Записки попаденца. Является частью романа Мастер с

Алинна
Записки попаденца

Дабы не забыть родной язык и привести в порядок мысли решила начать записы-вать все, что удалось узнать об окружающем мире. Привожу здесь собственные наблюде-ния и выводы, а также переписываю, со своими комментариями, выдержки из прочитан-ных книг. Пишу на русском, чтоб не забыть родной язык, и чтоб никто не знал, что тут написано.
Планета моего нынешнего обитания называется Лари, а солнце, звезда, вокруг она вращается – Андао. Планета не имеет наклона оси. Поэтому долгота дня всегда одинакова, что сильно меня напрягает. Вращается Лари вокруг своего солнца по сильно вытянутой траектории, поэтому смена времен года зависит от удаленности планеты от солнца. Зима – понижение среднесуточной температуры на 15-20 градусов есть на всей планете.
Удивительно, но нет никаких черепах и китов, никто не оспаривает форму Лари, что странно…
Млекопитающих на планете мало, они мелкие, но много разных видов ящеров, на-пример варги. Большое разнообразие птиц. Большая часть планеты – это степи, саванны и прерии. Плоские равнины, покрытые травой, кустарником и кактусами. Леса на севере се-верного полушария и в тропиках. Эти места заняты эльфами, поэтому проблема со строе-вой древесиной стоит остро.
Планета бедна железом и каменным углем. Месторождения железа – большая ред-кость.
Вокруг Лари вращается три спутника. Два светлых: желтая Мурана и красный Ма-рис. И темный спутник – Танис, увидеть Танис можно четыре раза в году, когда светлые лики не видны (новолуние), а у Таниса полнолуние. Тогда Танис виден на небе, как дале-кий, очень маленький сиреневый диск. Ночь, когда на небе виден Танис связана со мно-гими легендами и верованиями (см. ниже).

Географию описывать не буду, на то глобус с картами есть.

Единицы измерения длины:
Миля – примерно 1,5 км точнее прикинуть не получается
Локоть – около 0,5 м (= 5 ладоней)
Ладонь – примерно 0,1 м (= 4 пальца)
Палец (по ширине) – примерно 2 см.
С более мелкими единицами пока не сталкивалась и упоминания о них в литерату-ре не нашла, может искала плохо? При необходимости, палец делится на части, столько, сколько надо. Чаще всего используется выражение «четверть пальца» - 0,5 см

Единицы изменения веса и объема:
В усадьбе все меняется бочками, мешками или мерными с делениями стаканами на кухне. Потом разберусь…
Бочка малая – около 5 литров
Бочка средняя – около 20 литров
Бочка большая – 100 литров
Есть еще бочки большие двойные, тройные и т.д.
В питейных заведениях все измеряется кружками.
Кружка малая – примерно 100-150 гр
Кружка средняя – примерно 500 гр
Кружка большая – примерно 1 литр
Есть еще маленькие рюмочки, но они все разные и наливают в них тоже по разно-му.

Денежные единицы:
1 Золотая марка = 8 серебряных руков (рук или в просторечье серебрушка)
1 Серебряный рук=8 медных грошеков
Вот наглядный пример восьмеричной системы в действии. Возможно, это было принято еще до людей, людям более привычна десятеричная система, пальцев то десять… Очень может быть…

Время:
1 год здесь – это примерно 1.2 земных года, 320+32=352 дня в году
8 месяцев по 44 дня в одном дне 28 часов, час в механизмах местных часов делится на четверти, меньшего деления нет
В одном месяце 5 недель по 8 дней + 4 дня отдано богам, 4 дня в конце первого ме-сяца времени года + 4 первых дня второго месяца времени года. Т.о. к каждому месяцу прибавляется еще по 4 дня, но в календаре эти дни значатся отдельно. Эти 8 дней совпа-дают с праздниками дней равновесия или дни Апогея и Перигея – самой дальней и самой ближней точки от Андао на орбите. Каждый день посвящен одному из богов. Читала, что за горами проводятся службы в храмах. Тут в пустыне храмов нет, служб тоже.

 

Если на Земле женский цикл был связан с фазами Луны, то местный цикл привязан к Марису – что составляет примерно 22 дня, т.о. в дном месяце + дни богов получается 2 раза критические дни. Приход критических дней – «к девушке пришел Марис».
Если к девушке (женщине) вовремя не пришел Марис, значит к ней приходил кто-то другой. Ха-ха-ха…

О богах.
Самая главная из пантеона:
Лари – (по ее имени названа планета) двуликая богиня жизни и смерти. В храмах два предела, один посвящен одному лику другой другому. Лик смерти закрыт капюшо-ном, у лика жизни лицо открыто и хорошо видно. Если у женщины рождаются близнецы, то они становятся служителями богини один одному лику, другой другому. До 6 лет близ-нецы живут с матерями, потом за ними приходят служители храма и забирают их, бедным семьям часто выплачивается компенсация. Матери не возражают, они могут видеть своих детей по праздникам, но род детей теряет. Служители перестают относиться к какому-либо роду, и у них появляется метка служителей богини, священники больше не служат роду, а служат богине, и дети их могут основать свой отдельный род, а могут быть приня-ты родом одного из родителей служителя (чаще матери). Служба богине в основном по-четна и сытна, все довольны. Лари очень человеческая богиня – близнецы, двойни рожда-ются только в людских семьях, у всех остальных (гномов, эльфов и орков, про гоблинов вообще молчим) рождается всегда только 1 ребенок. Считается, что все живущие видят эту богию два раза в момент рождения и в момент смерти.
Андао или как его называют в Халифате – Единый – бог огня или Громовержец, и он же бог войны, по совместительству Его больше всего почитают кузнецы и пекари, а также все, кто имеет дело с огнем. Основной бог в Халифате, поэтому в Союзе Великих к его почитателям относятся холодно, но не запрещают, но наблюдают.
Лафригор – бог равновесия, бог купцов, ювелиров и банкиров, всех кто работает с весами и цифрами. В одной из книг прочитала об «Ордене Равновесия» – ордене монахов воинов, основан для «поддержания равновесия в мире». Других упоминаний не нашла, скорее всего – сказка.
Мурана и Марис – брат и сестра, Мурану еще называют Пресветлой богиней. Брат с сестрой занимаются сельским хозяйством, рыболовством и пр. Хочешь прибавления в семействе иди к Муране, чтоб зачалось… К Муране приходят двое, когда хотят обменять-ся кольцами, т.е. дать клятву верности друг-другу, тут к этому относятся очень серьезно.
Да, я примерно так и думала. Они боги семьи, но тут перекрестие, женщинами за-нимается Марис, мужчинами Мурана, клятву верности, а уж свадьба и подавно, в их при-сутствии. Ну, а ремесла у них непосредственно относящиеся к семейной жизни: Дворовое и домашнее хозяйство, сельское – тоже, рукоделие у женщин. Марису посвящена бронза, Муране – медь. И когда молодые обмениваются кольцами и клянутся в верности, то клят-вы они приносят не друг другу, а богине, и дальше за соблюдением клятвы следит она. И хорошо надо сказать следит. Под ее гнев попадает не только тот, кто нарушил клятву, но и тот с кем нарушил.
Танис – богиня ночи или темноты. Богиня всего, что происходит под покровом но-чи. Особенно почитаема ворами и блудницами. Считается, что Танис орков – это не та ко-торой поклоняются все остальные. Танис орков изображается как толстая орчиха с боль-шим животом и большими грудями. По мне так это одно и тоже, просто каноны красоты разные. Люди наоборот – боятся Таниса и в ночи его полнолуния стараются на улицу не выходить и не ночевать под открытым небом, дабы не навлечь на себя ее взгляд. В ночи сияния Таниса никто из людей не занимается любовью, дабы не было детей, зачатых в эту ночь. С рожденными в эту ночь тоже проблемы. Раньше их просто топили, теперь обра-щаются к магам, чтоб значит или раньше, или позже.
Стерг – бог виноделов и комедиантов. И ВЕТРА, фантазий и снов. Сурово наказы-вает клятвоотступников и предателей.
Афари – богиня справедливости, она же судья. ЕЕ именем клянутся, когда хотят доказать свою честность и искренность. Она серьезна и печальна, видимо от того, что справедливости на свете все меньше и меньше. Ей посвящено олово, считается, что на-девший оловянный амулет (кольцо, браслет) говорит истинную правду, олово не позволя-ет врать.

