Семейная сага. Главы 10, 11, 12

Тина Морозова
Глава 10.

Прошло  шесть лет, в течение которых бабушка  и дед каждое лето принимали у себя любимого внука, чтобы Андрейка погрелся в жарких лучах южного солнца, насыщая организм витаминами и наслаждаясь теплом родных  сердец. Доставку  взрослеющего мальчугана на родину и назад чаще всего приходилось осуществлять Тине, что она делала с превеликим удовольствием.
В июне  восемьдесят седьмого года  в гостях  у прибалтийских родственников  побывал Сергей вместе со старшей дочерью; погостив неделю, они вернулись домой месте с Андреем и сообщили родственникам свежие новости:  Бригита, неожиданно для окружающих, вышла  замуж и родила сына.
В конце августа  в эстонский город Валгу отправилась Тина, сопровождая окрепшего, загоревшего за лето племянника.
«Как  она, моя милая Бригита - счастлива ли, наконец? Что за человек – её муж и отец  малыша, не рухнут ли её надежды  на счастье в очередной раз? Любят ли они друг друга? Как-то лихо это всё приключилось: полгода назад от неё было письмо, в котором ни о  замужестве, ни о будущем ребёнке не было ни слова», - размышляла Тина, направляясь по знакомой улице в сторону дома Бригиты и  едва успевая за Андреем, спешившим навстречу дворовым  друзьям. 
Встреча подруг  была, как всегда, бурной.
-Ну, показывай своё сокровище, мне не терпится его лицезреть, - потребовала Тина  после взаимных приветствий и объятий,  - где малыш? Как его зовут?
-Вот моё сокровище,  сопит в две дырочки, - счастливая мать показала на кроватку, где мирно спал крошечный  человечек, - Я назвала его Серёжей.
-Ой, какой маленький комочек! Неужели и наши  детишки когда-то были такими маленькими? Даже не верится! А ещё больше не верится, что такими маленькими комочками когда-то были и мы с тобой, Бриги! Как странно устроен мир! Ну, а где же  счастливый отец этого комочка? Кто он?
-Владик на работе,он  скоро вернется, и ты его увидишь, - отвечала новоявленная мать и жена, улыбаясь счастливой улыбкой.
-Бригита, ты всех убила! Скажи мне - кто твой избранник? Ты его любишь?
-Главное, Тина, что я люблю нашего ребёнка. Ты же знаешь, как давно я  мечтала о втором ребёнке.  А люблю ли я Владика, я даже не знаю, наверное - нет. Я люблю Саню,  кроме него я никого не любила и любить не буду.  Кстати, как его дела? Как здоровье? Он мне недавно приснился - не очень хорошо, даже страшный был сон. Ой, что это я тебя сказками кормлю? Пошли на кухню, я запекла курицу по новому рецепту:  в морковке, тебе должно понравиться.
Андрей к этому моменту, быстро перехватив бутерброд, уже умчался во двор, где его ждали истосковавшиеся  товарищи. Темперамент  и непоседливость мальчика не изменились: в свои  четырнадцать лет он был всё тем же забиякой и фантазёром,  с которым  было нелегко взрослым и весело, интересно  сверстникам, обожавшим своего "заводного" друга.
Подруги перешли в кухню и сели за стол, продолжая незатейливые женские беседы о детях, мужьях и кулинарных достижениях.
-Посмотри, какая красивая получилась курочка, совсем оранжевая;  я этот рецепт недавно узнала, для тебя постаралась. Садись за стол,  покормлю тебя. Ой, а  может, ты борща хочешь? У меня есть.
-Нет, спасибо, Бригита, я вообще пока не голодна, мы с Андреем в вагоне недавно перекусили. А ты готовишь русские борщи? На ваши традиционные  щи не перешла?
-Нет, я теперь умная, - засмеялась хозяйка, - я теперь понимаю толк в еде,   в русских борщах - особенно! Конечно, здесь нет таких помидор, как на Кавказе, приходится томат-пасту использовать, да и перчика болгарского нет, но всё равно борщ вкуснее щей.
-А помнишь, как меня пытался накормить  своими щами твой первый местный жених -  фин?
Тина вспомнила свой первый приезд в Валгу, когда она, к своему изумлению, застала подругу в общении с молодым парнем - фином по национальности, отчаянно влюблённым в Бригиту. Парень из кожи лез, стараясь угодить своей  зазнобе: приготовил традиционные, бледно-сопливые  эстонские щи с салом, от созерцания которых у южной гостьи совершенно пропал аппетит. Незадачливый кавалер  так угодливо  потчевал, что Тина из вежливости попыталась отведать его похлёбки, которую организм  категорически отказывался принимать.
- Никогда не забуду, - смеялась Тина, - я и так, и этак увиливаю от его угощения: дескать – в самолёте поела, а он  меня так жалобно уговаривает откушать щец!  А меня от вида плавающего сала и слизистой капусты тогда чуть не стошнило! Спасибо тебе, подруга, спасла от неминуемого казуса.
-Помню, - засмеялась Бригита, -  у тебя такой бледный вид был, почти, как у тех финских щей, я думала, тебя вытошнит прямо в тарелку.  А тот мой жених  старался мне угодить, норовил  и меня кормить своей отравой.  Я еле от его еды и от него самого отделалась!
-Так ты его  из-за стряпни отвергла?
-Наверное, - улыбалась воспоминаниям Бригита, - Собственно, он сам не вызывал во мне симпатии, а его гнусные щи стали последней каплей. Нет, теперь я знаю толк во вкусной пище, спасибо матери за науку. Как она, кстати, поживает?
-Ты – о нашей свекрови? Так её мамой так и зовёшь?
-Так и называю, привыкла, и в письмах её  мамой зову. Хорошая она у нас, всё-таки, от нас с Андреем не отказывается, письма пишет, посылки присылает.  Как она живёт?
