Ощущения. Глава 2

Галина Лоскутова 2
Мы снова бродили по улочкам. Современность соседствовала со стариной. В витринах сияли огромные люстры из венецианского стекла. Зайдя в соседний подъезд, можно было купить бытовую химию или трикотажные майки. А в магазине напротив сияли роскошные туалеты времен 17 века. Пушистые перья, глубокие декольте, дорогая отделка корсета. Я подумал почему-то: если бы женщина почаще ощущала на себе ласковую прохладу от роскошного веера, а не обмахивалась в жару газетой; чувствовала тугую сдавленность перчатки, подчеркивающей тонкое запястье, не только в день бракосочетания - она бы, наверное, даже двигалась как-то иначе. Гордая прямая осанка, плавные движения, небольшие шаги, красивая походка. И завораживающе спокойный голос без истерических нот. Потом я представил Паолу в таком наряде, мысленно надев на нее кринолин. Получилось здорово. Мне во всяком случае она понравилась еще больше. Спросив мимоходом:
- Вы бы хотели иметь такое платье? – услышал в ответ:
- Не знаю. Слишком дорогое.
Догадавшись по ее безразличному тону, что для нее эта витрина – такая же обыденность, как для москвички сияющие стекла пассажа и вряд ли ее удивишь старинным одеянием, оставил идею ее переодевания и тут же переключился на что-то другое.

С погодой в тот день явно не повезло. Я все ждал, что тучи развеются, но они моих пожеланий не услышали. Однако впечатления от города хмарь небесная не испортила.

Мы говорили с Паолой ни о чем, обмениваясь время от времени взглядами, в которых выражались симпатия и чувство расположения друг к другу. Иногда диалог провисал длинными паузами, но это ни меня, ни ее нисколько не смущало. Было просто в кайф бродить по улочкам и время от времени произносить какие-то слова.

Я вдруг заметил, что она немного отстала. Повернувшись, наткнулся взглядом на человека в сиреневом балахоне, такого же цвета плаще и шляпе. Цвет одеяния был настолько бледным и выцветшим, что человек казался призраком, выскочившим на время из комедии масок. Он неожиданно появился передо мной и так же неожиданно скрылся в одной из дверей магазинчика, когда мы с Паолой на секунду отвлеклись, чтобы поправить в пакете голову любопытного Пульчинеллы.

- Аниматор, - объяснила Паола, уловив мой недоуменный взгляд. – Их здесь часто можно увидеть. У каждого свой хлеб, – пояснила она

- Понятно, - слегка поежившись, ответил я. – А я было подумал, что какой-нибудь костюм ожил и вышел из витрины.

Посмеялись и пошли дальше.

Я сделал еще одно открытие. Языковой барьер очень быстро раскрывает другие ресурсы общения. Жестикуляция, тот же взгляд, интуиция. Все то, что заложено в человеке природой, но загнано вглубь сознания, вдруг просыпается в незнакомой среде. Я поймал себя на мысли, что мы с Паолой очень мало говорили. Молчания в нашем общении было больше, но оно, как мне показалось, доставляло обоим удовольствие. Именно в этом была вся прелесть общения. Не надо было подбирать слова, потому что мы прекрасно понимали друг друга иногда и без слов.  Почему? Наверное, потому что оба занимались одним и тем  же  –  работали с туристами, проводили экскурсии. А, может, просто мне попалась очень внимательная спутница, которая хорошо чувствовала собеседника. И еще мне кажется, что во всем моем облике чувствовалось тогда жадное желание какого-то чуда и Паола, по мере сил и возможностей, конечно, старалась сделать так, чтобы этот город навсегда остался в памяти пылкого юноши, каким я тогда был.

Я обернулся. И не увидел Паолы. Она исчезла.  Передо мной стояла девушка в белой овальной маске вольто. Присмотрелся. Да это же она, Паола! Просто незаметно для меня она прихватила из мастерской маску с ручкой. Решила пошутить. Она открыла лицо – Паола. Поднесла маску к лицу – загадочная дива.

Маска – вообще вещь удивительная. Застывшее выражение лица, а как действует на сознание. Паола замерла на мгновенье.  Передо мной стояла кукла. Но кукла живая, поскольку глаза наблюдали за моей реакцией. Я вспомнил, как несколько минут назад, проплывая по каналу, увидел на одном из балконов женский силуэт. Это была дама в старинном платье, в мантилье, и треугольной шляпе. Я уже ничему не удивлялся. Мне хотелось лишь узнать, в маске она или нет.  А это уже интрига, это уже приключение, возможно – любовное. Я уже представил себе, как дама прикрывает лицо веером, попытался угадать какого цвета у нее перчатки на тонкой изящной руке, почувствовал зазывный дух времени любовных авантюр и интриг...