К богам тут отношение странное. Поминают Пресветлую богиню постоянно, но в храмы ходят в основном в дни богов. Исключение – храм двуликой богини Лари, к ней обращаются при рождении и смерти.
Есть еще какая-то взаимосвязь между месяцами, богами и металлами, как разбе-русь, нарисую табличку.

Послед-ний Зим-ний Ярень Зима становится яро-стной, но солнце по-вернулось Лари (Свет-лый лик) золото желтый
Первый Весенний Проталень Стужа отступает, дует теплый ветер, тает лед, надежда Афари олово зеленый
Второй весенний Посевник Пахать - так пахать, на полевые работы даже выходят войска МАРИС бронза оранжевый
Первый летний Приветник Начало лета, все цве-тет, кто посеял может погулять. Стерг сереб-ро голубой
Второй летний Щедринец Тепло, все созревает: ягоды, грибы и в ого-родах кое-что –благодать Мурана медь красный
Первый осенний Урожай-ник В принципе все, что выросло – дары солн-ца Андао железо Белый

Второй
осенний Непутень Дожди,дороги развез-ло, народ подсчиты-вает прибыль. Лафригор ртуть синий
Первый зимний Засыпень Засыпает снегом, и засыпает природа, пора подводить итоги. Лари (Тем-ный лик) свинец фиолето-вый

Дни недели: понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, ось-мица.

Легенда:
Когда люди появились на Лари, было их мало. Это были женщины и дети, в основ-ном одни девочки. Мужчин не было почти совсем. И явилась к ним богиня Лара, и сказа-ла: «Мало вас, не выжить вам. Если обещаете поклоняться мне и приносить не реже раза в год мне дары, в день зимней служи, и отдавать моим священным животным свои тела по-сле смерти, то дам я вам великий дар – магию. И научу ей пользоваться.» Подумали жен-щины и согласились. Мужчины не хотели принимать этот дар, боялись они. Не было в них веры в богов, и ушли мужчины с несколькими женщинами на восток, а женщины с одним мужчиной и подростком мальчиком пошли на запад. И дала богиня Лари людям дар ма-гии. А поскольку был он дан всем людям, то коснулся он и людей ушедших на восток, только не было там никого, кто бы обучил их магии. Поэтому чаще всего магический дар бывает у женщин, ближе всего они богине Лари. – Сборник сказок и легенд.
Если вдуматься, то этот демографический перекос лежит в основе законов Сою-за Великих.

Расы и народы:

1. Эльфы (самоназвание – элты). Живут в лесистых областях. Бывают светлые и тем-ные по цвету кожи и месту обитания. Темные живут на дальнем юге, в тропических лесах, со светлыми и с другими расами совсем не общаются. Светлые – на севере. Из-за скудности северных лесов светлые вынуждены заниматься торговлей и пус-кать к себе на пограничную территорию купцов. Продают пушнину, дары лесов, древесину, различные амулеты, оружие и пр. Покупают продовольствие, тростни-ковую бумагу и ткани. Четкие кастовые различия и клановая система общества. Магия эльфов ближе всего к шаманству слишком много ритуалов и различных ус-ловий, отнести ее к какому-либо цвету было бы не верно. Хотя раньше считали, что она зеленая, т.к. использует жизненные силы растений и животных («проклятые» считают это вампиризмом). В отличие от людей с явно выраженными нитями силы, вокруг магов эльфов нитей нет, есть только своеобразный чуть зеленоватый «ту-ман», сливающийся с аурой. Нити и плетения появляются только в момент актива-ции заклинаний. Поэтому «подвешенных» заклинаний эльфы делать не могут, их магия очень зрелищна и медленна в создании. Магией, в той или иной степени, владеют все эльфы. Подозреваю, что ушастые очень сильно влияют на культуру и обычаи людей, и мода от них, и банки их и прочая, прочая…
2. Орки (самоназвание - гхарты). Жители степной части суши. Воинственны. Хлебо-пашеством не занимаются, разводят скот и ведут кочевой образ жизни. Живут ро-дами. Считают себя хищниками и часто поедают трупы людей, многие племена считают его деликатесом. Совершают регулярные набеги на людские поселения, угоняют скот и уводят пленных. Магия орков очень похожа на магию эльфов, тоже нет «нитей», но есть туман, но другого, грязно коричневого цвета. Магией у орков занимаются только шаманы, применяется в основном для защиты от стрел и магии противников во время военных действий. В быту орки магию не применяют. В ка-честве небесного покровителя орки выбрали Танис – богиню ночи. В дни, когда Танис видна, орки устраивают праздники и даже не воюют. Живут исключительно в шатрах, жить под крышей нельзя, почему – не знаю, объяснений этого в пись-менных источниках я не нашла.


