Марево сумерек

Андрей Швырёв
                Я, я, я. Что за дикое слово!
                Неужели вон тот  —  это я?
                Разве мама любила такого,
                Жёлто-серого, полуседого
                И всезнающего, как змея?
                В. Ходасевич


                «...по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;»
                Евангелие от Матфея гл.24 ст.12
               
  1
 
  Представляете ли вы себе, что такое скука? Не та скука, которая охватывает многих после сытного обеда, после рабочего дня или после оплаты счетов, а настоящая скука  —  тяжёлая, сжигающая, уничтожающая. Скука, которая так жестока, непримирима и беспощадна,—  скука, которая заставляет вас думать о своей жизни до головной боли; которая не щадит вас ни днём, ни ночью; которая с каждым часом проникает всё глубже в мозг и пропитывает ваш организм, как смертельная неизлечимая болезнь.
  Именно об этой скуке я и говорю.
  Это язва общества, которая губит некогда жизнерадостных людей. Это недуг, превращающий человека в равнодушного, бессердечного субъекта, способного на жестокость. Когда он видит счастливого беззаботного юношу, который радуется солнечным лучам, ветерку, летней зелени; когда он видит как трепетная девушка спешит на первое свидание  —  на его лице не дрогнет ни один мускул, и он, зевнув, равнодушно говорит:
   —  Ах, как всё это скучно...
  А когда-то он мог быть счастлив. Я даже уверен, что при воспоминании о нежной юности, из его глаз капнут капельки слёз. В юности он беззаботно бродил по городу, представляя себя гением, который принёс миру новую весть, чтобы изменить существующий быт. Мечтая о славе Пушкина, юноша был полон идей и новых мыслей... Но вступив во взрослую жизнь он понял, что жестоко обманулся. Его идеи никого не интересуют, неинтересен и он сам. Все его высокие чувства разрушились и превратились в обломки тупых рифм и недоговорённых фраз. Он обыкновенный гражданин, ничем не выделяющийся от остальной толпы. Благородные стремления юности остаётся только с умилением вспоминать, уподобившись рабочей единице, имеющей свой номер, страховой полис, ИНН, паспорт. Добыча денег для пропитания становится важнее маленьких трагедий Пушкина. Важнее мечтаний о будущем, преобразованном благодаря его новым идеям. Ты  —  это общество. Попробуй заговорить о своих мыслях вслух и ты сразу же станешь инородным телом в этом самом обществе. Тебя будут слушать сквозь смех, не придавая значению ни одному сказанному слову. Тебя станут называть «дурак», «псих», «не от мира сего», «дебил», «имбецил» и так далее. И чтобы снова стать, так называемым, членом социального общества, ты вынужден будешь хранить свои святые чувства глубоко в сердце, и вместо этого начнёшь интересоваться обыденными вещами, невесёлым бытом, заработной платой (которую многие называют подачкой), и год за годом ты втянешься в это „общество“, уподобишься ему и умрёшь вместе с ним. А твои благородные чувства исчезнут с последним ударом твоего почерневшего сердца.
  О чём я? Эта история происходит со мной. Я тоже похоронил свои истинные чувства и почти уже стал „своим человеком“, как вдруг обнаружил себя, настоящего себя... Я не знаю чем закончится моё повествование, возможно, что до кульминации я не доживу. Но я обязан предупредить несчастных самонадеянных людей об опасностях, которые могут поджидать их на жизненном пути.  Я буду описывать события этой истории пока у меня хватает сил, пока дрожащая от усталости рука выводит эти строки, пока я не погиб...


