В компании с Врунгелем

Александра Плохова
Не могу не вспомнить чудесного детского писателя  и очень доброго человека Андрея Сергеевича Некрасова, с которым я познакомилась в доме поэта и моей подруги Светланы Кузнецовой.

                ***
А всё началось с игры.
На Дне рождения Светланы за праздничным столом я оказалась рядом с очень милым веселым незнакомцем, которого звали Андрей.
Но у меня язык не поворачивался так запросто обращаться к человеку возраста моего папы. И мне пришлось уточнить его отчество.
В кругу литераторов все обходились именем, но я-то не входила в это общество. Я была только подругой Светланы.
В разгар застолья Андрей Сергеевич предложил мне разыграть всю компанию. Объяснил идею и правила игры. Я согласилась.

Андрей Сергеевич поднялся:
- Товарищи, хочу Вам представить человека, обладающего совершенно уникальными способностями. Это – Алечка. Она видит нас насквозь и читает наши мысли. Я это испытал на себе. Попросим её провести с нами эксперимент.
Все с любопытством уставились на меня. Капельку «застенчиво поломавшись», я вышла из комнаты и, для «чистоты эксперимента», меня отправили на кухню со сторожем.
Андрей встал перед зрителями и попросил загадать любое слово. Слово было выбрано, и мне предстояло его назвать. Меня пригласили войти в комнату. И я, изображая «напряжённую работу мысли», после двух-трёх фраз, «подбадривающего меня» Андрея, произнесла загаданное слово под аплодисменты всех сидящих за столом. Естественно, мне пришлось повторить этот фокус ещё пару раз.
Эффект был потрясающий, моя персона отодвинула на второй план главного героя этого вечера – Светлану. Теперь пили за моё здоровье.
С этого момента я подружилась с писателем Андреем Сергеевичем Некрасовым, милейшим и добрейшим человеком необычной судьбы.

                ***

 «Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскаленных топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане…».
Так рассказал он о себе в предисловии к «Капитану Врунгелю».

Многие из нас читали книгу «Приключения капитана Врунгеля»,  появившуюся в 60-е годы.
Все мы были очарованы мультипликационным фильмом, впервые показанным по центральному телевидению в 1980 году, созданным по книге Андрея Некрасова режиссёром Дмитрием Черкасским.
Фильм озвучен всеми нами любимыми актёрами: Зиновием Гердтом, Семёном Фарадой, Евгением Паперным, Вениамином Смеховым и другими.
У всех на слуху песни из фильма:
«Мы бандито–гангстерито», «Мани, мани, мани», «Частушки на Гавайях».

Но мало, кто знает, что книга была написана автором в 1937 году. Андрей Сергеевич был арестован и сослан в Норильский Гулаг, а книга изъята из продажи. В то время он занимал важный партийный пост в Днепропетровске. Похоже, в книге власть предержащие усмотрели критику Сталинского режима.

                ***
Я уже писала в повести о Светлане, что на наши с ней посиделки одно время часто заглядывал Андрей Некрасов. Он не давал нам грустить.
Смешно изображал нежную любовь к Светлане, чем она немедленно воспользовалась. Он был мастер на все руки, а потому ему за признания в любви приходилось платить - решать мелкие бытовые проблемы Светланиного дома: чинить старинные антикварные часы, править кран в ванной комнате, разбирать и собирать кофемолку и т. д.
Однажды ему пришлось чинить пылесос. Когда он закончил работу и включил его, мы и комната в одно мгновение оказались окутанными пылью.
Мы хохотали, а насмеявшись,  рассердились, и наградили Андрея Сергеевича прозвищем «Русский умелец».
(Незадолго до этого мы смотрели со Светланой по телевизору комический фильм «Русский умелец» с замечательным актёром Анатолием Папановым, очень смешно сыгравшим непутёвого мастера).

                ***
Некрасов, человек, много повидавший на своём веку, развлекал нас на наших посиделках своими историями и байками.
«Врунгель» он или не «врунгель», но истории выглядели вполне правдоподобными.

Вот одна из его детства. Мама была известным гинекологом и временами приглашалась в семью Ленина. Иногда брала с собой Андрея. Андрей подружился с племянником Владимира Ильича, приходил с ним играть и даже обедал в кругу семьи.
Однажды мама дала Андрею рубль: - Попроси, Андрюшенька, Владимира Ильича расписаться, оставить свой автограф.
И что Андрюшенька услышал?
- Передай своей маме, что моя подпись стоит гораздо дороже, - проглатывая звук «р», и посмеиваясь, ответил Ленин и вернул рублик.
- И тогда я его возненавидел, - признался Андрей Сергеевич, - как он посмел обидеть мою маму?

А в один из вечеров мы услышали об удивительном приключении Некрасова и историю его необыкновенной любви.
Судно, в команде которого был молодой Андрей, находилось в Тихом океане очень долго и требовало заправки. Пристали к берегу Вьетнама. Андрей и его друг сошли на берег и отправились посмотреть окрестности.
Когда же вернулись в порт, то корабля не было! Судно спешно покинуло Вьетнам. В стране разразилась чума.
Андрей и его друг оказались в эпицентре бедствия без денег, без крыши над головой.
Размышляя, что делать в этой ситуации, они обратили внимание на плакат, призывающий вступить в противочумный батальон. Их охотно приняли и предоставили барак для ночлега. А днём им предстояло убирать трупы, которым было не счесть числа. Возвращаясь с работы, они ощупывали и осматривали своё тело. И однажды друг обнаружил вспухшие железы. Вскоре его не стало.
Андрей остался в чужой стране в одиночестве, без знания чужого языка и местных обычаев.
И тут, как в сказке, перед ним является юная красавица. Она понимает, что этот европеец в беде, и приглашает Андрея в свою хижину. Из всей большой семьи удалось выжить только ей. Её красота, изящество, грациозность и доброта покоряют Андрея. Надо сказать, судя по фотографии Андрея Сергеевича того времени, он тоже был недурён. (Это сейчас перед нами лысоватый, полноватый и хромающий, опирающийся на палку рассказчик). Он влюбляется. Его любовь не остаётся без ответа.
Время идёт. Андрей тоскует по родине. Ежедневно ходит на пирс в надежде, что появится советский корабль. Утешением ему служит неземная любовь.
Так проходит целый год. И в одно прекрасное утро в порту появляется судно под российским флагом. Уж о трогательной сцене расставания с молодой вьетнамкой, я не стану рассказывать, а то заплачу…

В другой вечер мы со Светланой услышали его историю о том, как он  оказался в японской тюрьме. Кажется, корабль пересёк территориальные воды Японии. Андрей, в ожидании своей незавидной участи, смотрел сквозь решетчатое окошко на тёмное ночное небо. Вдруг выплыл серебристый серп луны. Вспомнилось народное поверье и слова заговора. Но для совершения заговора требовались серебряные монеты и ключ. Андрей пошарил в карманах. Как ни странно, он обнаружил всё необходимое – не отобрали при обыске. Он положил их на ладонь и трижды произнёс слова заговора:
«Месяц, месяц, быть тебе рогатым, а мне богатым!».
И тут свершилось чудо. Дверь камеры отворилась, и Андрей оказался на свободе.

Иногда наши посиделки затягивались, тогда Андрей Сергеевич отвозил меня на своём маленьком и тарахтящим драндулете – "Запорожце" - домой.

                ***

Как давно это было! Нет Светланы, нет и Андрея Некрасова. Они ушли,
но оставили в моём сердце любовь, тепло и свои чудесные книги.