Баллада о невольной птице

Елизавета Воробьева
                Для свободных - все высоты достигаемы.
                Максим Горький.
Когда-то в далеком Китае жил один очень богатый купец. Он очень любил музыку и приглашал к себе музыкантов из самых разных стран. Они играли и пели ему день и ночь дивные песни, которые только знали.
Однажды к купцу приехал его дальний родственник. Он естественно знал об увлечениях  купца и поэтому привез ему подарок. Им оказалась очень красивая птица в золотой клетке, голос которой мог зачаровывать и околдовывать даже самых сухих и черствых людей.
Обрадовался купец такому потрясающему подарку, поставил птицу возле окошка у себя в спальне, и каждый день наслаждался чудесным голоском птицы.
Однажды к окну, где стояла клетка звонкоголосой певуньи, прилетел соловей. Он сел на ветку цветущего жасмина  и стал чистить перышки. Птичка, которая сидела в клетке увидела соловья и спросила его:
- Кто ты такой, что имеешь право сидеть на жасмине?
- Я соловей из леса,- невозмутимо ответил он и продолжал чистить перышки.
- Зачем ты прилетел сюда?- спросила птичка.
- Мои сородичи говорили, что в доме купца есть птица, которая поет лучше и звонче меня. Вот я и прилетел, чтобы увидеть эту хвастунишку.
-Никакая я не хвастунишка,- обиделась птица, поняв, что именно про неё говорил соловей.
- Так значит это ты, та самая звонкоголосая птаха!- довольно проговорил соловей.- Спой  мне что-нибудь, чтобы я убедился в правоте птиц.
Пташка согласилась и, присев на жердочку, открыла ротик и стала петь. Звук её голоса разливался по сводам комнаты и звенел, как серебряный колокольчик в руках пастушка. Птица пела все громче и звонче, пока, наконец, не выдохлась.
Соловей подлетел к её клетке и сказал:
- Что ты за певунья? Твой голос не красивее шелеста листьев в мае, не громче раскатов грозы в ненастье, не ласковее, чем морской бриз. Ты хорошо поешь, но позволь мне спеть тебе?
И соловей, присев на край подоконника, открыл рот и запел. Голос его раздавался, как раскаты грома, как шелест листьев, как дуновенье ветра. Пенье его было настолько настоящим, красивым и трогательным, что люди, которые были неподалеку от дома купца, сбежались послушать соловья. Когда же он закончил, птица, сидевшая в клетке сказала:
- Ты и вправду поешь гораздо лучше меня. Но все только потому, что ты живешь на воле. Я в жизни не слышала ни шелеста листьев, ни шороха ветра, ни плеска морской воды.  Я – невольница, запертая в клетке, пусть даже золотой, и создана лишь для того, чтобы дарить наслаждение богатеям, не ведавшим в жизни горя. Я хочу на волю, хочу лететь в потоках ветра, купаться в лучах солнца, пролетать над волнами, задевая перышками воду. Соловей, выпусти меня из клетки! Прошу тебя!
Соловей посмотрел на птицу, но ничего ей не сказал. Он подлетел к клетке, поддел клювом замок и открыл дверцу.
Птица, не веря в свое освобождение, несмело вышла из клетки и ступила на край окошка.
- Лети! Я дал тебе свободу! Пой птица, ибо для этого тебя создал Бог!- сказал соловей и полетел вверх, к самому солнцу.
Птица же взвилась вверх и стала кружиться в потоках воздуха. Она никогда не слышала столько прекрасного. Все вокруг неё издавало свои неповторимые мелодии, играло и пело. Солнце ярко светило, листья шумели на ветру.
- Полетели к солнцу, на самый верх! – громко кликнул птицу соловей.
- Полетели!- отозвалась птичка и взвилась вверх.
Обе птицы летели стремительно к солнцу, пронизывая облака и воздух, пока, наконец, не долетели до самого солнца. Его лучи обжигали перышки птиц, но они были рады этому палящему свету. Они кружились вокруг огненного светила, распевали песни, пока их перья не истлели и они не сгорели в пламенном костре.
Птицы стали падать на землю, крутясь в потоках ветра. Все ещё сохраняя разум, они наслаждались этим последним полетом.
Долетев почти до земли, птица вымолвила последние слово:
- Я жила в клетке для того, чтобы умереть на воле!
 И затем птицы ударились о землю и умерли. Через день их обгоревшие тельца нашли слуги купца, которые искали певчую птицу хозяина. Они принесли птиц в купеческий дом и поднесли купцу.
-Зачем она улетела, ведь ей у меня было так хорошо. Я кормил её и лелеял, как младенца, она улетела, чтобы так закончить свою жизнь?- спросил купец  у своих поданных.
Один же старик, стоявший поодаль от купца произнес:
- Главное счастье жизни – свобода, а умереть на свободе – ещё большее счастье!