Семейная сага. Главы 8, 9

Тина Морозова
Глава 8.


Очарование южной осени, её яркие золотые одежды, охлаждая пыл города после жаркого лета,  не могли оставить равнодушным никого, включая Бригиту , но  душа её в тот год с трудом поддавалась чарам увядающей природы. Ни  вкусные блюда, с любовью приготавливаемые ею, ни нежность и забота, ни попытки преобразить свою внешность не останавливали решительности влюблённого  Александра. Каждый вечер мчался он на встречи со своей первой любовью, не скрывая происходящего от верной жены. Усугубляло отчуждение супругов отчаяние Бригиты, взрывы нетипичного для латышки  темперамента которой приводили к  скандалам с истериками и слезами. 
 Тщетными оказались и попытки родственников  наладить жизнь распадающейся на глазах семьи:  всё чаще глаза Бригиты были красны от слез и бессонницы, по контрасту с возбуждённым, счастливым блеском глаз её неверного мужа. В октябре Александр объявил, что подаёт на развод.
В преддверии праздника Великого Октября Бригита неожиданно предложила  подруге совершить очередную поездку в Кисловодск: она любила посещать ближайшие города - курорты, любуясь красотами природы и с энтузиазмом закупая дефициты, список которых множился с каждым годом.
-С удовольствием прокачусь, - обрадовалась Тина, отмечая про себя странный блеск в глазах родственницы, - так хочется  прикупить чего-нибудь вкусненького, а в магазинах полки всё пустеют и пустеют, скоро будет совсем,  как в новом анекдоте. Не слышала? Отдали советский магазин японцам, а те, к всеобщему удивлению, наняли всего одного работника, который на входе говорил: «Нисего нету, нисего нету», а на выходе – «Убедилися, убедилися»?
Субботним утром молодые женщины  ехали в автобусе, пребывая в приподнятом настроении от возможности вырваться из будничной рутины, а заодно полюбоваться красотами осенней природы и «достать  дефицит».
-Бригита, какая красота кругом, ты только посмотри! – восклицала Тина, любуясь панорамой гор и белоснежными вершинами Эльбруса на фоне ярко-голубого неба.
-Да, очень красиво, у нас в Латвии такой красоты не увидишь, у нас красота другая. Я полюбила эти горы, быстрые горные  реки, южную природу.  Всё лето думала:  что я буду делать, если придётся уехать отсюда, разлучиться с тобой, с Сергеем, с друзьями, с этой природой?  Но, кажется, еще может всё наладиться.
-Что ты имеешь в виду? Вы с Сашей помирились? Я смотрю - ты как будто слегка повеселела.
-Пока не совсем, но я надеюсь, что мы помиримся. Дело в том, что Антонина на днях уезжает в Сибирь, на какую-то комсомольскую стройку.
-А ты откуда знаешь?
-Она сама мне это сказала, я недавно заходила  к ней в гости. Так мне наша жизнь опостылела, что я решила поставить все точки над «и».
- Ты ходила к Тоне? - распахнула Тина изумлённые глаза,- И как она тебя встретила – с распростёртыми объятиями?
-Как ни странно -  встретила нормально, даже к чаю пригласила, но я отказалась и напрямик спросила: «Тоня, скажи мне правду,  как ты относишься к Сане, любишь ли ты его? Если мы с ним разведёмся, замуж за него пойдёшь?» И ты знаешь, что она мне ответила?
-Ну, как я могу это знать, Бригита? Я – не ясновидящая. Говори уж, не тяни!
-Она мне сказала, что Сашу не любит, что замуж за него не пойдет, что она любит другого человека, и знаешь – кого?
-Да что ты всё загадками толкуешь?
-Она сказала, что до сих пор любит Сергея, твоего мужа. Вот, представляешь? У меня появилась надежда на счастье: Тоня уедет, и Саня успокоится. Как тебе такой поворот?
-Ну, что она до сих пор моего мужа любит, я не удивляюсь. Полюбив такого,  как Сергей, разлюбить невозможно. Я тоже его люблю, словно мы только вчера поженились. Ты знаешь, Бригита, я ждала его с детства, хоть мы и не знали о существовании друг друга.
-Да, Тина, вы с Серёжей  счастливые, вы – половинки  Я думала, что мы с Саней тоже будем половинками, но  он разлюбил меня, а может быть, никогда не любил, а любил Антонину.
-Успокойся, Брииги, быть может, действительно,  Тоня уедет, и твой муженёк успокоится, - сочувственно смотрела на подругу Тина.
