сына. Старший – Иван, а младший – Яков. Семья жила бедно: хата по-чёрному, одна корова и худая кобылёнка. Земли было мало и та подзол, родила плохо. Хлеба хватало до рождества. Масло от коровы и яйца кур уходили на уплату подати. Оба сына, пока были малы, после рождества кормились подаянием – собирали в деревнях, где земля дарила богатые урожаи крестьянам. Вспоминает дед: «Идя по деревням о  дома к дому с сумой через плечо, не раз приходилось нам с братом испытывать на себе укусы злых собак, спущенных с цепи озорными мальчишками богатеев. Особенно доставалось мне, как младшему -  идущему сзади».
Годы шли. Иван стал взрослым, женился, семья прибыла, жить стало труднее. Ходить по деревням и быть работником у зажиточных  крестьян – можно заработать только на пропитание, и отец сказал как-то: «Пошёл бы ты, Яша, на заработки на Урал».
Я обрадовался этому случаю, чтобы уйти из дома, так как в ту осень мне шёл уже семнадцатый год. Такое намерение поехать на заработки – зимогорить мы с другом Афоней из нашей деревни не раз обсуждали, но только не смели сказать своим родителям. В тот же вечер отъезд на заработки на Урал горячо обсуждался с Афоней и его старшим братом Егором, бывалым рабочим московской  фабрики Саввы Морозова.