Хрюшин шарик, или Могикане советской интеллигенции

Маленёв Павел Артемьевич
ХРЮШИН ШАРИК,
или Могикане советской интеллигенции

 Я наткнулся в Интернете на один ресурс, возле которого собрались старые советские интеллигенты. Литераторы и поэты, перед большим бывшим талантом некоторых из них не стыдно и шляпу снять. Есть даже мировое имя. А возле них тусуются люди из других сфер искусства.

Творят и говорят о чём? Об этике. Об эстетике. Об истории. О психологии. О духовности. О внутреннем мире человека. Даже о политике, если она ограничена горбачёвским периодом. Порой на ресурсе публикуются отточенные литературные вещи с глубоким проникновением в мир человека. Я говорю без иронии.

Но одно хромает в этих произведениях, можно сказать - главное: причинно-следственные связи, без которых нет, и не может быть, правды жизни. Вот если герой отрицательный, то у них виноваты, скорее всего, жена или погода. Если положительный, то таким он сразу появился на свет. Из психологической глубины раскрытия образов вырастает блеф, поскольку читатель-то знает, что в действительности жена может быть зла не от погоды, а от домогательств своего хозяина-предпринимателя, который может её уволить в любой момент. А научные идеи положительного героя пойдут коту под хвост, потому что институты в России проданы или разогнаны. В общем, в каждую "общественную ячейку", в каждую личную жизнь в реальности (а не в их литературе), просочился гнойник построенной общественной системы и отравляет жизнь подавляющего большинства простых людей. Но здешние литераторы как бы этого не замечают.

 Справедливости ради надо отметить, что эти "инженеры человеческих душ", как выразился классик, иногда могут даже осмелиться пожурить абстрактного капиталиста-олигарха. Но лишь за то, что человек ему нужен лишь как потребитель продукта, который он выпускает. А чтобы указать на этих конкретных рыжих, "прихватизировавших", разворовавших всю Россию, вместе с народными недрами, и показать, как этих рыжих лелеют за Спасскими воротами - Боже, упаси! Эти литераторы теперь даже против возврата в СССР, поскольку надеются на "прекрасный новый мир".

Вот ещё полемизировать могут с отдельными известными авторами (вероятно, с теми, которые не были согласны в своё время с их позицией «гнилой интеллигенции»). Бьют, например, больно и сильно Солженицына - за то, что обеливал предателя генерала Власова (в чём я присоединяюсь к критике: нельзя искать оправдания презренному подлецу!). Но ведь, во-первых, и у самих-то в творчестве есть "проходные места", а, во-вторых, и доброе слово пришлось бы к делу: ведь тот же Солженицын с презрением отозвался о воровской системе Ельцина; он единственный громко с болью упрекнул за молчание интеллигенцию и говорил, как можно по-людски обустроить Россию.

Так почему же они, "правильные" молчали? Почему почивали на своих лаврах, оставшихся ещё от советских времён? Да и сейчас они не просто молчат. Они хвалят позиции друг друга с трибун междусобойных конференций. Они с вожделением принимают поздравления из Австрии и Аргентины от коллег своей прослойки, любящих Россию, но только из своего, прекрасного для них заокеанского "далёка". Они с удовольствием принимают гранты богатых спонсоров, сиречь олигархов, а также милости российских верхов, расположенных к ним за то, что они не тревожат общественное мнение.

Но ведь и представители других интеллигентских категорий у сильных мира сосут, извините, зелёную соску. Они тоже стремятся построить "новый мир", в котором они наворочают на просторах Москвы и России жутких скульптурных монстров, наснимают на бюджетные миллионы бездарных батальных сцен, довоспитают своих потомков, соревнующихся лишь в том, кто сколько раз "ширнулся" или надел меньше всего на себя исподнего на фестивалях и сценах.  Остальная, и уже бОльшая часть молодой прослойки, учится выговаривать «р»…

А народ до сих пор в своей душевной простоте гадает: "Почему это интеллигенция перестала выполнять своё главное историческое предназначение - быть в обществе авангардом, почему не призывает к борьбе с несправедливым обществом?" Ответ прост. Эта интеллигенция давно превратилась в воздушный шарик Хрюши из мультфильма: шарик был когда-то большим и красивым, чем он и нравился народу, а теперь лопнул и валяется на мостовой сморщенными
обрывками с бечовкой, концы которой топчут ноги, обутые в туфли от Versace.

На снимке: Владимир Путин в мастерской у Ильи Глазунова.