...Прошел тоскливый серый ноябрь, и декабрь неожиданно освежил скучный пейзаж города белыми снегами, метелями и сугробами; невысокие снежные горки, образовавшиеся во дворах домов и школ, пестрели яркими скученными пятнами - это детишки с энтузиазмом таскали  на себе санки, чтобы с восторгом  скатиться вниз и опять подниматься на снежные вершины, пока они не растаяли. Коротка южная зима, и снег, выпавший в преддверии новогодних праздников, мог растаять в любой день от лучей яркого солнца - это непостоянство зимней погоды не позволяла южанам расслабиться, заставляло радоваться редким морозным денькам, белоснежным узорам на окнах, заснеженным улицам города. Повеселели все, кроме Бригиты, жизнь которой была омрачена приступами ревности и ожиданием неминуемой трагедии: надежды на благоразумие мужа в связи с убытием его пассии не оправдались, и начало нового года совпало с очередным всплеском семейных ссор, в одну из которых Александр объявил жене, что  уедет в сибирский город Усть- Илимск, где его ждёт любимая женщина.
-Я уже подал заявление в комитет комсомола, и мне обещали путёвку на комсомольскую стройку! - с торжеством в голосе заявил он.
-Какая такая -  комсомольская, дорогой? Ты уже  вышел из комсомольского возраста два года назад!- рыдала в ответ Бригита.
-А я  получу путёвку как молодой коммунист, - сыпал он соль на её глубокую сердечную рану.
-Санечка, я тебя умоляю, не делай этого, ведь у нас с тобой  – сын. Как он будет расти без отца?  Давай начнем жизнь сначала, я постараюсь перемениться, стану  хорошей, терпеливой, и  ты опять полюбишь меня, вот увидишь.
-Не говори глупости, Бригита!  Надоели  мне, хуже горькой редьки, твои  скандалы со склоками и твоё вечное нытьё!  Знаешь русскую поговорку, что горбатого могила исправит? Ты ей очень даже соответствуешь.
-А ты соответствуешь анекдоту про Кобелино!   Так вот, дорогой, развода я тебе не дам, можешь мотать, куда хочешь, но жениться не сможешь! Не получишь ты развода! – с рыданиями выкрикнула Бригита вслед выходящему из квартиры мужу,- Нет такого закона, чтобы сына без отца оставлять!
В начале февраля предстояло заседание суда по делу о разводе. Накануне этого дня Бригита не  находила себе места, всё валилось из её рук, а из головы не уходили мысли  о неверном муже, об их вконец испорченных отношениях.
Ночь не принесла облегчения, вместо спасительного сна голову продолжали терзать тяжкие, мрачные мысли. «Как я буду жить, если он уедет, бросит нас с Андрейкой? Как я вынесу его отъезд, разлуку? Но и жить так,  тоже сил больше нет, он стал грубым, злым...  Он ненавидит меня, это ясно. А может быть, нам, действительно, лучше  разойтись, хоть на время? Пожалуй – пусть едет, не будет его рядом, я, возможно,  успокоюсь, а то так может и крыша поехать», - всю бессонную ночь мучительно размышляла женщина.
Утром она  встала с постели -  разбитая, с тяжёлой головной болью, и молча наблюдала за бодрым спокойным мужем, тщательно  примерявшим галстуки и костюм. Молчаливо позавтракав, Александр удалился,  язвительно бросив на ходу:
-Не опоздай на развод, Бригита!
Перед отъездом в суд она отправилась за моральной поддержкой к своей верной подруге.
-Тин, я всю ночь думала: а может быть, нам лучше с Саней расстаться, как он хочет? Я больше не могу жить в скандалах. Днём из рук всё валится, а ночью я уже не помню, когда спала, сон какой-то дырявый: сплю и все слышу, и всё время мысли всякие в голову лезут. У меня уже крыша едет. Я думаю, может быть, будет лучше, если он уедет?
-Правильно думаешь, - поддержала Тина, -   Сколько тебе  можно унижаться?  Саша  не  оценил  твои чувства, не хочет тебя понять, и не стоит он твоих слёз,  твоей любви, Возможно,  в разлуке он пересмотрит своё к тебе отношение и вашу совместную  жизнь, затоскует по сыну. Разлука всё расставит по местам,  да и не удержишь  мужика  силой, которая обычно вызывает обратный эффект.  С некоторых пор я поняла, что  в голове почти всех   мужчин сидит   подсознательное стремление к свободе, желание - скинуть цепи, но если им  предоставить  полную свободу, то они сами  полезут в клетку – такова уж мужская  психология.
...Вечером Александр пришел в дом родителей, как никогда сердитый и крайне раздражённый.
-Сергей, Тина, это вы посоветовали моей жене дать мне развод?  Бригита не  хотела развода и вдруг резко передумала; я уверен, что сама она до этого бы не додумалась, – гневно сверкал новоявленный холостяк глазами.
-А чем же ты  недоволен? Ведь ты к этому стремился, так  радуйся, - в один голос парировали брат с невесткой.
-Вы развелись? Что ты, Санька, натворил? Ведь у вас – сын. Как он будет жить без отца? – сокрушалась мать, качая головой и вытирая брызнувшие из глаз слёзы.
А отец, недавно увлёкшийся живописью,  лишь оторвался от холста новой картины маслом:
-Ну, и как вы теперь собираетесь жить, Санька?