Эльфы и орки чем-то очень похожи. Роста они от трех с половиной до четырех локтей (1,5 – 2 м), но могут быть и выше и ниже. Бород и волос на теле ни те, ни другие не имеют. Орки более массивные, эльфы, как правило, тонки в кости, но выносливы. Свет-лые эльфы и орки имеют одинаковый бледно оливковый цвет кожи. Одинаково высту-пающие нижние клыки и челюсти (у орков клыки значительно больше). Эльфы отличают-ся от орков большим разнообразием цвета глаз и волос. От совсем светлых волос – почти белых, до черных. У орков цвет волос и глаз всегда темный. И основное отличие – у орков своеобразная форма носа, нос короткий, приплюснутый с вывернутыми наружу ноздрями, напоминающий свиной пятачок, уши большие и закругленные. У эльфов кончики ушей заострены. Эльфы сложены вполне пропорционально, у роков ноги короткие и довольно кривые, руки длинные. Поэтому иногда орки могут бегать на четырех конечностях (раз-ведчики в лесах), что приводится эльфами в доказательство их не разумности. Между двумя расами состояние постоянной войны. Правда, последние несколько сотен лет войны носят локальный характер. Эльфы не выходят из лесов, а орки не лезут в лес. Да и люди заняли земли между ними, став своеобразным буфером. Эльфы и орки – непревзойденные войны. Людям трудно соперничать с эльфами в искусстве боя на мечах и в стрельбе из лу-ков и арбалетов. Орки воюют почти только верхом. Без своего варга орк чувствует себя голым и беззащитным. В густых лесах на варгах особенно не повоюешь, животные круп-ные и через частый подлесок не полезут. В набор оружия орка входит: тяжелый искрив-ленный меч – ятаган (иногда два), пика, аркан, и сборный (из рогов и дерева лук). Луков орки не любят, последние пару сотен лет стали пользоваться арбалетами, тяжелой брони не носят. Эльфы броней не брезгуют и предпочитают воевать пешими, но знать всегда на варгах.

Варг – человеческое название животного, используемого всеми расами как верхо-вое или гужевое. Варг – травоядный (в основном) ящер, но при отсутствии другой пищи не побрезгует и мясом (трупом), охотиться сам не умеет. Шесть крепких ног с пальцами и большими когтями, длинный, толстый сильный хвост, у самцов на голове небольшие рож-ки, из этих рогов орки делали луки. От головы к спине идет костистый гребень, у верхо-вых его срезают. Шерсти нет, кожа голая, покрытая костяными пластинами, на ногах, брюхе и хвосте мелкие курчавые перья. Уздечка крепится у варга к ушам. Уши прокалы-ваются и в них вставляются специальный крепеж. Варг – очень сильное животное, в ос-новном на них ездят по двое. Самки откладывают яйца 1-2, через день-два из них вылуп-ляются детеныши, кормят их матери молоком. Самок варгов часто доят и получают моло-ко и все прочие молочные продукты. Есть молочные породы, но ездить на них тоже мож-но.

3. Гномы (самоназвание - мгани). Жители горной части планеты. Рост имеют малень-кий от локтя до двух (от 0,6 до 1 м). Цвет кожи очень светлый, почти без пигмента. Волос на голове и теле много. Носят длинные бороды и волосы (волосы бывают абсолютно разных цветов), заплетенные во множество косиц, но усы всегда бреют. Огромные глаза ночных или пещерных обитателей, гномы предпочитают прятать за темными очками. С другими расами не общаются. Есть только одно людское по-селение в предгорьях Срединных гор, куда один раз в год в день «летней близости» приезжают на ярмарку гномы. На продажу они привозят драгоценные камни, неко-торые минералы и смолы, шерсть высокогорных илларей, заключают контракты на поставки продовольствия урожая этого года и закупают другие необходимые вещи. О магии гномов и ее использовании гномами ничего толком не известно. Гномы на эту тему общаться ни с кем не желают. Курят трубки и вообще весьма вредные и не общительные, но это до тех пор, пока вы не представлены друг другу.
Обращения среди каравачских гномов (система типа):
Ладе [ладэ] - девочка, девушка
Нек [нэк] - мальчик, юноша (до посвящения)
Мани – обращение к женщине-гномке имеющей детей (состояние в браке не важно), со-ответствует людскому «матушка», не важно своерожденные это дети, усыновленные или взятые на воспитание. Мани Суа
Обычно дети появляются с некоторым участием мужчины-гнома, если хотят подчерк-нуть отцовство гнома, называют его «гуни».
Макхи - соответствует человеческому «мастер», присваивается гному, который достиг каких-то знаний, умений, делает что-то важное, полезное. Гномки тоже могут достичь высот во вне семейных делах, в этом у гномов абсолютное равноправие, и ей присваива-ется звание  «макхи». Если женщина-гномка и мани, и макхи одновременно, то она сама выбирает, как ей называться.
Есть у гномов еще понятие – гуни-макхи, это не нянь, а скорее учитель, наставник, уча-щий не столько ремеслам гномов, а сколько жизненным принципам пещерных жителей.
А те, кто ничему не научился и ничего не достиг, то они никак не называются. В честь чего, собственнА?
Если хотят подчеркнуть особое уважение, особое превосходство гнома в каком-то из умений или занятий, его исключительность, то добавляют АБО «або-макхи», «або-мани», но чаще достаточно одного «або»

4. Гоблины (самоназвание – морской народ). Жители островов и побережья. Цвет ко-жи имеют красноватый, к старости совсем темный, почти малиновый. Рост – около трех локтей (1,5 м). Волосяной покров на теле и голове отсутствует полностью, на руках и ногах крепкие довольно длинные красные когти. На континенте можно встретить только в приморских городах. Ночевать на суше в поселениях людей или эльфов они не остаются, всегда уходят на свои корабли. Во внутренние моря гоб-лины никогда не заплывают. Занимаются торговлей рыбой, выращивают и продают жемчуг, осуществляют каботажные перевозки. Нет моряков лучше гоблинов. Пить могут только морскую воду, от пресной воды начинают болеть и быстро умирают. Женщины гоблины никогда не покидают островов и не контактируют с приезжи-ми, поэтому их никто никогда не видел, или описаний в книгах нет. На каждом ко-рабле гоблинов есть маг, занимающийся ветром. В других видах магии не замече-ны. Также как и эльфы, магические плетения гоблины создают из тумана голубова-того цвета.
5. Про темных эльфов ничего написать не могу, т.к. источников почти нет.

