Последний

Алексей Егоров-Афанасич
(про людей и кукол)

Дракон приносит Мальчика и опускает его на землю.
Мальчик сидит, закрыв глаза.

Дракон совершает несколько кругов вокруг Мальчика.
Потом садится.
Кашляет.
Смеется.
Кашляет.

ДРАКОН
Глаза открой.

МАЛЬЧИК
З-зачем, Ваше Драконство?

ДРАКОН
Ну, тогда сиди так.

Дракон подкрадывается поближе к Мальчику и пристально оглядывает его.
Мальчик открывает глаза.

МАЛЬЧИК
Ай! Не надо меня есть! Невкусный! Кыш! Кыш!

Дракон смеется, пуская дым во все стороны.
Кашляет.

ДРАКОН
Где взрослые?

МАЛЬЧИК
Нету!

ДРАКОН
Куда делись?

МАЛЬЧИК
Мама ушла недавно. Чтобы еду приготовить, там.
Говорит, «я устала».
А потом – «я пошла».

ДРАКОН
«Пошла», значит?

МАЛЬЧИК
Ага.

ДРАКОН
А отец где?

МАЛЬЧИК
Он... он с врагами сражается.

ДРАКОН
С какими?

МАЛЬЧИК
Там, на Юге.

ДРАКОН
И кто побеждает?

МАЛЬЧИК
Не знаю. Наши?

Дракон смеется.

ДРАКОН
Наши всегда побеждают?

МАЛЬЧИК
Наши, ведь.

Дракон перелетает подальше, садится на краю скалы и молчит.

МАЛЬЧИК
Так Вы меня не будете есть, Ваше Драконство?

ДРАКОН
Я не ем человечину.

МАЛЬЧИК
А все говорят, что драконы едят людей.

ДРАКОН
Кто это «все»?

МАЛЬЧИК
Ну, слухи.

ДРАКОН
А что еще говорят эти «слухи»?

МАЛЬЧИК
Что и-иногда, значит, люди разные, то есть герои, побеждают... драконов.

Дракон смеется.

ДРАКОН
Жил да был в одной стране-стороне Дракон. Звали его...
Это неважно.
Жил себе Дракон. Никого не трогал.
А к нему все приставали.
Рыцари.
Богатыри.
Воины всех стран.
Однажды пришло целое войско с князем во главе. Разве ж это честно – воевать с войском против одного?!  Только подлая человечина пойдет на это.
Стали распускать слухи о том, что Дракон крадет принцесс и ест их.
Потом, что похищает детей.
Потом, что жрет кого ни попало!
И сердце у него каменное. И душа холодная. И никого ему не жаль – ни старика, ни малого ребенка!
Вот, чтобы ты делал, если бы про тебя такое сказали, а?

МАЛЬЧИК
Я бы... тогда... подрался бы!

ДРАКОН
Вот и Дракону пришлось драться.
(показывая в лицах)
Пришел один. Говорит: «бу-бу-бу-бу, бу-бу-бу!»
Я ему: «Ты бы, хоть, шлем открыл, когда говоришь – некрасиво. Переспрашивать приходиться.»
А он: «Бу! Бу-бу!» и копьем все норовит мне в глаз попасть!
Эх!..
Потом другой пришел. С войском.
Сам сидит и курицу жрет. Масло по щекам течет. И все косточкой размахивает: «По крыльям ему! По крыльям! Не улетит никуда!»
По крыльям...

МАЛЬЧИК
Я б ему по его крыльям!

ДРАКОН
Еще один был. Отравить меня пытался.
Принес еды разной, фруктов. «Это я от чистого сердца Вашему Драконству принес!»
От чистого? Сердца?
У кого же сердце тогда каменное?
У Дракона?!
«Мне, Ваше Драконство, можете доверять!  Я пришел Вам служить не на жизнь, а на смерть!»

Дракон смеется.

МАЛЬЧИК
Ну, и?

ДРАКОН
Что «и»?

МАЛЬЧИК
А Вы их?  В порошок?  Или сожгли?

Дракон молчит, отвернувшись.

МАЛЬЧИК
Извините меня, пожалуйста-пожалуйста... я больше не буду.

