Успех преподавания

Марина Тигра
   Математика с  первых  школьных  дней  давалась  мне  легко,  по  сравнению  с  гуманитарными  науками. Хотя  читать  я  любила,  но  больше  не  по  школьной  программе .А кто тому виной?  Вот на  школьную,  и не  хватало:  ни  времени,  ни  интереса. То ли  дело  математика: задачи  с  неизвестным,  выведение  формул… Но  и  этот  предмет  не  всегда  был  у меня  на  высоте.
   Вообще  успеваемость,  в  каком  либо  предмете,  в  первую очередь зависит от  преподавателя  и  только  во  вторую  от  способностей  ученика.
   Просмотрев  свои  школьные  годы, вырисовывается  интересная  картинка:  у одного  преподавателя  успеваемость  поднимается, у  другого  падает. А ученики  всё  те же.
В  чём же  дело?
   Шестой – седьмой  класс. За  время, отведённое  на  контрольную  работу,  я  могла  решить  все  шесть вариантов  и  разбросать  их  по  неуспевающим ученикам  в  классе.
   В  восьмом  классе  преподаватель  сменился. В  итоге -- полное  недопонимание  тригонометрических  функций  и  огромное  желание  покинуть  школу. Но  что бы  поступить  в  техникум,  надо  сдать  вступительные экзамены,  и  математика не  исключение. Огромное  желание  не  возвращаться  в  школу  вдохновило на  самостоятельное  изучение  плохо  пройденного  материала. Хватило  месяца, чтобы восполнить  годовой  пробел  и  успешно  сдать  экзамены, видно  активизировался  какой то  внутренний  учитель.  А ведь  его  мог  активизировать и  преподаватель.
   И  вот  я  в  техникуме. Преподаватель  математики --  Михеев  Виктор  Семёнович.
На  тот  момент,  как  я  попала  в  это  учебное  заведение.  Он  был  уже  смертельно  болен  и  переживал  отпущенные  врачами  сроки,  в  работе  и  постоянном  движении.
   Его  Уроки  начинались  не  как  обычно,  с  объяснения  материала, а  с  вопроса  к  аудитории: « Что бы  это  значило?» Вопрос  относился  к  написанной  на  доске,  новой  задаче. После  заданного  вопроса,  он  обычно  выдерживал паузу,  что бы  ученики  могли  подумать  над  её  решением  самостоятельно  и  выдвинуть  какие то гиппотизы  её  решения. Вот  здесь  и  начинают  шевелиться  мозги.  Считавшаяся  трудной  высшая  математика,  щелкалась  как  орешки.  К  тому же,  она  была  на  столько  интересна  и увлекательна,  что  задачки хотелось  решать  постоянно.  И результат  не  заставил  себя  ждать.  Преподаватель  освобождал от  экзаменов  тех  учеников,  в  знаниях  которых  не сомневался  и  проставлял  оценки  автоматически. Но  интересно  было  отношение  и к  менее  способным.  Он  никогда  не  повышал  голоса  в  негодовании за  невыученные  уроки,  а  моей  подруге,  неспособной  к  математике,  как- то  сказал: «Ольга,  я  не сомневаюсь, что  в будущем  ты  станешь  великим  человеком, и  моя  математика  тебе  совсем  не  пригодится,  так  зачем я  буду  портить  тебе  карьеру  своей  низкой оценкой?»  И объяснив  какие то  моменты  предмета, ставил удовлетворительную отметку. Далее, в  институте,  такого преподавания  я  больше не  встречала,  а  ведь  высшая школа, на  мой взгляд, именно  так и  должна  ставить  свой  процесс   образования.
  Спустя  много  лет,  я  опять  столкнулась  с  этим  уникальным  методом,  на  примере  своей  племянницы.
  В  школе,  куда она  поступала  в  первый  класс,  задумывался  интересный  эксперимент ( жаль не  прижившийся  в  будущем, лишь из за  неподготовленности  преподавательского  состава)  В этот  малочисленный  класс ( 16 человек, в остальных было по 30), отбирались  дети прошедшие определённое  тестирование. И его прошли ,  как не странно,  лишь  дети не ходившие в  детский сад.
  В этом  эксперименте учеников  рассаживали не как всех   по  двое за  парту,  а  по четыре  за круглый  стол. Учитель начинал  занятия  с того, что давал  задание,  которое  дети могли обсуждать  между  собой  и  совместно  находить решение. Конечно,  наводки  преподавателя  помогали  им выйти на  нужную  волну  решения,  но  это  было  не  сухое  заучивание, это была  научная  работа, творческое  познание! В  результате,  программа была  на  столько  расширена, что  дети  к  четвёртому  классу  превосходили  шести – семиклассников. И  когда  встал  вопрос  о  передаче  эксперементального  класса  из  начальной  школы в  среднеобразовательную, то  все  преподаватели  просто шарахались  от этих  детей. Они  не знали ,  как и чему  их дальше  учить?  В итоге,  класс  раскидали  по  простым  и  обычным и  конечно,  загубили эксперемент.  Но  эти  дети  всё равно  учились  гораздо  лучше  и  по мимо  школьной  программы, осваивали что то ещё вне школы. Именно за  счёт  них, школа  выходила  на  первые  места  во  всероссийских  олимпеадах по  многим  предметам. А  если бы эксперемент  продолжили? Из  них  получились бы  настоящие  учёные. Возможно из  кого то ещё и  получится,  но процент  был бы несравненно выше.
   Так почему же  этот  метод  обучения  не  находит  поддержки  в  учебных  заведениях?  Скорее  всего,  по тому, что  обучать ещё  надо  самих  преподавателей тому, как им перестроить  свою  работу в  процессе образования. А кто обучит обучающих? Хотелось бы, чтобы опыт тех, кто пытался  провести  данное  направление  в  жизнь, не  пропал  даром. Ведь это очень  ценный  материал!