Побег из мира снов

Ведана Сафрон
[В основу рассказа легли несколько особенно ярко запомнившихся сновидений]
Всегда ли люди осознают во сне - кто они есть? А что, если от этого знания зависит - сумеете ли вы проснуться?



...Не знаю, где я и сколько времени нахожусь здесь. Не помню причину, по которой попала сюда, и не могу найти выход. Сперва мне казалось, что всё лишь сон, и стоит  возжелать — я тут же очнусь. И даже помнила что-то о той, другой реальности... Но чем дольше я брожу здесь, чем глубже познаю законы этого странного мира, тем сильней расплываются в памяти смутно знакомые лица. Чьи они? Родных? Друзей? Теперь я не уверена ни в этом, ни в чём либо другом...

«Я...»

Вопрос в никуда: «Кто я?». Всполох в голове - алые буквы складываются именем «Нинель». Так меня зовут, это аксиома. А дальше — пустота и ускользающие ниточки памяти. И бесконечная вереница миров, наполненных странными образами, незнакомцами, дивными существами. Всё это живёт, пульсирует, окружает меня и внезапно рассыпается в пыль по неведомым, но строгим правилам. Ах, если бы это был сон! Но всё так осязаемо, даже имеет вкус и запах... Странная мысль не покидает меня: что я Творец и Гость здесь... Мысль-то неплохая, заманчивая весьма, только реализация... Скажем, если захочется полетать, то я взлечу. Могу таким образом оторваться от погони: здесь часто приходится скрываться от невесть откуда взявшихся врагов. Если мне надоедает один мир, он тут же сменяется другим. Но я не совершаю самого акта творения, не представляю в своей голове новое желаемое место, не населяю его жителями, а лишь непрерывно и хаотично перемещаюсь между обрывками этого... Буду называть его Междумирье. Кстати, ещё одна аксиома моей памяти. Совсем недавно я помнила, почему меня приводило в восторг пребывание здесь и почему я дала такое название. Теперь же остатки воспоминаний  говорят, что я придумала Междумирье, написала его. Видимо, я создавала книгу....

«...хочу...»

Мучительная боль в висках, любые попытки прочесть стёртое из памяти всегда приводят к этому. Зачем и кем стёртое? Мною? Эх... Грусть и одиночество сдавливают сердце. Солёный ветер треплет волосы и заставляет укутаться в плед. Обнимаю колени и смотрю на море, облизывающее песок рядом с моими ногами. «Море — это рай» всплывает в мозгу. Я даже помню, кто автор этих слов. Рэй Брэдбери. Я вообще много чего ненужного помню. Например, что «Гиперион» Дэна Симмонса куда как интереснее «Властелина колец» Джона Толкина; что запах кукурузы вызывает у меня тошноту; что самый любимый цвет — фиолетовый. Но такие зарубки, к сожалению, не являются якорьками, не разматываются в логическую цепочку, не приводят к воспоминаниям о прежней жизни...
 
«...проснуться!...»

Сначала мне нравилось бродить по бесконечно сменяющимся декорациям. Это было словно приключение: азарт, интерес, адреналин. Теперь же, стоит мне лишь задуматься, как мысли мои превращаются в гиперболу, пародию воспоминаний, искажённую диссоциативную действительность. Я догадываюсь, что могу уйти отсюда. Стоит лишь нащупать правильную нить и направить поток мыслей в нужное русло...

Снова вздох... Закрываю глаза... Жаль, что я не могу вернуться в детство...
Внезапный порыв ветра, и детский гомон накрывает меня. Открываю глаза. Моря больше нет, зато я вижу школу. Не знаю, моя это школа, или собирательный образ в мозгу. Обыкновенное здание государственного образца, с воротами, двором, заполненным ребятнёй, детской площадкой неподалёку, мамашами на скамейках. Я уже знаю, что могу быть невидимкой для остальных, достаточно лишь внутреннего приказа. Прохожу к главным дверям. Отворяю их, и оказываюсь в коридоре. Поднимаюсь в спортзал, который почти в любой школе находится на втором этаже. Особенно в Междумирье... В зале проводятся какие-то игры. Или конкурс? Только почему-то играют нечестно: сильная команда против явно слабой. Неужели никто, кроме меня, этого не замечает?... Некоторое время наблюдаю за безуспешными попытками очкастых, хилых и тощих ботаников обогнать в эстафете розовощёких и подтянутых спортсменов. Надоедает быстро — результат итак очевиден.

«Мне нужно...»