ДРАКОН
Сжег.

МАЛЬЧИК
Всех!  Да?

ДРАКОН
Нет.
Никого этот дракон не убивал. Взял да отнес отсюда подальше.
Войско на Юг – им все равно, где воевать.
Того, в доспехах «бу-бу-бу» прямо в Африку доставил – пусть жарится.
Принцев с Востока на Запад отнес. Западных – на Восток. Там они настоящих принцесс и нашли, потому и не вернулись.

МАЛЬЧИК
А того, кто отравить хотел?  Чего с ним случилось?

ДРАКОН
Да он сам, глупый, съел свою отраву. Забыл, где отравлено, а где – нет. Хитрый всегда умирает от своей хитрости. Жадный – от жадности.

МАЛЬЧИК
А добрый?

ДРАКОН
Тебе это не грозит. Лучше поберегись своей глупости.

МАЛЬЧИК
А я не глупый.

ДРАКОН
Тогда задавай поменьше вопросов.
А всего-то и нужно было этому Дракону, чтобы оставили его в покое.
(голосом принцессы)
«Если отрубишь голову этому противному чудовищу, то тогда я выйду за тебя замуж. Ведь, я этого же достойна!»

МАЛЬЧИК
А еще они говорят: «Сколько ты можешь на одной ноге простоять, ради меня?»

ДРАКОН
Да? 
И сколько?

МАЛЬЧИК
Всю ночь!

ДРАКОН
Ради нее?

МАЛЬЧИК
Неслабо!

ДРАКОН
И что?

МАЛЬЧИК
А она всю ночь спала, и никто ничего не увидел.

ДРАКОН
Ради нее?

Мальчик улыбается и пожимает плечами.

МАЛЬЧИК
Извините, Ваше Драконство, а вот...

ДРАКОН
Да?

МАЛЬЧИК
Говорят, у драконов...

ДРАКОН
Что «у драконов»?

МАЛЬЧИК
Девчонок не бывает. Ну, то есть... старушек, конечно.

ДРАКОН
Что?!

МАЛЬЧИК
То есть... этих... дружить вместе?

Дракон смеется.
Долго кашляет.

МАЛЬЧИК
Правда, да?

ДРАКОН
Что ты об этом знаешь – «дружить вместе»?

МАЛЬЧИК
Не очень много. Одни дружат вместе. Другие не дружат. Не знай, почему?

ДРАКОН
А что о драконьих «дружбах» слухи говорят?

МАЛЬЧИК
Еще меньше. Вообще, ничего особенного не говорят.
Только одно...
Ну, да ладно.

ДРАКОН
Что?
Что говорят?

МАЛЬЧИК
А Вы не обидитесь?

ДРАКОН
О чем лгут ваши человечьи слухи?

МАЛЬЧИК
Ну, вот, обиделись...

ДРАКОН
Говори немедленно, презренная тварь!

Мальчик молчит.

ДРАКОН
Говори, а не то я сожгу твое лицо моим дыханием!

МАЛЬЧИК
Они... го-говорят... что... драконы... будто бы... из яиц... как курицы... а сами обеща-а-ались... что... не оби-идитесь... а сами...

Дракон смеется.

ДРАКОН
Чего я только не наслышался от вас.

МАЛЬЧИК
Это же... ик... слухи-ик...

ДРАКОН
Ты голоден?

МАЛЬЧИК
Да-ик. А Вы?

ДРАКОН
Пока нет.

МАЛЬЧИК
А нету у Вас, Ваше Драконство, какого-нибудь запаса еды?  Мне совсем чуть-чуть надо. Я бы даже и не кусал. Облизнул немножко. И все. Мне бы хватило.
У Вас тут так вкусно дымом пахнет!

ДРАКОН
Что найдешь, то твое.

Дракон взлетает к облакам.
Навстречу ему проносятся испуганные птицы.
В сторону шарахается ковер-самолет.

Дракон летит выше в космос.
Пролетают меторы.

Дракон садится на обратную сторону Луны.
Неподалеку кружит НЛО.

НЛО, повисев рядом, скрывается в одно мгновение.