-Нормально живёт, привет тебе огромный от неё и от деда. Вот от них гостинцы: помидоры, перец сладкий, яблоки, груши, виноград, зелень  - почти всё  с дачи. Ещё – варенье вишнёвое и абрикосовое, ты ведь любишь.  Нас с Андреем  еле  в поезд загрузили, всё семейство провожало! Представляешь, мы чуть на поезд не опоздали! Такое приключение было - ухохочешься! Сергей целый автобус для нас зафрахтовал, загрузились все,  двинулись в  сторону вокзала. Едем минут сорок,  и уже перед вокзалом Сергей спрашивает у меня: "Тин, а где билеты?»  Я отвечаю: «Там где-то, в моей белой сумочке!»  Кинулись искать, а сумочки моей – тю-тю! В суматохе погрузки забыли её, а вместе с ней -  документы, билеты и деньги. Поехали  все назад,  домой, а мать нам сообщает, что они сумку обнаружили и  послали деда на машине соседа - нам вдогонку.  Мы мчимся назад, подъезжаем к вокзалу,  с опозданием на  полчаса, представляешь? Ну, думаю, поезд наш уже – ту-ту! Как догонять будем? Но на наше счастье отправление задержали на два часа, как это нередко у нас бывает. Мы все – я, Андрей, Сергей с другом, жутко  обрадовались и -  бегом  к вагонам. Подбегаем и  видим комичную  картину: вдоль вагонов носится наш дед с  белой дамской сумочкой в руках и бешеными  глазами, никак  нас найти не может! Тут уж мы вволю нахохотались, дожидаясь отправления поезда ещё почти полчаса. Выручил нас извечный советский бардак  на транспорте. У вас в Прибалтике наш номер бы не прошёл, тут бардака меньше - Европа!
-Да, всё хорошо, что хорошо кончается, - глубокомысленно изрекла Бригита, хихикая над  смешным приключением и принимая из рук гостьи пакеты с гостинцами,- - Ой, спасибо, сколько тут всего! Я так скучаю по южным овощам и фруктам! Тут их днём с огнём не найдёшь. А я так полюбила южные помидоры, черешню, абрикосы...
-Зато у вас много молочных продуктов, колбас, сладостей – чего  у нас не хватает. Я ехала и слюнки глотала от предвкушения вкуса клубники со взбитыми сливками. В кафе сходим?
-Конечно, погуляем вволю, нам и Серёженька не помешает, он у меня спит крепко. Я тут уже присмотрела - что можно для тебя приобрести: в одном магазине нашла  стёганые покрывала, которые тебе нравятся, в другом – косметику и бельё детское и женское, а для Сергея костюмчики есть классные.
-Покрывало я бы хотела приобрести, наше уже совсем старое, и костюмчик мужу куплю, я мерки с него сняла. А косметику я  в Риге куплю, у меня там время будет, утром от вас уеду, а мой самолёт - поздно вечером.
-Ну, конфет у нас  наберёшь, рижский бальзам, может из одежды чего-нибудь,  и всё отправишь почтой. Сходим в Латвию, я там один хороший магазин нашла, много чего можно купить!
-Да уж, сделали наши власти из  советских людей  вьючных животных: в Прибалтику  фрукты везём, отсюда – барахло! В  прошлом году  я два мешка  шмоток отправила почтой, всю семью обула и одела!
Мирную беседу женщин прервал мужской голос:
-У нас – гости?  Добрый день, милые дамы!
На пороге стоял высокий шатен лет тридцати пяти от роду, с улыбкой на симпатичном лице и добродушным взглядом больших серо-голубых глаз.
-Владик, это – Тина, я тебе о ней рассказывала. Она моя родня и подруга, почти сестра.
-Наслышан о Вас, Тина, приятно познакомиться. Не помешаю вам, девочки?
Владик присел к столу, но тишину нарушил громкий плач ребёнка, и родители вместе с гостьей помчались в спальню.
Малыш  сразу успокоился на материнских руках, оглядывая мир большими, как у отца, голубыми глазами в ожидании кормёжки.
-Проголодался, мой хороший... сейчас, мой мальчик, я тебя покормлю, - ласково ворковала счастливая мать, прикладывая младенца к груди.
Из деликатности Тина выщла из спасльни вместе с молодым отцом, светившимся от счастья. Владик оказался хорошим собеседником, и они непринуждённо беседовали о погоде, о географии, о политике...
-У меня предложение, - прервала их беседу Бригита, закончив кормление, -  Тина, пойдем на улицу, я хоть на Андрея взгляну, а то его теперь до полуночи домой не загонишь. Владик, а ты укачай Серёжу и вывези его на улицу, пусть тоже воздухом подышит.
Через несколько минут  женщины сидели у подъезда на новой крашенной скамейке, созерцая весёлые проказы Андрея.
-Бригита, а мне очень понравился твой Владик, - восторженно говорила Тина, - и какой он замечательный отец, да ещё и красив, прямо Ален Делон! Бригита, и где ты его такого откопала, как вы с ним познакомились? Как начался ваш роман?
-Да у нас и романа, можно сказать, не было, я и не хотела романа. Познакомила нас общая знакомая, на её дне рождения, он пошел меня провожать, мы разговорились, пожаловались друг другу на судьбу и одиночество. Мне стало его очень жалко:  он такой молодой, на пять лет младше меня, но одинокий; никогда не был женат, но от жизни ничего уже не ждал. Он рассказал мне, что у него была трагическая любовь, которую он никак не может забыть.  А я ему сказала, что очень хочу второго ребёнка, и он его мне подарил, - Бригита улыбалась,   поглядывая в сторону Андрея, стремительно носившегося по двору.
-Андрей, ты хоть подойди, дай, я на тебя посмотрю. Пойдем с нами гулять, расскажешь нам о своих подвигах.
-Мам, потом, мне некогда!  Потом  всё расскажу!
На  лихом скаку Андрей чуть не сбил с ног отчима, выходившего из подъезда с коляской, Влад лишь успел добродушно потрепать его по светлой шевелюре.
Извинившись перед дамами и расцеловав в румяные щёчки своего ненаглядного сыночка, почивавшего в коляске, Владислав удалился, объяснив жене, что обещал помочь отцу по хозяйству.
-Вот и хорошо, что он ушел, хоть поболтаем с тобой без лишних ушей, - обрадовалась Бригита, - Пошли в Латвию, мне там больше нравится гулять, больше зелени и уюта.
-Странный у вас город, сколько езжу к тебе - не перестаю удивляться. Где это видано - часть города – в Эстонии, часть – в Латвии, и в каждой половине - свои традиции,  не говоря о языке.
-Да, в Латвии я – своя в доску,  по-латышски  болтаю,  а в Эстонии чужая,  ни - бельмеса  не понимаю, - смеялась Бригита, - Кстати, Владик наполовину эстонец, у него  отец  эстонец, а мать  русская, но ни Влад, ни сестра  эстонского языка не знают.
-А что ты говорила о его трагической любви? Расскажи.