  2

   Я встретил его случайно. Это был обычный человек, ничем не привлекательный меланхолик. Я познакомился с ним в церкви, как это не странно, учитывая, что впоследствии он поколебал во мне все условности жизни. Это была новая, недавно построенная церковь, и мне было интересно взглянуть на неё.
   Люди в своём ничтожестве осмеливаются думать, что если они раз или два в год посетят церковь, попросят чего-нибудь у Бога, поставят свечку и перекрестятся, то все их смертельные грехи непременно будут прощены, а душа очистится. Для успокоения собственного самолюбия этого достаточно и некоторые люди вообще начинают думать, что делают Богу одолжение, когда приходят помолиться в храм. Хотя никто не отрицает благотворного влияния церковных стен на организм человека. Так вот, заблуждение человека о прощении всех грехов так же очевидно, как и заблуждение тех самых бабушек, которые работают в церкви (продают свечи, иконки, крестики, убирают помещения) в том, что за их работу в храме место на небесах для них уже зарезервировано. Поэтому, иногда они ведут себя надменно, причисляя себя чуть ли не к лику святых, по отношению к посетителям.
   Я молча стоял перед иконой Николая Чудотворца и со стороны могло показаться, что я решаю для себя тяжёлые нравственные задачи. Но мысли мои витали далеко, как будто я вообще был не в церкви. Краем глаза я заметил человека, который также стоял в задумчивости неподалёку. От пропитанного ладаном воздуха у меня начала болеть голова и я собрался было уходить, но вдруг встретился глазами с этим человеком. Он приветливо улыбнулся и неспешно подошёл ко мне.
   —  Не помешаю?..—  вполголоса поинтересовался незнакомец. Я внимательно посмотрел на него. Выше среднего роста, худощавый человек. Серые глаза, тёмные волосы. Ничего особенного и всё же было в его взгляде что-то такое, что заставило меня дружелюбно ответить:
   —  Нисколько.
   Мне не хотелось показаться глубоко верующим человеком. Мне почему-то казалось, что если человек молится, то он показывает свои слабые стороны.
   —  Нисколько,—  повторил я,—  я пришёл поставить свечу за упокой...
   —  Вы кого-то потеряли?  —  с участием спросил он.
   —  Это было давно.
   Мы помолчали.
   —  Обратите внимание на эти образа,—  неожиданно предложил он. Я взглянул на изображение сурового и мудрого Спасителя, и промолвил:
   —  Впечатляет.
   Он удивлённо взглянул на меня:
   —  Вы, конечно, шутите?
   —  О чём вы?
   —  Изображения Иисуса Христа не более чем плод воображения художников, художественный вымысел.
   «Действительно,—  поймал я себя на мысли,—  мы привыкли видеть Христа красивым молодым человеком, с русыми, длинными прямыми волосами, с пробором посередине головы, с аккуратной бородкой...»
   Незнакомец, казалось, услышал мои размышления и продолжил:
   —  Прочтите внимательно Новый Завет  —  в нём нет ни слова о внешности Христа, хотя он главная фигура в книге. Я не отрицаю исторического существования Иисуса, но есть гипотеза, что авторы евангелий ничего не знали о его внешнем облике, так как описывали события, очевидцами которых не были.
   —  Интересное предположение...—  только и смог произнести я в удивлении.
   —  Ещё бы! Прежде всего Иисус был человеком. Если бы от него исходило Божественное сияние, вряд ли бы над ним издевались, а потом распяли. Одно можно сказать с уверенностью  —  одевался он хорошо.
   Я ошарашенно посмотрел не него. Он улыбнулся и сказал:
   —  Иначе римские солдаты не спорили и не бросали бы жребий за его одежду.
   К нам подошла служительница храма и попросила говорить потише. Незнакомец поманил меня рукой и мы вышли из церкви на свежий воздух. Осеннее солнце едва нас согревало.
   —  Вы изучаете священное писание?  —  спросил я.
   —  Нет, ну что вы! Мне хватило прочесть Библию один раз, чтобы понять, что эта книга полна противоречий и ошибок, и вообще она похожа на сборник метафор. Тому, кто не умеет читать между строк, лучше не открывать эту книгу. Кто воспринимает прочитанное в ней буквально, тот становится религиозным фанатиком.
   —  Но вы верите в Бога, иначе зачем вы пришли в церковь?
   —  Я не верю в Бога, а церковь мне нравится тем, что здесь можно остаться наедине с собой и погрузиться в свои мысли. Кажется, этого я вам не дал сделать, простите мне мою несдержанность. Меня зовут Михаил...
   Он протянул мне свою руку.
   —  Матвей,—  ответил я.
   —  Что ж,—  вздохнул он,—  мне пора. Город у нас небольшой, может ещё и встретимся где-нибудь. Удачи.
   —  До свиданья.
   Я бы не придал этой мимолётной встрече внимания, если бы мне не пришлось встретиться с этим Михаилом ещё раз. В тот день я немного прогулялся по осеннему городу и вернулся домой.