-Нормально, я уеду в Сибирь, а Бригита останется, так и будем жить – в разных концах света, - изрёк успокаивающийся  Александр, усаживаясь перед экраном телевизора,  -  Слава богу,  кончится этот кошмарный сон под названием  "супружеская жизнь".
Монолог мужа прервало появление его бывшей супруги, которая тихо плакала, прижимая к груди сына.
-Ну, успокойся, сношенька, что уж теперь плакать, - пыталась  успокоить её  свекровь, - после драки кулаками не машут. Зря ты так легко  согласилась на развод...
Наступила тягостная тишина, которую опять нарушила Анастасия: ей, наконец, удалось справиться с потоками горьких слёз.
-Вы, дети, успокойтесь, прекратите ругаться, да начните жизнь сначала. Подумайте о сыне, может быть, еще что-то у вас получится склеить.
...Разведённые супруги вынуждены были проживать под одной крышей, что несколько тревожило родных: возможно ли их мирное сосуществование? Не станет ли их жилище полем брани?
Шли дни, недели,  Бригита постепенно успокаивалась и вскоре  стала выглядеть  почти умиротворённой: глаза её повеселели, в них вернулись лучики жизни, растерянные в баталиях с "неверным Изменником".
Странная метаморфоза не ускользнула от внимательных глаз Тины, которая не замедлила   поинтересоваться у подруги:
-Бригита, ты стала казаться  почти счастливой. В разводе жить лучше?
-Ты знаешь, у нас после развода улучшились отношения. Саша больше не кричит на меня, опять стал нежным по ночам, как раньше. Мы часто говорим о сыне, о планах на общее будущее.
-Саша отказался ехать в Сибирь?
-Отказаться он уже не может, путёвка выделена, но он обещал вернуться. Саня обещал мне подумать хорошо обо всем и не жениться, по крайней мере - пока, до отпуска. Я спокойна, ведь Антонина за него не пойдет, она мне обещала, через год Саня вернётся, и мы попытаемся начать жизнь сначала. Пусть съездит, развеется, ведь его нервы тоже пошаливают.
-Да уж, в ваших баталиях любые нервы начнут пошаливать!
-Это точно. Но сейчас у меня даже наладился сон, он уже не такой  «дырявый», как был. Одно меня настораживает: Саша получает письма от Тони, читает их, как молитвы, строчит ей ответы. Тина, зачем она ему пишет, если не собирается за него выходить?
-Да, Тоня по натуре  вовсе - не открытая книга, а тайна за семью печатями, что у неё на уме – никому неведомо, - задумчиво промолвила Тина.
-Никакая она не книга и не тайна,  а просто темная лошадка, хитрая и коварная. Но главное - она Саню не любит и за него не пойдёт.
...В апреле семья проводила Александра  в  далёкий сибирский город Усть-илимск.  При прощании Саша поцеловал сына, всех  родных и даже Бригиту, глаза которой были влажны от слёз.
Яркое солнце прогревало воздух и землю, народ проснулся от зимней спячки и с энтузиазмом  принялся за бурную деятельность на приусадебных и дачных участках, стараясь оказать государству посильную помощь в претворении в жизнь продовольственной программы.
Старшее поколение семьи Морозовых с удовольствием возделывало грядки для посева овощей, с переменным успехом пытаясь и молодёжь привлечь к своему любимому делу.  Из Сибири начали приходить письма родителям от «блудного сына». Бригита с нетерпением их ждала, и с разрешения матери  жадно вчитывалась в мелкий почерк бывшего мужа.
...«Блудный сын»,  тем временем,  начал трудиться на сибирской стройке, обживая комнату в общежитии и обследуя окрестности молодого города вместе с Тоней, к тому времени считавшей себя почти коренной сибирячкой. Антонина встретила друга детства приветливо, с удовольствием приобщала его к новому климату и городу, которые сама полюбила с первого взгляда.  Вечерами они гуляли по улицам, в выходные дни отправлялись на прогулки по  берёзовой роще, располагавшейся за корпусами общежитий.  Их общение постепенно становилось всё более тесным, плавно перерастая из дружеского в романтическое.
Первые поцелуи Саши были робкими,  почти детскими, как в ранней юности, и это даже разочаровывало девушку, которая начала всерьёз задумываться о своем будущем. «Мне уже почти тридцать лет, все подруги замужем. Никого, кроме Сергея, я полюбить не смогу, но не  оставаться же мне старой, бездетной девой? Саша пошел ради меня на всё, уехал от семьи, развёлся, он меня любит с самого детства – чего же мне ещё желать?  Надо решаться: быть может, стерпится – слюбится,  и потом, я смогу чаще видеть Сергея… Какое это будет счастье!»- думала Тоня,  пугаясь собственных мыслей.