-Владик учился в институте в Ленинграде и влюбился в однокурсницу, и она тоже его полюбила. Я подробностей не знаю, он не любит об этом распространяться, но любовь у них была большая, они были неразлучны, три года встречались, мечтали пожениться. На последнем курсе девушка полетела домой к родителям в  Душанбе, хотела поговорить с мамой и отцом о замужестве, подготовить к встрече с будущим зятем. Владик собирался лететь следом за ней, с нетерпением ждал от  её родителей приглашения. Но вместо встречи их ждала вечная разлука: девушка вместе с отцом ехала из аэропорта в город, и их машина попала в аварию на горной дороге, она погибла. Владик очень страдал, даже ездил на её могилу. С тех пор он о ней тоскует, вообще не собирался жениться. Но родился Серёжа, и он предложил мне расписаться, чтобы у сына была полноценная семья.
-Да, печальная история. Наверное, он очень  любил свою девушку, коль ездил в такую даль на могилу. Но, слава богу, сейчас он кажется вполне счастливым человеком. Быть может, со временем вы полюбите друг друга.
-Вряд ли: он знает, что я до сих пор люблю Сашу. Тина, я каждый день думаю о Сане, часто вспоминаю нашу с ним семейную жизнь, нашу любовь, наши скандалы, его ласки  и нежности...
-Странная штука – жизнь, - задумчиво промолвила Тина, - Как часто не совпадают у людей чувства! И почему не всем удаётся найти свою взаимную счастливую  любовь, свою половинку?
-Да, я тоже часто об этом думаю, Тина.  Сейчас я понимаю, что во многом я сама виновата в том, что Саня от меня уехал. Я никогда и никого не смогу полюбить так, как  люблю его, а вела себя часто, как последняя дура. Скажи, как он живет,  счастлив ли? Я  так хочу, чтоб он был счастлив, ведь теперь уже ничего не поправишь и не вернёшь! Он здоров?
-Ты знаешь, мать говорила, что Саша  весной болел и даже перенес какую-то операцию. В конце лета он должен прибыть на родину, хотел приехать раньше, чтобы увидеться с Андреем, но не  смог. Но я поняла, что Саша собирается полететь сюда, к вам, чтобы повидаться с сыном и посетить места службы. Мы всё тянули с отъездом,  ждали Сашу, а он вдруг позвонил и сказал матери: «Пусть  Тина с Андреем уезжают, я всё равно поеду в Латвию и сына увижу».  Что ты на это скажешь?
-Пусть едет, я буду рада, и Андрей тоже, ведь они не виделись уже два года, Саня приезжал домой осенью, а Андрей – летом.  А что за болезнь была у Саши, что за операция? Я как чувствовала, что ему плохо, в последний месяц постоянно о нем думала, и на сердце щемило. А недавно увидела его во сне  голым, а это – к тяжёлой болезни. Скажи, чем он был болен?
-Если честно, я не знаю. Но свекровь говорит, что ничего страшного: была какая-то несложная операция, а сейчас уже все нормально.
-А как они с Тонькой живут? Сделала она его счастливым, как ты думаешь, Тин?
-В этом я сильно сомневаюсь: по словам самого Александра, у каждого из них – своя жизнь, объединяют их только дети. Да и не кажется Саня счастливчиком, в глазах его я увидела  какое-то разочарование. По-моему, Тоня его так и не полюбила, до сих пор любит Сергея, а Саша для неё – только отец её детей, и Саня это видит, он же -  не дурак.
-Да, жалко Санечку. Но теперь у них двое деток. Как девочки? Как Наташа? А как глаз Антонины -  открылся?
- Нет, она так и живет с полуприкрытым веком. Дарья - такая же шустрая, подвижная, смышлёная, как твой Андрей - достойная сестра своего братца. Состояние Наташи, вроде бы, улучшается, но ручка и ножка по-прежнему атрофированы.
-Бедное дитя! Тина, мне  очень жаль её, ведь дети ни в чём не виноваты, - вздохнула Бригита, - А вот и наша  речка – вонючка, как мы её называем, граница с Латвией. Сейчас перейдем мостик,  и мы -  в Латвии, это уже не Валга, а Валка. Давай дойдем до кладбища, здесь очень красивое кладбище, я покажу тебе могилу цыганского барона.
Они перешли по старому деревянному мостику  небольшой ручей и попали в латвийскую половину города, отличавшуюся  чистотой, уютом и самобытной средневековой архитектурой.
Едва успев осмотреть главные достопримечательности старинного городка, они вынуждены были возвратиться домой:  малыш потребовал очередного вливания материнского молока, о чем известил  звонкий сигнал во всю мощь младенческих  голосовых связок.
...Через неделю, несмотря на уговоры  родственницы, Тина  засобиралась домой.
-Бригита, милая, надо ехать,  по дочуркам  своим ужасно скучаю, волнуюсь:  как они без меня? Да и по отцу их соскучилась, а он там, наверное, совсем извёлся.
-Ой,  Тина, а ведь я забыла сообщить тебе  одну сногсшибательную  новость! От счастья материнского у меня совсем крышу снесло, всё на свете забыла!- перебила гостью Бригита, осенённая внезапной мыслью.
-Какую новость ты забыла мне сообщить?
-Про Бениту.
-Кстати, как она поживает? Хотелось бы мне её повидать! И что у неё за новость?
-Только не падай! Лучше сядь.
-Я уже сижу, говори.
-К Бените приехал Сёма, и они теперь живут вместе!
-Да что ты говоришь? И  когда  случилось это невероятное событие?
-Кажется, уже месяца два или три он здесь.
-Вот это – новость, ради которой можно даже отложить отъезд. А сможешь ты поехать со мной к Бените?
-А почему – нет? Серёжку – в охапку и – вперёд!
На следующий день они сели в автобус и  через полтора часа были в небольшом латвийском посёлке.
К их радости, Бенита была дома и радостно встретила гостей.
-Какая неожиданная радость, мои девочки приехали! – воскликнула она, - И даже малыша с собой захватили, а то я никак не могла собраться на это солнышко посмотреть. Покажи мне своё сокровище, Бриги! Ой, какой хорошенький, спит, как ангелочек. Положи его на кровать в спальне, Бриги, а  вы с Тиной присаживайтесь к столику, для начала выпьем кофейку, и вы мне всё про всех расскажете.
-Вы пока садитесь без меня,  я его в спальне покормлю, а то он всю дорогу терпел, бедненький.
-Тина, как я рада тебя видеть! Рассказывай, как вы поживаете, как твой муж, родители, дети?
Тина поведала подруге новости из жизни родственников, общих знакомых и   городка, объединившего их.  Бенита внимательно её слушала, прерывая рассказ вопросами и сверкая небесно-голубыми глазами, полными счастья.
