Не сходите со своего пути

Андрей Борисовъ
Утром очень болела голова.....

По выработанной годами привычке я уже к девяти часам был готов к очередным свершениям. Но, только не физически..... 

Заглянув в холодильник и не обнаружив элексира, восстанавливающего мои страдания, я вынужден был пойти в ближайший магазин для покупки хотя-бы одной бутылочки Клинского.

Зайдя во внутрь маленького помещения, поразительно  'сохранившегося' со времен Советского бытия, я заметил у столика, расположенного рядом с кассой, двух стоящих мужчин преклонного возраста, отмечающих очередной день бесцельно прожитой ими жизни.

В одном из них я узнал своего бывшего преподавателя истории в институте, законченном мной как раз на переломе перестроечных периодов страны.

Он достаточно сильно изменился.
Передо мной стоял не аккуратно выбритый, подтянутый недавний выпускник исторического факультета университета, пришедший на должность скромного преподавателя в технический ВУЗ, а сутулый, грузный человек, последний раз ощущавший радость теплой ванны, наверное, более десяти лет назад.

- Присоединяйтесь, граф,- подозвал меня к своему столику Михаил. Так он себя позиционировал по отношению ко мне, возмужавшему в его глазах,- Можно без фамильярностей. Я вижу, Вам так же не очень хорошо. Вчера был хороший повод напиться?
- Да,- ответил я.- вчера отмечал день рождения.
- Сколько же Вам уже?,- задумавшись продолжил он,- позвольте, позвольте, где-то в пределах сорока.
- Тридцать восемь,- уточнил я,- уже тридцать восемь
- Да, время летит, словно ветер, унося наши лучшие мгновения вместе с собой,- грустно произнес Михаил,- а как Ваша работа? Вы, кажется, хотели построить собственный завод?
- Строю. Запускаем очередную линию обжига глины,- парировал я,- всё постепенно реализовываю.
- Женат? И дети есть?
- Да, дочь,- прекраснейшее чудо,- ответил я.- хотя и вредное, но это издержки возраста.
- А как Вы? Как Ваша диссертация? Вы, наверное, уже профессор,- поинтересовался уже я у моего собеседника.

Михаил, налив бокал пива и передав его мне, ответил:
- Не все так радужно, как у Вас. И залпом выпил свою часть хмельного.....

Дело в том, что в своё время, перспективный выпускник исторического факультета университета, Михаил Ефремович Виноградов, успешный молодой человек, решил пойти 'в народ', преподавателем в технический ВУЗ, и параллельно написать диссертацию на тему:
'Партизанское движение в Запорожье'
Когда я был еще его учеником, Михаил рассказывал о том, что Он, потомок великих партизанских военоначальников, скоро закончит это бессмертное, по его мнению, творение и покинет наш отсталый институт, который Ему необходим только для отметки в трудовой книжке, как мостик для дальнейшего старта 'выходца из народа', так сказать,- народного учителя в академическую среду.

Но прошло время.
Началась Перестройка, а затем, и развал Союза.....
На карте мира возникла 'Незалежна Украина', которая уже требовала другой правды от своих чад.
 
Однажды, уже в конце 90-х, я встретил Михаила, еще цветущего и стремящегося вперед, к своей цели, повзрослевшего человека, который, на мой вопрос о его диссертации, ответил:
- Вы знаете, мои труды достаточно перспективны, и сейчас, особенно в наше время, когда Мы, потомки великих украинцев,утверждаемся, как сильная нация. Я сейчас пишу диссертацию на тему:
'Становление казачества в Запорожской Сечи'. Я. Потомок Великих Запорожских Казаков! Мой прапращур был сотником.
- Вы слышали о полковнике Виноградове?- задал он вопрос мне.
- Конечно, это известная фамилия,- подыграл ему я.
Мои слова, словно огромный заряд энергии, подействовали на окрыленного моего собеседника.....

И, вот, сегодняшнее утро, которое привело меня в маленький, неуходженный магазин постсоветского модерна, снова мне дало возможность увидеть моего преподавателя истории, только уже опущенного на самые глубокие её задворки.....

- Как моя диссертация?- повторил мой вопрос Михаил,- пишу,пишу..... Сейчас, как раз, подготавливаю главу о моем деде, Михаиле Виноградове,- герое партизанского движения в Запорожье.....

Я попрощался с Михаилом  Ефремовичем Виноградовым, выйдя на чистый воздух, и направился в сторону дома.....

Недавно поменявшаяся после очередных выборов власть в стране, вернула нам утрачиваемые ценности, о которых так тщетно пытались заставить нас забыть предыдущие 'творцы истории', так быстро сейчас перекрашивающиеся в очередной цвет новой власти.
В этом и есть вся наша проблема,- отсутствие Стержня, Гордости, Последовательности и Преемственности Поколений.
Дай, Боже, чтобы с данного периода нашей истории, таких разноцветных катоклизмов уже больше не было.
А такие исторические персонажи, как мой собеседник, просто уходили в долгое небытие.

Гордитесь и не меняйте своего мнения, не сходите со своего пути,- и тогда каждая такая маленькая тропинка, протоптанная каждым из нас, приведет нас к прекрасной нашей широкой дороге, но которой нам и нашим потомкам будет достаточно хорошо и комфортно идти с гордостью за историю своей Великой Державы.....