Спираль

Иванов Кирилл Сергеевич
Пока я пишу эти строки, он спускается все глубже, петляет по сырым прохладным норам, переходит вброд поземные реки, он знает, что следы его составляют сжимающуюся спираль, и верит, что в центре ее он найдет то, чего жаждал всю свою жизнь. Смысл. Истину. Крупицу в самом деле твердой породы. Говорят, такие уже находили. История не приводит примеров, чтобы кто-то обрел счастье с ее помощью, но все обладатели обрели бессмертие, о них помнят. А может, и не все. Может, некоторые нашедшие никому не рассказывали, потому что боялись. Что отнимут, например. Но тогда зачем они искали, если ни разу не воспользовались? Или, они как раз и получили счастье? Не знаю, не знаю, зачем же задавать столько вопросов... Но он уверен, что должен ее найти, и тогда все изменится. А что все? – ведь у него остался только этот поиск. Вот еще одна развилка.

***

Двое сидели в табачном тумане, настолько густом, что стоило взмахнуть рукой, и причудливые завитки оставляли за ней турбулентный след. Музыка постоянно повторялась, и мужчина с глубоким низким голосом загадочно шептал из динамиков что-то про господ и рабов, при этом не оставляя сомнений в отношении того, что сам-то он никак не хочет обидеть кого-либо из присутствующих. Шум кофейных аппаратов и галдеж жизнерадостных посетителей, как ни странно, не нарушали тишины между этими двумя. Они рассеяно смотрели по сторонам, стараясь любой ценой не встретиться взглядами. Через минуту он вздохнул, достал сигарету и начал разминать ее, будто это как-то помогает найти слова. В конце концов, он закурил, зажигалка сработала только с третьего раза. Неловко выпустив на волю облако дыма, сказал:

- Ну вот мы и встретились снова. Как ты?

- Да… я нормально. А ты?

- Столько изменилось, хотя все по-старому.

- Все еще работаешь в этом своем НИИ?

- Нет, я уволился. Репетиторствую. Это дает достаточный доход и оставляет время на раздумья.

- Понятно.

И между ними снова возникла тишина.

***

Он слышал, что истина наверху. Говорили, что это так, потому что она над миром, потому что все лучшее и правильное приходит из некоего свыше. Но поиск привел его в глухие подземелья, где он убедился в ошибочности общепринятого, понял, что истина – удел избранных, а избранные всегда не такие как все, к ним нельзя применить общих мерок. Истина должна лежать в основании, у самых корней. Во всяком случае его истина, та, которую еще никто другой не нашел, должна быть именно там. Запачканная, но чистая в своей сердцевине. Итак, развилка. Он повернет налево.

***

- Знаешь, а я скучал – сказал он, ковыряя окурком дно стеклянной пепельницы. Пепельница была влажная, и наверняка, вода с шипением испарялась от контакта с горячей сигаретой, но в общем гвалте это никто не слышал.

- Я тоже, но не пытайся убедить меня, что наше решение было ошибкой.

- Твое, может, и нет, а мое – точно было.

- Я так и знала, что ты попытаешься что-то такое выкинуть.

***

С каждым шагом он теряет силы – а что, если их хватит только в одну сторону? Достаточно ли ценна истина, чтобы умереть, обретя ее? А что, если надо было повернуть направо? Если вернуться, то уж точно до цели не дойдешь, упадешь в десяти шагах. Решено, он продолжает двигаться вперед, это логично.

***

-  Ладно, извини. Это я так. Сам не знаю, почему.

- Да ничего, я понимаю.

- Ты как?

- Ты уже спрашивал.

- Ах, да.

***

Но почему? Он идет, ищет что-то, не может быть уверен, что найдет, не знает, куда идти. Может, лучше сдаться, упасть. Или вернуться к нормальной жизни, стать обычным. Подняться наверх. Но как вспомнить дорогу – последние пару лет он еще может восстановить в памяти, но все, что было раньше забыто, потому что бессмысленно. А если он продержится еще пару лет, то, наверное, забудет эти два последних года. Надо остановиться и подумать, прислонившись к стене, перевести дух.

***

- И все-таки, я люблю тебя.

- Да отвали ты. Зачем я пошла, ведь знала же, что такие как ты не меняются!

***

В какую сторону он шел? Вот сейчас он стоит у стены, но если он хочет вернуться к своему поиску – в какую сторону повернуть – направо, или налево? Стоп, что это за серый камень под ногами? Может, это и есть истина? На вид – грязный, как он и ожидал, но должен быть искрящийся и чистый внутри. Как узнать? – не погибнет ли истина, если ее расколоть? Может, просто взять и поверить, что это она и есть?

***

- А я знаю, почему ты пришла. Потому что тебе тоже не все равно, ты любишь меня.

- Дурак, я пойду, пожалуй.

- Можешь уйти, главное – я понял – улыбнулся он.

***

Неужели все так просто? А нельзя ли было взять любой камень на поверхности? Надо все-таки расколоть его.

***

Она ушла, а он взял телефон, звонил приятель.

- Что делаешь?

- Да вот встречался со своей бывшей зазнобой.

- Ну и как?

- Знаешь, она все еще влюблена в меня – произнес он растягивая слова и не без удовольствия.

- Да ну? Она вообще-то замуж вышла.

- Ну и что, она же пришла.

- Не хочу тебя расстраивать, но это я ее убедил, думал, что это сможет вернуть тебя к реальности.

***

С размаху о стену. Обычный серый камень. Гранит, наверное. Этого не может быть. В обычных камнях он понимал мало.

***

- Ну спасибо, ври больше! Даже, если ты с ней и говорил, если бы она ничего не чувствовала, не пришла бы.

***

Он бережно собрал осколки, сложил в платок и завязал в узел. Положил в карман.

***

- Ладно, дело твое, можешь так считать.

***

- Никонов! Никонов, хватит мечтать, вставайте, примите таблеточки.

***

- Идиоты, хватают что попало и верят, что нашли истину. То, к чему я шел так долго, не может быть простыми осколками камня.