Это каверзное Я

Машино
( робкая попытка литератутроведческого анализа )
Про чистосердечное признание как  большую ценность знают многие, можно обобщить и сказать, что все.
Младенцы , может быть, не знают, но за них кто-нибудь да знает.
 Значит, по всем видам логик – знают все.
Чтобы не быть из ряда вон- что, мол, сомневаюсь в больших ценностях , -   решила написать этот текст как чистосердечное признание, что  «я « - не -« я « .
Пусть он будет в жанре литературоведческом или приближающимся к нему,
Объясню причину. Она – простая.  Свои тексты – в большинстве случаев – я пишут от « я».
Не придумываю персонажа , не мучаюсь в поисках говорящего имени и звучной фамилии – « я» заменяет всё многобразие  возможных позиций героя, авторского отношения к нему, той нескладной, но всё – таки их совместной жизни в прстранстве текста, во времени его чтения  и написания .
Прошу обратить на это внимание – отношения героя текста и автора текста начинаются не « до»  , а  при  написании или  при прочтении.
Это, конечно, моя ( да, опять « я» ) точка зрения, моя человеческая позиция, которая есть , потому что я сама есть как живой человек.  При этом  меня можно обнаружить  в физически единственном числе , которое иногда действует как   читатель текстов или  их создатель .
 Моей человеческой  природой мне дана возможность внутреннего диалога, разговора с невидимым собеседником, скажу современным языком – витруальным собеседником.
О том, как он появляется и в какие отношения с ним приходится вступать , написано во множестве научных психологических и философских работ.
Удивительно то, что в обычной своей жизни любой человек -  читатель текстов других людей и создатель своих собственных. 
Текст – это всё, что содержит знаки, имеющие значение.
В словесном тексте, в письменной речи – вот в этой, например, каждая буква и пробел, и знаки препинания имеют значение. Оно общее для всех, кто пишет, читает и говорит на русском языке, но...
Вот это « но « и состоит в том, что знаки каждый из нас читает по – разному.
Одни и те же знаки, а читаем по – разному.  Называется это нахождением смысла или содержанием внутреннего диалога.
Есть такие тексты, которые каждый из нас должен ( это – очень важное условие  , оберегающее человека от лишнего риска )  читать как все, т.е. вынужден найти т от смысл, который должны найти и другие люди  как читатели этого текста.
Этот тип текстов называется тексты – инструкции.
Они отличаются тем, что не требуют внутреннего диалога, значение и смысл в них совпадают.  Красный сигнал светофора – такой текст. Инструкция по применению пылесоса – такой текст.
Заметьте, что в тексте – инструкции нет « я» или « мы».  Нет личных местоимений.
Когда они появляются в письменном тексте,  он  становится литературным.
Вот тут –то и приходится  заниматься созданием смысла из значений, которые воспринимаются как буквы – знаки. Они хитрые – эти закорючки и петельки . Вот стоит, например, в тексте так : « А. « - один смысл ( или смыслы ? ) , « А ! « - другой смысл ( или смыслы ), « А? « - третий, а уж если стоит в строчке : « Ааааааа !? « то словом  « смысл «  не ограничишься, сразу надо писать о возможных множественных смыслах, которые зависят от...
Список переменных , от которых смыслу никуда не спрятаться ,
запишу кратко.
Смыслы зависят от общей структуры текста, его контекста и подтекста. Зависят и от того  внутреннего диалога, который возникает при чтении текстов, где обозначено присутствие других  людей  или существ .
Другие люди  или существа, а может быть, и те и другие    обозначается в литературном тексте  личными местоимениями и личными именами.
У читателя создаётся отношение к присутствию в тексте других – человека или существа. Их может быть много, тогда возникает полилог, такой разговор в группе, где есть свои правила , свои взаимоотношения. При этом  сам текст как система знаков как бы уходит из содержания диалога.
Однако, этого ухода не происходит,  если читатель превращается в литературоведа или критика ( обе позиции отличаются от позиции читателя ), тогда он начинает видеть текст как целостную, организованную систему знаков и интересуется её строением.
Писатель, человек, создающий литературный текст, использует знаки – слова того или иного языка , наполняя их во внуреннем диалоге доступным ему смыслом, который превращается в письменную речь .