На небе – круговерть звезд и парад планет.

Дракон летит назад к Земле и – далее – к своему логову.

Возле пещеры – Мальчик с уже пустой тарелкой.

ДРАКОН
Неужто вкусно?

МАЛЬЧИК
Ага.

ДРАКОН
Хочешь, бери яблоки и апельсины.

МАЛЬЧИК
А Вы?

ДРАКОН
Мне они уже не нужны.

МАЛЬЧИК
Не нравятся?

ДРАКОН
Да. Очень.

МАЛЬЧИК
Тогда я возьму одно?

ДРАКОН
Ишь какой вежливый.

МАЛЬЧИК
Вам же принесли.

ДРАКОН
Несут и несут...
Наелся?

МАЛЬЧИК
Щас!

ДРАКОН
Посмотри-ка на него – обезьяна и есть.
Сколько раз я говорил себе...
Кто придумал, что это должно быть люди?  Лживое обезьянье племя? Какая голова придумала это? Какой смысл в их существовании? Обезьяньи повадки. Обезьяньи крики. Даже своими лапками трясут, как обезьянки!
(громко смеется)
О, Боги Одиноких Душ, где же тут смысл?

МАЛЬЧИК
Это Вы про меня?

ДРАКОН
А ты только про себя можешь говорить?

МАЛЬЧИК
Ну, почему? 
Могу и не говорить. Могу про погоду говорить. Как все старики.
«Вот, мол, опять песок из штанов сыплется – значит, скоро снег пойдет»...
А еще взрослые любят спрашивать.
Про школу там.
«Чего тут делаешь?»
«Где твои родители?»
«Чего надо?»
Про настроение тоже любят спрашивать.
Про лабуду разную.

ДРАКОН
Про какую?

МАЛЬЧИК
А все равно им мои ответы неинтересны!

ДРАКОН
Правда?

МАЛЬЧИК
Конечно. Они просто так спрашивают, чтобы я их ни о чем спросить не успел. Хочу спросить про завтра, а они тут же – «зубы чистил?»
И еще – «перестань задавать столько вопросов, я устала»...

ДРАКОН
«Устала», значит?
А от меня?  Тоже устали?

МАЛЬЧИК
Не говорят так, вроде, при мне.

ДРАКОН
«Устала»...

МАЛЬЧИК
А давайте лучше канями кидаться – кто дальше?  Или на точность?  Вон, в тарелку?

ДРАКОН
Как в школе? Как успехи?

МАЛЬЧИК
А чего сразу про школу? Больше не о чем спрашивать, что ль?

ДРАКОН
А ты знаешь, лягушонок, что ваша особь может чему-нибудь научиться только, когда находится в детском возрасте?
И что после определенного возраста вы прекращаете учиться и начинаете что?

МАЛЬЧИК
Других учить?

Дракон поперхнулся кашлем, а потом громко расхохотался.

ДРАКОН
Сам, что ли, придумал?
МАЛЬЧИК
Честно?

ДРАКОН
Значит, не сам.
Обезьянье племя!
С волками было бы легче.
О, Боги Огненных Анафем!
Конечно же, было легче.
Помоги-ка мне лучше, пока я на тебя еще не рассердился совсем.

Дракон поворачивается спиной к Мальчику.

ДРАКОН
У меня спина чешется – посмотри-ка там.

МАЛЬЧИК
Тут у Вас стрела застряла.

ДРАКОН
В спине? Где же еще – конечно «в спину».

МАЛЬЧИК
Дернуть?

ДРАКОН
Нет, сначала воткни поглубже, потом чуть вытащи... вот так!
И еще раз.
И еще.
Ух, хорошо!

МАЛЬЧИК
А Вам не больно?

ДРАКОН
Моей коже от ваших стрел «в спину» ничего не будет. Последний раз и... дергай!

МАЛЬЧИК
У Вас тут действительно непробиваемое место. Столько сала!

ДРАКОН
Эй-эй, не сала, а мускулов! Что бы ты знал о нашей жизни?

МАЛЬЧИК
А у Вас вообще ничего нет пробиваемого?

ДРАКОН
Нет таких созданий на Земле, чтобы «ничего». Если поискать, у каждого есть свое «пробиваемое» место.

