По ту сторону гипноза

Локсий Ганглери
В один из дней, когда Чжуан-цзы не был бабочкой, он ходил по базару.

Гм, если вдуматься, и вспомнить, что ходить по базару - любимое занятие суфиев и дервишей всех пространств и традиций, то интересно трактуется фраза "ходить по базару", где "базар" значит "дискурс".

Впрочем, "ходить по рынку" - тоже любопытное занятие, особенно, если уполномочен ходить по международному рынку. А уж если представить себе, хоть на мгновение, Чжун-цзы в бабочке...
Но - сейчас не об этом!..

Итак, мудрец разглядывал мясо: мясо цельное и расчлененное, разложенное, или же висящее под отрезанными коровьими головами, насаженными на колья.

...Шехерезада (или народная мудрость) постулирует, что три самые приятные вещи на земле связаны с мясом. Созерцать мясо – в них не входит. Так что, занятие это – вполне философское! Поэтому мясник был давним другом нашего философа...

Чжуан-цзы обратил внимание на одну странную вещь: нож у друга всегда был таким острым, словно сей час – с точильного камня. А ведь мастер никогда не точил свой нож, сберегая время и силы!

И вот, Чжуан-цзы спросил мастера-мясника: «Как тебе удается так содержать твой нож, так сберегать его?»
Мясник же ответил, что это очень простое искусство. «Главное – резать не мясо и сухожилия, а попадать в пустоту между ними. Как только научишься видеть, чувствовать пустоту», - сказал мясник, - «все станет проще и быстрей».

Хм, резать и/ли продавать пустоту еще и выгодное искусство. Но обратно - сейчас не об этом!..

Умению трогать пустоту научены не только мастера-мясники. Нечастой порою заметишь в ресторане или за торжественным столом человека, который столь быстро разделывает свою порцию, словно в руках у него лазерный скальпель.
Стоило бы опасаться таких людей: они ведь вполне могут злоупотреблять своим странным, впрочем, заслуженным умением: пока вы возитесь с одним бифштексом, они, глядишь, уничтожают девятый кусок!..

Но есть два обстоятельства. Во-первых, таких людей слишком мало (меньше, скажем, чем ваших бифштексов). Во-вторых – и это главное – у людей, которые ощущают пустоту, есть куда более серьезная способность или особенность. Она-то и есть их основная, существенная черта (не только источник дохода). По ней они и узнают друг друга. Другие, "не мы!", тоже узнали бы этих людей – не будем называть их условно "племенем мясника", и уж тем паче, "племенем резника". Назовем их, лучше, "мастера пустоты".

Конечно, на манипуляции с ножом мало кто обращает внимание (кроме тех, кто ищет себе приключения, или ищет себе подобных). Их узнают все, но бывает уже слишком поздно...


* * *

... Итак, казалось, отряд казаков настигал его неумолимо. В степи решительно некуда укрыться! - а впереди еще озеро. И вот, он остановился пред черным чревом воды, за спиною же – шашки и сабли, и вот-вот, изрубят его на куски - в корм гиенам да воронам, или червям. Казаки и утопиться не дадут!

Но человек, с виду похожий на суфия, остановился вовсе не из отчаяния. И уж, конечно, не ради патетики. Он встал и вытянул руки по швам. Казаки тоже застыли.

...А уже через минуту, весь отряд помчался в объезд озера, и там, уже за озером, свистя и улюлюкая, люди принялись с остервенением сечь и рубить друг друга: каждый видел перед собой лицо "проклятого тунгуса". А тот преспокойно развернул свою лошадку и, не дожидаясь, пока тяжелая завеса обмана спадет с буйных глаз, уехал прочь. Порою, впрочем, поглядывая, для порядка, на казаков...


* * *

Если то, как человек обращается с ножами, не представляет собою предмета истории, по крайней мере, независимого и непосредственно, то случай с казаками - чистая история: этот факт записан и, стало быть, реален.
Неанонимная, а БОЛЕЕ, ЧЕМ ИСТОРИЧЕСКАЯ личность Иосифа Джугашвили - известного больше как Сталин - тоже неоднократно протоколирована в подобных ситуациях.

Но есть ли что-нибудь общее между этими, совершенно различными casus мясник и casus тунгус? Представьте себе, да! И роднит их нечто, с чего именно мы начали наш рассказ: умение разрезать пустоту, не касаясь волокон; умение реальным ножом нащупывать идеальные условия.

Почему-то, люди, которые умеют делать это, умеют также наводить морок. Просто, водить.

Последнее выражение, согласен, звучит ненаучно и неполиткорректно. Но писать об этом политкорректно мне не хочется (было дело, в далеком 1993м, цыганка на Киевском вокзале мороком увела у меня немалую, да к тому же, казенную, сумму денег).