По этажам и классам бродить неинтересно, делала это уже не раз. Поэтому я ухожу подальше от школы, к неизвестному мне парку. Даже, скорее, просто к скоплению высоких деревьев с мягкой и густой травой у подножия. Наверное, я люблю зелень — в моих путешествиях я часто оказываюсь в местах с необычной и красивой флорой. Так и здесь, вместо макушек исполинские стволы заканчиваются деревянными площадками, по которым бегают, прыгают и летают диковинные животные. Я слышу, но почти не вижу их. Почему-то вспоминаю, как кормила в детстве белку... С мамой?.. Мысль уносится прочь, а в руке появляется половинка круглого хлеба. «Нужно покормить их, тогда смогу увидеть» - думаю я, и начинаю отламывать кусочки мякиша и разбрасывать по траве. Зову, но никто не спускается с площадок на деревьях.
-Почему? - кричу я в небо. Оно молчит, всегда молчит. Зато, как это обычно бывает, в голове рождается мысль... Нет, не так... Ощущение знания. По другому я не могу описать... Нечто (или некто) вкладывает в мой разум ответ: «Потому что рядом с тобой злые люди, которые могут обидеть их». Мило. Ещё бы понимать, что означают эти загадки... Фыркаю и решаю вернуться в школу.

«...вспомнить...»

Сразу оказываюсь в фойе первого этажа. Здесь я уже была, но, наверное, что-то пропустила. Осматриваюсь вокруг, и замечаю объявление. «Сегодня художественные съёмки. Просьба не опаздывать и взять с собой красивую шляпу.» Хм, а у меня ничего нет... Оборачиваюсь на стук каблуков, и вижу знакомое лицо. Имя всплывает тут же — Маша. Стройная темноволосая девушка торопится на фотосессию, подмышками у ней множество красивых головных уборов. Пора выйти из режима невидимости и попросить одолжить один из них...
-Прости, но нет, - отвечает она, качая головой, - Нужно обязательно принести свою.
Девушка подхватывает покрепче свой пёстрый разномастный груз и цокает дальше. «Что же мне делать?» - вопрошаю я саму себя. И обрывки воспоминаний ударили в голову: где-то дома в шкафу лежит мой карнавальный костюм: платье, крылья, волшебная палочка и корона феи. Тот, что я покупала на последний Новый Год. И праздновали мы его, кажется, у Маши... Стоп! Именно у неё! И, кстати, она не может быть в школе! «Я же познакомилась с ней на работе!» - проносится в мозгу, и тут же всё вокруг исчезает.

«...чтобы вернуться...»

Новый мир. Я в лесу. С деревянной плошкой и ножом в руках. Не самое необычное начало, бывало и интересней. Радует, что оказываясь в следующем новом узле Междумирья, я ясно осознаю поставленную мне задачу и алгоритм действий. Это помогает не думать о мелочах,  сосредоточиться на главном — поиске выхода. Итак, лес и моё желание вспомнить прошлое. «А что для этого требуется?» Роюсь в голове. Всё просто: нужно сорвать листья папоротника, малины, крапивы и ландыша, измельчить их и смешать. Вроде легко... Листья первых двух я нахожу без труда и крошу их на пне. Затем тупой стороной ножа собираю порезанную зелень в плошку. Улыбаюсь, заслышав пение лесной птицы... Ох, что же я наделала?! Отвлеклась, и тут же содержимое посуды покрылось мокрой паутиной и плесенью. Теперь придётся мыть и начинать с начала... Шум и треск в кустах малины справа. «Они нашли меня...» - паническая мысль. Я не знаю, кто эти они - каждый раз у моего врага новый облик и численность. Но инстинкт самосохранения всегда подсказывает лишь одно решение: бежать. Как ни жаль, но я срываюсь прочь...

«...домой...»