-Вот такие новости,  Бенита, теперь  ты  рассказывай, как это твой любимый решился на такой подвиг и  променял Кавказ на Латвию? – нетерпеливо спросила Тина, присев за небольшой журнальный столик и осматриваясь.
В просторном коттедже было чистенько, уютно: отделка,  мебель и  убранство квартиры  подчёркивали отменный вкус хозяйки. На окнах висели шторы с национальным латвийским рисунком, который повторялся на скатерти, покрывалах и салфетках, на стенах – картины с прибалтийскими пейзажами, а между ними - огромный инкрустированный  кавказский кинжал.
-Очень просто решился: оттуда уехал, а к нам приехал, - смеялась Бенита, -  Ведь его родители  долго терпели, ждали, что он от нас отступится, женится на  девушке  по их выбору, но  его невесте  надоело ждать,и  она вышла замуж, развязав узел. В этом году Сёма категорически  сообщил родителям, что уедет ко мне и дочке  рано или поздно, с благословением их, или – без него. Благоразумие взяло верх, и они благословили его на брак со мной. В июле мы ездили к ним в гости, там и свадьбу справили.
-А чем занимается твой муж здесь, в посёлке?
-Он у меня – начальство, его сразу поставили главным инженером, хоть он и – не гражданин Латвии. Зато  я – гражданка Латвии, - с иронией в голосе сообщила Бенита, - Сёме сделали большое исключение, и теперь он  усиленно учит наш язык,  будет стараться  стать гражданином Латвии, хочет превратиться в  настоящего латыша.
-С его восточной внешностью это ему – раз плюнуть! – с иронией в голосе засмеялась Тина, -  А статус гражданина Латвии  очень важен для жизни?
-А как же, это очень важно теперь, в новое время. Гражданам Латвии  закон позволяет занимать такие должности в администрациях, которых не может занимать «не гражданин». Если Сёма не освоит язык, может лишиться должности. Но он освоит, он у меня такой умный! – небесные глаза женщины  светились гордостью за любимого.
В этот момент  умный супруг, будущий азербайджанский латыш, стоял на пороге гостиной и радостно улыбался гостям.
-Кого я вижу! У нас гостья с юга! Бенита,  что это за приём - кофе с шоколадом? А ну, жена, сейчас же накрывай  стол  по- нашему, по- кавказски!  Доставай из холодильника водку,  мясо, посидим, как положено, по-русски,  «по-нашински»! Гостья расскажет нам новости города, который нас с тобой свёл на  жизненных путях! А я ради дорогих гостей сейчас организую шашлык!
Семён вышел во двор, где на зелёной лужайке стоял  большой мангал, и принялся разжигать в нём дрова. Скоро  от аромата шашлыка всем стало нестерпимо голодно, женщины вышли во двор, окружили мангал, жадно вдыхая аромат мяса, дыма и кавказского духа.
А потом  за столом звучали кавказские тосты, Тина повторяла  новости из жизни их общего города, разбудив в хозяевах ностальгию и приятные воспоминания.
-Да, хорошее было время! – воскликнул Семён, - Как молоды мы были, как искренне любили, правда, родная?
-Да, любимый, - покраснела Бенита, словно юная влюблённая девушка.
-А хотелось бы съездить туда, хоть одним глазком посмотреть на город, на завод, на родную общагу, с друзьями встретиться!  – с горящим взглядом чёрных глаз размечтался Семён.
-Так в чём же дело! Приезжайте в гости, мы будем очень рады, - пригласила Тина, - А что-то я не вижу ваших деток. Где они?
-Они у бабушки гостят, скоро придут домой, - объяснила Бенита, - Вы у нас переночуете?
-Нет, милая сестра, мы не можем, надо домой, - за двоих отвечала Бригита, торопясь попасть на последний автобус.
Гостьи покинули  гостеприимный дом поздним вечером  и всю дорогу делились впечатлениями от пребывания в доме счастливой супружеской пары.
-Какая удивительная у тебя сестра, Бригита! – не прекращала удивляться Тина, - Она перехитрила судьбу, традиции, и всё-таки добилась своего счастья! Она добилась этого своим терпением и огромной всепрощающей любовью, которую Сёма не смог не оценить.
-Да, никто этого не ожидал, а она всегда говорила, что они с Сёмой будут вместе.
-А какая в их доме чудная атмосфера,  там прямо-таки  витает аура любви! Из такого дома не хочется и уходить!
На следующий день Бригита провожала Тину, не в силах сдержать слёз разлуки.
-Как не хочется  с тобой расставаться, Тина! И почему мы живём так далеко друг от друга? Ну, передавай привет и  гостинцы матери, отцу, Серёже, девочкам. И отдельный мой привет -  Саше, скажи ему, что я жду его, пусть приезжает!  А на следующий год я обязательно к вам приеду.
Сергей встретил жену в аэропорту, привез домой и  провозгласил:
-А ну, «Чебурашки», налетайте на маму, я вам её доставил в целости и сохранности!
Послышался детский визг, на полном скаку две девчушки облепили мать, которая заключила их в свои объятия.
- Как я истосковалась, мои дорогие дочурки! Принимайте подарки, я вам нарядов, игрушек накупила.  Как вы тут,  без меня, жили? Папа вас кормил, поил?
-Кормил, поил, выгуливал, все, как положено, без мамы не пропали, но соскучились, - вместо детей отчитался отец, глаза которого блестели от счастья долгожданной встречи.
Неожиданно в бурную семейную сцену  вмешался гость, находившийся в тот момент в их доме – Александр.
-Здравствуй, Тина, с приездом тебя. Я – ваша тётя из Бразилии, где много-много диких обезьян!  Извините, что нарушаю вашу семейную идиллию.  Как говорится, незваный гость хуже татарина,   - Саша протянул невестке руку.
-Ой, кого я вижу, у нас в гостях - сибиряки! Привет, Саня,- чмокнула  деверя в щёку щедрая от счастья Тина, - Ты так тихонько сидел, что я тебя и не заметила. Как дела? Когда и с кем приехал?
-Да уж три дня гощу у родителей.  Я приехал один, Тоню в отпуск не отпустили. Как поживает Бригита? Я собираюсь поехать к ней, повидать сына, побродить по местам службы.  Сергей, ты достанешь мне билет на самолет?
