Ангел без лица

Алекс Ли
Отрывок из одноимённого сетевого романа.
===================

Ох уж эти информационные технологии! Они стали для нас неотъемлемым и привычным явлением, незаметно вошедшим в нашу жизнь, во многом её изменив. Нашими повседневными атрибутами теперь являются мобильные телефоны с функциями компьютера и Интернета, ноутбуки, флэш-карты, спутниковые навигаторы, да и масса прочих штучек, благодаря которым мир превратился в единое информационное пространство - он стал доступнее и ближе. Теперь никто не удивится, если вместо книги человек берёт с собой в дорогу миникомпьютер, используя его многофункциональные возможности: читая тексты, смотря фильмы, слушая музыку или общаясь с кем-нибудь по глобальной компьютерной сети в другой части света. Но, используя эти средства, мы ещё не до конца поняли, что любое наше несовершенство или достоинство усиливается и расширяется пропорционально информационным возможностям той самой электронной сети, частью которой мы незаметно стали, и что это пространство имеет совершенно конкретный резонанс в нашей обычной жизни.
История, о которой пойдёт речь в этой книге, неразрывно связана с этими новыми возможностями, которые не так давно открылись для нас в виде сети Интернета, с тем, как они пересекаются с внутренним пространством человека.

Однажды я ехал скорым дневным поездом из Санкт-Петербурга в Москву на пару дней по делам. Вагон был сидячий, и соседнее место, ближе к проходу, занял мужчина неопределённых лет. Одет он был просто, в джинсы и спортивную летнюю куртку, и имел ничем не примечательную внешность, разве что его живые и слегка смеющиеся глаза были наполнены такой доброжелательностью, от чего казалось, будто его лицо неуловимо освещается внутренней улыбкой. Перед тем как сесть, он представился:
- Александр.
- Очень приятно, мы с вами тёзки, - ответил я, соблюдая обычную вежливость, поскольку говорить мне совсем не хотелось.
Разговор у нас действительно не клеился, и, перебрав несколько дежурных тем, мы вскоре замолчали, и сосед, к моей радости, погрузился в дремоту. Поезд шёл быстро, мягко постукивая колёсами, а за окнами мелькал унылый пасмурно-дождливый пейзаж. Через некоторое время сосед снова обратился ко мне с вопросом, как будто он и не спал вовсе, а просто сидел с закрытыми глазами:
- А как вы думаете, возможна ли настоящая любовь по Интернету с неизвестным человеком?
- Не знаю, - ответил я, - думаю, что это маловероятно. Ведь Интернет, по большому счёту, - это иллюзия, и ты не можешь быть до конца уверен в том, с кем общаешься, может быть, тебя хотят обмануть или просто развлечься за твой счёт.
- Но, тем не менее, ведь вы не будете отрицать, что общение в нём происходит между живыми людьми и Интернет тут выступает всего лишь как техническое средство.
- Это, конечно, так, но я бы, например, не стал открывать своё сердце кому попало…  а вдруг какой-нибудь негодяй наплюёт тебе в душу в ответ на твои чувства.
- Если то, что вы говорите, правда, тогда выходит, что чувства, которые мы испытываем, это вовсе не любовь к кому-то, а, прежде всего, любовь к самому себе, - иронично заметил сосед.
- Ну, почему вы так считаете? – немного уязвлено ответил я.
- Так вы сами это только что объяснили, почему, на ваш взгляд, невозможна любовь в Интернете, – потому что нам не нужны лишние проблемы и душевный дискомфорт; я бы добавил, что мы хотим гарантированных позитивных чувств, и Интернет это наглядно демонстрирует. То же самое и в жизни - когда мы сталкиваемся с любовью, то, прежде всего, заботимся о себе. Мы очень не хотим испытывать какую-либо боль, поэтому в обычной жизни, если мы кого-то и любим, то, фактически, используем другого человека в целях собственной комфортности.
- Что вы имеете в виду?
- Я имею в виду, что из-за своей постоянной самоозабоченности мы даже не отдаём себе отчёт в том, что строим отношения с другим человеком таким образом, чтобы нас не покидало чувство приятности и надёжности, иначе этот человек становится нам не нужен.