Александр, казалось, не спешил создавать новую семью, довольствуясь свободой и дружеским общением с предметом своего давнего обожания. Проводя время с Тоней, он радовался потеплению их отношений, но не чувствовал того горения души, к которому так страстно стремился долгие годы. Тоня оставалась для него всё той же далёкой и холодной, чужой и загадочной, как и прежде. Иногда он вспоминал свою нежную взбалмошную Бригиту, её пылкие страсти, бешеный темперамент, и что-то неясное, но родное, ёкало у него в груди...
Тем временем прошло короткое сибирское лето, наступила ранняя осень. Каждый выходной день Александр и Тоня гуляли по лесу, пахнувшему сыростью, собирали ягоды, грибы, беседовали о жизни и сибирской природе. 
В один из таких  осенних дней им повезло набрать целый мешок грибов, и они принесли их в комнату общежития, где обитала Тоня с подругами. Подруги отсутствовали, и друзья по-семейному занялись обработкой грибов, пожарили их на огромной сковороде, с аппетитом поужинали и сели на кровать перед экраном телевизора. Начинало темнеть, но они долго сидели, не шелохнувшись, пока руки Александра, почувствовав  настроение Тони, не осмелели в  ласковых мужских движениях. Его губы жадно потянулись к её губам. Радуясь отсутствию соседок,  они, наконец, дали волю своим  долго дремавшим чувствам и естесственным желаниям.
...Через месяц Тоня сообщила Александру о своей беременности, и молодая пара подала заявление в ЗАГС. В октябре сыграли скромную, но  весёлую  комсомольскую свадьбу, на которой  молодые получили ключ от отдельной комнаты в общежитии и  обещание собственной квартиры через год. В родной город молодожёнов были отправлены письма родителям с известием о рождении новой советской семьи.
...В пасмурный ноябрьский вечер  Бригита, по обыкновению,  вместе с сыном,  зашла  к родителям, в квартире которых  погода  удержала  всех  членов большой семьи. Бригиту удивило странное молчание родных, их невесёлые настороженные взгляды. Сердце почувствовало недоброе.
-От Сани письма не было? – нарушила она тишину.
-Было письмо, как раз сегодня получили, - с тяжким  вздохом отвечала мать.
-Да? Что пишет? Как его дела, как здоровье? Почему вы молчите? – разволновалась Бригита, не слыша ответа, - Что-то случилось? Саня заболел? Что - с ним?
-Да здоров твой Саня, не волнуйся так, - отвечала Анастасия  с досадой в голосе, -  женился он, Бригита, поженились они с Антониной!
-Как -  женился? Не может этого быть! Он мне обещал не жениться до отпуска! И она обещала, что не пойдёт за него! - из глаз несчастной женщины ручьём хлынули слёзы.
-Негодяй, как он мог так подло поступить! И как она посмела это сделать, ведь обещала мне! Подлые они,  чтоб им обоим  пусто было! Ненавижу их! Желаю им всех бед, которые только могут быть в жизни! Пусть дети их родятся  уродами, пусть Тонька окривеет! Негодяй - Сашка, он предал нас с Андреем! Как земля носит таких подлых изменников, предателей! Чтоб его черти забрали, я ненавижу его, проклинаю, лучше бы он умер!
-Бригита, очнись, что ты такое говоришь, ведь он – отец твоего ребёнка! Не бери греха на душу, не проклинай! – с испугом останавливала бывшую сноху мать, но та ничего не слышала и не видела.
В потоках слёз рванулась Бригита к двери, вихрем помчалась по улице в сторону своего дома, не замечая удивлённых взглядов соседей.
-Тин, догони её, успокой, только ты это сможешь, - попросил Сергей  жену, которая уже бежала вслед за подругой.
Она догнала её лишь  в квартире: Бригита рыдала, уткнувшись лицом в подушку, не слыша слов утешений. После тщетных словесных увещеваний Тина молча положила руку на голову подруги  и долго  гладила её волосы,  пока поток горьких слёз не иссяк.
-Успокоилась? Вот и правильно: не стоит он твоих слёз, милая моя. А ты ещё будешь счастлива, вот увидишь, - нашептывала Тина, а Бригита молча слушала её голос, периодически всхлипывая, словно обиженный ребёнок.
Уже стемнело, а молодые женщины всё сидели, не зажигая света. В конце концов,  Бригита совсем успокоилась и разговорилась.
- Да, ты права, они не стоят того, чтобы из-за них убиваться. Не знаю, что на меня нашло, просто я не ожидала, что они поженятся, поверила их обещаниям,  ждала Саню, мечтала начать с ним новую жизнь, как он обещал.  Он не оценил моей любви, и - чёрт  с ним. Может быть, хоть  с Антониной он будет счастлив. Я желаю ему счастья, пусть -  не со мной, пусть – с ней.
Она помолчала и добавила:
-Тин, я уеду отсюда, здесь мне всё напоминает Саню. Я начну новую жизнь, жизнь без него, а для этого мне нужно разменять квартиру на Латвию.


Глава 9.