Неведомая сила переносит меня в следующий мир. На этот раз вокруг меня большая комната. «Как наша...» - думаю я. Наша? Ах, ну да. Моя и Его... Пытаюсь зацепиться, вспомнить, кто такой Он? Но тонкая ниточка ускользает сквозь сердце, оставляя занозу... «Думай же, думай!» - приказываю я себе. Так, комната. В окнах — незнакомая улица неизвестного города. Раз никаких ассоциаций, значит, туда мне пока не нужно. Оглядываюсь. Комната действительно большая: потолки метра под три, площадь около 25 квадратных. Отсутствие мебели, кроме чёрного облезлого стола, на котором дымятся ароматические палочки, никаких обоев на стенах. Пол покрыт старыми деревянными досками. Зато на окнах - шикарные занавески с витиеватым узором, висящие на резном карнизе. У кого же я видела такие?... Ай, неважно, потом вспомню... На потолке, возле карниза, висит перевёрнутая белёная голова статуи. Зрачки уставились на откидную крышку-дверь. «Там чердак», понимаю я. Но путь на чердак преграждает якорь. Большой, металлический, местами ржавый и в сухих водорослях. Как он тут оказался?... Внезапно до меня доносится шорох, словно где-то наверху копошится мышь. Или кто-то пытается добраться до меня. Что же, посмотрим, кто это! Силой мысли подбрасываю себя к потолку, выдираю к чертям якорь и опускаю крышку. Вот уж кого не ожидала увидеть! А они, похоже, тем более не ожидали. Они — это низкорослые гуманоиды, очень похожие на худеньких безбородых гномов. Создания с ужасом смотрят на меня и лопочут что-то на тарабарщине. Самый младший из них жестами спрашивает меня: «Кто ты?». В ответ я развожу руками, мол, понятия не имею. Гуманоиды удивляются, а младший продолжает допрос: «Ты враг?». «Нет», мотаю головой я, и спрашиваю у них: «А кто вы?».
 -«Строители.»
-«Что это за место?»
-«Это старый дом, необитаемый. Должны ремонтировать.»
Хм, ремонтировать, значит...
-«Должна уйти отсюда. Тут опасно», - предупреждает меня собеседник, - «Иди за мной».
Гуманоид легко спрыгивает с потолка на пол и встаёт у стены. Опускаюсь следом, в то время как остальные его сородичи возвращаются к работе. Он поворачивает голову и улыбается, затем прикладывает ладонь к стене, открывая проход на улицу. 
-«Ступай осторожно. Не попадайся на глаза.» - напутствует гном, - «Уходи из города.»
Я прижимаю руку к сердцу в знак благодарности и решаюсь спросить:
-«Как мне вспомнить, кто я?»
Коротышка хмурится, но видя мольбу в моих глазах, даёт подсказку:
-«Должна пройти Игру».
-«Какую Игру?» - спрашиваю я. Но спаситель хмурится сильнее и сердито топает ногой, прогоняя меня.
На улице приходится передвигаться перебежками, то и дело прячась за деревьями, колоннами, машинами, чтобы не столкнуться с толпами агрессивно настроенных карликов. Понятия не имею как, но внутреннее чутьё вывело меня из городского лабиринта улиц на окраину. Ровная асфальтовая дорога плавно перетекла в песочно-каменную, убегающую за холмы и дальше, в лес. Солнце здесь печет так, будто решило изжарить меня, и я спешу укрыться в прохладе деревьев...

«...в семью...»

Новый порыв ветра Междумирья относит меня к лесной развилке. Сказочное клише: три тропинки и перед ними огромный валун. Только вместо обыденных «Налево пойдёшь....» - карта земель. Красивая, трёхмерная, непрозрачная. Надпись в самом низу камня гласит, что необходимо выбрать, куда я хочу попасть, ткнув пальцем в карту. Выбираю наобум и оказываюсь у входа в подземелье. Эдакая дыра-вход в пещеру в сочно-зелёном холме. Слева от пещеры стоит покосившийся указатель с небрежно выведенным словом «Игра». Сердце оглушает стуком. Вот он, путь домой...  Глубоко вдыхаю, закрываю глаза и вхожу...

