Ремарки к прогулкам или Рассказы о необычайном 2

Локсий Ганглери
А теперь, давайте, отвлечемся от мрачных картин, к которым то и дело соскальзывает пресловутое роланбартовское "удовольствие от текста", и вспомним т.н. "Путевые заметки"  Доку. (Мне сдается, правда, что большинство из этих "страниц странствий" написаны, не отходя от письменного стола – но это вопрос не литературный, а юридический).

Итак, в этих, так сказать, "Путевых выписках", есть, в частности описание духана под названием "Едоки картофеля". Он «получал свое кажущееся несправедливым название от одноименной картины, которая висела на стене общего зала в духане. Картина художника, оставшегося неизвестным (неизвестно, пожелавшего остаться неизвестным, или, как бы сказать, невольно неизвестного – Л.Г.) изображала стол заставленный плошками с хинкали и кружками пива. Между морем пива и горами хинкали паслись жареные поросята, индюки да цесарки, а иногда проносился гордый, так сказать, копченый олень или некогда яростный вепрь (лежа ли на блюде, или вцепившись в вертел). Никакого отношения к Ван Гогу с его знаменитым холстом наш духан не имел (как это казалось нескольким спившимся художникам, за неимением денег на что-либо из вышеописанного). Если бы даже духанщик знал, кто такой Ван Гог, он тем более постарался бы никакого дела не иметь с этим экзальтированным гуманистом».

Вот такая, с позволения сказать, путевая заметка, быстро выродившаяся в идеологический памфлет (да что там памфлет, попросту наезд!). В этом весь Доку! Кстати, ставя под сомнение "документальный характер" этого Roadhouse, нельзя не отметить, что ниже встречается «фамилия духанщика – ни больше, ни меньше – Шаурман!» (явно, невзыскательный псевдоним-контаминация слов шаурма и гурман). Это, впрочем, просто-напросто хохма, сколь безобидная, столь и дурацкая.
Надо, однако, сказать, что далеко не столь безобидно само слово "хохма" в известном нам значении. Ведь "хохм;" есть одна из сфирот Древа Жизни, именуемая "мудрость" (кажется в "Сефер Йецира"). А позже, неизвестно, с чьей нелегкой руки и с какого столетия оно уже известно нам как "прикол". Таким образом, богохульство становится еще и циничным выражением, взятым напрокат у наркоманов. К тому же, пусть невольно и по незнанию, все мы становимся участниками этого,сами того не подозревая, но употребляя слова "хохмочка" и "хохмить" (а равно с ними - "прикол" и "прикольщик")...

Ну вот, опять нас "понесло в идеологию". Но что поделать? Мы бы и рады жуировать, заигрывая "с гламурОм и дискурсОм", но – с тех пор как в мир был принесен меч, мiра между "быть" и "не быть", ‘да’ и ‘нет’, добром и злом быть не может. Помню, мы с Доку смеялись, когда ЕС и Украина вели переговоры по вопросам радиации. Правда, признался МИД Украины, достигнутое не устраивало ни одну из сторон, но главное – это то, что, как объявляли, достигнут консенсус. Правда, неизвестны даже ни факты, ни цифры. А ведь вопрос, увы, более чем актуальный – и для Украины, и для ЕС, и главное, для самого населения. Но... стороны не хотят и не знают. А вот консенсус – он достигнут!

Это, почему-то, главное... Как говорил (то есть, записывал) Владимир Даль, «шути, кувшин, доколе ухо не оторвется!»

Это невеселое – и совершенно правдивое – утверждение стало частью очередной постмодерницки-ориентированой шуточки Доку. Говорит ли это Даль? Цитирует ли? Просто, равнодушно приводит народную великорусскую пословицу? Как всякий п-модернист, Доку любит задаваться "лишними, то есть жизненными вопросами" и, вместо ответа, продолжает шутки шутить. Да и не-шутки тоже...

