Национальная идея - есть!

Андрей Кобижаев
Много копий сломано вокруг этого понятия (национальная идея), но общепринятого определения пока так и не найдено. О чём это говорит? О том, что российский народ до сих пор не знает своей национальной идеи. Может быть, она вообще не нужна? Ведь, правда, – живём же как-то без неё столько лет? Только что это за жизнь! Стоит побывать на любом форуме, посвящённом обсуждению каких-нибудь текущих событий, так сразу становится видна поголовная неудовлетворённость простых людей своей – даже не жизнью – существованием.

Думается, что национальная идея, когда бы она была начертана на российском флаге, являлась бы тем нематериальным фактором, который воодушевлял бы людей настолько, что они не стали бы замечать временных трудностей и превратностей своей жизни. Достаточно вспомнить времена всенародного подъёма, когда нация объединялась для достижения каких-то судьбоносных целей. Из нашей истории мы можем сделать один интересный, хотя и поверхностный, вывод: самой сильной объединяющей идеей для российского  народа служила и служит победа в той или иной отечественной войне. Куликово поле, разгром Наполеона, победа над Гитлером и так далее. В мирное время объединяющее начало почему-то очень ослабевало, ослабляя тем самым и нацию. Запомним это наблюдение, оно нам ещё понадобится.

Сначала попробуем разобраться, что же это такое – национальная идея? Словари, как всегда, дают маловразумительные и противоречивые толкования, руководствоваться которыми на практике весьма затруднительно. Поэтому чтобы разобраться в этом вопросе, следует вооружиться простым здравым смыслом. Если исходить из общего положения, что любая идея есть некий духовный ориентир для носителя разума и воли в его деятельности, тогда национальная идея – это есть кредо, мотивирующее народ к жизни и творческому развитию своей природной идентичности, объединяющее и созидающее начало. Говоря совсем уже простыми словами: есть идея – двигаемся, нет идеи – топчемся на месте в нерешительности. Отсутствие национальной идеи приводит народ к внутреннему разложению, ставит нацию на грань распада. Сейчас мы как раз и наблюдаем такое состояние. Вернее, даже не наблюдаем, а испытываем на себе все его неблагоприятные моменты.

Именно неудовлетворённость существующим положением заставляет всех мыслящих людей искать из него выход. При этом каждому должно быть ясно, что выйти из этого положения мы не можем поодиночке или группами. Это означало бы полную смерть нации. Одиночки и группы – это как раз те, кто подобно тиграм и волкам желали бы разорвать страну на мелкие кусочки. К народу они относятся как хищники и потому частью народа уже не являются. Нам же надо искать другие пути. Раз все мы вместе попали в трудную историческую ситуацию, то вне зависимости от причин и виновников этого «печального торжества», все вместе должны и выбираться из неё. И здесь все мы должны согласиться с тем, что вектор, указывающий нам выход, и свет, позволяющий видеть путь, может дать только она – наша неведомая национальная идея. Но где же она?

Возможна ли она вообще? Если – да, то она уже где-то есть, или её надо придумывать, сконструировать? Сложно ответить на эти вопросы однозначно, и чтобы при этом все согласились с ответом. Здравый разум подсказывает самую простую вещь: всё живое рождается с готовыми программами своей жизнедеятельности – рефлексами, инстинктами, наследуемыми моделями поведения. А народ – это тоже живой организм. И у него, значит, тоже должны быть и рефлексы, и инстинкты, и наследуемые модели поведения. Кто-то скажет: «Народ состоит из отдельных людей. А человек – существо разумное и в своей жизнедеятельности руководствуется исключительно своим разумом». – Ой ли?! Рискну ответить, что на сегодняшний день – это, к сожалению, неверное утверждение.

