***

Юрий Смирнов 2
                Звенигородская  любовь  Чехова.

                Из  книги  «Звенигородское  чаепитие  А.П.Чехова»               



 В  1886  году  А.П. Чехов   опять  в  Звенигороде.  В  письме  к  Е.К. Сахаровой  28  июля пишет: «Сейчас  я  вернулся  из  Звенигорода…»  А  через  день  из  письма  Н.А.  Лейкину  становится  ясно,  с  какой  целью в  этот  раз   А.П. Чехов  приезжал  в   Звенигород: 
30 июля 1886 г.
Бабкино.
«Пять  дней  тому  назад  ездил  в  Звенигород  сменить ненадолго своего товарища, земского врача, где был занят по горло и болел. Вот и всё...»
    Здесь  необходимо  сделать  некоторое  отступление:  в  воспоминаниях  доктора  Роза-
нова,   в  письмах  Чехова  к нему  несколько  раз  проходит  фамилия - Гамбурцева.  Летом  1884  года,  работая  в  Звенигороде,  А.П. Чехов  познакомился  с  Гамбурцевой  Людмилой  Васильевной  (в  девичестве  Марковой),  проводившей  лето  на  даче,  и  ее  племянницами  -  сестрами  Марковыми. Дача  у  нее  в  Звенигороде  была  на  ул.  Вознесенской*,  ныне  ул. Чехова. С  одной  из  сестер  Елизаветой (Лилей)  у  него  сложились  довольно  близкие  отношения,  что,  вероятно,  не  очень  нравилось  тетке,  на  квартире  которой  Чехов  бывал в  Москве., по  адресу: Немецкая  ул.  (по  словам  Михаила  Чехова)   но  в  с  1897  г.    -Б.Никитская,   дом  Батюшкова**.
«1885 г.  16  января.
Многоуважаемый  Антон  Павлович,
     Поздравляю  вас  с  днем  вашего  Ангела  и  желаю  вам  всех  благ  земных  и  успехов  во  всех  ваших  делах  До  сих  пор  не  имела  случая  отблагодарить  вас  за  ваши  визиты  во  время  моей  болезни, (прилагаю  25  руб.),  хотя  это   и  любые  приношения  ….  и  от  души.  Желаю,   чтобы  вы  богатели  и  прославились,  в  чем  я  и  не  сомневаюсь.
Всегда  рада  видеть  вас  как  доброго  знакомого  и  доктора,  надеюсь  вы  верите  в  искренность  моих  слов.
Остаюсь  всегда  расположенной  и  готовая  к  услугам.
      Л.  Гамбурцева.
P.S.  Ждем вас в эту субботу…  Сестрице  вашей лично  передавала  несколько  раз,  свое
 желание  видеть  ее  у  себя.» *

                1885,  14  января
«Милая  Мария  Павловна.
Если  Вы  и  Антон  Павлович  свободны  сегодня  вечером,  то    не  пожелаете  ли  посмотреть  «Тартюф»  в  Малом  театре. Сестра  взяла  билеты  и  просила  передать  Вам  и  Антону  Павловичу  убедительную  просьбу  составить  ей  компанию  на  этот  вечер.
  Итак,  надеюсь,  до  свидания.
  Ваша  Е. Маркова» **

 В  феврале  этого  года  Е.К. Маркова  вышила  подушку  к  дивану   комнаты  Чехова,  о  чем  он  писал   в   «АТТЕСТАТЕ»  так:
«Подушка,   поднесенная  мне  девицею  Елизаветой  Константиновной   Марковой,   26  лет,  православного  вероисповедования,  найдена  мною  верхом  совершенства  и  венцом  всех  существующих  под  луной  подушек.  Целую  означенной  девице (26 лет)  ручку.
                А.  Чехонте.»***

1885 г.  10  марта
«Настолько  теряю  в  Вашем  присутствии  память, Антон  Павлович,  что  вот  кажется
 пятый  раз  как  забываю  спросить  Вас  были  ли  Вы  так  добры  и  любезны  и  справлялись  ли  о  возможности  получения  переводов.  Если  Вам  не  удалось  еще  переговорить  об  этом  до  сих  пор,  то,  если  не  ошибаюсь,  завтра  у  Вас  снова  будет  случай  собрать свидания  по  этому  предлогу,  почему  я  и  решаюсь  напомнить  Вам  об  этом  и  прошу  простить  и  смелость,  с  которой  снова  обращаюсь  к  Вам.
         Остаюсь  всегда  готовая  к  услугам  Е.  Маркова.»**

Но  идиллия,  вероятно,  вскоре  закончилась.
 
