Подвиг минзага Амур

Егор Брацун
Минный заградитель «Амур».

«Блажен в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом.
Блажен, кто точку Архимеда
Сыскать сумел в себе самом.
Кто, полный бодрого терпенья,
Расчёт с отвагой совмещал,
То сдерживал свои стремленья,
То неожиданно дерзал»

Фёдор Тютчев.

15 (2) мая 1904 года, славная страница в истории Русского Императорского флота, когда русскими минёрами была одержана победа, и нанесён значительный ущерб японскому флоту. Во время осады, и блокады Порт-Артура каждый раз, в целях удобства пристрелки японский флот шёл одним и тем же маршрутом. Наблюдая за японскими броненосцами в дальномер, капитан 2 – го ранга Фёдор Николаевич Иванов – 6, командир минного транспорта «Амур», решается на осуществление смелого плана. Он предлагает командованию эскадры заминировать пути следования японского флота прямо у него под носом. В ночь с 14 на 15 мая Фёдор Николаевич получает соответствующий приказ морского командования. Не смотря на смертельную опасность, «Амур» всю ночь ставил мину за миной. С рассветом стали заметны японские броненосцы, однако туман и сумерки, помогли «Амуру» выскользнуть у японцев прямо из под носа. Японские броненосцы «Шикишима», «Хатцусе», и «Яшима» имея на правом траверзе посыльное судна «Тацута» первый раз прошли русское минное поле. В 9:55, когда японский отряд вторично проходил минное поле под кормой броненосца «Хатцусе» произошёл взрыв, японский адмирал Насиба приказал менять курс, и во время разворота подорвался второй броненосец «Яшима». Вот как об этом вспоминал капитан 2 – го ранга Владимир Иванович Семёнов, служивший в Первой Тихоокеанской эскадре: « - Японец! На мине! – выкрикнул вместо доклада унтер-офицер, присланный с вахты…
Что творилось наверху!.. Люди лезли на ванты, на мачты, стараясь подняться как можно выше, надеясь в просветы между Золотой, Маячной и Тигровой горой увидеть что-нибудь своими глазами… Старший артиллерист, забыв ревматизм, бежал на марс, мичмана громоздились под самые клотики…
Внезапно на Золотой горе, на окрестных возвышенных батареях с новой силой вспыхнуло «Ура»!..
- Второй! Второй!.. Потонул! – ревели засевшие под клотиками мачт…
Им даже не сразу поверили… Но вот повсюду замелькали семафорные флажки, на мачте Золотой горы взвился сигнал: «Японский броненосец затонул»… Сомнения не было…» Сигналом с русского флагманского броненосца «Севастополь» был поздравлен кавторанг Иванов с успешно проведённой операцией. На броненосце «Хатцусе» сдетонировали погреба боезапаса и он затонул в течение двух минут, «Яшима» же затонул по пути следования в ближайший японский порт. Когда после первого подрыва, подорвался и «Яшима» с японских судов начали вести лихорадочный огонь по воде, думая, что они подверглись атаке русской подводной лодки. В этот же день, в обстановке и паники и нервозности, вызванной подрывом двух новейших броненосцев, японский броненосный крейсер «Кассуга» таранит бронепалубный крейсер «Иосино» и тот тонет со всем экипажем. 15 (2) мая не даром вошёл в анналы военно-морской истории, как «чёрный день» японского флота. И вот почему. Даже спустя десятилетие в годы Первой мировой войны, гибель даже одного броненосного крейсер считалась серьёзной боевой потерей. А за десять лет до этого, основными кораблями боевой линии именно броненосцы, а не линкоры-дредноуты. У Японии их было всего 6 штук, то есть, затонули два корабля основной боевой линии, суммарным водоизмещением 30.000 тысяч тонн, треть японского броненосного флота.  Обстрелы Порт-Артура с моря прекратились. Русский флот праздновал триумф. Фёдор Николаевич Иванов был повышен в звании до капитана 1 – го ранга, и награждён Золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость!» стоит так же отметить, это были не единственные потери японцев на русских минах. За будущий период войны подорвётся не один десяток японских миноносцев, крейсеров и канонерок. Русские минёры в очередной раз показали, что они лучшие в мире в своём ремесле.