Следующие далее рассуждения дописаны после визита на ярмарку и почерп-нуты из подслушанных разговоров и общения с представителями других рас

Орки:
Самые демократичные из всех рас, что я встречала. Обращаются друг к другу по имени, для пущего уважения, могут добавить название племени, это когда с людьми зна-комятся, с эльфами вообще не разговаривают, ни под каким видом. Гномов не замечают, но если очень надо, то общаются и даже соблюдают все ритуалы, но если можно без этого обойтись, то обходятс.
Вся жизнь орков подчинена запретам  – шувшутам. Шувшут – запрет или табу. Со многими шувшутами я согласна. Обидеть женщину (орку) – шувшут. Убить (обидеть при других орках своего или чужого) ребенка (орчонка) – шувшут. Украсть у орка – шув-шут. Обмануть орка при совершении обмена или сделки – шувшут. Уводить (отбивать) чужую жену – шувшут. Ударить мужа – шувшут.
Нелепые запреты: жить под крышей, оставлять шатры на одном месте дольше 1 месяца. (Последний шувшут можно понять – за 40 дней (месяц) домашние животные вытопчут все пастбище вокруг кочевья до песка, поэтому лучше переехать на новое ме-сто пораньше.) Нельзя сеять в землю, но можно разбрасывать семена. Нельзя прясть шерсть, но можно дикий лен или дикий хлопок. Нельзя лепить из глины, но можно плести из лозы и обмазывать это глиной. И т.д. и т.п.
У орков скрытый матриархат. Нет, во время войны или похода командуют муж-чины орки. Мужчины командуют мужчинами, а вот в мирной жизни… Чтобы орк, когда на глазах других орков возразил женщине (орке) – да такое просто невозможно, какую бы нелепицу она не говорила. Женщин у орков мало и рождается их мало на 2-3 орков мужчин – одна женщина. Это они выбираю за кого идти, а за кого нет. Если орк обидит свою жену, она вправе забрать все свое имущество и детей и уйти к другому, но к холо-стяку уйти ей нельзя - шувшут, можно только к другому женатому орку и, только если его другие жены возражать не будут. Если орка меняет мужа, то дети автоматически становятся детьми другого мужа, а оставленный лишается на них всех прав. Я так ду-маю, что потому орки так воинственны, мужчин много делать им нечего, а капитал, чтобы найти себе жену – нужен. А где его взять, как не в походе ?
Когда орк накопит достаточно имущества, чтобы содержать жену (стандарт-ный набор: пара варгов, большой шатер с имуществом и десяток степных илларей), он едет свататься. Орка девушка сама выбирает из потенциальных женихов за кого пойти. Обычно это самый богатый, но бывают и случаи когда идут и за бедняков, у кого всего-то один варг и походный (маленький) шатер (это обязательно). Тогда у супругов есть два года, чтобы накопить достаточно имущества для того, чтобы брак был признан за-конным,  иначе орка возвращается домой к маме и опять выбирает жениха, хотя уже может иметь детей от предыдущего мужа неудачника. Но может и не вернуться…
Если у орка две жены, и он может и хочет взять себе третью, то он долго угова-ривает и задабривает первых двух, дает кучу обещаний, обычно материального плана, и всегда их выполняет. И только когда они дают согласие, то едет свататься. К кому сва-таться, это его дело, старшие жены в это уже не вмешиваются. Обычно новая жена берется, под обещание обеспечить 1-2 сыновей имуществом для сватовства. Бывают случаи, когда жены сами отделяют часть своего имущества на еще одну жену, обычно родственницу одной из них. Также могут «сброситься» и на свадебное имущество сыно-вей.
Жены сами решают – к кому из них придет на ночь муж. Кладут перед шатром специальный коврик. Хочешь – иди, не хочешь, спи один в своем шатре, если своего шатра у орка нет (часто бывает), то прямо под открытым небом. В своем шатре орк – коман-дир, командует своими войнами или совершеннолетними сыновьями, а в шатре жены ко-мандует она.
На ярмарку приезжают два самых восточных рода (клана), их так и называют торговые роды. Первый месяц – один, в дни богов сменяются, и в другой месяц на ярмар-ку приходит и торгует другой род. Они сильно отличаются от других орков. Сами почти ничего не производят, закупают все у других родов и перепродают на ярмарке. В силу шувшута, не обмани своих, больших прибылей не имеют, но на жизнь вполне даже хва-тает. Представители торговых родов умеют общаться с людьми и другими расами, даже спокойно (без смертоубийства) переносят встречи на ярмарке с эльфами. На яр-марке только мужчины орки, женщины остаются в своих шатрах в полу дне пути от Каравача. Сами торгуют только вдовы, это их право, но я такого не видела.
За последние несколько сотен лет набор товаров для торговли сильно изменился. Сейчас орки торгуют: дикие варги, ковры из валяной шерсти (войлока, прясть шерсть то нельзя), льняные и хлопковые ткани, лен и хлопок в необработанном виде. Валяют шерсть мужчины, делают из войлока изделия – женщины. Разная шитая из хлопка и льна одежда, часто расшитая бисером. Изделия из камыша – циновки, коврики, корзинки и пр. Еще продают кожи (плохо выделанные это мужчины делают, но много и очень-очень дешево) и шкурки. Шкурки выделывают женщины, и хорошо выделывают, и они пользу-ются большим спросом, только это шкурки мелких зверьков, типа наших сурков, и не очень красивые, в основном, серо-коричневые, но теплые.
Покупают гончарные изделия, разные изделия из меди и железа. Оружие им офи-циально никто не продает, но есть контрабанда оружия. Ну и еще что там им надо…
Джург считается отступником – он нарушил шувшут и живет под крышей. Ни-куда не откочевывает – еще один нарушенный шувшут. Что не мешает ему иметь и со-держать двух жен и кучу детей, только они живут в степи. С женами он видится, только в трактир они не приходят. Скоро он выберет себе наследника, и тот будет жить с ним в трактире, и тоже станет отступником. Орки, приезжающие на ярмарку, пьют в основном в его трактире, из расовой солидарности.
Дикий лен и дикий хлопок – не имеют ничего общего с льном и хлопков выращивае-мым людьми. Это разные виды. Дикий лен крупное растение, часто образует плотные заросли. Иллари его не едят, они ж не дурные, и перед сбором льна, на участок запуска-ют илларей, они выедают всю траву и оставляют только кусты льна. Мужчины орки его срезают и относят женщинам, дальше их дело, что с эти сделать. Поэтому, как они его выделывают, для меня осталось загадкой. На мой взгляд, с этих кустов взять что-то для прядения нитей просто неоткуда. На будущий год дикий лен отрастает на этом же месте опять. Но срезают его только через год, чтобы он кинул в землю семена.
Дикий хлопок – похож на земной, людской местных хлопок – это многолетнее вьющееся растение, первый год растет, второй и третий – плодоносит. Особенно це-нится урожай третьего года. Дикий хлопок никогда не растет на одном месте два года подряд, мудрые женщины разбрасывают его семена, там, где им удобно будет его соби-рать. Сбором дикого хлопка занимаются дети и женщины. По качеству он может смело соперничать с людским хлопком урожая третьего года.
Еще одна статья доходов орков – сбор и продажа алмазной пряности – местного сильнодействующего наркотика. Чистая контрабанда. Причем основные потребители пряности – эльфы, а посредниками в подобных сделках выступают люди. У орков этой пряностью пользуются шаманы, они с ней колдуют.
Оркских шаманов я на ярмарке не видела.
Одеваются орки в просторные рубашки, часто насколько штук одна на другую и просторные штаны. В городе ходят в войлочных ботинках, очень похожих на валенки с подошвой. По степи бегают босиком.

