О моём богословии

Леонид Черненко
Так случилось, что на протяжении более, чем двух лет, я учился разумному исповеданию своих душевных настроений на порталах сети ИНТЕРНЕТ. В каком-то вполне благородном смысле каждое моё посвящение есть творческий акт. Иногда этот акт явно содержал рефлексии к Богу, иногда чувства отражённые в текстах содержали логические откровения или нравственные. Но, следует признать, что иногда (по моим теперешним понятиям) творчество можно считать было почти безнравственным. С малой долей сомнения хотелось бы словом «почти» спасти и безнравственные творения, отнеся их к искренним и тем самым самого себя извинить (мол де не ведал, что творил). Чтобы убрать безнравственное из творчества, необходимо бы шаг за шагом перечитать и проанализировать всё опубликованное в сети. Но это необъятный труд, который будет выполнен совсем не скоро. Труд этот необходимо выполнить, в этом я уверен. Результатом его станет публикация в книжном варианте отредактированного текста. То, что после этого завершения останется в сети, будет архивным материалом, который будет иметь значение исторического факта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Книге же хочется придать непреходящее значение, в котором будет выражен мой метод поиска истины.

После состоявшегося откровения о Боге, хочу высказать сомнение в его истинности. Сомнение не уничтожает полностью порыва, владевшего мной в момент опубликования отчёта о нём. Но оно должно быть обсуждено. Есть возможность того, что я прельстился видением предмета в тот момент. Поскольку доказательной силы отчёт не имеет, он должен быть исключительно моим личным делом, а сам текст оставлен, как исторический факт. Этим будет сохранена живость лаборатории моей мысли (мол де со мной бывало и такое). Говорю об этом потому, что мне сейчас важно затронуть тему моего вероисповедания.

Кому, в какой церкви я мог бы исповедоваться? Скорее всего я должен для себя определиться в отношении к Русской Православной Церкви (РПЦ), так как её традиции мне наиболее знакомы. Но как войти в храм РПЦ? Надеть на себя крестик и прийти в ближайшую церковь – это не путь, так как я не воцерковлён, нет свидетельств о моём крещении. Русская традиция давала мне право считать себя православным, но православие шире, чем просто русская традиция. Следовать русской традиции – это значит «делать, как все», как верили мои предки. В этом самое больное место для моего пути. Сегодня быть православным – это не просто следовать русской традиции, это быть образованным в рамках Научного Православного Богословия (НПБ). Главный стержень НПБ – это вера в Иисуса Христа, Спасителя. Честно скажу, что для такой веры я не созрел. Мне не противна вера в Спасителя, нет. Просто я не христианин, так как нет свидетельств о моём крещении. Чтобы как-то на время оставить эту проблему для себя не решённой и изучать богословие с сердечным чувством, любовно, я нашёл для себя паллиативный выход. Я поверил в то, что Дух Святой наследуется, а значит я частица Бога Единого. Более того, признавая русскую традицию, я высказался о том, что в каждом из нас в каждое мгновение рождается Спаситель, чтобы совершить Свой Путь, как Иисус Христос. Этим религиозным актом я принял частицу Христа в своё сердце. Но стал ли я христианином? Возможно. Но православным ли?

Чтобы ответить на последний вопрос утвердительно, я должен стать членом РПЦ не только в русской традиции, но и шире. Я должен понять и принять, поверить и верить в широту православия. Я должен найти себя в Православной Церкви (ПЦ). Это возможно лишь только, если ПЦ существует, либо основать Её.

Таким образом, для РПЦ я грешник, как и всякий иноверец, язычник. Поводом устранить все затронутые проблемы могло бы быть моё крещение в РПЦ. Но крещение вторично, если я был крещён родителями в русской традиции, может быть недопустимо (достоверных свидетельств о нём нет). РПЦ содержит внутри русскую традицию, поэтому момент важный. Для решения последней проблемы мне необходимо обратиться в РПЦ, разъяснив внутренние свои мотивы к патологическим сомнениям, чтобы вместе определиться о ПЦ. Последнее станет важным, если принять во внимание мою национальность, которая имеет истоки в Украине. Мои предки обрели паспорт с прописью о национальности «русский» в прошлом, когда этот вопрос решался волюнтаристским приёмом. Даже, если иметь в виду, что прародина наша Русь, то и тогда вопрос об истоках моей национальности неясный. О национальностях стали говорить и принимать во внимание значительно позже, чем возникла Русь. С вполне обоснованным тезисом я мог бы относить себя к Народной Православной Церкви (НПЦ). Но это не устраняет проблем.

Итак, для НПБ ставится вопрос о моей воцерковлённости. С сим я и посылаю это письмо в Духовную Академию. Покорнейше прошу разъяснить. Аминь.