Например. Вверху страницы помещена вырезка из какого-то серьезного журнала (может, из БИНТИ, а может и из бюллетеня НАСА). «Ученые проанализировали снимки Земли сделанные с космического зонда (имеется в виду спектрометра VIRTIS аппарата Venus Express, который запустили к Венере в ноябре 2005 года – Л.Г.). Анализ снимков выявил только наличие воды и кислорода на Земле. При этом жизнь на Земле не была зафиксирована. Данных с зонда не достаточно для констатирования жизни, - говорят ученые».

Наш Дока так визировал эту инфу: «Это неудивительно. Удивительно другое: я, лично, к Венере не летал (в смысле, к планете!) и снимков этих не видел. Но я всегда говорил: Э-э, ну разве это жизнь?!.» Действительно, что тут еще скажешь! Спутник – вещь непредвзятая. «А главное, - продолжает Доку, - зачем этот дурацкий шпутник дальше летит?! Есть ли жизнь на Марсе, нету ли жизни на Марсе – спутник еще не в курсе дела. Он нам этого все равно не скажет и не покажет! Да и всем остальным, тоже!..» - так завершает свои иеремиады-филиппики г-н Минтаев. "У него - то есть, у ученых - попросту нет критерия жизни! Да что там! сей "беспутник", очевидно, даже загрязнений не заметил - или, хм, не интепретировал их как "жизнь" (в отличии от британских ученых, хе-хе)..."

Теперь – «старые песни о главном». Или, еще лучше, «новые песни о реальном». Вы, ведь, наверняка понимаете, что никак нельзя не сказать об отношениях Доку с господами постмодернистами. Ну, правильнее сказать, о его отношении к постмодернизму. В книге об этом – ни гугу, ни табу. Однако я помню наши с Доку беседы, когда он высказывался по этому поводу без обиняков (позвольте только мне убрать этот нарочитый и ненужный акцент и просто записать мои воспоминания).

«Эти твои постмодернисты, - сказал мне Доку однажды утром, за чашкой кофе (словно готовился к этому всю ночь) – как барсуки!» На мое очевидное недоумение Доку с ухмылкой ответил: «Лишнее и ненужное мы считаем грязным и плохим. Поэтому называем его "говном" и выбрасываем вон. А барсук это использует – для ориентации. Да, еще для территориализации: метит границы, где – свое, где – чужое. У них, у этих барсуков совсем другая парадигма: то, для чего нам нужны слова и образы, для того у них – говно»...

Я, признаться, несколько опешил (о "барсучих парадигмах" как-то не доводилось задумываться), но когда пришел в себя, попытался заметить, что-де «барсуки – молодцы: у них все – в зачет идет». Тогда Доку смерил меня сузившимся глазом и сказал: «У барсуков оно – свое, а у постмодернистов – кого-попало. Барсук бы с ума сошел, а у нас, вот – хаос!»

Вот так, по-минтаевски: нелицеприятно, но без оскорблений. Неожиданно, но ясно.

Иной неискушенный читатель спросит: «Как же можно Доку называть постмодернистом, если он о них такое пишет?» Но ведь этой старой недоброй практикой, в сущности, нехитрой парадигмой обывателю внушается представление о непобедимости постмодернизма, а другим конструктивным мировоззрениям – вероисповеданию, патриотизму, гражданскому самосознанию и т.д. – вменяется осмеивать и ставить под сомнение самое себя, чтобы якобы продемонстрировать силу. Вместо этого, свою великую, даже окончательную силу проявляет постмодернизму: ведь коль скоро саморазрушение не страшно, а любовь или вера с ним несовместимы, то стало быть, постмодернизм и есть более сильное, продвинутое и всеобъемлющее являние, чем мудрость, вера, надежда, любовь и дружба...

В этом мы убеждаемся, когда рассматриваем минтаевские структуралистические построения. Очевидно, по мотивам своих изысканий в сфере брендинга, Доку пришел к своеобразному мифотворчеству и даже выдвинул целый космогонический миф.

Интересно, а? - от слогана – к мифологеме!