Еще  в  феврале  1885  года  в  письме  Розанову  о  наеме   дачи  Антон  Павлович  пишет  довольно спокойно:  «Этим летом  мадам  Гамбурчиха  не  будет жить в Звенигороде. Но природа  не терпит пустоты  и  взамен ее  посылает Вам целое полчище  дачников  в образе художников, поэтов (Пальмин)  и  проч. Компания  соберется большая, беспокойная…»
А  уже  в  апреле  тому  же  Розанову  пишет: «…...С Вашей  землячкой  Гамбурчихой на ножах... Надоела баба!»,  но,  несмотря   на   это  уже  в  мае   этого  же  года   через  брата  Михаила   приглашает  Лилю (Елизавету)  приехать  в  Бабкино:
« M. П. ЧЕХОВУ
10 мая 1885 г. Бабкино.
Миша-терентиша!
  Дорога  теперь  установилась,  и  переезд  через  реку  настолько  хорош,  что  вчера  даже  Тышко  приезжал. Скажи  Лиле,  чтоб приезжала  на  неделю.  Места  пропасть,  провизия   отменная. Пригласи   ее   и  укажи  ей   путь,  объяснив,  сколько  платить ямщикам  и  проч.  Обратно   можно   задешево   проехать.  На  неделю,   не  меньше..»,  а  приехавшую в Бабкино  Лилю  направляет  на консультацию  к  Розанову  в  Звенигород:  «..препровождаю  госпожу Маркову для  медицинского  освидетельствования  ее  сосудистой системы,  преимущественно  сердца,  в  котором,  как   она  мне заявила, запечатлелся Ваш образ. Сей образ прошу  наспиртовать и прислать мне…»

   «1885 г., 12  декаб.
Многоуважаемый  Антон  Павлович!
  Если  Вы  оставляете  мой  билет  симфонических  концертов  на  эту  субботу  для  себя, то по поручению  Риты,  прошу  Вас  приехать  в  субботу  предварительно  к  нам  часам  к  8-ми,  так  как  Рита  едва-ли  решится  ехать  одна.  С  нею  Вы  и  сосчитаетесь, потому что из-за концертов я  у  нея  в  долгу  и  этот  долг  выплачиваю  постепенно.  В  случае,  если  Вы  не  пойдете, -  пришлите  билет  каким-нибудь  образом  заранее,  чтобы  завтра  же  я  могла  его  передать  кому-нибудь  другому.
Рита  посылает  вам  свой  поклон.
        Остаюсь  готовая  к  услугам  Е. Маркова»*
      
   Через  год  Елизавета  выходит  замуж  за  художника  Сахарова и   присылает  приглашение   А.П. Чехову   быть  на  свадьбе   ее    шафером.