Долгое время поиски обмена жилья были безрезультатными. От горя и одиночества Бригиту отвлекали тёплые отношения с Тиной и Сергеем, да - заботы о сыне, который стал школьником. Периодически мать энергичного первоклассника приглашали в школу, и Бригита  выслушивала нарекания на невинные шалости своего неугомонного сына. Озорство, подвижность и неуёмная энергия выделяли Андрея из массы сверстников, что влекло жалобы учителей и восторги многочисленных друзей мальчика.
Брошенная жена  не переставала интересоваться письмами Александра, регулярно приходившими к родителям из далёкой Сибири.
Весной семьдесят девятого года новая сноха Морозовых  прибыла в родной город и в начале июня  родила девочку.
Анастасия Даниловна вместе о свахой,  матерью Тони, отправилась в роддом.
- Пойду, надо внучку и невестушку навестить, -  вздыхала, словно оправдываясь,  трижды - бабушка, - Дети - это радость и счастье, они ни в чём не виноваты. Как там наша внучка? Сватья говорит, что роды были очень тяжёлыми.
Вечером в родительском доме  собрались все члены семьи, включая Андрея с матерью, чтобы отметить рождение нового члена большой семьи. 
-Андрейка, у тебя появилась маленькая сестричка. Интересно, как её назовут? – ласковым голосом говорила Бригита, удивляя всех своей терпимостью и добротой.
Открылась дверь, и на пороге появилась бабушка - хмурая, с заплаканными, красными от слёз  глазами.
- Беда-то какая! Врач сказал, что девочка родилась с какими-то дефектами, что она будет умственно и физически неполноценной... И за что нам такое горе?
Анастасия проплакала весь вечер, теряясь в догадках по поводу причин врождённых увечий внучки. В последние годы внуки для неё стали –  главным в жизни, она любила их беззаветно,  была готова пожертвовать всем  ради их здоровья и счастья.
Через неделю  Тоня с ребёнком выписалась из роддома, а  к этому моменту прибыл в отпуск и молодой отец новорожденной.
Несмотря на жестокий вердикт врачей, родители Наташи  казались вполне счастливыми.
-Всё будет хорошо, я уверена, - заявила Тоня, когда вместе с супругом и маленькой дочкой пришла к свекрам, - Врачи говорят, что нужно постоянно делать массаж, гимнастику, и  двигательная способность конечностей будет развиваться. Я сделаю всё возможное и невозможное для своего ребёнка.
Посмотреть на малышку собрались все родные, в том числе -  Сергей с семейством, которое вот уже два месяца проживало  в собственной двухкомнатной квартире.  Наконец-то Сергей получил долгожданное жильё, которое ему предоставил Городской комитет партии,  куда  молодой коммунист был приглашён на работу вскоре после вступления в ряды КПСС. 
Бригита  не смогла остаться в стороне от семейного торжества, и, подойдя вместе с сыном  к дому родственников, остановилась в нерешительности. Увидев Тину, она обрадовалась:
-Тина, мне ужасно хочется посмотреть на  дочку Саши, по-хорошему хочется, без злобы. Зла на них я давно не держу, а дети тут вообще ни при чём. Ты же знаешь, как я люблю деток, как сама хотела родить второго ребёнка! Я бы  обязательно родила девочку, да Саня не хотел.  Спроси у матери, можно ли мне зайти в дом; я здесь, на лавке подожду.
Тина пообещала выполнить просьбу, удивляясь странному, по её мнению, желанию, и  вошла в квартиру, наполненную людьми, эмоциями и голосами.
-Посмотрите, у неё реснички – точно, как у меня! – не уставал повторять очарованный дед, любуясь красивым личиком младенца, лежащего на кровати.
Девочка, действительно, смахивала на деда большими  глазами с длинными чёрными ресницами и овалом нежного смуглого  лица.
-А как назвали мою племянницу? – спросил Сергей, взяв крошечный комочек на руки.
- Наташей, - ответила Тоня, ярко зардевшись.
-Бригита с Андреем  просят разрешения посмотреть на девочку,  они сидят у подъезда на скамейке, - сообщила вошедшая Тина.
-Бригита? Зачем она тут нужна? Чтобы скандал учинить? – гневно отреагировал Саша, краснея.
-Пусть войдут, мы не возражаем, - улыбнулась Тоня, - Брат должен познакомиться с сестрёнкой.
Бригита  вошла в квартиру, держа за руку сына,  поздоровалась  и подтолкнула  Андрея к кроватке:
-Андрейка, смотри, какая у тебя маленькая, хорошенькая сестрёнка. Тоня, Саша, поздравляю вас с дочкой,  - промолвила она и села за стол, за которым уже восседало большое семейство.
После минутного замешательства обстановка нормализовалась, и семейный ужин продолжился в новом составе, завершившись без эксцессов, чинно и благородно. Только Александр долго не мог скрыть своего настороженного смущения и удивлённых взглядов, направленных в адрес бывшей супруги, удивлявшей всех добротой и   терпимостью.