МАЛЬЧИК
В глаз, что ли?

ДРАКОН
А как твои глаза? Заново отрастут, если я в них когтем ткну?

МАЛЬЧИК
Да я совсем не для этого спросил! Вы не обижайтесь! Вы у меня тоже хоть что можете спросить, а я не обижусь! Чес-слово!

ДРАКОН
Мои глаза отрастут заново, а твои, вот, вряд ли.

МАЛЬЧИК
Ух ты, здорово! А если хвост отрубить?

ДРАКОН
Ты это серъезно?

МАЛЬЧИК
Ну, да.
То есть, нет, конечно. К примеру.

ДРАКОН
Мне будет больно, лягуш... Мне будет больно, человечек.

МАЛЬЧИК
Конечно! У меня там тоже больное место. Я один раз упал прямо там, где хвост у вас – ой-ой-ой, как больно было! Хотя и спереди тоже неслабо получить!
А, вот, у меня такой вопрос тут же – зачем нам больно? Какая жизнь была классная, если совсем не больно! Тебя линейкой по башке, а тебе не больно ни чуточки! Старшие пацаны пинут своим копытом, а тебе «ха-ха-ха» им в лицо! А они от бешенства как надуются пузырем, а потом – бац! – лопнут!
Или она тебе скажет, что ты дурак, и тебе до нее как до Луны – не дотянуться, а тебе и не больно... совсем... Вот, классно как...

ДРАКОН
До Луны совсем не так далеко, как это кажется.

МАЛЬЧИК
Вам? Наверное.

ДРАКОН
Глупый, в первый раз я не долетел и до третьего облака!

МАЛЬЧИК
Устали?

ДРАКОН
Испугался.

МАЛЬЧИК
Вы? Испугались?

ДРАКОН
Я тогда совсем маленький был, ну, точь в точь как ты сейчас.

МАЛЬЧИК
Я не маленький.

ДРАКОН
А почему же Луна тебе тогда кажется далекой?
Не бойся, придет время, и все будет очень близко – на расстоянии твоего дыхания.
То, что тебе надо всегда – на расстоянии твоего дыхания.

МАЛЬЧИК
А до Солнца Вы бы долетели?

ДРАКОН
Не сейчас.
Скоро.

МАЛЬЧИК
Вот где жара, наверное!

ДРАКОН
Жара? Нормальная драконья погода.

МАЛЬЧИК
Ну, не-ет, это не для меня.

ДРАКОН
Так ты же не дракон.

МАЛЬЧИК
А могу я стать драконом?

ДРАКОН
А ты этого хочешь?

МАЛЬЧИК
Не знаю.
Классно, наверное?

ДРАКОН
Что ты еще знаешь про меня?
Что тебе еще наврали?

МАЛЬЧИК
Разное.

ДРАКОН
Что тебе говорит твоя мать?

МАЛЬЧИК
Ругается.

ДРАКОН
И мной пугает?

МАЛЬЧИК
Бывает.

ДРАКОН
А тебе не страшно?

МАЛЬЧИК
Конечно, нет.

Слышны трубы и гром барабанов вдалеке.

МАЛЬЧИК
Что там такое?

ДРАКОН
Это войска идут на войну с нечистью.

МАЛЬЧИК
А кто это «нечисть»?

ДРАКОН
Я.

МАЛЬЧИК
Они идуг сюда?

ДРАКОН
С таким шумом только люди ходят на войну.

МАЛЬЧИК
Они скоро будут здесь?

ДРАКОН
Скоро. Совсем скоро.

МАЛЬЧИК
Вам надо как-то приготовиться!
Я камнями могу кидаться.

ДРАКОН
А они в тебя тоже камнями будут кидаться?
Держись подальше от них, человечек.
Войны не будет.

МАЛЬЧИК
Правда?
И Вы никого не убьете? То есть, никого не сожгете?
И даже когда начнут стрелять стрелами в глаза?
А если они начнут пуляться огнем?

Шумы приближаются.

МАЛЬЧИК
А давайте Вы просто улетите, а потом вернетесь на следующей неделе? Они тут со скуки передерутся! Или домой уйдут.

