Соседка

Лилиани
Зима в этом году выдалась на славу! С буранами и метелями, с пургой и ледяными ветрами, да с лютыми морозами. Снежное толстое покрывало плотно и надёжно  оберегало отдыхающую землю.

Наступившая наконец затяжная холодная весна грозилась затопить наш город, все запаслись резиновыми сапожками на случай Всемирного потопа.
Однако, благодаря лёгким ночным заморозкам и весеннему ветерку, горы  снега  плавно растаяли, умеренно разливаясь ручейками и к маю природа преобразилась.

Наконец ласковое солнышко обогрело нас своими лучами.  Истомившиеся  в ожидании тепла, дачники – я в их числе -  с удовольствием потянулись на свои приусадебные участки.

***
Соседский участок всегда являлся образцовым. Ровные ухоженные грядочки радовали глаз ранней зеленью. Старушка с интересным именем – Бронислава - неутомимо обихаживала свой огород. Сорнякам не было места на этом участке, не успев проклюнуться, они немедленно уничтожались. Бабуля  метёлкой выметала  их, приговаривая, что не успевает бороться с этой противной травой.

Мы приезжали, уезжали, жарили шашлыки, загорали, играли в мяч и багмингтон, а она всегда и в любую погоду копалась в свои любимых грядках.

- Чиво ты ничиво не садишь? Столько земли пропадает –
укоряла она меня неоднократно, да ворчала по-старушечьи, что при наличии участка нужно по-хозяйски распоряжаться таким богатством.

- Так у меня не огород, а летняя дача для отдыха.-
 Петрушка, сельдерюшка, да лучок – самая необходимая зелень и на моих двух с половиной грядках всегда пышная и ароматная. Клубника , малина, да яблоки хороших сортов  балуют из года в год обильным урожаем.
А ещё я соорудила небольшую альпийскую горку и   -  композиционную клумбу непрерывного цветения ! – украшение и гордость моего сада. В фейерверке красок и благоухания цветы нежно и бережно передают друг другу эстафету, демонстрируя великолепие красоты и совершенства с ранней весны до поздней осени.

***
И вот новая весна,   новые надежды, только сиротливо встречает нас огород моей соседушки тёмными глазницами развалившейся теплицы, да буйными зарослями сорной травы.  Улитки многочисленными семействами уютно обжились и расползлись на новом месте под неубранной пожелтевшей прошлогодней листвой.

Лишь нарциссы и тюльпаны  приветливо качают головками за пустым забором, где в последний раз я виделась со старушкой.

- Это последняя осень в моей жизни….. –

такой приговор вынесла себе тогда моя соседка.

***
Весна в прошлом году  была ранняя, ветреная и дождливая . Однажды налетел сильный ураган и  сорвал крышу  с  её дачного домика. Оказалось, это был дурной знак!
Два её сына принялись за починку, да так и не успели довести до конца начатое…..

-Костик, старшенький,  пятьдесят пять только исполнилось, потерял работу, переживал очень, что приходится жить на мою пенсию. Алименты жена требовала, на суд подала, а ему никак не устроиться, платить нечем. Горевал, горевал, заболел сильно  и  впал в кому. Из комы так и не вышел.-
Рассказывала старушка такую душераздирающую историю


Похоронила Бронислава старшего сына, почернела вся,  приговаривала при встрече:
- За что Господь сыночка забрал, за что наказал меня в старости... –

Младший сын умер через месяц, не пережив смерти брата.
- Выпил крепко, да так на лавочке и нашли его, уже холодного...-

Скукожилась вся бабуля, высохла, выплакала все глаза.

Приходила на дачу и словно тень, покачиваясь, бродила по саду. Всё на этом свете лишилось для неё смысла. По инерции она  что-то делала и доживала своё последнее лето.

- Если не умру сама, то зимой утоплюсь,  на что она мне, эта жизнь… 
Орлы мои лежат в могиле, а я старая брожу по свету, никому не нужная... –
Мороз по коже пробегал от таких жутких признаний.

Я пыталась убедить несчастную, что страшный грех нельзя на себя возложить. Ведь у неё остались внуки, значит, ниточка  жизни не оборвалась. Советовала в молитвах оплакивать  детей, покинувших её до времени.


- Это последняя осень в моей жизни, душа моя рвётся к сыночкам  –
прощалась со мной  соседка, уже предчувствуя  свой уход.

Господь был к ней милостлив в этот раз, исполнил её просьбу, на исходе осени отошла Бронислава  в мир иной.


май 2010.