 В этой речи есть все свойства любой речи,( они известны всем людям, пользующимся речью ) , -  плюс одно новое свойство – она видима. 
Литературное творчество  интересно тем, что оно как  письменная речь , как  воплощение смысла в значениях слов , не имеет заданной, конечой, абсолютно достижимой цели.
Даже поставив точку, написав слово «конец»  автор литературного произведения не завершил его как текст.
 Литературные жанры как формы как структуры знаков могут быть наполнены разнообразнейшим содержанием смыслов.
 Пока есть люди, способные прочитать письменный литературный текст, он содержит в себе смысл- каждый раз новый, зависящий от читателя.
Читать – это значит, работать над созданием смысла, используя своё  «я» как инструмент  в работе над значениями текста, именно «я»  читателя привносит в письменный литературный текст  динамику внуреннего диалога или полилога, которую воплощал в этом тексте его автор. Так и встречаются в тексте  читатель и создатель литературного текста.
Это встреча как минимум двух « я», двух живых существ способных к смыслообразованию.
Почему как минимум двух « я» ? Потому что читатель в самом простом случае чтения письменного текста может встреиться с текстом от первого лица, где « я» обозначет автора, содержание его внуреннего диалога ( если быть точным до пределов математики, то это авторское « я» уже не равно единице, поскольку внтренний диалог предполгает  двоих участников, а полилог – большее число ).
Вот здесь и начинаются каверзы « я» писателя, которые делают письменные литературные тексты ( опять же моё личное мнение  ) загадочными, привлекательными, таинственными, непостижимо прекрасными творениями человека.
Преодолев в детстве эгоцентризим, - научившись видеть мир с разных точек зрения, с разных позиций, человек,  при создании письменного литературного  текста, в принципе обладает возможностью говорить « я» от лица не только какого-то реального человека или существа, но и от воображаемых людей и существ, в принципе – от любого предмета, одушевляя его.
В раннем детстве, ребёнок переживает важнейшее открытие ( где-то после года), что собачка может говорить « Мяу». «Мяу», а не « Ав-Ав».
Это вызвает приступ ликования, взрыв смеха, радости открытия важнейшего свойства мира – относительности знака, возможности смысла.
Так и в письменном литературном тексте , вопрос о том, кто и что говорит – вопрос к себе – читателю, о найдённом смысле.
Есть несколько путей поиска смысла.
Буквальный путь – что читаю, то и понимаю, т.е. то и наделяю смыслом. Читаю фразу : « Я видел, что она плачет « Могу понять, что автор текста ( Я ) видел то, что видел. Такое понимание вполне возможно, так может начать раскрываться смысл этой фразы для читателя.
Путь построения контекста. Читаю ту же фразу. Она вызывает вопросы, на которые  я, как читатель, должна найти ответы. Кто « я»- видящий ? Кто она – плачущая ? Вполне может оказаться, что видел кот , а плакала берёза. Человек, создавший письменный литературный текст , так его  написал, что читателю надо проделать работу по построению смысла. Обычно такой работе как анализу текстов  начинают учить  уже в начальной школе.
Путь построения контекста и чтения подтекста. Нового в нём то, что при чтении подтекста читатель должен быть уже искушённым, т.е. уметь видеть в письменном тексте его жанр ( авторскую позицию, задаваемую жанром ) , пространства и времена создания писателем именного этого письменного литературного текста – они определяют контекст и его сложность. Напомню, что любой человек живёт во многих временах и пространствах, например, историческом ( всемирная история, личная, история группы, профессии,  литературного жанра и т.п. ), географическом, социальном и т.п.
Я заканчиваю своё описание, надеясь на то, что мой потенциальный читатель выстроит свой смысл после его прочтения и у  него появится отношение к тому, что я написала, смущённая тем, что кое-кто из моих читателей склонен думать, что « я « в моих текстах – это моё личное « я «, возможно это так, но это и далеко не так.
 Сегодня я начала писать истории от имени шкафа, вчера закончила стихи от имени воды, а позавчера... Да что там говорить, только фантазия ограничивает мои возможности быть « Я – девочка», « Я – старушка», « Я – иголка в стогу сена» ,
« Я – лампа дневного света», « Я – старый пень у дороги, «  Я – мельник» и т.п. . .. Всё, держите меня , мой мир так велик...

2000 год