...Я и невесть в какой момент появившийся спутник (причём внешность его мне подозрительно знакома) ищем какую-то девочку. Зачем? Это я узнаю в конце, таковы правила. Мы проходим сквозь бесчисленные коридоры, натыкаемся на тупики, возвращаемся, и вновь продолжаем путь по лабиринту. Кругом темно, и только факел в его руке освещает дорогу и низкие грязные своды. Как ни странно, мы молчим. Время от времени, я порываюсь о чём-либо спросить своего знакомца, но он лишь качает головой, грустно смотрит на меня и крепче сжимает руку. Вскоре мы оказываемся в некой комнате-пещере, из которой лишь один выход - вход. И едва спутник мой отпускает руку и выходит из комнаты, как дверь закрывается. Я предчувствовала подобное, но почему-то не испугалась. Темноту помещения внезапно озаряет появившийся дух.
-Кто ты? - спрашиваю я. Он молчит и только качает головой. Некорректный вопрос.
-Хорошо, что мне нужно сделать?
Призрачный гость улыбается, щёлкает пальцами, зажигая невидимый источник света. Показывает рукой на стены комнаты. Бросаю взгляд и замечаю, что сверху до низу они покрыты неизвестными мне письменами. Снова поворачиваю лицо к духу.
-Подсчитай, сколько раз здесь упоминается имя девочки и её отца. Времени тебе — пока бежит песок, - он вызывает из ниоткуда песочные часы, ставит их на пол, переворачивает, и исчезает. В отчаянии, я гляжу на стены и понимаю, что не зная языка никак не смогу выполнить задание.
-Помоги мне, прошу... - шепчу я сквозь слёзы, сама не зная кому: спутник где-то за запертой дверью, и вряд ли ответит.
-Здесь их нет, - доносится тихий детский голос. Оглядываюсь в поисках говорящего, но в комнате я одна.
-Спасибо, - благодарю я неведомого помощника, затем взываю к духу:
-Вернись! Я знаю ответ!
Он появляется рядом с часами, останавливает их ход и вопрошает:
-И каков же он?
-Их здесь нет. Ни его, ни её, - уверенным голосом вещаю я. А у самой сердце замерло.
Дух пристально смотрит мне в глаза, затем улыбается:
-Ты справилась. Вот ключ, - он протягивает мне странного вида металлический предмет, больше похожий на ручку двери. Затем снова исчезает, оставляя после себя лишь отражающийся от стен голос:
-И крепко держи в памяти своей ответ...
Источник света исчезает вместе с ним, так что выход приходится искать на ощупь. Вставляю ручку-ключ в единственное отверстие двери, поворачиваю, и со вздохом облегчения выхожу в коридор. Спутник мой исчез, но оставил факел на полу. Не понятно, почему он не потух. Видимо, здесь не действуют привычные законы физики... «Законы физики не запрещают!» - проносится в голове. Знакомая до боли фраза, чья она? Эх, не могу вспомнить...пока. Поднимаю факел и медленно иду дальше, пока следующий порыв ветра не переносит меня ко входу в каменный зал.

Справа от меня металлическая дверь с пуленепробиваемым стеклом, которую упорно бодает демонического вида двуногий козёл. За ним виднеется коридор, заполненный фантастически-жуткой нечистью. Слева от меня — тупик. Вхожу в зал и осматриваюсь: каменные своды, теряющиеся высоко во тьме, пол являет собой огромные плиты-ступени. На каждой такой плите сидят или лежат и разговаривают люди. Их немного, и все приветствуют меня. Лица вызывают смутные воспоминания, слишком обрывочные, чтобы назвать имена. Пусть. Это Игра, и я всё вспомню, стоит лишь дойти до финиша... Нахожу среди этих людей моего пропавшего спутника, поднимаюсь к нему. Он радуется, обнимает меня, сажает к себе на колени и убаюкивает...

«Девочка. Я должна найти девочку!»

Просыпаюсь, и обнаруживаю себя на платформе странного многоуровневого строения, напоминающего нагромождение металлических лесов, лестниц и решёток, протянутых над пропастью с вершины одной горы к другой. Вскакиваю на ноги, озираюсь. Замечаю своего спутника, спокойно беседующего с ребёнком. Тем самым, которого я так ищу! Девочка улыбается мне, подбегает и обнимает за ноги, утыкаясь лицом в мой живот. Инстинктивно провожу рукой по её мягким светлым волосам. Знакомое ощущение, болезненный отклик в сердце. Дочь? Сестра? Как же я хочу вспомнить!... Взгляд падает вниз, и я в ужасе прижимаю малышку покрепче к себе: нижние платформы кишат чудовищами. Они рычат, вопят, скулят, воют и яростно пускают слюну. Но почему-то не лезут к нам. Странное гудение справа объясняет мне, почему. Воздух полон Машинами. Большие, с телом дирижабля и пушками-сенсорами, тёмные, переливчато-ртутного цвета, они летают на разных уровнях, и уничтожают монстров. Я не знаю, стоит ли бояться этих Машин, но мои опасения развеивает девочка:
-Не бойся. Ты же сама их вызвала.
«Как? Когда?!» удивляюсь я, но малышка лишь улыбается и показывает рукой на плато неподалёку от вершины одной из гор:
-Осталось совсем немного. Нужно попасть наверх.
-Ты пойдёшь со мной? - спрашиваю я. Девочка отрицательно мотает головой в ответ, и возвращается к моему спутнику. Он берёт её за руку, а свободную ладонь сжимает в кулак и подносит к сердцу, глядя мне в глаза.
«Их здесь нет. Ни его, ни её» - внезапно вспоминаю я. Они не настоящие, лишь призраки реальных людей, сотканные из остатков воспоминаний... Тяжко вздыхаю и начинаю своё одинокое восхождение...