...Тоня, действительно, прилагала массу усилий по оздоровлению дочки, состояние которой постепенно улучшалось.
К моменту рождения дочери Саша получил от предприятия, на котором трудился,  трёхкомнатную квартиру «на вырост», в которой  перед отъездом на родину сделал хороший  ремонт. Новый этап их жизни наполнился особым смыслом, новыми заботами и делами.
Очередной визит Саши в родной город состоялся только через полтора года: он приехал к родным с полуторагодовалой  Наташей. Девочка росла красивой девочкой, но правая ножка её слегка прихрамывала, а правая  ручка вяло висела вдоль туловища; да и  речь её значительно отставала от речи сверстников.
-А где же ваша мама, куда вы её дели? – резонно поинтересовался Сергей, принимая брата в своём доме, - И где моя племяшка, почему ты один?
-Наша мама приедет чуть позже. Дело в том, что у неё на веке вдруг появился жировик. Тоня обратилась к знакомому хирургу, и тот обещал быстро его  вырезать. Но случилось что-то  странное: операция прошла успешно, но глаз почему-то не открывается,  наверное, при операции зацепили какой-то нерв. Наша мамочка сделает еще одну маленькую операцию и приедет к нам. А Наташа сейчас - у бабушки с дедом, вместе с Бригитой и Андреем, братик с сестричкой так подружились...
-Ну, брат, присаживайся к столу и рассказывай, как вы там, в Сибири, живёте? Не мерзнете?
-А что, живем нормально. Зима, правда, там длинная, холодная, а так – ничего, терпимо. Рядом с нашим домом  расположен лес, летом полно грибов и ягод, зимой можно на лыжах ходить. Приезжайте к нам в гости – грибов наберёте на целый год.
-Нет, уж,  лучше,  вы -  к нам, - рассмеялся Сергей.
-А я бы с удовольствием побродила по сибирским лесам, жаль, что - так  далеко, размечталась Тина, - Саша, неужели ты научился на лыжах кататься?
-Немного, всего пару раз катался, кубарем с горы, а  сейчас не катаюсь,  некогда стало.
-Чем же вы так сильно заняты?
-Работа, домашние дела, квартиру ремонтировал своими руками, я даже кое-что из мебели сам сварганил.  В свободное время продолжаю заниматься своим главным хобби - радиоделом. Собрал передатчик, в эфир выхожу, под именем Змей - Горыныча.
-Саня, скажи честно:   на родину вернуться не тянет? – продолжал Сергей допрос брата, наливая в его рюмку вино, - Выпьем за ваше – ничего!
-Да я бы вернулся, но Тоня не хочет, шибко прикипела она к Сибири.
-А как вы с ней живете:  дружно, весело? Не так, как жили с Бригитой – в каждодневных баталиях? – по обыкновению напрямик полюбопытствовала Тина, - Ты закусывай,  Санечка, не стесняйся, у нас теперь с продуктами стало прекрасно – родная партия  снабжает.
-Вижу – полное изобилие, всё во рту так и тает. И мы живем нормально, мирно, не дерёмся, ссор у нас практически не бывает. Тоня – не Бригита, она спокойная, мирная, не мешает моим радио – занятиям,  а я ей не мешаю книжки читать. Так и живём, друг другу не мешаем, - кисло шутил Саша с  оттенком странного  разочарования в голосе, которое не укрылось от внимания его собеседников.
Через две недели прилетела Тоня -  с изуродованным лицом:   непослушное веко наполовину прикрывало  правый глаз молодой женщины. Впрочем,  она сама этого, казалось, не замечала, оставаясь всё такой же спокойной и невозмутимой, с неизменной блуждающей полуулыбкой на устах.
Две супружеские пары много времени проводили вместе: то в квартире родителей, то в новом жилище Сергея и Тины, то  на родительской даче.
Нередко в посиделках принимала участие и Бригита, казавшаяся  вполне умиротворённой, лишь иногда в глазах её мелькала едва уловимая печаль.
В один из вечеров три семьи  традиционно собрались в родительском доме, и Бригита объявила:
-А у нас радость: кажется, я нашла вариант обмена квартиры на Прибалтику, правда - не в  Латвии, а в Эстонии, но это ничего, рядом, так что скоро мы с Андрейкой от вас  уедем.
-Ты что, Бригита, решила уехать на родину и забрать Андрея? Зачем? Разве тебе здесь живётся плохо? – с огорчением в голосе  воскликнул  Александр.
-Нам здесь не плохо, но там будет лучше. Там - моя родина, родня, и там с продуктами лучше, чем здесь, почти всё в магазинах можно купить. А здесь – ни мяса, ни колбас нет.
-Напрасно ты это затеяла, Бригита. Ведь мы вам стараемся помочь всем, чем можем, и дальше будем помогать. И продукты достаём, холодильники не пустуют, слава богу. Здесь у нас – свежие овощи, фрукты, а в Прибалтике вашей ребёнок витаминов видеть не будет, - сокрушённо качала головой мать.