  3

   Спустя каких-то две недели я зашёл в парикмахерскую и буквально наткнулся на Михаила.
   —  Послушайте, перестаньте меня преследовать!  —  серьёзно сказал он.
   —  Да я и не думал...—  сконфуженно пробормотал я.
   —  Ладно-ладно, шучу!  —  улыбка озарила его весёлое лицо и он пожал мою руку,—  Будете за мной...
   —  Добро!
   Мы на минуту замолчали. Мне хотелось сказать ему что-нибудь отвлечённое и я небрежно выпалил:
   —  Ну как, не обрели ещё веру?
   —  Помилуйте,—  удивлённо произнёс он,—  вера очень сильно ограничивает личность. Я верю в себя, я верю в вас, мой друг, верю в осень, верю в это паршивое заведение, именуемое «Салоном».
   Подошла его очередь заходить и он оставил меня. Он вышел довольно скоро и сказал:
   —  Ну, идите, я подожду вас.
   Когда мы вышли на улицу, Михаил весело сказал:
   —  Знаете, вы отличный собеседник. Я приглашаю вас, Матвей, в кабак. Пойдёмте выпьем, я, надеюсь, вы не очень сегодня заняты?
   —  Нет.
   —  Вот и отлично, следуйте за мной.
   Я охотно согласился, хотя не без некоторого сомнения, тем более в наше время всеобщей мнительности и подозрительности. Мы зашли в какое-то сомнительное заведение, бывшее некогда столовой, а ныне именуемое баром «Шизгара». Когда мы сели за столик, то Михаил спросил:
   —  Что вы предпочитаете?
   Я заглянул в меню. От обилия незнакомых названий я немного опешил, и предложил:
   —  Может, водки?
   —  Отличный выбор! Официант!  —  сказал Михаил даже не открывая меню,—  Будьте добры графинчик водочки, и что-нибудь на второе, желательно говядину. Если можно, квашеной капусты.
    Официант ушёл.
   — Мясо не рекомендуется употреблять без овощей.—  продолжил он, повернувшись ко мне,—   Кстати, никогда не заказывайте здесь первые блюда. Вкус бульона определённо дрянной...
   Я улыбнулся. Нам принесли закуску с одноразовыми приборами и какую-то колбу с водкой. Видимо, это и был «графинчик». Михаил поднял стаканчик с водкой и торжественно произнёс:
   —  Предлагаю выпить за встречу!
   —  Поддерживаю!  —  сказал я и опрокинул пластмассовый стаканчик, сделанный в виде рюмочки. Горькая жидкость обожгла горло и провалилась внутрь. Я выдохнул и закусил.
   —  Что, не пошла?  —  спросил Михаил.
   —  Я её заставил,—  отшутился я.
   —  Спиртное, к сожалению, здесь тоже не лучшего качества, хотя заметьте, я заказал не самое дешёвое. Но качество продуктов зависит ещё и от посетителей. К нам это не относится, но это помещение, в основном, посещают люди связанные с торговлей  —   продавцы, поставщики и даже грузчики. В общем, гадкий контингент. Всё это потому, что неподалёку находится базар. Вы знаете, что торговля портит человека и увечит его нравственность?
   —  Не обращал внимания.
   —  Но это факт! Я заметил, что в присутствии торгашей мне часто не по себе. Эта их манера разговаривать, общаться, вести себя. Их порок  —  жадность. У этих людей даже муха не пролетит мимо без абонемента. Неудивительно, что я долго не могу находиться на рынке  —  у меня кружится голова. Зайдите, к примеру, в любой нормальный магазин одежды или продовольствия. Совсем другое дело! Я уже молчу про книжный магазин  —  отдохновенье для души!
   —  Мне кажется, что вы слишком большое значение придаёте таким мелочам.
   —  Из этого состоит наша жизнь. На том же базаре стоит мальчишка-инвалид, попрошайка. У него нет ноги. Здоровые, более рослые и сильные ребята отобрали у него вчера мелочь, ту самую милостыню, которую он вынужден просить у прохожих, перенося насмешки и оскорбления, чтобы не умереть с голоду. Заметьте, это всего лишь мелочь. Но он должен просить её целый день, в любую погоду, в дождь, снег, ветер, жару, потому что наше государство, которое исправно вымогает у своих граждан налоги, может, но не хочет обеспечить достойное существование ещё одной своей нетрудоспособной единице, лишь потому, что он калека. И он стоит целый день, мозолит глаза прохожих, взывает к их состраданию. Многие отводят от него взгляд, делая вид, что не замечают. Многие его жалеют, даже дадут какие-нибудь копейки, которые случайно завалялись в кармане, но они понимают, что в сущности ничего для этого беззащитного инвалида они сделать не смогут. Старики и калеки никому не нужны в этой стране! В России не те две общеизвестные беды, а реальные  —  равнодушие и халатность.