Едва я ступаю на плато, как конструкция с грохотом падает вниз. Я стараюсь не думать о той паре людей, что была там. «Всё равно они лишь плод воображения...». Странно, почему эта мысль не приходила ко мне раньше? Видно, конец Игры близок... На плато я обнаруживаю  кровать. Совершенно обыкновенную, с одной подушкой, застеленную белоснежным бельём. Откидываю одеяло и простыню и вижу какой-то проводок, тянущийся под матрас. С усилием переворачиваю кровать и нахожу странное приспособление, прибитое гвоздями к дну: клавиши, как у печатной машинки и маленький электронный дисплей, на котором горит надпись «Введите пароль». Пароль?! Но откуда же мне его взять?! В отчаянии я ещё раз внимательно осматриваю каждую щель на плато, перетряхиваю одеяло, разглядываю простынь на свету, прощупываю подушку... Стоп. А вдруг кровать — это собирательный образ, подсказка! Что делают на ней люди? Спят. Вот и отгадка. Дрожащими пальцами ввожу слово «сон» на чудо-агрегате. Небеса разражаются дождём, тёплыми каплями падая на моё лицо. Напор воды становится сильней с каждой секундой, пока не превращается в ливень и не смывает меня с плато в бездну. Закрываю глаза и раскидываю руки, словно крылья. В первый раз я отбрасываю страх высоты, не пытаюсь взлететь, не убегаю в другой мир. Я падаю вниз, с каждым мгновением ловя в сети сознания всё больше обрывков воспоминаний. Лечу навстречу земле, подхлёстываемая дождём, потому что только так можно выйти отсюда...

...Веки тяжёлые и будто склеены. Ладно, сейчас соберусь с силами и открою глаза... Не могу... Странно... И как-то больно. Везде. Словно я разбилась на множество мелких осколков, а кто-то добрый взял да и сложил их вперемешку... Голоса... Они говорят обо мне!

-...отключить аппарат ИВЛ. Мне жаль, - произносит незнакомый мужчина.
-Дайте нам...хотя бы попрощаться... - слышится родной голос. Муж...
Постойте, аппарат ИВЛ?! Неужели я в больнице?!.. Хочу пошевелиться, но не могу от боли... Что же случилось?!.. Внезапное воспоминание режет ножом по сердцу. Авария... Я забрала дочь со школы и мы ехали в гости к Машке. А чёртов лихач на «Мазде» попытался меня обогнать, да не успел: встречный «Камаз», хотя и на тормозах, ударил и отбросил его в мою сторону... В нашу с дочерью машину!.. Вот почему я ушла в Междумирье — обитель снов...

Кто-то сжимает мою руку, прикасается к ней губами, прижимается лбом. Родной мой... Неужели я вернулась в реальный мир лишь для этого?.. Отчаянная ярость поднимается из глубин сердца, давая силы разлепить веки. Муж исступлённо шепчет слова прощения, любви, отчаяния, стоя на коленях на полу. Затем овладевает собой, поднимается, чтобы проститься, и  натыкается на мой взгляд. Я буквально чувствую, как замерло его сердце, как в голове у него проносятся тысячи мыслей. Превозмогая боль, улыбаюсь ему, насколько это возможно с трубкой во рту.
-Нино... - шепчет любимый, - Родная моя, сердце моё...
Снова падает на колени, теперь уже от радости, покрывает мою руку поцелуями, опасаясь неосторожно коснуться всего остального. Видимо, я чертовски плохо выгляжу... Плачет. Никогда не видела мужа плачущим. Неужели... Сердце обдало холодом...  Но он уже вскакивает на ноги, оборачивается в коридор и кричит туда:
-Аня, доченька, мама очнулась!.. Позови скорее врачей!..

...Солёный ветер треплет волосы и заставляет укутаться в плед. Обнимаю колени и смотрю на море, облизывающее песок рядом с моими ногами. Мне нравится приходить сюда в своих снах, чтобы подумать. Весьма нетривиальный способ, конечно, научиться осознанному сновидению... Усмехаюсь. «Море — это рай». Верно сказал дядюшка Рэй. Но не для меня. Рай - это обмануть смерть, победить блуждающий в бесконечной череде снов разум, очнуться и увидеть двух самых дорогих тебе людей. И иметь возможность каждое утро просыпаться, видеть и узнавать их лица...