-Попробую, Сань, но не гарантирую. Сейчас – пик сезона, конец августа, билеты – дефицит. Тин, давай ужинать. Я для нашей мамы праздничный ужин почти сварганил, картошку с отбивными, уже мясо отбил. Санька, ты спецзадание выполнил, картошку почистил?
-А как же, «аллес гемахт», как говорят немцы, что значит -  все готово, почистил и даже пожарил за тебя, прогульщик. Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста!  Стол сервирован на пять рыл, - Саша, по обыкновению, блистал  остроумием.
К ужину подошли представители старшего поколения, желая из первых уст услышать новости о жизни внука и латышской снохи.  Вечер был шумным,  радостным, и завершился, когда дед с бабкой, обласкав внучек и отужинав, удалились.
Перевозбужденных детей угомонить было нелегко, и Тина предложила:
-Сережа,  ты вымоешь посуду, а я уложу девочек, спою им колыбельную.  Пошли, лапоньки мои, в спальню.
Уложив детей, счастливая мать вышла в кухню, где уже была вымыта посуда,  и сидел активный исполнитель  – гость Александр.
-Сань, ты, что, вместо хозяина мыл посуду?
-Мы вместе мыли. Тина, скажи, Бригита согласится, чтобы я приехал к ним в гости?
-Она уже согласна, я ей говорила. Только вот муж её, я думаю, не сильно обрадуется. Скажет, одолели родственнички: то деверь бывший приезжал, то - невестка, а теперь и муж бывший явился, - засмеялась Тина, с удивлением отмечая, что Саша печально смотрит в темное окно, выкуривая одну  сигарету за другой.
На подоконнике стояла пепельница с огромной горой окурков.
-А что,  Бригита с ним зарегистрировалась?
-Да, они регистрировали сына и  сами расписались.
Александр  молча встал и с выражением вселенской скорби на лице направился к выходу, забыв попрощаться. Впрочем, его уход хозяев вовсе не огорчил: они радовались долгожданной встрече после  разлуки, которая, как всегда, освежила их периодически дремавшие чувства.
...Наутро, проводив мужа и детей, Тина наслаждалась последними часами свободы перед выходом на работу, когда зазвонил телефон. Взяв трубку, она услышала голос супруга:
-Привет, Тин. Как отдыхается? А я уже опять скучаю, к тебе хочу, домой!
-Я тоже скучаю, бросай свои партийные дела и приезжай, я жду!  Кстати, ты билет родственнику достал?
-А ты знаешь, я  не понял:  уже договорился, мне обещали оставить билет на самолёт,  но Саня вдруг  отменил свой заказ и поездку к Бригите тоже отменил. Он почему-то теперь никуда не едет. Странный у меня братец – ты не находишь, дорогая?
Тина ничего не ответила. Новость удивила её, заставив глубоко задуматься о загадочной мужской душе, полной противоречий.

Глава 11.


...Прошло полгода –  шесть  ничем не примечательных месяцев, сначала ярких в позолоте последних всплесков увядающей природы, потом - череды скучных серо-дождливых недель, плавно перелившихся в заснеженные зимние будни. В один из мутных февральских вечеров Анастасия пришла к детям расстроенная, с заплаканными глазами. Расцеловав внучек и отказавшись от ужина, она горестно сообщила:
-Звонила Антонина, сообщила, что Саша находится  в Иркутске, в больнице, она сама  тоже -  в Иркутске, на курсах повышения квалификации, Наташа живёт в иркутском  интернате для слаборазвитых детей, а вот Дашенька осталась в Усть-Илимске, у какой-то знакомой. Тоня просит кого-нибудь забрать Дашу. Надо ехать, привезти Дашку, пусть у нас поживёт, пока у них всё не наладится.  Что-то  с Сашей нехорошее, чувствует моё материнсоке сердце, душа за него болит день и ночь.
-Ну, что ты, мам, так переживаешь? – пытался утешить мать Сергей, - Всё будет нормально, не волнуйся.
-Нет, чует моё сердце, что нормально не будет, что плохо ему.
-Зря Вы так расстраиваетесь прежде времени, ведь ничего пока не известно, - поддержала мужа Тина.
После минутного молчания мать вытерла слезы и обратилась к Тине:
-Надо бы кому-то ехать за Дашей, дорогу я оплачу. Мы с дедом не можем, здоровье не позволяет. Тина,ты не могла бы съездить?
-Без проблем, только вот на работе договорюсь, и – в путь-дорогу! - с готовностью отозвалась сноха.
-Мою женушку хлебом не корми, дай попутешествовать, - снисходительно рассмеялся Сергей, с нежностью поглядывая на супругу.
Через неделю Тина вылетала в Иркутск, где её встречала Антонина,  неизменно сдержанная в изъявлении чувств. Она сдержанно поздоровалась и с вымученной улыбкой осведомилась:
-Тина, тебя отправили? Больше некому было ехать? Я думала, Сергея пошлют, мужику бы легче было, нам предстоит несколько трудных перелётов над тайгой.
"Размечталась!"- мелькнула ехидная мысль в голове Тины, которая наперекор мыслям слегка приобняла встречающую родственницу и выпалила:
-Ой, как интересно, всю жизнь об этом мечтала - полетать над тайгой!  Сергей не смог, его с работы не отпускают, да он, в отличие от меня – не большой  любитель дальних странствий.  А родители побаливают,   вот, и  оправили меня, а я взялась за эту ответственную миссию  с превеликим удовольствием: обожаю путешествия!
-Да, Анастасия Даниловна писала, что она болела,  и  Анатолий Сергеевич  болел, и даже Сергей был слегка приболевши. А  дядя Вася так вообще у вас пять лет  как "при смерти", - хихикнула  Тоня своему удачному  каламбуру.
-Это правда: дядя Вася всё болеет и болеет всю последнюю пятилетку, а тётя Тоня всё собирается его хоронить. А обо мне свекровь не писала? Я ведь тоже в феврале  гриппом переболела.
-Нет, Тина,  о тебе в письмах не было -  ни слова, - с сарказмом заметила Тоня, - Ну, что? Предлагаю завтра с утра навестить Сашу в больнице и сразу вылететь в Усть – Илимск.
На следующее утро, наскоро позавтракав в соседнем кафетерии, Тоня и её нежданная гостья отправились в областную онкологическую клинику.
Саша с нетерпением ожидал  посетительниц в холле, и Тина мысленно отметила  лихорадочный блеск глаз Александра и странно землистый цвет его лица.
-Привет, симулянт! От работы «сочкуешь»? – искусственно бодрилась она, чувствуя, как от жалости и тягостного предчувствия сжимается её сердце, - Что у тебя болит?