                « 1886 г.  22  июля
           Многоуважаемый  Антон  Павлович!
  Давно  я  собиралась  написать  Вам  и  узнать,  что  Вы  поделываете   на  своей  чудной  даче,  как поживает  Мария  Павловна, но несколько неожиданных   происшествий,   свершившихся  в  нашей  семье,  вскружили  мою  голову.  Как  Вы  видите,  я  уже  в  Питере, из  Уфы   вернулась  еще  в  конце  прошлого  месяца. Уфа   обманула   наши  ожидания,   дела   шли   скверно   и  оставаться    мне  было  решительно   никакого  расчета.   А  тут  еще  получила  письмо,  что  Нику  сестру  укусила  взбесившись наша  собачка  и  мама  с  ней  уехала  в  Париж… сердце  у  меня  было  не  на  месте,  находясь  за  три  девять  земель  от  всех  своих, да  и  вообще  от  всего  цивили-зованного  мира,  потому  что  Уфа   в  полном   смысле  слова  страна   невежества  и …   А  тут еще  я сделалась  невестой и жених мой пожелал, чтобы я оставила  сцену  и  ехала  с  ним…  Свадьба  наша   имеет   быть  30 –этого  месяца,  здесь  в  Питере.,  ужасно  сожалею,  что  Вас  здесь  нет,  а  то  бы  попросила  быть  моим  шафером,  однако,  что  Петербург   все  таки  так   далеко   от  Вашего   местожительства,  что  приехать  сюда  сопряжено  с  слишком  большими  расходами.  Но,  во  всяком  случае,  желала  бы  очень  видеть  Вас  и  Марию  Павловну.   После  свадьбы  мы  выезжаем   в  Москву,  где   пробудем  день – два.  Я,  конечно,  не  смею  рассчитывать  на  Вашу  любезность  и  такое  желание   меня   видеть,  чтобы  ради  меня  Вы  приехали  в  Москву,  но,  может  быть,  случайно,  Ваш  приезд  совпадет  с  моим?  Это  было  бы    более,  чем   хорошо,  так  как   когда  увидимся   после этого,  уж  и  не  знаю,  из  Москвы  мы   поедем  в  Севастополь,  где  и  поселимся.  Мой  жених   художник,  Александр   Алексеевич  Сахаров,  выставляет  картины  на  акад.  выставках.  Так  и  теперь  на  акад.  выставке,  которая  поедет  в  Москву (в  августе  месяце),  по  другим  городам,  будут  две   его  картины:  «Петербург»  и  «Весна». В  данную  минуту  вот   мой  адрес:  Петербург,   Николаевская,   д. №  4,  квар.  генерала  Золотарева.  Может  быть,  ответите  мне,   хоть  несколькими  строками,  в  Москве  же  обо  мне  можно  будет  всегда  узнать  в  Аптекарском  пер.,  д.  Ушаковых  у  тетки    Ел.  Вас.
В  свой  приезд  в  Москву  старалась  справиться  об  Вас,  но адреса  Вашего  не  знала.  Передайте  мое  сердечное  приветствие  и  Марье  Павловне.  Мой  поклон  Вашим  братьям,  жму  Вашу  руку  и  остаюсь  искренне  уважающая  Вас  Е. Маркова»*,
 на  что  он  ей  отвечает:
« Е. К. САХАРОВОЙ
28 июля 1886 г. Бабкино.
   Аплодирую Вам, уважаемая  Елизавета Константиновна,  до боли   и мозолей в ладонях. Ваша свадьба - это лучшая  пьеса,  которую Вы  когда-либо играли... Поздравляю,  крепко  жму руку и от чистого  сердца, приятельски  желаю всего лучшего. Несмотря на свой очень маленький рост, Вы более  чем кто-либо другой, стоите настоящего, хорошего счастья.
Жалею,  что  судьба  не  позволила  мне быть у Вас шафером. Моим  шаферством  завершились  бы   и запечатлелись  бы   навеки  нерушимо  наши  добрые  и  (если   позволите)  приятельские отношения.
Сейчас  я  вернулся  из  Звенигорода,  где, конечно, виделся  с Вашей  тетушкой  Л<юдмилой>  В<асильевной>. О  чем  мы  с  ней  говорили,  Вы  знаете  и догадываетесь, ибо темы Вашей тетушки вечны и постоянны, как законы природы...В самых ярких,  кричащих и глаза режущих красках она (ехидно следя  за  выражением моего  лица - потерял, мол, голубчик!)  расписала  Ваше  счастье. Благодаря  ей  я  знаю, что Вы  не знаете,  куда  деваться  от  счастья, и что Ваш жених лицом похож на Христа.
  Прощайте... Да   будет  Ваша  жизнь так  же  сладка,  как  Ваша новая  фамилия. Не забывайте, что  у  Вас  есть доброжелатель и   поклонник
А. Чехов.»
    Подтверждение  тому,  что  тетушка  сыграла  немалую  роль  в  разрыве  отношений  между  А.П.Чеховым  и  Елизаветой Марковой  можно  найти  в  письме   его    другой  своей  подруге  через  несколько  лет:
 «.Л. С. МИЗИНОВОЙ
28 июня 1892 г. Мелихово.
28 июнь, 4 часа утра.
Благородная, порядочная Лика! Как только Вы написали мне, что мои письма ни к чему меня
Не  обязывают,  я легко  вздохнул, и  вот пишу Вам теперь длинное  письмо  без страха, что  какая-нибудь тетушка, увидев эти строки, женит  меня на таком чудовище, как  Вы.  С
своей стороны тоже спешу успокоить Вас, что письма Ваши  в  глазах моих  имеют значение
лишь душистых цветов, но не документов»;
 
Но  еще  в течение  нескольких  лет Чехов  следит за  ее  жизнью,  отвечает  на  ее  письмо,  и  однажды  встречается  с  ней   по  ее просьбе.  Впрочем,  она  обращается  к  нему, чтобы  Чехов  посодействовал  продвижению  картин  ее  мужа.