   —  Я как-то не задумывался об этом...
   —  Ага! Вы тоже!  —  Михаил ловко налил спиртное в рюмки и мы снова выпили.
   —  Удивительно, как устроена эта планета. Одним достается всё, другим ничего. А мораль как понятие на практике не действует. Навсегда ушли в прошлое времена рыцарских подвигов и бескорыстной любви. Посмотрите, что внушают нашим детям. Кругом убийства, насилие, похоть, неуважение к старшим. Что получится из этих детей? А ведь они  —  наше будущее. В школе ребёнок учится быть жестоким и безнравственным. Таково реальное положение дел, на которое правительство закрывает глаза. Безнравственное общество порождает безнравственных уродов, которые будут жить после нас. А ведь раньше, на заре человечества, человек рождался одной только мыслью.
   —  Вам бы на митингах выступать!  —  произнёс я. Я снова был удивлен его высказываниями.
   —  Меня сразу обвинят в политиканстве. Нет, не хочу... Впрочем, я, наверное, утомил вас излишней откровенностью.
   —  Ни на минуту! Мне даже интересно, продолжайте.
   —  Знаете что? Пойдёмте со мной, я вам кое-что покажу.
   Он расплатился и мы вышли из душного, прокуренного зала. Свежий воздух подействовал на меня ободряюще. Заинтригованный, я  послушно шёл за Михаилом. Впрочем, путь наш не был долгим. Мы пришли... на рынок.
   —  Смотрите туда!  —  указал он и я увидел того самого инвалида, который просил милостыню. Внезапно произошло то, что вызвало во мне гневное возмущение. Трое молодчиков окружили несчастного человека, один из них выбил костыль из-под него, другой сильно отвесил ему подзатыльник. Третий, видимо, самый главный, вырвал из рук бедолаги дневную выручку. Плюнув на инвалида, эти выродки засмеялись и ушли.
   На мгновение гнев ослепил меня и я хотел броситься вдогонку негодяям, но Михаил взял меня за руку и остановил:
   —  У вас героические порывы, но помутнённый рассудок. Возможно, спиртное так действует на вас. Успокойтесь.
   —  Вы видели, что они сделали? Безобидного инвалида!
   —  Думаете, он не заслужил своего теперешнего состояния?  —  удивился Михаил.
   —  В чём же он виноват?  —  раздражённо спросил я.
   —  Я вижу, что вы не совсем понимаете, о чём говорите. Относились бы вы к нему так же, если бы знали прежде?
   —  О чём вы?  —  я совсем запутался.
   —  Раньше это был циник, эгоист, который ненавидел нищих, больных, увечных. Он всегда ставил себя выше других и вообще  —  ассоциировал своё Эго со своим богатством. Он был жирным, питался по пять раз в день и, вообще, был неприятным человеком, который при разговоре плевался на собеседника. Неудивительно, что он стал нищим инвалидом. Это закон Бытия!
   —  О чём вы говорите?..—  обескураженно спросил я,—  Когда это он был богатым? Он совсем молод, ему лет двенадцать!
   —  Совершенно верно! В этой жизни, а в прошлой он был богач, жадный до каждой копейки, никогда не подававший обездоленному. В итоге он стал тем, кого он больше всего ненавидел!
   —  Глупости, откуда вы можете всё это знать?
   Михаил мрачно улыбнулся.
   —  Жизненный опыт.
   Я немного успокоился и мы отошли в сторону.
   —  Вы слишком впечатлительный человек, такие вещи нужно воспринимать спокойнее. В нашем современном обществе жестокость по отношению к людям с ограниченными возможностями не исключение, а скорее норма.
   —  Вы рассказали интересную историю о переселении души. Неужели вы думаете, что это возможно?
   —  Конечно!
   —  Но как вы можете отрицать существование Бога и верить в реинкарнацию, ведь душа  —  это частица Бога.
   —  Я никогда не отрицал существования Бога!
   —  Вы противоречите себе, вы говорили мне, что не верите в Него!
   —  Конечно, не верю! Вера не имеет отношения к Богу. Мне не нужно в Него верить, потому что я ЗНАЮ, что Он существует. А знание и вера  —  это разные вещи, согласитесь!
   —  Интересно... Откуда вы можете «знать» о существовании Всевышнего?
   —  Я думаю, вы не готовы услышать об этом, да и нужно ли это вам? Каждый по-своему приходит к Богу. Религии придуманы людьми, а Бог  —  он один.