ДРАКОН
Драконы ни от кого не убегают.

МАЛЬЧИК
А Вы, как будто по делам. Надо, мол, там слетать куда-то. К родственникам?

ДРАКОН
Вся моя родня уже на Солнце.

МАЛЬЧИК
А Вы «просто потренироваться» – туда и обратно. А эти, мол, не в то время пришли. А я скажу, что это правда!  Встреча с этими... родственниками?

ДРАКОН
И ты скажешь, что это правда?

МАЛЬЧИК
Если надо – скажу!

ДРАКОН
Не надо.

Шумы приближаются очень близко и внезапно затихают.

МАЛЬЧИК
Эх, теперь уже поздно! Теперь не поверят.

Дракон неожиданно потягивается и засыпает.
Слышны торжественные фанфары.
Входит Рыцарь.

РЫЦАРЬ
Как?

МАЛЬЧИК
Спит.
Драконы спят очень крепко.

РЫЦАРЬ
Дракон, значит.
А ты, значит, у него?

МАЛЬЧИК
Значит, так.

РЫЦАРЬ
И долго так будет продолжаться?

МАЛЬЧИК
Что долго?

РЫЦАРЬ
Драконья история.

МАЛЬЧИК
А что?

РЫЦАРЬ
Люди смеются.
Пальцами крутят возле виска.
Всякую чушь несут.

МАЛЬЧИК
Пусть несут.

РЫЦАРЬ
Соседей вчера напугал – полночь на дворе, а он на одной ноге стоит напротив. Стоит и стоит. Дочка соседская говорит: «Он и в школе такой!»

МАЛЬЧИК
Какой?

РЫЦАРЬ
«Такой».
Может, пора заканчивать?

МАЛЬЧИК
Что?

РЫЦАРЬ
Да все!
Короче так – в последний раз!
Скоро вернусь.
(уходя)
Мать бы пожалел.

Дракон просыпается.

ДРАКОН
К бою готовятся?

МАЛЬЧИК
Наверное.

ДРАКОН
Сегодня Земля находится ближе всего к Солнцу.
Все планеты выстроились так, чтобы я смог передохнуть на пути.
А потом, прямо перед Солнцем, когда у меня уже не будет сил, прилетят мои... и помогут. Крыльями своими.

МАЛЬЧИК
Сегодня?

ДРАКОН
Да, человечек.
Когда-нибудь это приходит.
СЕГОДНЯ.
И потом – СЕЙЧАС.

МАЛЬЧИК
А, может, ЗАВТРА?

ДРАКОН
ЗАВТРА – это только у тебя. У меня только СЕЙЧАС осталось.
Если ты меня не будешь перебивать, я тебе расскажу одну историю.

МАЛЬЧИК
Не буду, не буду!

ДРАКОН
Однажды. Давным-давно жил дракон Огненное Сердце. И было у него...

МАЛЬЧИК
Огненное сердце?
Ой! Извините, Ваше Драконство.