«M. В. КИСЕЛЕВОЙ
21 сентября 1886 г. Москва
..Про m-me Сахарову слышно, что она бесконечно  счастлива….
О, несчастная!»

« М. В. КИСЕЛЕВОЙ
7 ноября 1887 г. Москва.
Елизавета Константиновна Сахарова и баронесса опять готовятся стать матерями.»

       8,YIII,8
   «Многоуважаемый  Антон  Павлович.!
Только  что  прочитала  Вашу  «Степь»  и  не  могу  не  выразить  Вам,  хотя  бы  заочно,  всего  своего  восхищения….  Давно  не  испытывала  я  при  чтении  такого  наслаждения,  мне  хотелось,  чтобы  не  было  конца  Вашему  рассказу. Мой  муж, крайне  чуткий  ко  всему  художественному,  совершенно  удивлен  Вашим  произведением  и  картины  природы и  лица  вставали  перед ним  живыми  образами..  Ну,  да  мои  слова  не  имеют  для  Вас  особого  значения,  так  как  Вы  достаточно  наслушались  похвал  и  восторга  от  лиц  гораздо  более  авторитетных,  чем  я,  но  все-таки  Вам,  вероятно,  не  неприятно  узнать,  что   у  Вас  одной  поклонницей  больше. На  днях  я  приехала  к  Рите  и  пишу Вам  из   Протопоповки. Муж   мой  уехал  на  этюды  в  Туркестан   и  на  Кавказ,  а  я  пока  проживу  у  сестры,  Нелли  с  мужем….  У  нас  родилась  мысль  уговорить  Вас  приехать  к  нам,  повидаться  и  погостить
 у  нас.  Вспомним  старые  времена, поболтаем…  Вам  подобная  поездка  не  может  представить  никаких  затруднений,  тем  более,  что  это  так  близко  отсюда,  и  путешествие  не  может  представить   ничего  неприятного.  Помещение  у  Риты  очень  большое,  Вам  будет  совершенно  отдельная  комната,  уединенная   от  детворы.  Если   Вы   теперь  не  воспользуетесь    случаем  повидать  нас,  то,  право,  это  потому,  что  Вы  забыли  своих  старых  знакомых   и   никоим   не  сочувствуете   нашему  желанию  повидаться  с  нами….Марии  Павловне  подобная   поездка  также  ничего  не  принесла  бы,  кроме    развлечения,  а  мы  так  рады  были  бы  видеть  ее..
Уведомьте  несколькими  словами,  как  решите,  а  мы  будем  с  нетерпением  ждать  Вашего  письма,  вот   право,   если   теперь  не  воспользуемся   близостью,  то   бог  знает,   когда   придется  увидеться.   Мы,  вероятно,   снова  останемся  в  Харькове,  так  как  муж  имеет  тут  уже  на  700р.  заказов,  хотя  я  всей  душой  стремлюсь  в  Москву  или  Питер.
  Крепко  целую  Марию  Павловну  и  Вашу  маму,  всех  остальных  приятелей.
  В  ожидании,  и  надеясь  на  свидание,  остаюсь
     Уважающая  Вас  Е.  Сахарова.
Рита  передает  Вам  свой  привет  и  просит  передать,   что  она  непременно  ждет   Вас.  Наш  адрес:  Протопоповка  Х.Н. жел.  дороги.  Дача  Безрадецкого..
      Уважающая  Вас,    Е. Сахарова»*

Действительно,  в  это  время  А.П. Чехов  жил  на  даче  в  Сумах  в  семье  Линтваревых, это  совсем  недалеко  от  Харькова,  но  ответа  на  письмо  Лили  на  события  этого  периода не  обнаружено,  может  быть  потому,  что  он  только  7  августа  вернулся  из  месячной поездки  по  Крыму  и  Кавказу,  может  быть  на  него  подействовала  смерть  сына  Суворина: Чехов  путешествовал  вместе  с  Алексеем  Сувориным  и  вынужден  был  прервать  свою  поездку:  «..…мой  спутник  получил  телеграмму  о  смерти  брата…». Младший  брат  А.А. Суворина  Валериан  Алексеевич  умер  2  августа  1888  года  в  Звенигороде  от  дифтерии.*
 