- Интересная мысль, я с этой стороны на это как-то не смотрел.
- А я думаю, - продолжал сосед, - в последнее время человек в погоне за комфортом потерял способность любить по-настоящему. Это происходит потому, что никому не хочется испытывать страданий – мы их отринули вместе с развитием цивилизации и ростом технического прогресса. Нам так хочется комфортной жизни, что это стало высшим приоритетом, который распространился и на личные отношения, исказив тем самым само понятие любви. Она стала однобокой, – теперь мы любим и лелеем в основном только себя, а нашей верой стал прагматизм и тотальный скептицизм.
- Наверное, это так, - ответил я, - но ведь все так живут...
Мой попутчик неопределённо пожал плечами, давая понять, что он с этим утверждением не согласен, но в ответ ничего не сказал, и в воздухе повисла пауза.
К счастью, проводница принесла нам завтрак, а я уже изрядно проголодался, поэтому возникшая пауза в нашем разговоре была как нельзя кстати.
После еды на душе стало веселее, к тому же неожиданно вышедшее из-за туч солнце преобразило окружающий мир, сделав его более привлекательным и радостным. Сосед наклонился и достал из сумки, стоящей у него под ногами, небольшой ноутбук, открыл его и начал читать. Я украдкой поглядывал на него и даже немного жалел, что мы прервали с ним разговор, тем более что тема, которую он затронул, на мой взгляд, была интересной. Александр, как будто уловив мои мысли, оторвался от компьютера и заговорил со мной снова:
- Вы когда-нибудь слышали о «нигерийских невестах»?
Я честно признался, что нет, не приходилось. 
- А вот мне однажды по электронной почте пришло странное письмо от одной африканской девушки с предложением о знакомстве, на которое я ответил, что не возражаю, и с этого момента для меня началась одна очень необычная история. Если быть честным, то я, в общем-то, не верил, что из нашей переписки может что-то получиться, скорее я хотел помочь девушке изменить свою судьбу, поскольку то, чем она занималась, было ужасно неправильным, и я не мог просто так это оставить, тем более что девушка обратилась ко мне. Она была международным компьютерным мошенником, той самой «нигерийской невестой», которая пишет письма и «разводит» людей на большие деньги. Мне хотелось, чтобы она поняла, что те, кого она обманывает, – живые люди, такие же, как и она, и они так же страдают и любят. Мы вели с ней переписку по Интернету на протяжении нескольких месяцев, и я всё это время, если так можно выразиться, старался вылечить её любовью, проявляя к ней, насколько мог, свои тёплые чувства, и оказывал ей материальную поддержку.
- То есть, вы хотите сказать, что влюбились в компьютерного мошенника?
- Да, формально это выглядит действительно так, - усмехнулся сосед, - но к этому меня привели определённые причины.
- Если не секрет, какие?
- Дело в том, что примерно за полгода до этого я пережил сильнейший кризис от разрыва отношений с любимым человеком, девушкой, которую я полюбил, может быть, впервые в жизни по-настоящему и глубоко. Мне казалось, что с ней я наконец нашёл своё счастье. Но на самом деле ей совсем не нужен был я, ей просто нужна была моя любовь, чтобы почувствовать себя сильной. И когда она решила, что моей любви ей уже достаточно, то в один момент жёстко и решительно пресекла все отношения. У меня после всего этого осталось такое чувство, что она совершила со мной древний и очень жестокий ритуал ацтеков - она хладнокровно, как мясник в лавке, разрубила мою грудь, достала из неё сердце и съела его живым. Ацтекские жрецы верили, что, съедая сердце человека, находящегося в любви, они обретают безграничные силы. При этом так случилось, что среди тех, кто ей в этом помогал, оказались люди, которых я считал своими близкими друзьями...
- Господи, неужели такое могло быть, и что с вами стало после этого?