   После этой встречи прошло около месяца. Я мысленно не раз возвращался к личности Михаила и был уверен, что мы с ним ещё встретимся. Так и случилось.


  4

   Однажды я проснулся ранним утром и равнодушно выглянул в окно. Осеннее солнце не вызывало во мне никаких эмоций. У меня возникло ощущение, что я что-то утерял, чего-то лишился. Мои поблёкшие чувства говорили мне об этом.
   Я часто бродил по улицам, пытаясь вспомнить, каким я был раньше, какие чувства я испытывал в подобные периоды жизни. Но я никак не мог определить тот стержень, на котором основывалось моё чувственное восприятие окружающего мира.
   Мысли мои путались и я случайно забрёл к какой-то библиотеке. Старое здание с облупившейся штукатуркой словно доживало свой век. Я раньше очень любил читать книги, но со временем я уделял всё меньше внимания чтению, а библиотеки обходил стороной. Но сейчас мне захотелось зайти в это Царство Книг, чтобы снова почувствовать то взволнованное состояние предвкушения от получения новых знаний, неких тайн, которое некогда заставляло меня в своё свободное время посещать читальный зал...
   Я зашёл внутрь и почти не удивился тому, что увидел здесь Михаила, который беззаботно перелистывал какой-то литературный журнал. Он поднял голову, улыбнулся мне и знаком предложил присесть. Читальный зал был пуст. Кроме нас двоих в помещении никого не было. Михаил читал стихи современных авторов.
   —  Здравствуйте, Матвей, рад снова увидеть вас!
   —  Стихи?  —  вместо приветствия спросил я.
   —  А вы интересуетесь поэзией?
   —  Ну это вряд ли. Раньше я писал кое-какие стишки, но со временем перестал.
   —  Вероятно, в сладкой юности, когда в душе очень много любви!
   —  Примерно так! Современная поэзия... Есть что-нибудь достойное внимания?  —  с интересом спросил я.
   Михаил покачал головой.
   —  Ох уж мне эти писаки...
   —  Понимаю, по мне уж лучше «несовременные». А вы сами, случаем, не пишите? Мне кажется, что из вас вышел бы неплохой поэт!
   —  Ни за что! Предложите мне быть дворником, чем поэтом. У дворника хотя бы есть постоянный заработок, а у поэта? У него ничего нет! За свои труды он ничего не получает и его творчество становится злобным, он начинает петь о несправедливости. Есть у нас ещё несколько гениев, но о них мало кто знает, и своей отчизной они не признаны.
   —  Неужели в таком солидном журнале нет ни одного хорошего автора?
   —  Стишата пишут очень многие люди. Правда, не все готовы их читать вслух. Стесняются, что ли? Такой у нас русский народ  —  тянется к творчеству. Творчество во всём  —  утром в троллейбусе, днём на работе, вечером дома. В компании, в одиночестве, в весёлом застолье, в жизненных неприятностях. Пишут все: уборщицы, жёны олигархов, продавцы, эстрадные звёзды. О них нужно поговорить особенно. Они пишут дурацкие, никому не нужные, книжонки. О том, как они позавтракали, о приключениях горничной на Рублёвке, о том, как они съездили в отпуск и тому подобное. Всё это никчёмная макулатура, не способная вызвать в человеке какие-либо высокие чувства. Поэтому, творчество, так называемого, среднего класса намного интереснее, живее и лиричнее лубочных и шаблонных книжонок пресытившихся от роскоши прожигателей жизни.
   Поэзия должна быть откровением, исповедью. У каждого поэта своё мироощущение, ведь мир и природа вокруг нас   — это и есть искусство. Поэтому я органически не воспринимаю многих современных поэтов, стихи которых слабы по форме, непонятны, полны странными сравнениями и оборотами, полны штампов и банальностей. И самое главное  —  в них отсутствует мысль. Многим из них нужно перейти на прозу и оставить поэзию навсегда, потому что нельзя писать, например,—  Михаил заглянул в журнал,—  «Старик-валун лелеет думы». Это полнейшая безграмотность. Создаётся впечатление, что этот автор совсем не отделывает стихи, что мы читаем его черновики, весь этот словесный шлак, все эти заготовки, а не цельные поэтические произведения, которые по-Гоголю должны быть «ясными как день, проникнутыми согласием и высокой мудростью простоты». Поэтому, все эти стихи просто ни о чём. Эти поэтики просто описывают то, что видят, и даже не пытаются придать увиденному поэтический смысл, не пытаются дать в своих творениях хоть какую-нибудь информацию. Самое страшное для поэта  —  быть эпигоном и посредственностью. В поэзии, как и в жизни, должны быть периоды. Невозможно всё время писать об одном и том же...
   Михаил задумался.
   —  Вы неплохо разбираетесь в искусстве...—  только и мог сказать я. Мне стало жаль, что я проболтался о том, что когда-то писал стихи. Поэзия  —  это большое искусство, и заниматься им должен не кто попало, а только истинные гении. Вот что понял я из слов Михаила.
   —  Мне нужно идти...—  сказал он и торопливо вышел. Журнал остался лежать на пошарпанном столике.
   Посещение библиотеки также не дало мне новых впечатлений и, разочарованный, я побрёл домой.