А писать научно... Надо, пожалуй, попробовать.


* * *

Каково наше обыденное представление о гипнозе? - коли уж читателя "пугают" бабкины словечки вроде "водит" или "морок". Человек с помощью какой-то силы воздействует на других людей. В дальнейшем, мнения о природе этой силы сильно развились и разделились.
Но общая схема, насколько я понимаю, осталась. И она - именно такова.

Впрочем, представление остается представлением. И недаром прославленный классик марксизма-ленинизма Георг Гегель называл редставление "продажной девкой гносеологии". Кстати, вместе с Vorstellung – "представлением", под эту же рубрику подпало и Einbildungskraft - "воображение" (это уже сущий перебор).

Впрочем, вместо того, чтобы ругать классиков, а особенно Гегеля, лучше взглянуть на ситуацию с другого угла. Почему бы не допустить, что т.н. гипнотизер каким-то образом попадат в некое поле – а лучше уж сказать "пространство" – которое отлично от того пространства, в котором пребывают... э-э... гипнотизуемые (жертвы).

И вот, мизансцена с озером, казаками и тунгусом-чародеем напомнила мне об одном эксперименте, который швейцарские ученые не так давно предприняли, и... – не смогли объяснить. Не знаю, смогли бы философы или богословы дать свое объяснение Женевскому эксперименту – я лишь постараюсь здесь приблизительно его описать. ТАК, как я, недостойный, его понимаю.

Итак, в рамках поставленного эксперимента происходило следующее.

Связанные пары фотонов, образованные генератором (расположенным в Женеве) направлялись по волоконно-оптическому кабелю (по-нашему, волоком, хе-хе) в два пункта, расстояние между которыми - 18 км. Исследования показали, что оба фотона "чувствовали" происходящее друг с другом – причем мгновенно! По крайней мере, скорость передачи на пять порядков превышает скорость света в вакууме. Последняя, как известно, считается первой в мире скоростей: вот уже более века, физики полагают ее максимальной и предельной.

Меня, признаться, удивило вовсе не то, что современные физики сели в лужу. И даже не то, что нашлась-таки скорость "покруче" скорости света – по поводу запредельности скорости света меня давно терзали смутные сомнения. Гораздо более странным показалось мне то обстоятельство, что реакции и поведении фотонов было идентичным! Ведь речь идет не о дюжине шагов, а о дюжине миль – да еще по горам и каньонам! И ведь это - швейцарская точность.
В самом деле, как сообщает сайт Physorg, попытки объяснить полученные результаты с помощью принятых в современной физике теорий, не увенчались успехом.

Таким образом, физическая природа сверх-скоростного взаимодействия связанных фотонов остается совершенно непонятной. Тем более непонятно это уже само по себе невозможное сверх-скоростное взаимодействие! Последнее, в данном случае, немудрено: если уж скорость света не смогла угнаться за этими хитрыми фотонами, то уж куда там сынам арбалетчиков, часовщиков и банкиров!..

Впрочем, опять-таки, сейчас не об этом!

Ведь непонятно-то, на самом деле, другое: зачем мы вставляем между этими одинаковыми событиями какой-то период времени и разверстку пространства? Одно и то же со-бытие проиходит в поселках Сатини и Джусси. Мы видим между ними неисчислимо малое время и пространство – целых восемнадцать километров волоконной оптики. Фотоны же не видят, так сказать, ни волов, ни коней. По природе своей, они не видят ничего - ни полей и ни кабеля. А раз для них нет временеи, то и пространство - в прах!..

Можно сказать и так: что-то происходит, а мы наблюдаем  его в соседних деревнях, да еще удивляемся: почему это нечто столь быстро переместилось оттуда сюда? а может, случилось и тут, и там?

А оно-то просто-напросто "фестивалит" - и там, и не-там!


Одним словом, это совершенно другой мир. Даже если мы познаем его, мы не сможем описать его, чтобы это было и адекватно, и понятно другим. Но что мы можем сделать, так это как-то очутится в этом мире – конечно, неведомо для других (быть может, и для самих себя).

И мне кажется – хоть я и забегаю вперед! – что машиной времени (пространства? измерения?..) для нас здесь должна стать сила воображения. Именно силе воображения удается превратить пустоту в полноту и полноту в пустоту. Так мы можем, разрезав пустоту, проникнуть по ту сторону событий – за 18 километров от событий – и стать невидимыми и абстрактными!..

Главное, чтобы какой-нибудь тунгус не опередил нас и не показыл хитрый язык из своего не/чуждого нам далёка!


Фото: на снимке - наш сад в предрассветние, самыe темные, сумерки. Посреди пней (для красоты!) сидит кошка, которая почему-то не испугалась вспышки.
А может, это и не вспышка... и не кошка...