Эльфы

Живя в усадьбе и тесно общаясь с эльфами на тренировках и в быту, я думала, что знаю о них все. По-своему красивые (если вам нравится выступающая нижняя че-люсть и торчащие клыки) мужчины. Гибкие и мускулистые, все дни, проводящие в тре-нировках и физических упражнениях. Так вот… Так выглядят только очень не большая часть эльфов – два клана войны (кланы воинов). Их осталось всего два, живут за счет наемничества у своих же, других эльфийских кланов, или, в крайнем случае, занимают должности военных советников у людей. Наличие у ассы Зиты охраны из эльфов, да еще и двух боевых четверок с прикрывающим их магом – это нонсенс. Что же такое сделал им дядюшка Затр, что они уже больше 300 лет стерегут покой его любимой сестренки Зиты ?? Да еще и прикрывают всю эту охрану на политическом уровне !!! Как это не странно, но оба клана воинов имеют место в их совете, а поскольку в совете представ-лено всего шесть кланов, то вес есть, но они всегда в аппозиции. Правитель эльфов этим противостоянием пользуется, но ему военные кланы нужны. Если не будет их, то кто будет отвечать за его безопасность? А желающих на его место – предостаточно. Если бы не это, то кланов войны больше не было бы.
Остальные эльфы выглядят и ведут себя совершенно не так. Все остальные кланы занимаются кто во что горазд. Большинство занимаются в банковской сфере, тут они монополисты. Занимаются торговлей и разным посредничеством. Сейчас эльфы кто угодно, но не воины – художники и писатели, занимаются мозаиками и росписью стен, они лучшие кутюрье и законодатели мод. В общем - БОГЕМА. В основном ничего не де-лают – развлекаются.
Другие эльфы эльфов-воинов презирают и при виде их фыркают. Они де «не идут в ногу со временем», а Кодекс воина, по которым все еще живут оставшиеся два немного-численных клана, считают «пережитками прошлого». Что-то знакомое, да ??
А что удивительного ?? С тех пор как между орками и эльфами появилось госу-дарство людей, эльфы сами не воют. Зачем ?? Для того, чтобы добраться до эльфов, ор-кам приходится пройти через земли людей. Люди заняли половину земель, где раньше жи-ли западные эльфы и отвоевали довольно большой кусок территории у орков.
У кланов войны, воинскому искусству учат и мужчин и женщин. Согласно Кодексу воина, лучшая смерть для члена клана – это увидеть двуликую в бою и с оружием в руках. Ну, чисто самураи. Много общего… Законы чести и долга – все это составляющие Ко-декса и еще много общих заморочек, которые отнюдь не помогают членам клана жить.
У меня такое ощущение, что остальные эльфы медленно, но верно вырождаются. Молодежь не спешит обзаводиться детьми, рождаемость стремится к нулю. Если бы не их долгая жизнь, то может быть, что западных эльфов уже и не осталось бы. У кла-нов войны с рождаемостью все в порядке, но молодежь не хочет идти по стопам роди-телей и уходит в другие кланы, бездельничать.
Еще у эльфов проблема с половой ориентацией, модно это. Ну, совсем, как у нас, только в больших масштабах, и у обоих полов. Б-р-р-р… Про местные (эльфийские) моды – отдельный разговор. Что предлагается и считается модным, я на себя не одену. В мо-де – немощная бледность, и «унисекс», но ближе к женской моде, чем к мужской. Встре-чая на ярмарке эльфа, я всегда сначала путаюсь, к какому полу его причислить? Девушек эльфиек видела, ничего особенного, но где девушка, где юноша разобралась с трудом. Одеты и выглядят почти одинаково.
На ярмарке обратила внимание на эльфов, которые и не воины и не остальная бо-гема. Держатся в стороне ото всех. Волосы не стригут, носят длинные, часто закру-ченные вокруг головы косы с белыми, траурными, лентами, одеваются как воинские кла-ны и ходят с оружием. Единственные из эльфов, кто еще не забросил кузнечное дело.
Это оказались остатки кланов восточных эльфов. Тут отдельная и очень инте-ресная история. Когда за срединными горами из мелких государств образовался Хали-фат, то местные эльфы, по стародавней привычке, что-то попытались вякнуть. В ре-зультате Халиф объявил поход против нелюдей, и Восточного государства эльфов - Леса Утренней Зари не стало. Остатки перебрались к своим западным родственникам, толь-ко их тут собственно, никто не ждал. Выделили для повеления леса между топями с юга, горами с востока, на своих восточных окраинах. Сами то западные эльфы там никогда не жили, уж очень неприветливые места, типа нашей Земной сибири, даже, пожалуй, похуже. Вот и затаили переселенцы с востока обиду на своих западных родственников. А жить на что-то надо, вот и стали они выращивать на продажу лес и им торговать. Это примерно как, если на Земле бы индусы стали выращивать и продавать на мясо священных коров. Вот и шарахаются от них другие эльфы. Вроде и не проклятые, но где-то рядом.
А еще переселенцы не стригут волос, в знак траура по покинутой родине, и меч-тают вернуться и отомстить. Вот тогда обрежут они волосы с траурными белыми лентами. Поэтому людей не любят, но вынуждены иметь с ними дело. Лес то люди в ос-новном покупают, ну и гномы.