- Признаюсь, хуже, чем тогда, мне никогда не было, но я нашёл в себе силы, чтобы выжить и, главное, чтобы не стать циником. Это можно было сделать, только выйдя за границы обыденной реальности и породив чувство безграничной любви, что почти избавило меня от душевных мук. Но что-то всё же осталось, и чувства, с одной стороны - безграничной, а с другой - нереализованной любви, каким-то образом соединились во мне. И именно тогда мне пришло первое письмо от «нигерийской невесты», после которого всё и началось...
- Но разве у вас не возникло страха, ведь как говорится, - обжёгшись на молоке, дуют на воду... а тут к тому же ещё международная аферистка?
 - Да, конечно, я вас понимаю, но ко мне это уже не относилось. Я же сказал вам, что для преодоления кризиса мне пришлось выйти за рамки обыденного восприятия действительности, и это лишило меня страха – осталась только любовь. Пережив ту драму, я понял, какова сила любви, я понял, насколько все нуждаются в ней, и я захотел наполнить ею весь мир, чтобы все получили её сполна, чтобы больше никто не страдал, как я. Именно поэтому мне захотелось, чтобы та девушка, которая со мной переписывалась, почувствовала силу моей любви, чтобы она почувствовала мою заботу о ней, так как я был более чем уверен, что она была их лишена. Но со временем произошло что-то странное, - я вдруг сам оказался влюблённым и счастливым. И, что самое интересное, хоть я и предполагал, что никакой девушки может не быть вовсе и что это может быть просто виртуальная игра, которую ведёт группа мошенников, – в какой-то момент это стало для меня не так важно.
- Ну, как это может быть?
- Попробую объяснить, вот смотрите. С одной стороны, понятно, что чувство любви рождается в моей душе, но важно, по какой причине оно рождается – или это происходит оттого, что я что-то получаю, или же, наоборот, оттого, что я что-то отдаю. В какой-то момент я понял одну вещь - если моя любовь основана на привязанности и зависит от того, что я от неё имею, то есть - как объект моей любви ведёт себя по отношению ко мне, то в результате я всегда чего-нибудь недополучаю. Поэтому моя любовь становится слишком ранима, неустойчива и страдательна, из-за того, что объект моей любви далеко не всегда ведёт себя так, как бы мне этого хотелось. Но, если моя любовь зависит от того, что я отдаю, то есть делаю что-то, чтобы другому стало лучше, то я могу поддерживать её только тем, что я для него делаю. То есть я ощутил на себе, что счастье можно испытывать не когда берёшь, а когда отдаёшь, и чем это чувство сильнее, тем уже не так важно, кого я люблю, пусть даже это будет группа мошенников. Хотя, я всё же предпочёл бы любить девушку, - улыбнулся он. Одним словом, Интернет помог мне понять, что такое настоящая любовь.
То, что говорил мой сосед, не вмещалось в моё сознание, уж слишком его логика, как мне тогда казалось, была оторвана от жизни, поэтому я даже не знал, как реагировать на его слова и благоразумно помалкивал, хотя его убеждённость, безусловно, на меня действовала. Принять же всё, что он озвучивал, я тогда не мог, и Александр казался мне просто немного странным человеком. Сказать же, что он не в своём уме, мне в голову тоже не приходило, поскольку всё сказанное выглядело довольно разумным. Помню, я подумал, - интересно бы почитать эти письма, наверняка история, о которой он упомянул, необычная, и, может быть, прочитав её, я смог бы его понять. Но мой сосед уже в который раз, отметил я про себя, как будто прочитал мои мысли и сказал:
- У вас случайно нет с собой чистого диска или флэшки, я бы «сбросил» вам свою переписку. У меня такое чувство, что вы тот человек, кто сможет меня понять. Мне трудно это всё носить в себе и хочется своими переживаниями с кем-нибудь поделиться, видимо, это особенность такой любви, её очень непросто скрывать - она рвётся из меня во все стороны, - рассмеялся он.
- К сожалению, у меня с собой нет ни одного носителя, - ответил я, - но я могу оставить свой электронный адрес, и, если вы не сочтёте за труд прислать мне свою историю по почте, то я с удовольствием её прочту, когда вернусь домой.