Короче говоря, минтаевский миф несет в себе следы залеченного, зализанного дуализма, sit mihi verbo. «Миром», - пишет Доку, как будто его кто-то просит, – «правят две силы: Напряг и Оттяг. Когда побеждает Напряг, мир превращается в Облом. Но если – случается и такое! – Оттяг одерживает верх, то мир входит в другой модус своего непростого-нелегкого существования. Он именуется Приход».

Говорить о мифологемах, не касаясь рекламы и маркетинга, несолидно и несовременно. Тем более, что этой сфере Доку посвятил много прекрасных порывов души. Он даже, помню, становился в позу эдакого шестидесятника, и, выпячивая тыльную сторону ладони и вскидывая фантомную прядь, гордо декламировал:

Как слуге
...........чистого
............... слога
это - МНЕ –
........сочинять
.............слоганы!

и ладонь характерным жестом подчеркивала слова "это мне".

Тирада эта не осталась чистой декларацией, как это обычно случалась у Минтаева: стал бы он что-либо чисто сочинять, без мзды!.. Слоганов и сценариев, даже бренд-эссенций в Давтаре оказалось немало – все, в основном, на алкогольную тематику. Есть среди них и презанятные. К примеру, такая вот "рекламная триграмма":

Новостей любая сводка -
      Хороша -
С холодной водкой!

Что здесь занятного? Во-первых, неадекватное слово "триграмма"становится вполне разумным в контексте "граммов" – становится понятным, почему это, скажем, не "рекламное хайку". Во-вторых, реклама прекрасно инкорпорируется как в программу новостей, так и сообщения Гидрометцентра: здесь будет стоять "Любая погодная сводка". А водка будет, таким образом, обрамлять информационную программу (извращая и превращая ее, согласно Доку, в «информацию про граммы» - по крайней мере, ни о чем другом мозг не будет, скорее всего думать, во время про-граммы.
Наконец, в-третьих, этот рекламный текст достаточно гибок, если верить малоубедительной минтаевской строке: «Погодные сводки – хороши и без водки!» Неубедительны такие версии еще и потому, что если сводки погоды еще могут быть хороши сами по себе, о сводках новостей этого никак нельзя сказать. А поскольку водка ничего не может улучшить, то единственный способ сделать сводки новостей хорошими – это не смотреть их, или пить – вместо них. Впрочем, не будем о политике.

Неплох рекламный слоган, направленный на довольно странную аудиторию. Ролик изображает молодого китайца, который, попивая Бейлис, нахлобучивает направо и налево прекрасных фей или ведьм (т.е. лис, по-китайски, хули), оставаясь, в то же время, совершенно неподвластным их злодейским гнусных чарам. Даже напротив, их краса идет ему на пользу, как знаменитой европейской лисе – Дориану Грею. Слоган, соответственно, гласит : «Бейлис! Забей на лис!».). Впрочем, разве что лисьи чары могут заставить мужыка выпить Бейлис!
В отличии от этого сомнительного слогана с сомнительной аудиторией, имеется у Доку и слоган заведомо выигрышный, направленный на правильную таргет-аудиторию, а именно, сильно пьющих интеллектуалов-леваков.

Постер просто по-дорийски прост:
К плакату со знаменитой фотографией комманданте Че элегантно пришпилена бутылочка текилы. Подпись к постеру также донельзя проста:

Hasta la Victoria siempre!
Tequila o muerte!

Наконец, вершиной рекламного (или алкогольного) творчества г-на Минтаева мне лично представляется этот рекламный ролик - хотя он чрезвычайно рискован и краток.
 В кадре виден взмывающий над высокой волною сёрфера. Паря над нами, он вскрывает бутылку шампанского. Вот ловкач, а? - а пена брызжет, в экстазе сливаясь с лучами закатного диска, и с пеной, другой, из которой в мир пришла Афордита. Положение скакуна "верхом на пене - к Анадиомене" - и рискованно, и раскованно! А слоган гласит:

РИСКУЙ! ПЕЙ ШАМПАНСКОЕ!