Катер режет волну дальше, мы приближаемся к загадочному силуэту все ближе и ближе... Равняемся с ним и уже находимся на расстоянии, когда можно заглянуть даме в лицо...

О боже! Это манекен! Незнакомка оказалась большой куклой.

Живая кукла, неживая…

Все мешается в голове. К коктейлю подмешиваются новые ингредиенты, еще немного и скоро в голове начнет пузыриться, как после шампанского.

Случайно мы встретили парня из нашей группы. Cудя по имени у него были русские корни. Раскованный, симпатичный, открытый. Но в группе его быстро окрестили Вася-клоун.

Судите сами. Комплексами он не страдал. Чтобы не замерзнуть, Вася купил в уличном киоске клоунский колпак и напялил его по самые уши. Так весь вечер и ходил по городу, нисколько не смущаясь. Разноцветные рожки колпака прикольно болтались, как уши у добродушной собаки, бубенцы весело гремели. Самое интересное, что все на это реагировали очень спокойно. Вернее сказать, вообще никак не реагировали. Здесь, очевидно, и не такое видали.

Я махнул ему рукой в знак приветствия. Тот, не будучи дураком, понял, что я с девушкой и его компания может быть нам нежелательна, приветливо кивнул головой в ответ и завернул в приоткрытую дверь магазина.

Занятная сцена получилась, надо заметить. Представьте себе на минуту. Заходит в бутик. С самым серьезным видом рассматривает дорогие импозантные костюмы на вешалках, внимательно изучает цены на этикетках. Что-то прикидывает в уме. А по ходу дела заигрывает с продавщицей. Вот он слегка тряхнул головой. Нетрудно догадаться, что бубенцы в это время загремели. Продавщица, сверкнув белоснежными зубами, снисходительно улыбается. А Васек сквозь витрину косит взгляд в мою сторону: «Понял, да? И в таком виде можно девчонку склеить. Просто надо знать, как это сделать». Мимо витрины проходит тот же сиреневый призрак-аниматор, которого видел недавно. Он приветливо улыбается, дарит воздушный поцелуй продавщице за стеклом, затем – моей спутнице и снова скрывается внутри здания. Смокинг, наверное, пошел покупать…

Сюр однозначный!

Добавьте к этому, что в какой-нибудь антикварной лавке продавец-подросток сидит на стопке старинных фолиантов, на корешках которых еще не стерлась дата выпуска - 1709, нищенка на улице, приняв монетку, благодарит тебя на твоем родном языке – и крышу кренит окончательно. Реальность, старина и неординарность всего окружающего тебя, смешение языков и обычаев... 

Пузыри, пузыри в голове!..

Перед тем, как сюда приехать, я прочитал мемуары Казановы. Книжка оказалась в моих руках случайно. Но как оказалось – весьма кстати.  Так вот, Паяла показала мне в тот вечер дом, в котором жил легендарный повеса, окно его комнаты. Чуть позже, блуждая по улицам без какого то ни было маршрута, мы забрели с Палой к мосту вздохов. Почему я вспомнил ту книжку? Просто хочу сказать, что когда я смотрел на этот маленький, но овеянный преданиями крытый переход из одного дома в другой, уже представлял, как Казанова убегал из тюрьмы Пьомби, в которую его однажды заточили. Я даже знал, где приблизительно его содержали. И без труда представил себе, как он трудился в поте лица, чтобы осуществить свой дерзский побег.

Паола подтвердила:

- ...вон там, – указала она рукой. – Видите? Там находилась его камера.
- В камере была полочка для вещей, - поспешил выказать я свою эрудицию. – И здесь он едва не погиб, когда началось землетрясение…
Паола улыбнулась и утвердительно кивнула головой.
- Да, это так, - согласилась она. - Отсюда он и убежал из тюрьмы.
Я поддержал эстафету:
- Полагаю, сделал он это так… - и начал пересказывать то, что прочитал в мемуарах.
- А хотите купить маску Казановы? – неожиданно предложила Паола.
- Конечно!
- Здесь недалеко...


Я вышел из гондолы на сушу. Протянув руку, помог выбраться и своей спутнице.

Накрапывал дождь. Небо по-прежнему хмурилось. Солнце скрылось окончательно, спрятавшись за мутно серыми облаками. Такими же серыми выглядели и здания вокруг, впитав как будто из воздуха осеннюю влагу и пасмурное настроение, вытянув корнями-сваями задумчивую меланхолию из темной воды каналов.