Во-первых, народ состоит не из отдельных людей, а из людей, являющихся членами своих семей, коллективов, профессиональных сообществ и так далее. Во-вторых, процентов на 90 – 99 люди руководствуются в своей жизнедеятельности не своим разумом, а идеями, диктуемыми (а) теми социальными структурами, членами которых они являются, и (б) личными эмоциями, желаниями, смутными побуждениями, но никак не (в) мыслями собственного производства. Поэтому очень важно, чтобы над всей иерархией мотивирующих факторов, к которым относятся идеи и смыслы, возвышалась та самая национальная идея, которую мы с вами ищем. То есть, национальная идея является смыслом существования народа, который в процессе воспитания впитывается каждым последующим его поколением и реализуется в его жизнедеятельности. Иными словами – это должно быть духовное свойство нации, заданное изначально с целью сохранения её идентичности во времени.

Итак, мы установили, что национальная идея должна быть внутренне присущим свойством нации, а значит, она уже есть, и нельзя сконструировать что-то другое – это будет суррогат и фальшивка. Это позволяет сузить область наших поисков. Заглянем в историю! Чем отличается Россия? Она во все времена являлась собирательницей народов. Русским от Бога дана способность ладить со всеми народами и вбирать в состав своей страны малые этносы без их насильственного порабощения и, тем более, без их истребления! Мы – за совместное процветание всех народов! Наш исконный менталитет неизменно подразумевает мирное сосуществование залогом собственного благополучия. Силовая агрессия никогда не была присущим качеством русского народа. Мы сильны, когда на нас нападают, или тогда, когда надо нападать, чтобы защитить или освободить кого-то другого.

Люди вступают в брак, создавая семьи, чтобы дать рождение новым поколениям. Народы объединяются в союзы, чтобы в единстве тоже что-то родить. Россия собирала народы для великих задач, служащих интересам всего человечества. Вспомним выражение «Семья народов», – это было поэтическое определение той великой нации, которая населяла Советский Союз. Пусть это и было лирическим преувеличением, но всё же такое понимание (Семья народов) более гармонировало и находило душевный отклик в сердцах большинства наших людей. Даже и теперь, спустя 20 лет после того, как эту нацию принудительно разогнали по отдельным странам, во многих людях всё ещё жива ностальгия по былому единству. Можно это списывать на эмоции, гневно осуждая проклятый тоталитаризм, но если рассуждать объективно и здраво, то нельзя не согласиться, что всё-таки единство было верным вектором развития. Люди имели Будущее в своём поле зрения. А сейчас этого нет.

Семья, отечество, заветы отцов – это священные ценности, которыми наши предки буквально жили, осознавая себя лишь малой частью большого целого. И свою страну они называли с любовью не иначе, как Отечеством. Никогда в нашем народе не любили государства, желая видеть в нём именно Отечество, Семью семей. А государство, напротив, неизменно стремилось стать именно Государством (с очень большой буквы), заставляя свой народ принять чуждый ему западный постулат буквы, а не духа. Это глубинное несовпадение на протяжении нескольких веков служило причиной многочисленных бунтов, переворотов и революций, не принося ничего хорошего ни народу, ни государству. В выигрыше всегда оставались внешние по отношению к России силы. Здесь я только обобщённо констатирую известные исторические реалии.

Когда Бог создал первых людей, Он учредил для них не государство, а семью, сказав при этом, что «Нехорошо быть человеку одному». Поэтому семья является первичным элементом общества – не отдельный человек, и не государство. Наши предки много об этом не рассуждали, но они жили по такому принципу и поэтому не отделяли себя от своей семьи и свои семьи не мыслили отдельно от общенародного единства, которое они именовали Отечеством. Поэтому естественной национальной идеей (не политическим лозунгом!) всегда было благоденствие Отечества. И так как это понимание было генетически присуще многим поколениям русских людей, оно же, хотя и в ослабленной форме, присуще и нам – их потомкам.