-Да вот, решил «сочконуть», надоело вкалывать. Ты лучше расскажи - как у вас дела? Как родители, Сергей, как лапочки - дочки?
-Ну, вы тут поболтайте, а я схожу к врачам, поговорю об операции и вернусь, - перебила их беседу  Тоня и резво удалилась.
Тина коротко поведала родственнику новости  родного  города и семьи, ответила на его вопросы, стараясь не замечать ноющую тревогу в своей душе.
-Саня, так что у тебя за болячка – серьёзная? – повторила она свой вопрос.
-Ерунда. Грыжу  вырежут, и буду опять здоров, как бык. Приеду к вам сразу после выписки. Передай Сергею, пусть ищет мне в родном городе работу. 
-Ты что, в Усть-илимск возвращаться   не планируешь?
-Не знаю, жизнь покажет. Холод здешний мне надоел, хочется косточки старые погреть, да и скучаю я по родным, по друзьям, тянет меня в родные пенаты.
Сердечную их беседу прервало возвращение Тони.
-Врачи назначили срок операции, она будет через неделю. К этому времени я вернусь, Саша. А теперь мы уходим, нам надо успеть купить билеты на самолет и вылететь в Усть-илимск.
-Ну, летите, девчата.  Да, Тина, сегодня ведь твой день рождения, я помню.  Я тебя поздравляю, желаю  здоровья и счастья в личной жизни -  пух. 
-Спасибо, Санечка, вспомнил. Я и сама забыла, не до праздника было в эти дни: перелет, знакомство с Иркутском, сегодня  предстоит новый перелет… Хороший подарок на мой день рождения, - хихикнула Тина.
-Тоня, у нас в холодильнике стоит бутылка шампанского, вечером откройте её, выпейте за здоровье именинницы - такое вам от меня будет поручение.
У самого выхода Тина обернулась: Александр продолжал стоять на прежнем месте и  грустно смотрел им вслед, а в её сердце вновь  тревожно кольнуло недоброе предчувствие.
...Небольшой лайнер плавно парил над тайгой, совсем низко, и Тина с любопытством созерцала великолепную, диковинную для неё, южанки, панораму, открывавшуюся под крылом самолёта. На фоне бескрайних белых снегов  зеленели хвойные леса, кое-где мелькали небольшие редкие поселения, крыши домов с сизыми дымками  труб, хорошо просматривались  автомашины, колесившие по пустынным заснеженным дорогам. И куда бы ни простирался взгляд - бескрайнее белое пространство, кое-где прерываемое тёмными пятнами лесных массивов и редких построек.
-Как тебе - Сибирь, нравится? – нарушила молчание Тоня.
-Эти бескрайние просторы поражают воображение. Красиво тут, но холодно. Я впервые лечу в таком маленьком самолетике и так низко над Землёй, да ещё над Сибирью.
Тина оторвала взгляд от иллюминатора, осмотрелась и шепнула своей спутнице:
-Тонь, обрати внимание, какие экзотические личности с нами летят.
В салоне лайнера кроме них находилось всего три пассажира. Напротив сидел странный бородач: глубоко посаженные диковатые глаза заросли бровями, как у лешего, в руках - огромный мешок, за спиной - ружьё. Рядом с ним восседал подобный соседу, диковатой внешности мужик, тоже с ружьем и колючим взглядом небольших глаз, постреливавших в сторону женщин, которые своей внешностью никак  не вписывались в колоритный сибирский пейзаж. Третий пассажир  выглядел, с точки зрения Тины,  типичным разбойником  с большой дороги: огромная седая борода, лохматая голова, странная, старая, засаленная одежда, незнакомая Тине обувь - вся его внешность настораживала и пугала.
-Мне даже страшновато: не угонят они наш самолет?- прошептала Тина соседке, - У вас в Сибири это теперь модно: слышала ведь, что вчера одна семейка пыталась  угнать самолёт?
-Конечно,  я  как раз тебя встречала, когда сообщили об этом происшествии.
-И чем кончилось? Надо же мне было явиться в такой исторический  день – в день  угона самолёта!
-Кажется, этих  «Семь Семеонов» частично расстреляли при побеге, частично арестовали.  Не бойся, наши попутчики самолёт не угонят,  это не бандиты, а лесники и охотники, здесь таких людей много.
-Да, у нас на юге такой экзотики не увидишь, - Тина снова уставилась в окно.
-За экзотику я и полюбила Сибирь.
-А вот Саша рвётся  домой, не прикипел он к Сибири. Тоня, а скажи, какой диагноз ставят врачи Саше? Какая будет у него операция? Мать сильно переживает за него.
-Правильно переживает, ведь она знает, что у Саши – рак, - отвечала Тоня, удивляя собеседницу завидной выдержкой.
-Как это – рак? А он говорил – грыжа.
-Да он сам себя успокаивает, хотя и  знает, что у него онкология. В прошлом году  тоже была злокачественная опухоль, её удалили, а сейчас другая выросла. Он же не лечился, не слушал меня, а я  говорила, что ему грозит.
-А что говорят врачи?
-Ничего не говорят. В этой загадочной болезни ничего предположить нельзя. От чего она начинается, как протекает, чем кончается – все это загадка для современной медицины.  Если у Саши запущенная форма, возможен и летальный исход.
-Какой кошмар! – Тина сжалась в комок  от мрачного предчувствия, - Я читала, что онкологические заболевания – кармические, передаются из поколения в поколение, пока карма себя не изживёт, и ещё – что рак часто возникает от уныния и разочарования в жизни.
Она помолчала и добавила:
-Тоня, у меня вдруг мелькнула страшная мысль:  ведь сбываются проклятия Бригиты, хоть и высказала она их сгоряча,  в сердцах, почти – в беспамятстве.
-Ты хочешь сказать, что у Бригиты такая сильная энергетика? Почему же она не смогла удержать мужа?
-Не знаю. Возможно, не сильно хотела удержать,  но чувства её были очень сильны.
-Ерунда всё это, я не верю в такую чушь, - Тоня скептически улыбнулась.
-А я  допускаю, что в этом есть нечто, пока - неизученное и необъяснимое.  И еще я читала, что онкология чаще  возникает у пессимистов, как наказание за  уныние, разочарование  в жизни и в любви. Ведь не случайно уныние является одним из самых тяжких грехов.
-Чепуха это, - опять улыбнулась Тоня, поражая родственницу своим  хладнокровием, - А вот и Братск, видишь – там, внизу? Уже улицы видны.