Мы купили с Паолой по полиэтиленовому плащу. Знаете, с капюшоном такие. Без рукавов, завязываются на шее, полы просторные. Плащ-домино. Мелкие капли дождя моросили по скользской поверхности накидки едва заметно и еле слышно, создавая неторопливый ритм вечерней прогулки. Где-то заиграла скрипка. Запах кофе выплыл из кафе. Ворковали под ногами вездесущие голуби. Редкие деревья еле слышно шуршали осенней листвой. От холода и влажного воздуха слегка кружилась голова…

В этом дворике стоял сумрак. Свет, очевидно, почти не заглядывал в этот тесный уголок, сдавленный со всех сторон темным массивом старых зданий. Я помню мы проходили через арку в длинной кирпичной стене. Засквозил ветер... Он мгновенно подхватил легкие полы плаща, они вздулись как парус, а потом снова опали.  Шаг, второй под сводами арки. Ветер гулял в полах плаща. Они колыхнулись в такт ходьбы в одну сторону, в другую... Снова взмахом невидимых крыльев плащ подкинуло  вверх. Чисто ассоциативно я увидел туманную синеву зовущих к приключениям морей, дуэль на шпагах в соседнем переулке, таинственную даму в маске в узком окне с беломраморной лепниной…

Черт те что! До сих пор не могу объяснить, что же в тот момент произошло. Но на долю секунды мне почудилось, что я переместился во времени. И вот тут я почувствовал и теплый парик на голове, и треугольную шляпу, и даже кружевное жабо на груди. И рукава с бахромой. Душа Казановы что ли в меня тогда вселилась? Или еще кого, из древних обитателей города? Чей-то шепот, усиленный эхом - и я спешу не то на свиданье, не то скрываюсь от преследователей. Я даже сделал невольное движение рукой, проверяя на месте ли шпага…

Наваждение длилось мгновенье, и тут же улетучилось. В моей руке была не шпага, а всего лишь полиэтиленовый пакет с сувенирами. Какая бытовуха! Но ощущение чего-то необъяснимого осталось надолго. Это можно сравнить с тем, как чувствует кожа какое-то время спустя приятное прикосновение, к примеру. Или с состоянием среды, когда остается легкий флер духов после прошедшей мимо женщины. Аромат душистой ягоды во рту...

Я не любитель мистики, предпочитаю мыслить трезво. Однако до сих пор не могу объяснить того случайного состояния.

Начисто забыв зачем сюда пришел, я поразмышлял еще какое-то время над странностью ситуации, а  затем поделился своими соображениями с Паолой. Про то, что у меня на мгновение переклинило мозги, я естественно, не стал ей говорить.

- Вы знаете, какая мысль мне сейчас пришла в голову? – задумчиво произнес я. - Было бы неплохо провести туристов по этим улицам в старинных костюмах. Впечатления были бы совсем другими. Представляете, все как бы изнутри. Не старина вокруг тебя, а ты в сердцевине старины...

Паола помолчала. Затем произнесла с улыбкой:

- А вы романтик, - и внимательно посмотрела мне в глаза, как будто увидев впервые. Немного подумав, сказала, - Приезжайте к нам в феврале. В это время здесь проходит маскарад. Обещаю море эмоций и океан впечатлений. Кстати, во время карнавала здесь такие загадочные истории происходят, что иногда следственные органы подключают. И заметьте: даже они не могут распутать хитросплетения интриги. И сплошная старина на каждом шагу! Уж каких только костюмов не увидите. И надеть тоже сможете... – насмешливо добавила она.

Я понял о чем она говорила. Я знал, что этот маскарад еще с незапамятных времен использовали для убийства. Под маской определить преступника трудно. Он этим пользуется и незаметно делает свое страшное дело.

Я представил себе, что такая заваруха может произойти в группе у Паолы. Потом подумал, какая это канитель – наспех одеть в подержанные костюмы человек 20-30. Среди туристов встречаются слишком привередливые, а иногда и скандальные. Меня это полнит, вот здесь слишком узко, я не привык надевать чужую одежду и т.п.

Я ей не позавидовал. И оставил девушку в покое. Не стал донимать своей бредовой идеей. Но историю с плащом все-таки взял себе на вооружение. Я ведь был прав. Облачившись в старинный наряд, можно ощутить дух эпохи.


Далее по программе был Рим. Ватикан, Колизей...

Паола предложила мне надеть доспехи гладиатора. Я взял в руки копье и понял, что тяжесть спортивной одежды античной поры не для моих малоатлетических плеч. В сущности струсил. Представил как карикатурно буду выглядеть, а выставлять себя на посмешище перед этой восхитительной девушкой мне не хотелось.

                (Продолжение следует)