  5

   Умер один мой знакомый, с которым мы когда-то давно дружили. Я пришёл почтить его память и проводить в последний путь. Было раннее пасмурное утро, когда я пришёл к зданию морга. Близкие родственники усопшего тихо плакали, остальные стояли по сторонам группами по три-четыре человека. Курили.
   На кладбище стояла дождливая промозглая погода. Прощание с покойным оказалось недолгим  —  торопили могильщики, «работы много...»
   Положили гроб в яму и через пять минут всё было закончено. Свежая могилка, цветы, крест. Люди пили и я к ним примкнул. От водки стало теплее. Мне не понравилась быстрота похорон, не было ни речей, ни просто тёплых слов. Все молчали. Был человек и нет человека...
   Я посмотрел в сторону и увидел среди надгробий знакомый силуэт. Судьба упорно сталкивала меня с ним. Это был Михаил.
   Я подошёл к нему, и, хотя он стоял спиной, он заговорил первым:
   —  Здравствуйте, Матвей. Я давно заметил вас, но не решался подойти.
   Михаил обернулся. На его лице отражалось полное спокойствие.
   —  Вы кого-то хоронили?
   —  Да, старого приятеля... Говорят, что у него остановилось сердце.
   —  Сердце? А сколько лет ему было?
   —  Всего сорок три... Молодой совсем. А почему вы здесь, навещаете кого-то?
   —  Нет... Я люблю побродить по кладбищу, но поймите меня правильно... Здесь умиротворяющая обстановка. Здесь я сильнее понимаю, что все мы смертны и это успокаивает меня. Когда я был маленьким, я мечтал, что буду жить вечно. Но в юности все мы представляем себя не теми, кто мы есть на самом деле. Уж так устроены люди. Они склонны к мечтам, к несбыточным фантазиям. Но к тридцати годам жизнь выбивает из человека всю эту дурь... Не желаете немного пройтись? Здесь есть совершенно замечательные памятники.
   Я слегка вздрогнул и нехотя согласился. Серые облака затянули небо. Капли дождя касались моего лица. Сквозь угрюмые тучи, мелькая крыльями, куда-то улетали птицы.
   —  Взгляните на это огромное кладбище,—  продолжил Михаил,—  город мертвецов. Пиршество червей!
   —  Ваш юмор немного неуместен,—  заметил я, не скрывая раздражения,—  здесь люди обретают покой, находят последний приют, как говорил Высоцкий.
   —  О, не обижайтесь. Черви  —  это естественная наука. А правда никому никогда не нравится. Но неужели вы, Матвей, полагаете, что жизнь заканчивается здесь, на кладбище?
   Он сделал ударение на букву «и».
   —  А как же! Хотя если принять вашу веру в реинкарнацию...
   —  Кто-то уверен, что душа отправляется в рай или ад, кто-то думает, что кроме костей не остаётся ничего. Но это не так. Если вы захотите узнать что-нибудь из, так называемых, тайн Вселенной, вы запросто сможете это сделать, потому что во Вселенной нет тайн! Не стоит бояться смерти. Человек больше боится физических мучений предшествующих смерти. Гибель плоти  —  это ещё не конец существования. Жизнь всегда продолжается, только в разных воплощениях. К сожалению, большинство людей узнают своё истинное лицо только после физической смерти.
   Я ухмыльнулся.
   —  Каково же ваше истинное лицо? Кто вы?
   —  Я? Я обычный человек, часть всеобщего бытия. Но мне кажется, что наши встречи происходят не случайно.
   —  Что вы хотите этим сказать?
   —  Позвольте вашу руку...
   Я покорно протянул правую руку. Он начал изучать мою ладонь. Я еле сдерживал улыбку.
   —  Иногда я разрешаю себе заглянуть в недалёкое будущее, насколько мне позволяют сверху.
   Я совершенно не придавал значения его странным словам. Я вообще хотел уже побыстрей уйти с кладбища, но вдруг Михаил оттолкнул мою руку. Он страшно побледнел.
   —  Ой, ты скоро умрёшь!  —  как-то нелепо обронил он, впервые назвав меня на «ты».
   —  Что за нелепицы вы говорите!
   —  Вы погибните!
   —  Откуда вы можете это знать? Вы что  —  ведьмак? Что за глупости! В своём ли вы рассудке?
   —  Я совершенно серьёзен. Вас убьют!
   —  Кто же меня убьёт?
   —  Это буду я!
   Я невольно попятился назад.
   —  Не бойтесь, я не хочу причинить вам вреда, я не...
   —  Послушай меня, ты, психопат! Оставь меня в покое! Никогда больше не подходи ко мне!
   —  Я хочу помочь...
   —  Нет, ничего не надо! Больше мы не встретимся!
   Я ушёл с кладбища совершенно раздосадованный.