-Правда, Бригита, оставь эту затею, не увози от нас Андрея и сама нас не покидай, – по обыкновению тихо поддержал мать  Сергей, - ведь ты нам стала  родным и близким человеком, мне ты - как родная сестра.
-Андрейка, не уезжай, не бросай меня! – захныкала пятилетняя Алёнка, - Тётя Бригита, не увозите моего братика, я его так люблю!
Дети, действительно, были очень  дружны и привязаны друг к другу.
-Успокойся, деточка, это случится не скоро, только через полгода. Зато вы сможете приезжать к нам в гости, а мы будем навещать вас, - с ласковой улыбкой Бригита погладила плачущую девочку по голове, - Не плачь, Леночка, всё будет хорошо.
-Андрей сегодня познакомил меня со своими знакомыми собаками, они такие хорошие, совсем не кусаются, - объявила малышка, успокаиваясь и нарушая установившуюся тишину.
Все засмеялись, а девочка вдруг сделала новое серьёзное заявление:
-Братик у меня есть, а сестрёнку мне скоро родят мама и папа, они обещали! Андрей, не уезжай, а то не увидишь нашу маленькую сестру.
-Это правда, Тина - ждать пополнения? – встрепенулась  Анастасия.
-Мы обязаны выполнить обещание, данное дочке, -  ответил за Тину Сергей, обняв смущённую жену,   - Алёна нас уже полгода теребит: «Родите мне сестрёнку!» А недавно  предъявила  ультиматум: «Если вы не родите мне сестру, я сама её родю!» Вот мы и призадумались:  как бы она не родила в свои пять лет. 
-Так и сказала: «сама родю»? – улыбнулась бабушка, - Ну, и мудрая у нас внученька, грамотная!
-Ещё какая - грамотная! – подтвердила Тина, -  В последние месяцы   покоя нам  не даёт:   «Вам,-  говорит, -  хорошо:  вас – двое, а я - одна!  Вот,   родите сестру, нас тоже будет двое!»  А недавно  прилипла к нам с расспросами: «Папа, ты разве не знаешь, что нужно сделать, чтобы снова стать папой? Мама, ты знаешь?  Если не знаете, идите к врачам, они вам всё расскажут!» Я уже пообещала ей сходить к врачу, всё выяснить.
-Ну, и дети пошли! – смеялась Анастасия, - Но,  в принципе, Алёна права: вам нужен второй ребёнок!
-А что я вам говорила? – радостно вскочила со стула Алёнка, - Только мне не любой ребёнок нужен, а сестричка!
-А братика ты не хочешь? Леночка, проси лучше у мамы брата! – принялся уговаривать внучку дед, лукаво улыбаясь.
-Нет, братик у меня уже есть, мне нужна сестрёнка!
Взрослым, поставленным  этим ультиматумом в тупик, оставалось молча  улыбаться.
-Вот увезёт тётя Бригита Андрея, и будет братик твой, Алёнушка,  далеко, - хмуро изрёк Александр, - Всё-таки, Бригита, ты подумай хорошо, прежде чем принять окончательное решение,  не увози Андрея, иначе наша связь с ним совсем  порвется. Здесь все его любят, и он привык к родне. Так хоть раз в год видеться будем, а там, возможно, и яы сюда вернусь...
- Нет, мы уедем, - твердо отвечала на все уговоры Бригита, удивляясь настойчивым просьбам бывшего мужа и странным его намёкам.
После минутного молчания Бригита неожиданно встрепенулась и объявила:
-Ой, я забыла  новость сообщить:  сегодня прилетает Бенита! Она отдыхала в санатории,  в Сухуми, кажется, и на обратном пути решила нас навестить. Она мне позвонила, чтобы ждали в гости.
-Как она живёт? Всё так же - одна воспитывает двоих детей? -  сочувственно вздохнула Анастасия Даниловна.
-Да, так и живёт с матерью и детьми.
-А как же -  Сёмён? Они окончательно расстались?
-Не знаю, сестра писала, что он им деньги присылает иногда, письма пишет часто, всё обещает приехать,  Бенита верит.
-Доверчивая наивная  девочка! Я же говорила, что никогда азербайджанец не женится на латышке, их менталитет не позволит! – воскликнула мать, сокрушённо качая головой.
В этот момент позвонили в дверь, и на пороге появилась  Бенита  с сияющими синими очами и радостной  улыбкой на устах.
-Здравствуйте, Морозовы! Как приятно видеть вас всех вместе! – воскликнула она, - Я так соскучилась, так  мечтала о нашей  встрече!
-Бенита, ты  легка на помине! – обрадовалась Бригита, вскочив со стула, - Мы только что о тебе говорили!
-Сколько лет,  сколько  зим! – встали навстречу гостье  Сергей и Тина.
Следом за ними в объятия гостьи попали все члены дружной семьи.