   В  январе  1889  года  она  обращается  к  Чехову  с  просьбой  помощи  продвижению  картин  мужа
«Е. К. САХАРОВОЙ
13 января 1889 г. Москва.
Уважаемая Елизавета Константиновна!
Прежде  всего,  большое Вам  спасибо  за память и за новогодний  сюрприз - так  я  называю  Ваше  письмо. Оно  тем  более  приятно,  что  среди  моих старых знакомых очень  много тех самых людей, про которых еще Лермонтов сказал:
Одни ему изменили
И продали шпагу свою...

Теперь  о  деле. Всей  душой  готов  быть  полезен  Вам  и  Вашему  мужу. К сожалению, я не такой сведущий и сильный человек, как Вы пишете,. и проч. Я  могу  сделать  для  Вас  очень  немногое, а именно:1)посоветовать Вашему мужу не покидать идеи о поездке с картиной в Москву;  в  Москве  он  будет иметь  основательный успех и может заработать немало ...
Итак,  резюме: Вашему мужу необходимо самому приехать в Москву, а  все  мы к его услугам. Заочно,  не  видавши  картины, ничего  нельзя  сделать.
Будьте здоровы и счастливы. Все мои шлют Вам сердечный  привет.
Ваш А. Чехов».
  В  этом  же  году  она  обращается  вновь  с  просьбой  помочь  ее  знакомому.  Нас  это  письмо  интересует  по  двум  причинам:  во-первых,  оно  направлено  из  Звенигорода,  во-вторых,  в  письме  упоминается  фамилия, о  которой  речь  шла  в  предыдущем  отрывке.
   «1889 г.,  12  сентября,
   Звенигород
 Многоуважаемый  Антон  Павлович.
 Будьте  милы  и  примите  с  свойственным  Вам  радушием  и любезностью  подателя  этого  письма,  некоего   Ашкинази Михаила  Александровича,  моего  очень  хорошего  знакомого  и  очень  хорошего  человека,  чем  премного  обяжете  меня. В  случае,  у  него  будет  до Вас  просьба , то  не  откажите  и  посодействуйте,  в  чем  найдете  возможным.  Зная  Вашу доброту,  рискую  обратиться  к Вам  и  направляю  этого  молодого  человека, надо   прибавить  Вашего  горячего  поклонника.
Как   поживаете   и   что  поделываете?  Слышала,   что   были   в    Крыму,  слышала,  что  собирались  за  границу  и  не  собрались..
Читала  о  Вашей  потере - смерти  Николая  Павловича;  умереть  таким  молодым – ужасно  возмутительно,  но  говорят,  что   все,  что  ни  делается  к  лучшему –  приходится  верить.
 Что  Мария  Павловна?   Здорова  ли  Ваша  мама?   Как  поживают  братья?
Очень  интересно  было  бы  знать,  не  знаю,  удастся  ли  повидаться  с  Вами,  так  как  мы  решаемся  жить  в  Питере  и, пожалуй,  в  Москву  не  заглянем,  с  детворой  эти  заботы   да  переезды  очень  затруднительны.  Всю  весну  и  лето  была  больна  и   недавно  только  освободилась  от  этого  подарка.   России    новую  жизнь, а  мне   новую  заботу  и  вот  теперь  решила,  что  совершенно  достаточно  заниматься  деятельностью  этого  рода  и  хочу  все  же  обратиться  к  старому,  а именно  к  театру.  Вся  эта  возня  с  детьми,  хозяйством  как-то  не  наполняет  жизни  и  муж  мой, наконец, смилостивился и дал свое  согласие,  для  этого  мы  и  хотим  двинуться  в  Питер. Еще летом  у меня мелькала  мысль  даже  обратиться к Вам  за  помощью,  и  как сильного   и  влиятельного  человека   в  театральном   мире  попросить  Вашего  содействия  для  поступления  в  один  из  многочисленных  частных  театров  Москвы,  потом  подумала  и  оставила   эту  мысль,  не  будучи  уверена,  захотите  ли  Вы   действительно  сделать  что-нибудь  и , не  желая  утруждать  Вас…    А  между  тем,  как  просмотрела  на  днях  состав  трупп  театров  и  Корша  и  Абрамова  и  Горева,  то  увидела,  что  там   даже  на  первых  ролях  сидят  посредственности.  Моя  мечта – все-таки  в  конце  концов  попасть в  один  из  частных  театров,  это  почти  немыслимо,  ну, а  довольствуясь  малым  с  некоторой  протекцией  может  и  удастся  что-нибудь  с  течением  времени.
      Как  муж,  так  и  я  шлем  Вам  свои  сердечные  приветствия,  целую  Вашу    Маму  и  Марию  Павловну.  Может  увидимся  в  Питере?
           Искренне  уважающая  Вас
                Е.  Сахарова.
 А  мы  в  Звенигороде  выдали  замуж  Веру  Васильевну  Мамышеву,  свадьба  была  27  ав.»*
Вера Мамышева приемная  дочь  звенигородского  судебного  следователя  Мамышева  В.С. , 
о котором  речь  шла  выше.
« А. С. СУВОРИНУ
11 апреля 1889 г. Москва.
…На  днях  я  лечил Верочку Мамышеву. За  лечение возьму  у Вульфа, года через 2-3.»
 « А. С. СУВОРИНУ
23  октября  1889 г. Москва  …. Видел  я  Верочку  Мамышеву.  Очень  счастлива. Ваш 
А. Чехов.»
  « А. С. СУВОРИНУ
 11 апреля 1890 г. Москва.
  Сейчас сидит у меня Е. К. Маркова, которая когда-то   жила  у Вас.Она  вышла  замуж за художника Сахарова,   милого, но нудного человека   который   во  что бы  то  ни  стало  хочет  ехать со мной    на Сахалин рисовать.  Отказать ему в своем  обществе   у  меня  не  хватает  духа, а   ехать  с ним - это сплошная   тоска. Голубчик,  отсоветуй те!!! Почему  ему  понадобился именно Ваш  совет, чёрт   его знает. Это тот самый, который  написал  «Крушение    царского поезда»
      