Государственное устройство:

Союз великих – государство людей в западной части Лари. Состоит из десяти Ве-ликих Домов (обязательно с заглавной буквы). До последней «войны магов» было 15, пять истребили почти под корень, оставшиеся вошли (подчинились) в состав других Великих Домов и т.о. лишились самостоятельности. У каждого Великого Дома своя территория, все проживающие на этой территории подчиняются законам Великого Дома.
Для управления всей этой махиной существует Совет Великих Домов. Собирается сразу после дней богов, т.е. 4 раза в год на 1 неделю (8 дней). Чего они там успевают ре-шить – не знаю. Всеми делами в остальное время управляет Канцелярия совета, вот у кого реальная власть. Надзирает за работой Канцелярии – Великий магистр. Он присутствует на заседаниях совета великих. На территории разных Домов, немного разные законы.
Есть еще огромная куча других домов, но они приносят что-то типа вассальной присяги Великим. Во главе каждого Великого Дома стоит женщина, обязательно не маг, и имеющая детей. Владеющие магическим даром к главенству в роду не допускаются, т.к. считается, что владеющие магией живут слишком долго (магистры и до 400 могут дотя-нуть), по сравнению с остальными людьми, поэтому допускать их к власти нельзя (может оно и правильно). Глава дома передает после себя власть в Доме, кому хочет. Твердых правил несколько: женщина, не маг (седьмой уровень не считается), совершеннолетняя и наличие детей (желательно дочери), а там выбирай из многочисленной (или не очень) родни. Если смерть главы Дома происходит внезапно и завещания, заверенного миниму-мом 2 членами Совета и надзирающего за Канцелярией нет, то начинается грызня за власть и чаще всего война.
Только женщины могут владеть недвижимостью. Процветает многомужество, даже скорее более свободные нравы. С другой стороны детей лучше заводить от кого мамочка скажет.
Бардак полный. Дикая смесь демократии и феодальной раздробленности.

Восточный Халифат – государство с восточной стороны Лари. Антипод Союза Ве-ликих. Я туда не хочу. Честным девушкам там делать нечего.
Женщины находятся на положении рабынь. Многоженство, дома в Халифате, как, впрочем, по всей Лари  разделены на две половины – женскую и мужскую. Рабство в Ха-лифате тоже процветает. Рабы носят ошейники с именем владельца. Такие «украшения» обеспечивают владельцу полное подчинение. Не подчинение владельцу вызывает силь-ную боль, подавляют волю и еще есть специальные – полностью блокируют магические способности. За убитого или «порчу» чужого раба владельцу выплачивается компенсация. Свободным женщинам в Халифате запрещено заниматься: любыми видами магии, кроме гаданий; любыми видами ремесла, кроме проституции, танцев, охранниц гаремов и ковро-ткачества; находиться на улице и в общественных местах без накидки на голове, полно-стью закрывающей лицо; иметь какую-либо собственность. Если у женщины нет сыновей, то после смерти мужа, она вместе со всем имуществом переходит по наследству, правда совсем выгнать ее на улицу не имеют права, но и кормить задаром тоже никто не будет. Так и попадают они в дома наследников в виде служанок.
В Халифате единобожие – все поклоняются «Единому» (на западе Единого назы-вают Богом Грома или богом Огня), все остальные религии находятся под запретом. Хо-ронить людей в земле, так же запрещено. Покойников сжигают или бросаю в жерло вул-канов, их несколько на территории Халифата, и возле них большие храмы. Не редко по-койников везут очень далеко, дабы упокоить их в вулкане, что считается почетным. Стоит такое упокоение очень дорого. Магическая школа в Халифате всего одна. Девочек в нее принимают только при наличии рабских ошейников. Обучаются юноши и девушки от-дельно.
В общем, тоже полный бардак, но есть единоначалие – халиф, и сильная армия.

Несколько в стороне от заселенных земель есть вольный город – Каравач. Аккурат на другой стороне гор от Злых камней. От Союза с запада отделен обширной стеной рав-ниной, где правят орки. С востока и юга горы. На южном хребте есть один перевал в юж-ные (ничейные) земли. С севера топи, почему-то синие? Там же с северо-запада владения эльфов с тонкой прослойкой людских земель.
Вольный то он вольный, законы там свои, но с Союзом ему считаться приходится. Магических школ не имеет, запретили ему. Выживает Каравач за счет ежегодной ярмарки. Длится сее действо аж все лето. Там в это время как раз дождей нет.
Асса обещала, что поедем на ярмарку, как только интересно ? Вот потом и опишу все.

Имеется еще значительный кусок земель, никому не принадлежащих, их еще назы-вают Ничейные земли. С севера эти земли граничат с Южным хребтом и Каравачем, с востока Срединный хребет, с запада орки, которые считают эти земли своими, но жители не согласны. А с юга все это ограничивает южная сельва. Милые жители промышляют сбором наркотика алмазная пряность, есть две серебряные шахты, чем еще живут, пока не понятно. Государства как такового там нет, сплошная анархия.

Северные народы. Живут на самом Северо-северо-западе континента. Климат и очертания берегов (фьорды) напомнили мне норвегию. С Союзом находятся в состоянии войны. Если бы не были отделены от него владениями эльфов, неизвестно чем бы все за-кончилось. В Союзе предпочитают не показываться, торгуют мехами и рыбными шкурами через гоблинов. Отменные мореходы.
Как живут, что там с магией – неизвестно.

Что там у нелюдей – не знаю, могу только предполагать. Письменные источники этими сведениями бедны, а расспрашивать у ушастых, себе дороже. Что удалось узнать про гномов, общаясь с истопниками, написала выше.

Предполагаю, что у эльфов такой же бардак, как в Союзе, только без явного поло-вого деморфизма. И у них есть Правитель – выбирается пожизненно из глав домов. Домов (кланов) там намного больше, и бардака, соответственно больше.
Судя по всему, люди на западе систему правления срисовали у ушастых, вместе с их бардаком. Дома (кланы) эльфов разделяются по видам деятельности. Сейчас больше всего уважают тех, что занимаются коммерцией, раньше на подъеме были военные. У эльфов большая проблема с рождаемостью, слишком воинственны были раньше и слиш-ком много у них сейчас разных … ненормальностей. Судя по книгам, они здорово выро-дились за последнюю тысячу, полторы тысячи лет.

Магия и маги.