ДРАКОН
... и было у него три могучих брата. Жили они на краях Земли. Всем хватало места.
Раз в сто лет слетались они вместе, проведать друг друга.
И, вот, однажды, один из братьев не прилетел.
Отправились тогда братья-драконы к нему. Подлетают и видят, что в его пещере живут двуногие... э-э... человечики. Братья тут же разозлились и сожгли их.
А потом разлетелись по своим сторонам, печалясь о пропавшем брате.
Только через сто лет еще один брат пропал.
И опять полетели два оставшихся дракона и уничтожили это людское семя.
А через следующие сто лет остался Огненное Сердце один-одинешенек, потому что не прилетел к нему его последний брат. Ждал Огненное Сердце еще сто лет, думал, может, брат был занят своими делами и не смог прилететь повидаться, да только все напрасно...
И в один из дней услышал Огненное Сердце странные звуки. Поднялся он в воздух и увидел, что к его пещере идут воинственные человечики, кричат громко и поют грозные песни. И они стали осыпать его стрелами и копьями, поливать огнем и бросаться камнями.
- Что я вам сделал? – закричал Огненное Сердце. – Отчего вы хотите напасть на меня? Я могу сжечь ваше войско одним моим дыханием!
Ничего эти человечики не ответили. Они даже и не поняли ни одного слова из драконьего языка.
И тогда великий дракон исполнил, что обещал.
Прошло опять сто лет.
И опять люди пришли, чтобы убить дракона.
Огненное Сердце полетел на другой конец Земли, и опять другие люди пришли к его жилищу.
В первый раз в своей жизни Доблестный Дракон задумался о смысле происходящего. Раньше он просто жил, радуясь светлым дням и вздыхая в непогоду.
Огненное Сердце никак не мог понять, почему эти человечики хотели убить его?  Может, они хотели прогнать его из пещеры? Может, они просто не знали, что ему ничего не надо от них?
Куда бы ни полетел Огненное Сердце, везде человечики встречали его войной.
И однажды он устал от постоянных боев, погоней, от громкого шума и стрел в спину.
В этот раз Великий Дракон полетел на Луну к грозному Наблюдателю Жизни – Создателю Драконов. Лишь один раз в жизни дозволялось видеть своего Создателя. (Мальчику)
Иди сюда. Будешь за дракона.

МАЛЬЧИК
Я не смогу!

ДРАКОН
Ты? Сможешь.
...
Что привело тебя сюда, дитя мое?

МАЛЬЧИК
Я не дитя...
Вообще-то я...
Я пришел, чтобы...
... то есть, как же мне дальше жить?
Зачем я вообще?
Почему я никому не нужен?
И почему меня назвали Огненное Сердце?

ДРАКОН
Огненным тебя назвали потому, что отныне и вовеки твое сердце будет Огненным.
Готов ли ты к тому, что люди постоянно будут преследовать тебя?

МАЛЬЧИК
За что?

ДРАКОН
За Огненное Сердце.
Готов ли ты к тому, что будешь жить в вечном одиночестве?

МАЛЬЧИК
Совсем-совсем?

ДРАКОН
И в день, когда Радость придет к тебе, то следом постучится и Печаль.

МАЛЬЧИК
А зачем?
Зачем печаль эта? 
Зачем эти всякие сложности? 
Разве нельзя, чтобы всем хорошо и весело?

ДРАКОН
Ты хочешь стать Драконом?

МАЛЬЧИК
А одиноким точно надо быть?
А «в спину» всегда, что ль, стрелять будут?
А на одной ноге можно, что ль, стоять всю ночь?

ДРАКОН
Слушай, я тебе дам Огненное Сердце, а ты сам решай, что с ним делать.
(достает Огненное Сердце и протягивает Мальчику)
Бери.
У меня больше нет никого.
Только ты.
Ты сможешь.
Ты сам еще не знаешь, чего ты можешь.
Когда станет слишком уж тяжело носить его, передай достойному. Или тому, кто захочет быть Драконом...

Дракон засыпает.

Сцена превращается в больничную палату.

Входит Отец.

ОТЕЦ
Слушай, сколько можно ждать?
Мне к пяти надо быть на работе!

МАЛЬЧИК
Ну, пап?
Еще пол-часика?

ОТЕЦ
Чего ты тут делаешь?
Апельсины все сожрал. Ему, конечно, до лампочки, но тебе, что ль, принесли?
А в сумке что?

МАЛЬЧИК
Огненное Сердце.

ОТЕЦ
Чего же еще-то?  Только ты с огнем поосторожней.
Пошли.

МАЛЬЧИК
Я щас.
Дед? 
Пока?

ОТЕЦ
Он все равно тебя не слышит.
Я сказал, пошли!

Отец и Мальчик уходят.

Дракон расправляет крылья.

ДРАКОН
Ну, вот и все.
О, Боги Одиноких Душ!
Я ваш.

Дракон улетает.

Вбегает мальчик.

МАЛЬЧИК
Деда!
Мне нельзя!
Говорят, слишком опасно!
Горячее же!
Дед?  Ты где?
А если я не смогу?
Мне же нельзя, я, ведь, еще...
Дед?
Ну, да...
А я все думал...
А когда мы встретимся, ты мне поможешь долететь до Солнца?