Правда о Сталине?

Роман Соловьев
№ 433   огонек  (москва)  7.04.2009 23:06
Сталин. Вечно LIVE


Проекту «Сталин. LIVE» не очень повезло со страной: большинство тех, кто до сих пор чтит Сталина, не знают, что такое live; те же, кому родным и близким кажется слово live, чужим и далеким считают самого Сталина.

Для первых объясним, что live в телевизионном значении — «живой». То есть передающийся с места событий. В данном случае событием является последний месяц жизни вождя — с 1 по 28 февраля 1953 года. Но эфир, конечно, условно живой. Жанр своего 40-серийного фильма Григорий Любомиров называет сериалити — то есть смесь сериала и реалити. Самого Любомирова по тому же принципу можно назвать режефилом — он режиссер с философским образованием. Известен по программе «Куклы», реалити-шоу «За стеклом» и сериалити «Рублевка. LIVE».

Особенностями проекта «Сталин. LIVE» являются съемки на реальных объектах, обилие внутренних монологов вождя и отсутствие известных актеров: Сталина, к примеру, играет Давид Гиоргобиани.

На канале НТВ состоялось общение Григория Любомирова с журналистами нескольких изданий, которым даже показали первую серию фильма. «Огонек» дает фрагменты беседы — пресс-конференцию LIVE.

— Сталин — это не человек, это история, эпоха, — сказал во вступительной речи Григорий Любомиров. — А LIVE — попытка сделать гипотетический репортаж из того времени, убрать посредников в рассказе. Чтобы мы смогли услышать персонажей, которые действуют в нашем фильме. Поэтому все они снабжены внутренними монологами. В традиционном варианте фильма мысли героя скрыты от нас, и только в финале мы узнаем: оказывается, он думал так-то… Мы пытаемся с помощью этого приема найти художественную, историческую и психологическую логику в поведении людей. И второй существенный момент: я не думаю, что пришло время давать категорические оценки. Если меня спросят: «Вы за Сталина?» — я, конечно, скажу: «Нет, я не за Сталина». «Тогда вы против Сталина?» — «Я не против Сталина». Я знаю, что в ХХ веке это крупнейшая историческая фигура. То, что мы предложим, — возможно, первая попытка отнестись к эпохе и фигуре Сталина несколько по-другому…

— Интерактивная реакция зрителей предполагается?

— Ну, только если меня побьют.

— Вы хотите поднять волну и снова обратиться к этой теме?

— Не просто волну. Я когда-то сделал проект, к которому все по-разному относятся, — «За стеклом». Я вам объясню, почему я его сделал. У меня сын в то время был того же возраста, и мне было интересно, что он делает дома, когда меня нет. И я решил посмотреть на это вместе со всей страной.

— Но это не вы придумали, — тактично заметил кто-то из журналистов.

— Да что вы говорите?! «За стеклом» придумал я.

— Но жанр реалити-шоу был на Западе и раньше, — сказали сразу несколько человек.

— Реалити-шоу я придумал тоже, но это другой вопрос.

— Вы отказались в фильме от известных актеров, но известные актеры — это и иной масштаб личности… — заметила одна журналистка, явно кино-, а не телеобозреватель.

— Мы отказались от узнаваемых актеров. Это не значит, что мы искали не масштабных. Когда я смотрю на Игоря Квашу в роли Сталина (я очень хорошо отношусь к Игорю Кваше), но я смотрю и думаю: вот Игорь Кваша замечательно работает. Актер, который у нас играет, снимался в фильме «Покаяние» в роли молодого художника. Но такого Сталина никто не видел.

… Тут, наконец, решили посмотреть первую серию. По одной серии судить о любом проекте, конечно, трудно. Но эту трудность журналисты быстро преодолели.

— Известно, что у Сталина было все лицо в оспинах. А у вас он такой красавчик…

— Да, еще у него пальцы сросшиеся на ногах… — иронично поддакнул Любомиров и продолжил серьезно: — Мы не собирались делать буквалистическую версию Сталина. Мы старались добиться не реалистичности, а правдивости.

— В чем разница между реалистичностью и правдивостью?

— Правдивость в том, что у реального Сталина были оспины, а для истории, для людей, которые сегодня вспоминают Сталина, это неважно. Их гораздо больше интересует, что он думал. Если вы скажете, что он так не думал, давайте поспорим.

— И все-таки у вас какой-то молодой гламурный Сталин, — произнесла журналистка из независимого интернет-издания.