Разделение магов и магии по цветам:
1. Красный – магия огня. Кузнечное дело. Создание артефактов. Боевая магия…
2. Оранжевый – магия земли. Поиск полезных ископаемых, улучшение плодородия полей. Создание артефактов. Боевая магия.
3. Желтый – магия животных. Приручение и дрессировка. Ветеринары и лекари.
4. Зеленый – магия леса, растений. Помощь в земледелии. Травники и лекари.
5. Голубой – магия воздуха. Погодники, незначительная коррекция погоды, глобаль-ное влияние на погоду запрещено, предсказания погоды. Боевая магия.
6. Синий – магия воды. Поиск источников воды. Управление водными потоками, в т.ч. подземными. Боевая магия. Самые сильные маги – вода есть везде. Магия кро-ви. Кровь – по сути, жидкость. Коррекция погоды – управление дождями, тумана-ми. Запрещена в Союзе Великих выше 5 уровня. Управляя водой можно воздейст-вовать практически на все: вмешиваться в ход болезни, в пол будущего ребенка, замедлять или убыстрять рост растений, воздействие на разум и кровь и пр.пр.
7. Фиолетовый – некромантия, общение с духами, магия смерти. Призыв и управле-ние демоническими сущностями. Боевая магия.

Отдельно от всех видов магии – предсказатели, пифии и гадалки всех видов. Отно-сят себя к белому виду магии. Белая магия не признана официальными школами. Однако разрешение на работу гадалками и пр. дают только при наличии диплома (на его подлин-ность власти обычно закрывают глаза). Имеют свою трехуровневую шкалу градации и свои школы. Но бывают и признанные всеми прорицатели и провидцы. К ним обращаются не только простые люди, но и правители, и маги.

По уровням воздействия:
1. Магистры – владеют как минимум 3 видами магии соседних цветов, если позволяет распределение цветов «юбки нитей». Признанные асы в выбранной сфере деятель-ности. Уровень накопления магической энергии – 10. Скорость накопления магиче-ской энергии не ниже 8.
2. Помощники магистров. Обучаются лично у магистров, являются их помощниками и составляют их личный круг. У одного магистра не более 10-12 помощников. Из них потом и получаются магистры. Этот уровень введен недавно нынешним маги-стром под предлогом реорганизации магических школ. Уровень предназначен для уменьшения количества магистров и проведения в магистры только магов угодных руководству.
3. Бакалавр. После дополнительных 2-х лет обучения в академии, примерно, 20 % от получивших звание ученика. Количество мест для обучения непосредственно в школе ограничено. Из бакалавров составляется высший командный состав боевых подразделений магов, просто одаренные ученики, занимающиеся научной работой. Полноценное обучение магии близких цветов. Могут составлять и управлять кру-гами магов. Уровень накопления магической энергии – 7. Скорость накопления ма-гической энергии не ниже 6. Бакалавры, не имеющие возможности или денег на покупку вольного патента и оплату учебы, после окончания курса обязаны отслу-жить в армиях государства или государственных учреждениях, на территории ко-торого находится магическая школа.
4. Ученик. После окончания 3-х летнего курса обучения в академии. Выпускают в ос-новном боевых магов и прочих специалистов высокого уровня. Начальное обуче-ние магии близких цветов. Уровень накопления магической энергии – 5. Скорость накопления магической энергии не ниже 5. Полноценные маги с разрешением на магическую практику и работу учителем магии. Все, не имеющие возможности ку-пить патент или продолжить обучение, и не имеющие возможности оплатить учебу устраиваются на государственную службу. Работа в порталах перемещения, госпи-талях и научных лабораториях.
5. Уровень 5. Владеют все окончившие среднюю магическую школу (3 года). Уровень накопления магической энергии – 4. Скорость накопления магической энергии не ниже 4. Минимальный уровень для получения патента и легальной работы лека-рем-травником с правом содержания клиники, кузнецом с разрешением продажи артефактов, работа в порталах перемещения. Полноценный специалист. Могут входить в магические круги. Этого уровня достигаю менее 50% из начавших обу-чение на 7 уровне. Все, не имеющие возможности купить патент, устраиваются на государственную службу.
6. Уровень 6. Владеют все окончившие среднюю магическую школу (5 лет). Уровень накопления магической энергии – 3. Скорость накопления магической энергии не ниже 2. Минимальный уровень для получения патента и легальной работы лека-рем-травником, агрономом, геологом, кузнецом, без разрешения продажи артефак-тов. Почти полноценный специалист.
7. Уровень 7. Владеют все окончившие начальную магическую школу (2 года + на-чальное образование, если его не было к моменту поступления). Уровень накопле-ния магической энергии – 2. Скорость накопления магической энергии не ниже 1. Минимальный уровень для получения патента и легальной работы травником, фельдшером или помощником агронома, помощником кузнеца.

Великий магистр – выборная должность. Выбирается из круга магистров. Ректор академии, советник по магии при Совете Великих, руководитель канцелярии. В отличие от предыдущих Великих магистров активно вмешивается в текущую политику государст-ва. Не брезгует шантажом и неоднократно был заподозрен в устранении неугодных чле-нов совета. Держит в кулаке весь круг магистров. Участвует в голосовании при равном разделении голосов на совете. Подготавливает вопросы, обсуждаемые на совете, и коор-динирует общую политику, в общем, тайно правит.
Круг магистров – шесть (раньше было семь) лучших магистров. Полный круг дол-жен образовывать полный спектр, плюс белый маг – что это за маг никому не известно, данные об этом утеряны в прошлую войну кланов. Представители «предсказателей» ут-верждают, что это их магистр.