В Братске они пересели на другой,  такой же крошечный, самолётик, который через полтора часа начал снижение над новым городом в зелёном кольце нетронутой цивилизацией тайги.
-Вот и - мой любимый город Усть- Илимск!  - воскликнула Тоня, -  Посмотри - внизу очень хороши видны дома и улицы,  город разделён на две части: с одной стороны - старый  и а вон там -  новый город, гляди, отсюда хорошо видно,   их разделяет  мост.
-А где живёте вы?
-В новом городе. Он очень современный, молодёжный, улицы  прямые, широкие. Дома все  новые, многоэтажные, стоят в   окружении лесов, ведь город наш просто вырубали в тайге.
Усть-Илимск принял путешественниц сорокоградусным морозом и  ярким солнцем на голубом небе, которое медленно катилось к горизонту. Около часа езды из аэропорта -  и они вышли из автобуса. Начинало смеркаться. 
-А вот и наша улица Дружбы народов, это  наш дом. Сразу за домом – тайга, летом мы там собираем грибы и ягоды. Пошли, я тебя заведу в квартиру, а сама схожу за Дашкой,  это недалеко.
-Я лучше подожду тебя на улице, а то второй день сижу в самолётах. «Всё кабнет, кабнет…» - помнишь, в «Кавказской пленнице»? Я погуляю по городу, сибирским воздухом подышу. Когда ещё удастся здесь побывать?
-Ну, хорошо, гуляй, я быстро. Возьми, на всякий случай,  ключи, вдруг  замёрзнешь, открывай и заходи.
-А что, ты надолго?
-Нет, я быстро вернусь, заберу Дашку, забегу за хлебом и – домой.
Тина медленно побрела по улице, стараясь не отдаляться далеко от  дома, указанного  Тоней. Осматривая современные улицы, застроенные кирпичными близнецами, пяти – и девятиэтажными  коробками,   Тина  невольно  вспоминала  любимые южные края и города, сравнивая их с холодным чужим городом.
«Воздух, конечно - свежий, морозный, озона много.  Но уже почти середина марта, а ещё холодно. У нас уже -  весна, тепло, почки на деревьях  набухают,  а здесь – зима в полном разгаре. Нет, всё-таки  я – закоренелая южанка и север -  не для меня, - размышляла Тина, любуясь зимними пейзажами, -  Видно, и Саша не прикипел к Сибири, рвется домой.  А может быть, не только от климата ему здесь холодно, но и очаг семейный не греет? Антонина холодна, как Снежная королева. Неужели Саша жалеет о разрыве с  Бригитой? Похоже, что это так:  он вспоминает свою сумасшедшую, но любящую Бригиту, с её горячим сердцем и истериками,  и, возможно,  жалеет о том, что потерял её. Как долго сидел он прошлым летом на нашей кухне, печально выкуривая одну сигарету – за другой! А узнав, что Бригита вышла замуж, раздумал к ним ехать.... странно. Очень похоже, что его любовь к Тоне оказалась юношеской иллюзией, мечтой, за которой он гнался долгие годы, а добившись цели, разочаровался. Странные люди! Как трудно им бывает порой понять самих себя, понять, чего жаждет душа! Особенно страдают бедные наши мужчины.  Вот если бы  к уму и хладнокровию Тони привнести темперамент Бригиты, а к глазам и сердцу Бригиты – губы и выдержку Антонины... Возможно, получив этого гибрида, Саша был бы вполне счастлив, - засмеялась своим странным ыслям Тина, -  А возможно, он мог бы стать счастливым, просто получив назад свою любящую Бригиту, ведь он так стремился к ней прошлым летом!  Но верно сказала Бригита:  теперь у них с Тоней две дочки, и никуда от этого не деться. Тоня говорит, возможен летальный исход - какой кошмар! Неужели это возможно? Как переживет это Сергей? Он так любит брата!  Не дай бог!»
Побродив по заснеженным улицам, Тина вернулась к знакомому дому, продолжая размышлять. От мрачных мыслей её отвлекло острое чувство голода и озябшие ноги, обутые в холодныедемисезонные сапоги.  Прошло  два  часа, потом -  три,  а Тоня всё не появлялась. Уже совсем стемнело, когда Тина всё-таки вошла в чужую квартиру, и только успев снять верхнюю одежду, услышала звонкий голосок  бойкой, резвой девочки Даши, вошедшей  в сопровождении матери.
-Тина,  ты, наверное, голодная? – весело  улыбалась Антонина, - А меня подруга все не отпускала, заставила с ней  отужинать. Так, а  чем же я тебя кормить-то буду, Тина? Купить ничего не успели, даже хлеба в доме нет.
"Вот и выпили шампанское" - подумала Тина.
-Не беспокойся, я не голодна. Воздержание от пищи пойдет на пользу моей фигуре, да и  Сергей толстых не любит, стараюсь себя блюсти, так что пошли спать, -  отомстила она родственнице чисто по-женски, - Дашенька, зайка, дай, я тебя расцелую! Выросла-то как, красавица какая!
В утешение от неудавшегося «праздничного» вечера Тина получила подарок от телевидения и вместо ужина с шампанским  насладилась поэмой про Федота - стрельца, мастерски прочитанной гениальным автором.
Утром  Тину разбудило возвращение  хозяйки  из магазина, которая закупила провизию и принялась наскоро готовить завтрак.
-Ты спишь? – заглянула бодрая хозяйка в гостиную, где спала гостья, - Вставай, нам надо спешить, мы  рискуем опоздать на поезд, а другой будет только завтра!  Иди, завтрак уже на столе, а то ты вчера так голодная и легла спать.
-Ничего, дело-то житейское, - отшутилась Тина, потягиваясь и дивясь противоестественной  весёлости Татьяны.
Наскоро позавтракав,  они втроем  выехали поездом в Иркутск, чтобы двое суток   любоваться из вагонных окон бескрайними просторами Сибири. 
На третьи сутки  Тина вылетела домой  в сопровождении неугомонной Дарьи, которая никак не могла понять, почему детям не позволяют бегать по салону самолёта.

Глава 12.

Мрачные предчувствия Тины вскоре начали сбываться. После операции Саша оказался в тяжелом состоянии, о чем  по  телефону поведала свекрови Тоня.
-Операция была сложная,  длилась шесть часов, и теперь Саше очень плохо, а  врачи  предлагают везти его на юг: больному нужны витамины, фрукты, овощи и солнечный свет. Приезжайте, Анастасия Даниловна, заберите его домой.