Не надо напрягать извилины – в них нет мышц. Надо просто обратиться к мудрости предков, имевших связь с Богом и потому знавших, зачем они живут на этой земле. И тогда сразу же проясняется разум, и сердце откликается в ответ на такую простую, понятную и красивую национальную идею – возрождение и благоденствие ОТЕЧЕСТВА. Если бы эти слова были сказаны с высоких трибун, миллионы людей мгновенно откликнулись бы большим и повышенным интересом: это шутка? очередной обман? или долгожданные искренние слова, выражающие действительное намерение правителей? Но призвать к такому возрождению власти не могут, потому что за постперестроечные годы сформировались совершенно чуждые для российского народа социально-экономические модели существования. Отечество же строится на принципах семьи, взаимодополняющего единения и взаимообогащающего сотрудничества, а не на основе индивидуалистической амбициозности, беспощадной конкуренции и хищнической алчности.

Сейчас мы живём в интересное время, когда решается судьба российского народа, да и всего мира, пожалуй. Кто победит: силы, стремящиеся к разрушению единства наций, народов, семей, или консолидируются и начнут превозмогать противоположные силы, ставящие своей целью объединение людей в естественные и комфортные для них сообщества – семьи, народы и так далее. При этом я, безусловно, отношу глобализацию к первой категории, к разрушительным, а не созидательным, силам.

Очень много людей погибло в нашей стране в Великой Отечественной войне. Погибли миллионы мужчин. Это значит, что в семьи не вернулись отцы. Это значит, что сыновья не получили мужского воспитания, не переняли определённые понятия, специфически присущие настоящим мужчинам. Результатом явились поколения, которые не смогли адекватно оценить тот великий подвиг, который совершили их отцы. Дети и внуки павших воинов с лёгкостью отдали завоевания своих отцов в обмен на что-то мелкое и ничтожное – захотели «красиво жить», как показано было Голливудом. Что же поделать, некому их было научить и объяснить, что «Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом» (Псалом 44:14). То есть, сначала внутренняя красота – потом только внешняя. Красоту и славу Отечества, выражающуюся в свободе, любви, мужестве и достоинстве его верных сынов и дочерей, они обменяли на утекающие сквозь пальцы миллионы долларов, состоящих, как сейчас выясняется из пустых нулей.

Из-за того, что многие люди сегодня стремятся жить лучше за счёт распродажи Отечества, количество беззаконий и безобразий в нашей стране начинает зашкаливать. Это грозит России полным исчезновением как государства, страны и нации. Можно сказать, что сейчас наш народ находится в состоянии непонятной войны, ведущейся непонятно каким врагом против нашего Отечества, и эта война ведётся на наше уничтожение как свободной нации. Как мы уже говорили в самом начале, наш народ особенно силён и активен в те времена, когда его Отечество находится в опасности. И поэтому сейчас – самое время сплотиться вокруг общей идеи – идеи единого и свободного ОТЕЧЕСТВА, Семьи народов, Семьи семей, свободно проживающих на общей территории, богатства которой служат и равномерно принадлежат всем членам этой большой Семьи.

Возможно, меня упрекнут или даже будут осуждать за столь смелые выводы, но я выразил понимание, которое свойственно большинству простых людей, с которыми я встречался за последние годы. А у меня по роду службы очень большой круг общения во всём русскоязычном сообществе не только России и СНГ, но и мира. Только такое понимание может быть воспринято массами российских людей как справедливое. Потому что оно коренится в недрах духа, ума и сердца каждого россиянина. Например, когда я еду куда-нибудь на поезде, я специально беру плацкартные места, чтобы иметь общение с людьми. И всегда в это общение вовлекается весь вагон. И стоит лишь затронуть темы о духовном возрождении России, о том, что народ должен быть, как одна семья, люди начинают буквально требовать: «Почему об этом не говорят с телеэкрана? Это надо транслировать с утра и до вечера».

Мы живём в демократической стране, где конституцией предоставлена свобода слова. Поэтому я считаю своим долгом и конституционным правом выразить идею, живущую в сердцах миллионов россиян.

Благословение всем любящим наше Отечество, свободное и могучее!