   Больше я его не видел. По сей день, а прошло уже несколько лет. Но... он часто мне снился и в память мою врезались его слова, его суждения. Он перевернул в моей душе привычные, устоявшиеся картины мира, незыблемые, как мне казалось, ценности жизни. Он стал моим «демоном». Сам того не замечая, я стал таким же как он, я стал думать как он и действовать так же хладнокровно, как он, высмеивая всё святое, что есть на планете. Я изменился. Ничто больше не волнует меня, ни трепет девственной груди, ни христианские чувства, ни труд, ни дружба... Ничего!
   Только сейчас я понял, что так удивляло меня в его глазах  —  это было зло, жуткое зло. Он оказался прав. Он действительно убил меня. Убил всё хорошее, возвышенное, что когда-то было во мне. Уничтожил все мои мечты и стремления к лучшему. Я увидел весь ужас царящего вокруг невежества жизни и охладел до глубины души. Мною овладела вселенская скука.
   Я очень слаб; я знаю, что смерть моего тела уже совсем рядом. Возможно, она уже занесла свою косу над моей головой. Но я не боюсь. И не жалею. Разве то лицо, что я вижу в зеркале, это действительно я? Нет, это лишь оболочка, кокон, куски мяса расположенные вокруг уродливого черепа, не более. А мясо всегда портится и гниёт...
   Колорит жизни отбрасывает тень обыденности. Я перерос в себе светлого, радостного человека. Я научился скрывать чёрное отчаянье под маскою спокойствия. Вся наша жизнь состоит из упущенных возможностей, складываясь в череду случайностей.
   Моя глупая, фальшивая жизнь пуста и хрупка как мыльный пузырь. Моё тело слабеет, я не в силах что-либо добавить к сказанному... Сумерки. Сегодня густой туман за окном. Улицы совсем не видно. Лишь свет фонарей еле пробивается сквозь толщь белизны и серости. Тусклый свет похож на глаза призрака. Они смотрят на меня, они приближаются ко мне, они предупреждают меня о чём-то...


Февраль–июнь 2009