— Он мифологический внешне. Я считаю, что актер, исполнитель роли Сталина, — это находка. Когда я познакомился с ним, я понял: именно этот человек должен играть Сталина. Потому что человек воцерковленный. Если бы вы знали все проблемы, с которыми мы сталкиваемся на съемках: «Это я не буду говорить, этого я не буду делать…» Он ходил к патриарху и брал у него благословение.

— К какому патриарху? — поинтересовалась обозреватель «Огонька». — К грузинскому или к русскому?

— К обоим. Он изучал литературу, разговаривал с людьми в Грузии. Единственно, от чего я его изолировал, — от мемуарной литературы. Она искажена субъективностью…

— Вы сказали: Сталин будет другой, — вступил в беседу корреспондент газеты «Завтра». — Он действительно другой: в подштанниках. Человек, с именем которого умирали и совершали подвиги тысячи людей, человек, который создал уникальную цивилизацию, — мелкий, брюзжащий старик. Это задача по-другому, уже не через репрессии, а через бытовуху опошлить вождя.

— Нет, — возразил Григорий Любомиров. — От старика в подштанниках до человека, за которого погибают люди, — на этой амплитуде и построено все.

— Прожив 40 серий со Сталиным, — патетически произнес журналист из «Завтра», — вы не уловили, что над ним была длань Богородицы?

— Что мы сейчас будем это обсуждать, — набросились на коллегу остальные, — пусть каждый уловит сам.

— Почему все-таки Сталин? Много более животрепещущих тем. Литвиненко, например, — спросила одна журналистка.

— Именно потому, что было много Сталина, я делаю Сталина. Чтобы показать, что февраль 1953 года ничем не отличается от февраля 2006 года.

— Типун вам на язык! — произнесла журналистка из независимого интернет-издания.

— Я не говорю по историческим фактам, — уточнил Любомиров. — Я говорю, что тогда тоже были люди, у которых тоже были проблемы. Вот у нас Литвиненко, а у них дело врачей. Какая разница?

— Огромная, — поднялся общий шум. Сквозь шум пробился голос солидного мужчины из газеты «Правда»:

— Сейчас по мере приближения 90-летия Октябрьской революции появилось много картин, где история переворачивается, и все это выглядит спекулятивно в политическом плане. Вы не боитесь, что ваша картина встроится в этот ряд?

— Нет. Мы шли в противоположную сторону. Сейчас возник крен: все опошлить, довести до анекдотического рассказа о нашей истории. Для того чтобы вернуться к аутентичности, я и пытаюсь уйти от субъективизма в оценке, — произнес Любомиров. Стараясь осмыслить эту фразу, обозреватель «Огонька», не имеющая философского образования, прослушала следующую часть беседы и не заметила, как разговор повернул в неожиданную сторону:

— Если бы Сталин выдвигался в 2008 году, вы проголосовали бы?

— Я вообще не хожу на выборы.

— А греки Македонского в подштанниках позволили бы показать? - неожиданно встрял в беседу корреспондент газеты «Завтра».

— Оставьте вы в покое эти подштанники, — в очередной раз накинулись на своего коллегу журналисты. — Он же не памятником был, а человеком.

— Ну, если бы такой человек мог прийти к власти, вы были бы за или против?

— Если бы этот человек доказал мне, что он действительно таков, каким я вижу Сталина, я бы за него, конечно, голосовал.

К фильму всех вернула кинообозреватель:

— Кто-то сказал, что сегодняшние сериалы — это фастфуд, а в фастфуде повар не имеет значения. То, что я сейчас вижу: киноязык не предлагает нового приема, хода…

— Сегодняшнее телевидение не предполагает никакого киноязыка, даже при больших бюджетах… Согласен, что надо вырабатывать язык для больших проектов на телевидении…

— Тема серьезная, время страшное, — подключилась к разговору до сих пор молчавшая журналистка в черном. — Во время съемок происходило что-то необычное?

— Я не первый день снимаю, но такого количества смертей, разбитых автомобилей никогда не было… Присутствие неких потусторонних сил мы ощущаем до сих пор.

— Сталин мешал вам, — произнес кто-то.

— Думаю, это не Сталин. Это Берия.

— Сталин — роковая роль, — сказал журналист из «Правды». — Я с 1968 года у Юрия Озерова в киноэпопее «Освобождение» играл переводчика Сталина. У Озерова роль Сталина исполнял сначала один актер, он умер. Взяли другого - он умер. Взяли Арчила Гомиашвили. И как-то он не смог вылететь на съемки из Грузии, и тогда на общем плане в Кремле Сталина играл я.

Это показалось логичным завершением пресс-конференции: Сталин был среди нас. LIVE.


Заходим для просмотра онлайн с моей страницы.