Я живу

Елизавета Воробьева
Свинцовые тучи хмуро висели над головой. Осенние листья кружились в причудливом, но каком-то печальном танце. Кладбищенская земля была сыра и холодна.
На твоей могиле лежали красные розы – твои любимые цветы. И с памятника ты взирал на них печальными глазами.
Шесть лет назад тебя не стало. Никто не мог подумать, что твоя жизнь будет так коротка.
Веселый, вечно радостный оптимист. Человек-улыбка – шутливо называла я тебя. В свои пятнадцать ты казался самым счастливым на земле человеком.
Я считала тебя самым верным другом. Да ты и был таким. Преданным, добрым, отзывчивым. Ты часто помогал мне, опекал, как неразумного ребенка. И я думала, что так будет вечно.
Ты долго скрывал от меня, что болен. Из последних сил улыбался, хотя душа твоя обливалась слезами. Казался радостным, но я чувствовала, что что-то не так.
Но однажды ты все мне рассказал. Тот момент я помню до сих пор. Ты сидел на диване, угрюмо глядя в окно, где была уже осень. В твоих глазах отражалась боль. Ты молчал, а потом вдруг неожиданно сказал, что болен раком.
Тогда я не знала, как переживу это. Приходила каждый день, пыталась помочь. Скрывала боль и несчастье под маской улыбки, но ты понимал, что мне тоже тяжело.
Ты был удивительно стойким. Не отчаивался, не падал духом. И только по ночам, согнувшись от боли и страданий, ты тихо  плакал. Но твоя вера в жизнь поражала всех. И я надеялась, что ты выживешь, справишься со всем.
Но тебе становилось хуже. Врачи разводили руками – поможет только чудо. И я  в тайне молилась по ночам, чтобы ты выжил. Я просила у Бога чудо,  я просила новую жизнь для тебя. О, как я хотела, чтобы ты был жив! Готова была отдать все на свете лишь за то, чтобы ты выздоровел.
Последний день твоей жизни я теперь никогда не забуду. Ты уже не мог вставать с постели и лежал на кровати в своей комнате. В комнате было пасмурно и по-осеннему холодно. Так не должно  было быть, ведь ты ещё жив, ты должен тянуться к свету, к жизни.
Когда я зашла, ты улыбнулся. И впервые за все дни болезни эта улыбка была настоящей. А потом ты попросил меня сесть.
В комнате долго стояла тишина, а потом ты вдруг заговорил.
- Знаешь,- сказал ты почти шепотом, – я всегда боялся смерти. Думал, что когда человек умирает, то ему становится невыносимо больно. Но оказалось, что это не так.
Я зарыдала. Впервые в жизни я не могла удержать слезы. Я сжала твою руку и прошептала сквозь слезы:
- Ты живой. Откуда ты знаешь, что такое смерть?
Ты посмотрел на меня. Твои глаза были пусты и безжизненны.
- Не плачь. Не надо меня утешать пустыми словами. Мы ведь оба знаем, что это конец. Но я не сожалею. Смерть -  это лучше чем такая жизнь.
Я не могла больше так. Зажала рот тебе рукой, но ты вдруг отпихнул мою руку и сел. Я даже удивилась, откуда в тебе взялась такая сила.
- Ты не знаешь, что такое боль, которую невозможно терпеть - ты почти кричал, судорожно глотая воздух. – Ты не знаешь, как тяжело, когда на тебя смотрят, как на покойника. Ты ничего не знаешь о жизни. Для тебя она ничего не стоит. А для меня каждый глоток воздуха бесценен. Ты понимаешь?
Ты бессильно откинулся на подушку. Я молча смотрела на тебя слепыми глазами. В душе что-то говорило, что ты уже не вернешься к жизни. Но я не хотела верить. Я не хотела тебя терять.
- Прости, что накричал на тебя,- сказал ты спокойно. – Мне просто очень тяжело. Я чувствую, что ухожу. Мир живых навсегда закрыт для меня. Веришь, но смерть помогает человеку понять всю бесценность жизни.  Я никогда раньше не думал, что мне так дорог будет простой глоток воды или капля воздуха. Вчера мама принесла домой розы. Какой-то простой запах роз – но мне кажется, что в нем все счастье жизни. И почему я раньше не ценил жизнь, почему,- в твоем голосе было дикое отчаяние, а может невыносимая грусть и безысходность.
Ты остановился и долго молчал, собираясь сказать самое важное. Я не могла смотреть на тебя. Сердце было сдавлено в один комок, я  с трудом могла дышать, слезы текли по щекам. В моей голове была только одна мысль – сделать  так, чтобы последние минуты твоей жизни были самыми прекрасными.
Ты протянул руку к стакану с водой. Как жадно ты пил простую воду. Ненасытными, большими глотками, боясь потерять хоть каплю. Я смотрела и ужасалась. Но надо было крепиться. Я приказала себе: ни за что сейчас не плакать. Как бы ни было больно и тяжело держать слезы.
- Послушай и запомни: ты должна жить,- сказал он вдруг. Его голос в тишине прозвучал, как раскат грома. Это была его последняя воля. – Ты должна жить ради меня, ради памяти обо мне. Ты должна испытать и боль, и счастье, которое не испытал я. Пойми и запомни на всю жизнь: нет ничего, чтобы было так дорого на свете, как простая человеческая жизнь со всей её болью, горестью и счастьем.
Ты  закрыл глаза. Тяжело вздохнул. Твое лицо было ужасно бледным, смертельно бледным. Но ты ещё боролся, отгоняя прочь старуху с косой. Твоя рука скользнула по покрывалу, нащупала клочок бумаги. Ты нервно скомкал листок и открыл глаза. Они были пусты, глубокая бездонная пропасть вместо серых зрачков.
- Не плачь,- прошептал ты бессильно. – Время залечит раны, - ты вздохнул. – Я тебя очень  прошу, поддержи родителей. Им нелегко будет. Живи долго и счастливо, мой ангелочек!
Последние слова ты произнес уже тихо-тихо. Я взглянула на тебя и поразилась: тебе было всего пятнадцать, но во взгляде твоих серых глаза читалась мудрость зрелого человека.
Ты вздохнул в последний раз, закрыл глаза. Веки судорожно затрепетали, ты взглянул на меня, печально, горько, но бесконечно нежно  и... тебя не стало.
***
На твоей могиле всегда лежат розы. Это твои любимые цветы, это моя память о тебе. Ты  велел мне жить, несмотря ни на что.  И я живу. Живу, потому что ты уже не живешь, живу, потому что жизнь – это самое дорогое, что осталось у меня после твоей смерти.