Уровень накопления магической энергии – чем выше, тем лучше. Тем больше силы может вложить маг в заклинание, тем сильнее его действие. Уровень силы зависит от ко-личества «нитей» – потоков магии связывающих мага с окружающим миром и источни-ками магии, как природными, так и артефактными (искусственными амулетами накопите-лями).
Скорость накопления магической энергии – чем выше, тем лучше. Тем быстрее сможет маг восстановиться после полного истощения магической энергии. 1 – от 1 до 5 дней. 10 – менее часа. Скорость восстановления «нитей», израсходованных на плетение заклинаний.
Официальное обучение магии в школе не обязательно. Можно просто записаться, заплатить за обучение и прийти на экзамен. Этим широко пользуются дети аристократии и богатых родителей. Им нанимают учителей (магов уровня Ученика), платят за обучение школе, а приходят они только на экзамены на сдачу уровня. Причем, на экзамене можно пользоваться очень сильными, а значит, дорогими накопителями-амулетами. Так что ко-личество детей из богатых семей в высших уровнях магов очень велико. Многие маги 5-го уровня или ученика после поступления на службу продолжают самостоятельное обучение, накапливают средства и сдают экзамены на ученика или бакалавра соответственно.
После успешной сдачи экзамена на уровень магу выдается знак уровня – перстень с цифрой (7, 6, 5), буквой (У, Б), или камнем цвета основной магии со светящимся симво-лом внутри @ – для помощников и ; – для магистров. Количество магистров не ограни-чено. Для перехода с уровня помощника до магистра нужна рекомендация учителя или любого магистра (а попробуй получи – фиг тебе) и сдать экзамен комиссии из 5 магист-ров. Каждое кольцо имеет свой номер и при выдаче регистрируется и привязывается к слепку ауры владельца.
Разделение на цвета довольно условно. Это скорее склонность человека к тому или иному виду магии. Возможна смена цвета в процессе обучения на 7 уровне на близкий цвет. Синий подменяют на голубой или фиолетовый. При применении специальных мето-дик цвет магии меняется иногда временно, иногда навсегда. Обычно маг владеет в не-большом объеме и соседними цветами. Есть таблицы близости цветов магии. Например, красный и оранжевый очень близки. Такая же ситуация с желтым и зеленым. А также с голубым, синим и фиолетовым. Поэтому запрещение к изучению синего цвета высоких уровней (в части магии крови) не отразилось на жизни и применении магии воды в целом, просто возможное воздействие сведено к минимуму – до 5 уровня включительно. Приме-няются и широко известны только слабые заклинания не выше 6 уровня. Используемые для поиска воды (при рытье колодцев), подогрева или охлаждения воды в бытовых целях и т.п. мелочи.
Если посмотреть внутренним (магическим) зрением на любого человека, то будет видна его аура. Аура человека абсолютно индивидуальна, как отпечатки пальцев. Как и отпечатки пальцев, слепки аур хранятся в архивах и картотеках различных спецслужб и школ магии. Применяется в банковской сфере для идентификации владельцев счета. Есть, правда, и запрещенные амулеты, искажающие ауру (но не сильно) или скрывающие ее.
Помимо ауры от любого человека отходят «нити». Они, во многом, выражают при-вязанность этого человека, связывают любящих, мать и детей и т.п. Это нити радужных цветов иногда с преобладанием какого-либо цвета.
От сильного мага отходит столько нитей, что, иногда, кажется, что на человеке на-дета юбка, настолько много может быть нитей. Собственно цвет этих нитей и выражает цвет магии. Среди нитей одного цвета всегда попадаются нити других цветов. Их может быть больше или меньше, но они есть всегда.
Умение сплетать из нитей силы различные заклинания и есть степень квалифика-ции мага. Большинство магов умеют плести заклинания и оставлять их подвешенными рядом с собой на одной – двух нитях. В нужный момент плетение наполняется силой, ни-ти-связи разрываются и заклинание активируется. Количество и сложность подвешенных заклинаний также свидетельствуют о степени квалификации мага. Подвешенные заклина-ния время от времени нужно обновлять. Они могут перепутаться между собой и пр. труд-ности. Подвешенными оставляют и неоконченные заклинания, над которыми маг в дан-ный момент работает, такие заклинания, можно не таскать за собой, а оставлять на арте-факте-накопителе, если такой имеется. Или прицеплять к другим источникам магической энергии, но это уже высший пилотаж, да и источников таких мало.
Естественные источники магии – аналог родник, только вместо воды магическая энергия. В академии магии и в архивах соответствующих учреждений хранятся сведения о магических источниках, их расположении, глубине залегания и силе. Эти данные посто-янно обновляются. Есть специальные службы, занимающиеся поисками новых источни-ков и сверки расположения старых. Источники имеют тенденцию иссякать (со временем), менять расположение и глубину. Все магические школы располагаются на стабильных и сильных магических источниках. На таких источниках (или вблизи от них) строят свои дома сильные маги или владельцы земли.
Сведения о расположении источников и их характеристики являются стратегиче-ской и закрытой информацией.
Из-за этих магических источников покойников в земле и не хоронят. Предположим похоронили кого в земле, а там вдруг источник магии появился, и встает покойничек из земли. И начинает бродить по окрестностям и нападать на мирных граждан, кушать ему хочется, и не просто кушать, а кушать людей, а еще лучше ближних родственников. Вот и относят покойников в храмы богини священным животным, ну а что от покойничка оста-нется, то и хоронят, но остается немного – несколько костей, а иногда и ничего не остает-ся. Поэтому даже работники большой дороги покойников стараются сжигать или в храм относить, потихоньку. А то появятся в местах работы ходячие мертвецы. Отрубание по-койникам головы помогает, но не всегда. Я тут прочитала про интереснейший случай, как отрубили покойничку голову и бросили, а он ее нашел, не далеко откатились, приставил, пошел и загрыз своих обидчиков.
Вот из-за этих бродячих покойничков фиолетовых еще и не запретили, как синих магов. Магам некромантам вменяется в обязанность заниматься упокоением таких ходя-чих, в местности, прилегающей к месту их проживания.
И вообще, маги обязаны выполнять некие «общественно полезные магические ма-нипуляции» (причем бесплатно !!!) по заказу местного самоуправления. Вроде как плата за проживание, если откажется, то могут возникнуть неприятности. Тут упоминается что-то вроде «платы за пользование патентом». Сколько это ??

О родовом знаке.

Каждому младенцу в Союзе Великих сразу после рождения на затылке ставится родовой знак. Похоже на татуировку, но появляется под воздействием магии. Ставится или магом дома (дорого), или в храме Лари в светлом пределе. Сделано было, как мне ду-мается, дабы избежать кровосмешения и близкородственных браков. Изгнанным из рода такой знак выжигается, если человек убегает сам, без разрешения рода, то знак исчезает сам, оставляя шрам, после проведения обряда отречения, изгнания из рода. Людям с вы-жженными знаками или не имеющих знаков совсем нельзя иметь детей (во избежание кровного родства). Еще их любят делать рабами.
Родовых знаков не имеют жители Халифата и Северные народы.
Как мне недавно объяснили, мне достался самый древний и самый родовитый знак. Когда-то Род к, которому принадлежал, принадлежит Зита, ну и я соответственно, был третьим по родовитости и знатности в Союзе. Но во время, а в основном после войны всех, т.е. абсолютно всех представителей старших ветвей пяти знатнейших родов, тех, что проиграли, ПОГОЛОВНО истребили. Зита уцелела чудом, вначале про нее забыли, а по-том не смогли достать из-за эльфийской охраны, спасибо за нее дядюшке Зарту. Т.о. по-лучив на шею родовой знак Зиты, я стала самой родовитой девушкой в Союзе и мои дети, если это будут девочки и без магических способностей, и если у них будет свое владение, желательно еще и армия, могут занять лидирующее место в Союзе. Так сказать по праву рода… Говорила мне мама, не лезь, куда не просят. Из-за всего этого еще и убить могут… Попала.

Криллак – местный аналог собак. Долго искала, но на собак совершенно не похожи, но с ними охотятся.