- Хорошо, это даже лучше, по крайней мере я смогу убрать из переписки всю личную информацию, про себя и про неё, оставлю только своё имя - вам на память, ведь мы с вами как-никак тёзки. Только, пожалуйста, прочтите всё внимательно. Наверное, вначале, когда вы это прочитаете, то сочтёте меня сумасшедшим. Но не торопитесь с выводами, – всё может быть не так просто, как покажется на первый взгляд. Сумасшедшими могут быть как раз те прагматики, которые верят только в свой комфорт и удобство, но не верят в любовь, поскольку они даже не знают, что это такое. Поэтому настоящая жизнь для них проплывает мимо, как этот пейзаж за окнами поезда, - он многозначительно показал пальцем за окно. - Мне жаль этих людей, их жизнь предсказуема и скучна, она проходит в выстроенной ими же самими клетке. Я так говорю, потому что до некоторых пор сам был таким же. Вы только не подумайте, что я выступаю против нормальной жизни и её устоев, - это было бы излишне радикально, я всего лишь имею в виду внутренние ценности и ориентиры. 
Он немного задумался и произнёс:
– Если хотите, можете дать почитать это кому-нибудь ещё, я не возражаю, может, это даже кому-то поможет…
И ещё через мгновение добавил:
- Да, я определённо хочу, чтобы эту историю ещё кто-то прочёл, у меня такое чувство, что она не принадлежит мне одному и она даже не про меня, это что-то, что существует вопреки всему, это как природа одуванчика, которая позволяет ему прорастать сквозь асфальт к чисто-му небу…
После такой пламенной речи моего соседа мне захотелось скорей вернуться домой, чтобы прочесть его переписку. В голове возникло столько разных противоречивых мыслей, что я, пытаясь разобраться в них, глубоко задумался и даже не заметил, как неожиданно погрузился в сон…
Во сне я увидел, как будто иду по восточному базару и разглядываю многочисленные товары на прилавках торговцев, заходя в их переполненные лавки. На мне просторная одежда из тонкого хлопка, а на голове тюрбан. Проходя мимо одной из лавок, я вдруг встречаюсь взглядом с очень красивой молодой арабкой в шёлковом наряде, с большими чёрными глазами, которая стоит на пороге и приглашает меня войти. Я, повинуясь неожиданному порыву, захожу в полутёмное помещение, ища глазами незнакомку, - и вдруг она бросается мне на шею и горячо целует в губы, шепча слова любви. Я немного сбит с толку, не зная, как мне на это реагировать, хотя чувствую, что не могу не ответить на её страсть, и заключаю её в свои объятья. Внезапно в лавку врывается стража, хватает меня и тащит во дворец…
- И вот я уже лежу, придавленный сапогом стражника, у ног какого-то владыки, который произносит приговор, – за то, что я оскорбил достоинство принцессы, его дочери, я сейчас же буду брошен в клетку на съедение к диким львам! Хотя я страшно напуган происходящим, но с удивлением замечаю, что, несмотря на грозный голос владыки, глаза его такие же смеющиеся и добрые, как у моего соседа…
- Но тут стража хватает меня, спеша исполнить приговор, и, грубо толкая, ведёт к месту казни. Подходя к клетке, я хорошо вижу её грязные стены, солому на полу, вижу голодные пасти бегающих вдоль железных прутьев львов и чувствую их смрадный запах, готовясь к худшему. Почему-то у меня мелькает мысль, - а с какой стороны на самом деле клетка, с той или с этой? Может быть, клетка как раз снаружи, а внутри - это то, куда мы не можем попасть, – какой-то иной мир? Я не успеваю додумать эту мысль до конца, как стражники вталкивают меня внутрь. И в тот момент, когда я оказываюсь внутри, всё вдруг преображается…
– Я стою посреди дивного сада, вокруг меня вместо львов кружат хоровод юные девы, а воздух наполнен невыразимо-тонким цветочным ароматом. Навстречу мне выходит владыка со своей красавицей дочкой, приглашая разделить с ними место на ковре, накрытом различными яствами. Их лица полны любви и покоя, а тела как будто лишены плотности и излучают свет. Как только я делаю первый глоток божественного нектара, поднесённого мне дочкой владыки, как всё вокруг снова начинает стремительно меняться…