В конце апреля Анастасия в слезах вылетела в Иркутск, откуда через три дня вернулась вместе с умирающим сыном -  исхудавшим, измученным болезнью. Огромные глаза Александра лихорадочно блестели на бледном измождённом лице, но светились лучиками слабой надежды.
-Ребята,  скоро я поднимусь с постели и пойду работать, - объявил больной брату первого мая,  - Сергей, подыскивай мне хорошую работу, долго лежать я не намерен.
-А ты  что, к родной жене в Сибирь ехать не собираешься? – удивился Сергей.
-А что мне там делать? Там от холода мозги стынут, плохо соображают, и тело от морозов застывает,- Саша по обыкновению пытался шутить, -  Врачи сказали, что мне нужны витамины и теплый климат. Да и Дашка здесь будет, со мной, она не любит холодов, болеет часто.
Помолчал несколько минут, больной печально посмотрел на Тину:
-Тина, а Бригита пишет? Как она живет? К нам в гости не собирается?
-Пишет, что все хорошо, беспокоится о тебе, очень переживает, собирается приехать летом, навестить всех нас и тебя.
-Пусть приезжают, я бы очень хотел  повидать её и  нашего сына. Сколько мы не виделись? Кажется,  два года - с Андрейкой, а с Бригитой ещё больше. Какая она, сильно изменилась за эти годы?
-Да нет, по крайней мере, в прошлом году была всё той же Бригитой: всё такая же стройная, молодая, симпатичная. Пожалуй, глаза стали блестеть ярче, от счастья материнства.
-А она счастлива в браке? Любит своего мужа?
-Нет, Саня, не любит. Но она очень  любит детей,  этим и счастлива.
-Пусть приедут, мне так  хочется повидаться с ними! – с горечью в голосе прошептал больной и, обессилев, отвернулся к стене.
В тот же вечер в квартиру родных позвонила Бригита -  взволнованная, с тревожными нотками в голосе.
-Тина, скажи, как Саша себя чувствует? Мне снятся очень плохие сны, а сегодня я  всю ночь не спала, все думала о нём, заснула перед рассветом,  и  опять увидела странный  сон. Снится наш общий друг,  покойный Геннадий -  в белом костюме, радостный такой, и говорит мне: «Я очень рад,  скоро ко мне придет мой товарищ,  нам вдвоём веселее будет». Тина, скажи честно: что - с Сашей, ему очень плохо?
-Он очень слаб, но полон надежды, мы надеемся, что  поправится, - пыталась успокоить подругу Тина.
-Мне звонила  мать,   очень просила нас приехать, чтобы Саня увидел Андрея, она  надеется, что это поможет его выздоровлению. А  может – чтобы свидеться в последний раз…
-Не говори глупости, надо надеяться на лучшее! Я тоже  считаю, что больному нужны положительные эмоции. Саня спрашивал о тебе и сыне, очень хочет увидеться,  ваш приезд будет бальзамом на его раны, приезжайте.
- Я уже взяла билеты, через неделю мы с Андреем вылетаем к вам. Я  очень хочу увидеть Саню, помочь ему, чем только смогу, - Бригита всхлипывала, не в силах сдержать слёз.
Через неделю Сергей встретил племянника с его матерью в аэропорту, но Сашу в живых они уже не застали:  он умер за сутки до их приезда.
В день похорон  прилетела Антонина. Всю ночь накануне похорон у гроба Александра дежурили три женщины –  Тина, Бригита и Антонина. Тоня с Бригитой сидели рядом, бок о бок, и тихонько говорили о Саше, который любил их, как умел, и который запутался в своих чувствах и в своей недолгой исковерканной жизни.
Тоня казалась бесстрастной,  её состояние выдавали лишь успокоительные  таблетки, которые она периодически принимала, только теперь понимая, что муж стал ей  близким и родным человеком.
Бригита даже не пыталась сдерживать слёзы, которые ручьями струились из  её покрасневших, распухших глаз.
В великой печали проводили Морозовы Александра в последний путь.
-Тина, у меня такое чувство, что часть моей души умерла вместе с Сашей, - тихо говорила Бригита перед вылетом на родину, - Мы уже давно жили врозь, но все эти годы я знала, что Саня жив, что он ходит по земле, дышит, улыбается, шутит.  Он так любил шутить, смешить всех нас, ты помнишь, Тина?!
-Как не помнить! Всё помню: весёлая у нас жизнь была, пока вы не разбежались!
- Да, несмотря на наши ссоры, это было самое счастливое время в моей жизни. А теперь ничего нет - ни ссор, ни бессонных ночей, ни самого Сани, одна пустота,  - Бригита залилась новым потоком  слёз, -  Как бы я желала, чтобы Саня  жил, чтобы был счастлив, хоть и вдали от меня! Я так мечтала встретиться с ним, увидеться еще хоть разок! Почему он не приехал к нам прошлым летом? Я так его ждала! Если бы он приехал, я бы выгнала Владика, и мы бы жили вместе с Саней... А теперь его нет, и я не знаю, как я буду жить, сознавая это.
Она горько плакала, а Тина и Сергей  молчали, не зная, чем помочь названной сестре.
-Держись, Бригита, время лечит, так говорят. У тебя есть Андрей – копия Саши, и есть Сережка, Владик. Кстати, как вы с ним живете? – спросила при прощании Тина.
-Живём так, каждый - сам по себе. Мы безразличны друг другу, он знает, что я не люблю его. Я всегда буду любить Саню, даже мёртвого. Для меня он жив, он будет жить в моём сердце  до конца моих дней.
Поднимаясь по трапу самолёта, Бригита еще долго оборачивалась, ища взглядом Тину с Сергеем,  по лицу её струились  слёзы, которые она вытирала мокрым платком.
После похорон любимого брата заболел Сергей, два месяца пролежал он в больнице, где медленно залечивал свои раны – физиологические и душевные. Забота жены, любовь детей и родных поставили его на ноги.
А через год слегла с тяжелой онкологической болезнью мать.   Родные пытались вылечить её, но у неё самой не было воли к жизни.
-Пора и мне собираться в дальний путь, после ухода Саши мне ничего в этой жизни не страшно,  - говорила она Тине, удивляя невестку своим самоотречением, - Ничего, когда-то всё должно кончаться, мне кажется,  я живу на белом свете уже так долго, что прожила несколько разных жизней.
Анастасия Даниловна покинула этот мир через два года после похорон  старшего сына. За месяц до кончины ей исполнилось шестьдесят семь лет.