И летели наземь самураи...

Зинаида Королева
 БЕЛКИН Алексей Александрович –  16.05. 1923 -  24.08.09 г.

Алексей Александрович Белкин родом из деревни Анненка Знаменского района. После семилетки пошел работать в колхоз плугочистом. Однажды в деревню приехали вербовщики из Кривого Рога –– вербовали рабочих на шахты. А Алёшке шел только пятнадцатый год. Что делать? Там такие большие заработки обещают.… И мать идёт в сельский совет и упрашивает прибавить год. Так Алексей оказался в Кривом Роге в шахте. Опускались на глубину 1070 метров. Во время первого спуска в душе боролись два чувства –– любопытство и страх. Любопытство взяло верх, и я с 1936-го года до начала войны работал в шахте машинистом электровоза, возил вагонетки с рудой из забоя.. Алексей Александрович вспоминает:
–– В день начала войны еду, а мне шумят: –– «Лёшка, ты что катаешься? Война началась!» Я ничего не понял, думаю, какая ещё война? На поверхности мне втолковали, что немец уже подходит. Я бегом в общежитие, схватил чемодан и на станцию. С трудом добрался до Знаменки, а там встретил земляка с деревни и в четыре утра был дома. Нас было четверо братьев, они все обрадовались мне. Потихоньку с ними разговариваю и вижу, в избу мама заходит с подойником –– корову доила. Стоит, цедит молоко, а я потихоньку подхожу к ней и говорю:
–– Мама, налей мне молочка.
Она как вскрикнет, ведро упало. Обхватила меня, целует, плачет: «Сынок, живой! А нам сказали, что Кривой Рог бомбили, всех поубивали». Пожил я три дня дома и по повестке пошёл в Знаменский военкомат. А оттуда уже целым отрядом пошагали пешочком до Кирсанова –– там формировали состав для отправки на Дальний Восток. Ехали в телячьих вагонах. Все думали: «Зачем нас на восток, когда на западе фронт, там мы нужны». А выходит, что руководство страны боялось нападения Японии, вот и закрывали границу. Меня направили в Комсомольск-на-Амуре на курсы младших командиров. После курсов попал в 39-ую дивизию, 554 полк. Командовал взводом, ротой. В августе 1942 года в числе десяти командиров сопровождал состав с пополнением (живой силой) для Сталинграда. В 21-ю дивизию доставили военнослужащих приблизительно около полка. Но там обстановка была такова, что мы в составе дивизии приняли бой и неделю находились на передовой. Меня там контузило –– завалило землёй. Через неделю мы, все сопровождающие офицеры, вновь поехали на Дальний Восток.
Все эти годы на границе с Японией было неспокойно, были частые её нарушения. Переходили границу мирные жители, в основном русские: до 1922 года граница с Китаем была открыта и только потом её закрыли на железный замок. Многие русские оказались изгнанниками. Были и те, кто уезжал по собственной воле. Так население Харбина почти полностью составляли русские.
Нарушали границу и японские разведчики, которые крали часовых и уводили их на свою сторону. Как из-под земли появлялись, совершали своё чёрное дело и так же незаметно исчезали. Долго не могли понять, как это происходит. Но однажды часовой заметил лазутчика и пленил его. Вот тогда-то и узнали о подкопе через линию границы с выходом в дупло дерева.
Был и у меня такой случай: когда я стоял на посту, меня попытались взять в плен японцы. Заслышав шорох, я крикнул: «Стой, кто идёт!», но мне не ответили, а шорох перешел в треск сучьев под ногами. На этой точке часовым я был один. Не раздумывая, открыл огонь. В ответ в мою сторону полетели пули. Услышав стрельбу почти на территории воинской части, уже бежали и стреляли солдаты нашего отряда. Как выяснилось, мной было убито семь японцев. – Алексей Александрович с волнением вспоминал этот эпизод из службы на Дальнем Востоке.
В 1945 году три фронта, в том числе и наш 2-й Дальневосточный стояли на границе, растянувшейся на 1200 километров. Против нашего полка в полторы тысячи штыков Япония выставила третью пехотную дивизию численностью в тридцать тысяч. Трижды они проводили атаки, но мы каждый раз отбивали их, дважды сами ходили в атаку. Командующий 35-ой армии генерал Зайцев возмутился: «Что, сдаваться не хотят?! Пишите им ультиматум: в случае капитуляции оставляем всех живыми, оказываем медицинскую помощь солдатам. В случае сопротивления уничтожаем всех». Написали ультиматум, отправили. Японцы отказались от капитуляции. Тогда выкатили «Катюши» и дали залп –– на месте японской дивизии оказалась чёрная пустота.
Мы дошли до Харбина, взяли в плен атамана Семёнова, он там с двумя дочерьми жил, ходил по городу в полной амуниции. Его отправили в Москву. Возвращались в Благовещенск с запасами продовольствия, так как в нашем полку снабжение питанием было плохое. Так за неимением продуктов нас посылали в тайгу за орехами. Трое солдат решили подстрелить какую-нибудь живность и заблудились. Меня с взводом отправили в Озёрский район в милицию –– сообщить о заблудившихся солдатах. Их искали с самолёта, а они сами, еле живые, вышли на крестьянскую пасеку.
В 1946 году меня отпустили в отпуск на десять дней. Посмотрел на покосившийся забор, разорённый сарай –– горько стало. Что смог –– починил. Но уехал с душевной раной –– столько сыновей, а матери одной приходится хозяйствовать. Через год, в 1947 году нас демобилизовали. И тут опять вербовщики подоспели –– в этот раз на буровую в Якутию: надо было поднимать разорённую страну, а для этого требовались полезные ископаемые. Девятнадцать человек поехали в Чульман. Шестнадцать месяцев проработал там, заработал семьдесят тысяч и вернулся домой. Купил первым делом корову матери, перекрыл крышу –– полный ремонт сделал.  Долго не сидел дома, отправился в Покрово-Марфино, устроился в сельпо заведующим торговым отделом (завторг). Через какое-то время назначили меня председателем райсоюза в Полетаево, это рядом с Токарёвкой. Так дотянул до 1955 года и уехал в Тамбов, выучился на крановщика и стал работать сначала в УМ-7, затем в других организациях…
На заводе «Электроприбор» Алексей Александрович проработал тринадцать лет: крановщиком, комендантом в цехе № 5. Всего трудовой стаж его составляет 60 лет.
Имеет награды: медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейные. Есть поощрения и за гражданский труд.
Белкина Алексея Александровича уже нет среди нас. Он скончался от тяжелой болезни 24 августа 2009 года на 84-ом году.
Светлая ему память.