И  это  была  их  последняя  встреча.

В  феврале  1891  года  Гамбурцева  Л.В. сделала  попытку  встретиться  с  Антоном  Павловичем
«Многоуважаемый  Антон  Павлович,  Давно  не  имела  удовольствия  видеть  вас  и  передать  вам  желание  моё  и  одной  интересной  особы  видеть  вас  завтра  у себя,  т.е.  в  субботу  вечером,  а  кто  эта  особа  ваше сердце  и  ум  подскажет.
 Надеемся  вас  видеть  непременно  с  сестрой  завтра
       Готова  к  услугам.  Л. Гамбурцева.
Пятница,  15  февр.»*
Под  «интересной  особой»,  вероятно,  подразумевалась Елизавета  Сахарова,  но,  во-первых,  Чехов  только  недавно  вернулся  с  Сахалина,  во-вторых,  он  был  увлечен  Мизиновой,  по  крайней   мере,  никаких  следов  на  ответ  на  это  письмо  нет. Единственное  -  это  фраза  в  письме  к  Мизиновой,  о  чем  сказано  выше.
    И  совершенно неожиданная  концовка:  что  это?  Шутка,  или  ущемленное  самолюбие  отвергнутого, которого  пытаются  приспособить  для  своих  нужд? (предыдущие  письма).
 Об  этом   мы  никогда  уже,  вероятно,  не  узнаем.  А  может  быть,   были   еще  какие-либо  неизвестные  письма?
«М. П. ЧЕХОВОЙ
5 июля 1891 г. Богимово.
Ст. Козлятин Ряжско-Бряжской жел. дор.
Машя! Торопись  ехать  домой,  так  как  без тебя  наше  интензивное   хозяйство  пришло в совершенный  упадок.  Есть нечего,  мухи  одолели,  из  ватера  идут  удушающие  миазмы,  мангус  разбил  банку  с  вареньем  и  проч. и проч.
 Кланяйся баронессе  Икскуль,  всем  Линтваревым,  Сахаровым  и  Марковым. Купи кусочек мыла и подари его Лиле: пусть  вымоет харю.»

Так  в  течение  нескольких  лет  продолжалась  история  одного  знакомства,  возникшего  на  Звенигородской  земле.