Папины подарки

Людмила Москвич
               

     Мой отец был военным и в моей памяти сохранился всегда в форме офицера.  Он редко бывал дома и не так много уделял мне и моему младшему брату внимания.  Но я до сих пор ношу в памяти редкие часы нашего общения. Как я любила его тогда! Как многому он научил меня. Я очень любила гулять с ним в поле или лесу. Вот мы идем с ним по степи в Ростовской области, лето, жарко. Папа показывает мне разные травинки, называет их  имена : полынь, бессмертник, донник, татарник, лаванда, мордовник, паслен, пижма, цикорий. Потом, уже, будучи взрослой, я удивляла своих друзей  своими познаниями, и еще более тем, что этому меня научил мой папа. Он объяснял, откуда появились такие названия, как татарник, мордовник, пастушья сумка. И одновременно рассказывал о былых временах, войнах, нашествиях татар, казачестве.

     А какое удовольствие было гулять с ним в лесу! Не так много было таких прогулок, но как запомнились они! Это было, когда мои родители с братом жили в Зеленогорске. Папа уже был в отставке и очень болен, а я приезжала на каникулы из Ростова на Дону. Мы с ним,  неторопясь,        ходим по лесу. У папы в руках палка и корзина. Считалось, что мы пошли по грибы. Но мы больше разговаривали, чем собирали грибы. Папа показывал мне то муравейник, то березовый гриб, то гнездо в кустах, то дупло, в котором живет белка, то дятла на высокой березе. Показывал следы зайца на тропинке, царапины на коре дерева от когтей лисицы, походя срезал.молоденькие сыроежки, или лисички, мимо которых я проходила не видя их.. А если попадался стоящий гриб, то подзывал меня и предлагал найти его, при этом объяснял, как надо смотреть, на что обращать внимание. Это был урок любви к лесу, его величию, многообразию. Папа быстро уставал, ему надо было отдохнуть, но он никогда не говорил о своей немощи. Просто предлагал посидеть на поваленном дереве около муравьиной кучи и понаблюдать за жизнью маленьких тружеников. Таких местечек для отдыха у него было несколько в этой, доступной для него, части леса.

     Когда я еще была маленькая, он научил меня плести венки и составлять из простых  лесных, или луговых цветов красивые букеты. У него я научилась вырезать перочинным ножом красивые тросточки, срезая узором молодую кору. И еще находить забавные корни и вырезать из них сказочные  существа. И плести корзины из ивовых веток. И научил хорошо пользоваться ножом, что бы обходиться без травм. Я до сих пор люблю, что нибудь вырезать из подходящего куска древесины.

     Хорошо помню, подготовку к новому году в Уральске, во время эвакуации. Это был 1943год. Папа приехал на выходной со своего аэродрома и привез небольшое  деревцо и мешок с веточками елки. Из этого материала он собирался сделать нам с братиком новогоднюю елку. А пока следовало изготовить игрушки. Папа достал из портфеля обрывки цветных листов, по-моему, это были обложки еще довоенных тетрадей, и каких-то журналов и показал, как вырезать и клеить флажки и цепи. Мы с мамой принялить резать и клеить, а папа начал делать выкройки маленьких домиков с окошечками, дверью и крышей с трубой. Кроме этого бумажного производства, еще были скорлупки от яиц, их копили давно. На них папа рисовал глаза, рот, нос, надевал  раскрашенный колпачок клоуна и получалась веселая игрушка. Это был образец, остальные я должна была изобрести сама. И я изобретала.  Получались краснощекие матрешки в платочках, кошачьи мордочки с ушками, грибки в шляпках из картона. До сих пор помню запах клея, который приносил папа. К следующему приходу папы, у нас уже были наполнены коробки готовыми игрушками. Домики склеены и покрашены, из их оконцев  выглядывали коты и зайцы. Длинные разноцветные цепи аккуратно сложены. Флажки нанизаны на веревки. Оставалось только установить импровизированную елку.

     Папа пришел 31 декабря и сразу же принялся делать елку. Деревце установил в ведро с песком и к его веткам стал прикручивать еловые обрезки-веточки. А потом пришла очередь наших игрушек. Завершающий штрих – снежок из ваты. Елка получилась замечательная, а главное, все было сделано руками папы и нашими с мамой. Братик был еще слишком мал, но тоже сидел с нами за рабочим столом и давал советы. По крайней мере, отмывать ему руки от клея пришлось то-же.

     За свою жизнь я получила множество подарков, но самые запоминающиеся были подарки  от папы. Например, когда мне исполнилось  12лет, он мне подарил на день рождения арбуз. Утром, когда я проснулась,  первое, что я увидела, был огромный арбуз, лежащий на стуле. Такого гиганта я еще не видела, он занимал все сиденье стула, и поднять его я не могла. Папа сказал, что этим арбузом я могу угощать всех своих друзей и всех, кого хочу. Мы жили в большем бараке и я чувствовала себя самой богатой принцессой на свете, когда обходила всех жильцов  и угощала их арбузом. .А сзади шел мой приятель Вовка Козлов и нес огромную миску с  ломтями, как верный оруженосец.. Это было великолепно! И мне казалось, что я самая красивая и самая счастливая девочка..

     А  еще раз на день рождения папа мне вручил большей кулек конфет. Это было послевоенное время, нищее и голодное. Конфеты были самые простые, в обертках и без них, но их было много, и они были разные. И опять, ценность подарка заключалось в том, что я могла одарить всех, кого я хотела. Помню толпу барачных ребятишек, и я всех наделяла конфетами и чувствовала себя счастливой. Мой мудрый папочка знал, что счастлив не тот, кто имеет богатство, а тот, кто может поделиться этим богатством с другим.

     А когда я уже училась в институте и жила без родителей, мне на день рождения прислали два отреза на платья. Я удивилась, почему два. Я знала, что мои родители жили более, чем скромно и такой подарок был для них весьма разорительным. Позже мама рассказала мне историю их покупки. Родители пошли вместе покупать мне крепдешин на платье. Выбрали и купили, а потом зашли в другой магазин, и папа увидел красивый шифон, весь в тюльпанах и нарциссах, этакое весеннее чудо! И он стал уговаривать маму купить это чудо. Мама не соглашалась, у нее были веские основания не соглашаться, но папа продолжал настаивать и они почти поссорились. Но папа так хотел порадовать свою дорогую дочку, что мама не устояла. Это было мое самое любимое платье, оно просто излучало папину любовь. Папа никогда не говорил вслух, что любит меня, при встречах он шутил, -– Вот приехала моя красавица, ноги длинные, тонкие, кой где нога!

     А в последнее свидание папа подарил мне две деревянные фигурки, которые он сам вырезал из липы, собаку-лайку и барашка. Я их храню до сих пор.

     Папа умер через 10дней после рождения моего первенца, своего первого внука и был чрезвычайно горд, что у него появился внук-богатырь. Умер в 52 года. Я до сих пор вижу его в своих снах и всегда он со мной, живой и здоровый. Мой дорогой папа.

    *** Фотография из моего семейного архива. 1957г.