-С приездом тебя, девочка, проходи, будь как дома, - обняла Бениту   хозяйка, придвигая стул,  - рассказывай, как живёшь.
-Хорошо живу, работаю, занимаюсь общественной работой, стала профсоюзным лидером, вот, за свои заслуги путёвку на юг получила, совсем бесплатно.
-Как - детки?
-Кушают котлетки, растут, Батыр во втором классе учится, Мариэлла  в садик ходит. А что у вас нового? Тина, Сергей, вы так и живёте вместе с родителями, в этой квартире?
-Нет, мы уже  год как получили собственное жильё улучшенной планировки, - засмеялась от гордости Тина, - Мой супруг получил от  новой своей фирмы, в которую так удачно попал.
-Хотелось бы посмотреть, да не успею,  наверное,   за мной заедут через три часа и увезут в аэропорт.
-Так пошли к нам, Бенита, это совсем рядом, в соседнем новом доме, посмотришь нашу хату, - предложил Сергей, - Приглашаем в гости  всех желающих!
Через десять минут весёлая компания  покинула родительское гнездо, в котором  из деликатности  остались сибирские гости.
-Как у вас хорошо, просторно, уютно!  - расхваливала хоромы друзей Бенита, кружась по комнате.
-Бенита, а кто это за тобой должен заехать? – спросила Тина, накрывая на стол.
-Товарищ Семёна, он отвезёт меня в аэропорт.
-Значит, вы с Семёном всё-таки поддерживаете связь?
-Конечно, мы видимся иногда. Давай мне нож, Тина, я  могу сыр и колбасу  нарезать. Ой, сколько у вас тут деликатесов - и колбаса, и  буженина, и сыр! У вас в городе так хорошо стало со снабжением?
-Да, у нас стало хорошо, - засмеялась Тина, - в магазинах – пустота, а нам через горком перепадают пайки с провиантом. Сергей хотел отказаться, но я взбунтовалась: кому что докажешь таким благородством? В очередях нам стоять некогда, он работает день и ночь, да и я  тружусь с полной  самоотдачей. Как говорится,  «с волками жить – по волчьи выть», приспосабливаемся к реалиям дня. Так вы, значит, с Семёном  общаетесь?
-Конечно, я  Бригите писала, что Сёма даже приезжал к нам два раза, помнишь, Бриги?
-Ну да, помню, я ведь  тебе говорила, Тина, помнишь?
-В прошлом году он  к нам приезжал, а теперь вот я была на юге, он меня в Сухуми навестил, жил там со мной целую неделю, - восторженно сообщила  Бенита, -  Мы всё так же любим друг друга, девочки, и  я очень счастлива.
-А что сейчас  говорит Семён? – недоверчиво смотрела на сестру Бригита, - Всё кормит тебя обещаниями?
-Кормит! –  рассмеялась Бенита, сверкая счастливыми  глазами, - Ну,  хватит еды, давайте лучше танцевать!
-Садимся, выпьем за встречу, закусим, тогда и потанцуем, - заявила молодая хозяйка квартиры.
Два часа гостья весело отплясывала со старыми друзьями, заразив их своим задором, а поздним вечером села в подъехавшие «Жигули»,  распрощавшись с хозяевами, и укатила в аэропорт.
-Приезжайте ко мне в гости! – крикнула она из окна машины, - Я буду ждать вас!
-Моя сестра меня поражает, - тихо изрекла Бригита, глядя вслед отъезжающей машине, - она  выглядит такой счастливой, как будто у неё в жизни всё замечательно устроено.
-А может, она только делает вид, что счастлива, а в её душе кошки скребут? – предположила Тина.
-Я думаю, что это не так, просто она до сих пор любит этого   Сёму,  верит ему и радуется всему, что он обещает. Но меня поражает: как ему можно верить? Даже для меня, её сестры, это загадка.
-У нашей Бениты  –  светлая душа, - задумчиво сказала Тина, - Она – словно  солнечный зайчик, озаряет всё вокруг своим присутствием.  С одной стороны, за неё радостно, а с другой -  жаль её! Ведь  ждёт нашу подружку  горькое разочарование, наверняка она будет обманута коварным изменщиком! А ведь Бенита заслуживает огромного счастья, как ни одна другая женщина на Земле! Она  способна на настоящую божественную любовь,  готова жить ради любви, но пока этого  редкого таланта никто не оценил, в том числе и её возлюбленный Семён.
...Хлопоты по обмену квартиры продолжались несколько месяцев, и весной следующего года увенчались успехом;  в марте Бригита с  сыном отбыли  в Прибалтику.
Ещё через полгода у Аленки, в полном соответствии с намеченным ею планом,  появилась маленькая сестричка, наречённая Мариной.
-Я одна честная оказалась: у меня родилась сестрёнка,  а дедушка всех обманывал! – заявила счастливая сестра новорожденной.
За  два месяца  до её появления в Сибири тоже родилась девочка -  Дарья – полноценный, здоровый,  крупный ребёнок.