Постпраздничное послевкусье или дурные мысли о Поб

Питер Горр
Постпраздничное послевкусье или дурные мысли о Победе

Майские праздники закончились. Похмелье осталось…
С горечью я думаю о том, что постарел. Нет, моего  тела пока  ещё не коснулся тлен, но душа уже совсем не молодая. Как и положено старику,  давно забытое прошлое встаёт пред глазами…

Помните ли вы самые крупные советские праздники: седьмое ноября, Первое Мая, День Победы…?
Молодежь, конечно же, не помнит и не знает, а вот мы жили тогда в ожидании этих дат,  чувствовали какую-то причастность к ним и единение друг с другом. Естественно, что и сахар тогда был слаще, и соль солонее, и трава зеленее.

 Мать к Первомаю всегда белила стены комнатёнки в коммунальной квартире. Известь разводилась в большом ведре, куда обязательно добавлялась ложка «синьки» (был в те времена такой странной порошок для придания белью ещё большей белизны). Мама пеньковой кистью на длинной палке сноровисто белила стены, а я сидел на выдвинутой в центр комнаты кровати, укрытой газетами,  и ждал праздника, который наступит на следующее утро. В голове крутились «запрещенные» стишки, рассказанные в детском саду по секрету:
«Первое мая!
 Курица хромая!
 А петух инвалид,
 У него нога болит…»

 Завтра все будут весёлые и нарядные. Будут смеяться и танцевать «под радиолу». Я буду угощён печеньем и стаканом божественного напитка – лимонада или (предел мечтаний!) крем-соды. Буду бегать среди танцующих и, кривляясь, подражать их движениям… Праздник! Первомай!

Хорошо помню, как праздновали  в коммуналке и другой весенний праздник - День Победы. Хмурые фронтовики, без всяких орденов и медалей (носить их почему-то тогда считалось неприличным) молча выпивали - «За победу». Никаких рассказов о войне. Только иногда спрашивали друг у друга отрывисто: «На каком фронте был?» или «Где войну окончил?» Получив односложный ответ, кивали, закуривали.
Помню, как  я просил их: «Дядь, расскажите о войне?»
 Отмахивали: «Отстань, пацан. Нечего о ней рассказывать – война как война».

Захмелев,  смеялись, перемывая косточки каким-то «участникам войны» (слова «ветеран» тогда ещё не употребляли), которые якобы «в медальки-побрякушки рядятся, а сами пороху на передовой не нюхали».
Да, вот такой был грустный праздник. Действительно, со слезами на глазах…

Теперь я, в возрасте тех фронтовиков, сижу и размышляю о нынешних праздниках…
 
Первое мая…. Да, есть сейчас такой государственный праздник – только как он называется, я не знаю. От многочисленных переименований его название стёрлось в памяти. Просто ещё один дополнительный выходной. В принципе, не плохо.

А вот нынешний день победы поразил своей помпезностью. На экране телевизора  парады, непрерывная красиво-победная художественная война по всем каналам, бахвальство силой русского оружия и горделиво-счастливые ветераны. Праздник, однако!

 Вот только в славном городе Львове давно уже появилась улица имени Степана Бандеры. Я хорошо помню, как отчаянно дрался в школьные годы один пацанёнок, когда его отца дразнили очень обидным словом – «бандеровец». Обидно ему было за грехи своего родителя. А совсем недавно видел по местному телевидению этого папашу. Сейчас он  какой-то активист общества «Мемориал», пострадавший от репрессий. Герой одним словом…. А что, может и вправду герой? Тоже ведь приложил руку к победе, только с другой стороны фронта…

Про прибалтийских и немецких «ветеранов» я уже и говорить не хочу. И так всё известно. Интересно, для них этот день тоже «праздник со слезами на глазах»?

А ещё, каким-то странным образом, ветеранами войны стали все те, кто тогда в тылу отсиживались. Тоже медалями бряцают (откуда они у них?) и в своих рассказах  вспоминают, как смертельно трудно было им в тылу ковать победу для фронта. Может и правда трудно было, кто ж знает, только жизнями своими они не рисковали….

 Вот в нашем городе председателем Совета ветеранов является одна старушонка очень бойкая не по годам. Ходит по школам в канун праздника, выступает от лица всех ветеранов. Поздравления и подарки принимает. Лично о себе мало рассказывает. А что ей рассказывать,  если она в войну в местной прокуратуре служила? Секретаршей…..

Помню опять, как в далёком детстве нарисовал, неизвестно зачем, на листе бумаги свастику рядом со звездой. Мама меня за это в угол поставила, а потом, делая строгие глаза, долго внушала что нельзя «фашистские кресты» рисовать. Потому, что так поступают только одни бандиты и хулиганы, по которым тюрьма плачет.

 Сегодня мой сосед по подъезду, молодой  улыбчивый и приветливый парнишка, на майском солнышке снял футболку. На груди у него здоровенная свастика наколота.  «Зачем это?» - спрашиваю. Засмущался, пробормотал что-то невнятное. Самое удивительное, что я ничего плохого про этого «фашиста» сказать не могу.  В меру выпивает, не наркоманит, работает в серьёзной фирме. Всегда вежлив и обходителен. Даже как-то раз бескорыстно помог мне сетевой кабель к компьютеру протянуть…

Вот и гложет меня одна подленькая мысль: а кого мы победили тогда девятого мая? И зачем?
Чёрное чувство зависти давит: почему побеждённые в этой войне живут намного лучше, чем мы, победители?
 Нехорошие это мысли, подленькие, а вот вытравить их из головы не могу…
Может и не надо было никого побеждать ценой миллионов смертей и неимоверного горя? Сталин с Гитлером разобрались бы как-нибудь  между собой, а русский нацизм-фашизм рухнул бы сам по себе, так же как приказал долго жить пресловутый коммунизм, который мы долго и бесполезно строили.
 
Мучает меня чувство непричастности к этой победе. Не гнали меня политруки из окопов в атаку, не кричал  я традиционное «За Родину, за Сталина», и не харкал кровью, слушая за спиной пулемётные очереди заградотрядов…. Слишком далека от меня эта война и эта победа. Что-то вроде того, как победил Александр Невский кого-то там на Чудском озере и разбил Пётр Первый шведов под Полтавой. Тоже победы были. Но всё это уже полузабытая история. Причём история очень далёкая, на сто раз переписанная и перелицованная.  История непонятная и противоречивая ….

 А погибшим за Победу вечная память. Жалко их, как жалко и чернобыльцев, и шахтёров погибших в шахте, и чеченцев- афганцев и как многих других положивших свои жизни якобы за Родину. Только кому это надо? Родине, правительству, партии или олигархам?

Вот такое постпраздничное послевкусье.
 Горечь отчего-то.  Как в детстве поманили конфеткой и даже угостили. Только в конфетке той что-то не то. Не очень сладкое на вкус….

 Вот такие дурные мысли в башку с похмела лезут…
Если что не то сказал – извиняйте. Это я не со зла, а исключительно по своей политической безграмотности.