- Сначала вокруг запрыгало множество мелких огоньков, потом всё окрасилось в серебристо-лунный свет, затем - в оранжево-красный и наконец погрузилось в кромешный мрак. Мрак внезапно рассеялся, и я не увидел вокруг никого, и даже себя, а только - бескрайнее пространство, подобное чистому небу, и вид этого неба наполнил меня невыразимым блаженством, счастьем и радостью…
И тут я внезапно очнулся, не понимая сразу, где я, а когда понял, то мне неудержимо захотелось вернуться обратно. Я посмотрел на своего соседа, как будто он мог помочь мне это сделать или дать ответ на то, что я увидел. Но он сидел рядом с невозмутимым лицом и, читая, что-то правил в своём ноутбуке. Поняв, что это просто моя фантазия, я понемногу успокоился. Но, что странно, - это то ли видение, то ли сон крепко врезалось в мою память, и я почувствовал, что внутри меня что-то изменилось…
Тем временем наш скорый поезд подошёл к московскому перрону, и, выходя из вагона, мы с моим соседом-тёзкой тепло попрощались и по-дружески пожали друг другу руки. Он сказал, что несколько дней пробудет в Москве, а потом уедет в Улан-Удэ, а затем - в Индию. Оказывается, он сдал свою квартиру и поэтому вернётся скорей всего не скоро, но, благодаря компьютеру, он всегда на связи.
Ещё идя по перрону, я уже начал звонить по работе в офис, одним словом - сразу окунулся в дела, на время, забыв о своём попутчике, благо Москва - это сплошные дела, и в ней нет места нашему созерцательному питерскому настроению, в ней всё крутится, как в детском калейдоскопе, – всегда новая и яркая картинка. Но у калейдоскопа есть одна особенность, – какая бы красивая эта картинка ни была, она всегда закрывает собой реальный мир. Не знаю, может быть, я и не прав, но для меня московская суета не располагает к глубоким размышлениям, на это просто нет времени, хотя я знаю, что многих это очень даже устраивает. Но, как говориться, – каждому своё.
Когда же я через несколько дней вернулся домой, то первым делом включил свой компьютер и проверил почту. К моей радости, среди прочих писем я обнаружил письмо от Александра с вложенным файлом, в котором была его переписка. В нём он в своей приветливой манере писал, что рад был со мной познакомиться и надеется, что чтение его истории не отнимет у меня много времени. Знал бы он - а может, как всегда, и знал, - сколько на самом деле времени она у меня займёт, и какое влияние на меня окажет…
Не буду рассказывать о своих чувствах, по прочтении этой истории, они были не простые, но я тогда подумал, что эта переписка достойна публикации. Правда, письма девушки, хотя и написанные по-русски, были, мягко говоря, не слишком литературны, видимо, Александр использовал электронный переводчик. Но я решил их не исправлять, поскольку, если даже предположить, что его африканская знакомая и знала наш язык, всё равно она не смогла бы изъясняться так, как мы обычно это делаем. Не откладывая, я отослал по обратному адресу e-mail Александру с просьбой разрешить мне опубликовать его переписку, и в тот же день от него пришёл ответ, что он не возражает, и, более того, он даже втайне на это рассчитывал!
Наконец, когда все формальности были улажены, я задумался, - как же мне эту историю назвать. Вскоре, одним летним вечером, размышляя о прочитанном, я прогуливался по берегу залива в окрестностях Санкт-Петербурга и вдруг заметил в небе необычное облако, подсвеченное закатным солнцем, напоминающее собой парящего ангела, только лицо у него было как будто стёрто. И я вдруг подумал, что эту историю надо назвать АНГЕЛ БЕЗ ЛИЦА. Почему ангел, - потому что над головой, а почему без лица, - потому что по сюжету герой ни разу не видел настоящего лица своей возлюбленной. Да и к тому же лиц у любви так много, что любое из них не является истинным, а то, что истинно, то сливается с небом…