Критика фильма Эквилибриум

Эдуард Мотц
Не могу удержаться и не оставить свое мнение об этом фильме. Ну что сказать? Сначала фильм, безусловно, завораживает, такие зрелищные (вот именно зрелищные) перестрелки, драки. Я даже его сначала у себя оставил. Но потом решил еще раз пересмотреть и обалдел просто от нереалистичности драк. Слушайте, ребята, это даже для фантастики перебор.

Я по поводу того, что никто не мог попасть в главного героя. Вот кто восхищается фильмом, обращают внимание, интересно, на это? Ведь нереалистично абсолютно все! Разобрать по полочкам? Да пожалуйста. Возьмем первую сцену, где главный герой, пробивая дверь, запрыгивает в комнату, где находятся чувствующие. Что поражает, так это то, что он пару секунд сначала просто сидит, потом встает и дверь за ним закрывают; все это время звучат выстрелы, и что? Никто не может не то что сразить наповал, но даже его ранить!!!

Очень хотелось бы посмотреть в глаза режиссеру, и спросить, в каких облаках он витает. Слушайте, ну техника техникой, допущения допущениями, недостатки недостатками, но это нечто. Вы обратите внимание, что в данном эпизоде он еще не демонстрирует свою технику, а в него все равно никто не может попасть. Техника вся потом, когда он в темноте начинает расстреливать людей, а вот почему не смогли попасть, когда он еще сидел, пусть и недолго? Он-то ведь, кстати, был освещен светом из дверного прохода, а они находились в полной темноте!

Это что же получается, можно вот так зайти, сесть, и нифига не будет? Да даже для людей, впервые держащих в руках оружие, не попасть по неподвижному человеку ПОЗОРИЩЕ! Причем здесь фантастика? Выходит, никто не умеет даже стрелять, и еще как не умеет – они просто все слепые (это тоже один из элементов фантастики, НАСТОЯЩЕЙ :). Во всяком случае в темноте кто-то из них спрашивает: “Кто-нибудь подстрелил его?” А то трудно понять, что никто. Он открывает огонь и крошит всех в капусту.

Ладно, они не могут стрелять так же свободно, как и он – иначе просто перестреляют друг друга. Но вот те, кто стоит напротив двери, могут стрелять прямо без всякого риска. Да в конце концов, даже если риск и есть – не помирать же напрасно. Пойдем далее, сцена задержания его жены. Он бросается на них… посмотрите медленно повнимательнее, как он отбирает первое оружие. Хорошо видно, что ему даже не пытаются сопротивляться. Ну хоть бы подергался для приличия, что ли, а то просто отдал автомат.

Один из самых тупых моментов в фильме – когда Кристиан Бэйл, закончив с первым, поворачивается ко второму. А второй что? Он держит на мушке его жену! Ну надо же, какой опасный противник. Пофигу, что возле нее два или три человека, он даже не отрывается. То, что рядом разделываются с его собратом, его, похоже, нисколько не волнует. Ну не дошло до человека, простим его великодушно. Зачем, интересно, он убрал одну руку с автомата, когда Бэйл повернулся к нему? Наверное, чтобы тому было легче его выбить. Это настолько хорошо видно, он ведь даже не пытается повернуться к нему! Может, рука устала. :) Если уж ты держишь оружие одной рукой, так прижми его к себе поплотней, а не вытягивай ее.

Теперь рассмотрим момент, когда происходит перестрелка из-за щенка. Интересно, конечно, они направляют оружие на него, кричат: “На колени!”, и у него масса свободного времени просто, чтобы подумать, а затем начать с ними разделываться. Никто даже не пытается скрутить его, пока остальные целятся в него! Поразительно, что безоружный человек легко и свободно выбивает оружие из рук своих противников (пистолеты он вытаскивает потом), а те, что стоят чуть в отдалении, даже и не пытаются открыть огонь. Ну конечно, это у них в Америке традиция такая – тупо слушать начальника, пока он не скажет: “Огонь!”. Оставим в покое вероятность такого легкого захвата оружия, это ладно.

Да, жаль, что их черт угораздил стоять так близко к нему. :) Сказать, что у остальных плохая реакция – ничего не сказать. Ее у них вообще нет, в остальных боях с этим дело так же плохо. Видимо, это лекарство, подавляющее эмоции, плохо действует и на мышление, на реакцию во всяком случае. Теперь рассмотрим момент, когда он, перепрыгнув через мотоцикл, приземляется точно в центре шестерых противников (интересно, конечно, что эти клерики подсчитали вероятность расположения противников шестеркой и располагаются всегда по ней – наверное, чтобы их удобнее было расстреливать. Хотя по идее, если они уж это вывели, им наоборот нужно вставать в самые неудобные позиции, что к чему). Обратите внимание на момент, когда он приземляется среди них – те двое, что стоят в центре, стоят к нему боком! Ну НЕ ДОШЛО, бывает.

Но самое тупое – это когда они начинают поворачиваться к нему. Вот тот, что смотрит лицом на камеру, автомат просто держит двумя руками, и даже не пытается в Бэйла прицелиться! Он ПРОСТО поворачивается. Чем думал режиссер? Ясно, что не мозгами. Да, стреляет он быстро, но далеко не сверхбыстро, разве что изредка (и дерется тоже), так что непонятно, чем он там самый лучший. Хотя среди этих дебилов…

Теперь рассмотрим момент, где этот супермен сначала отбирает оружие у нескольких голыми руками (это пропустим, хотя там тоже хоть бы кто попытался выстрелить, кроме последнего), а затем мочит группу из шести человек шипами на пистолетах. В конце там очень хорошо видно, что по крайней мере один автомат держит направленным вообще в сторону и стреляет. Что он там увидел? Глюки конкретные у парня. Другие стреляли, и даже вроде в него, но НЕ ШМОГЛИ ОНИ, НЕ ШМОГЛИ.

Еще интересный момент, когда главный герой находится у Бати и начинает всех мочить, сказав: “Не без инцидентов!” Тоже очень хорошо видно, что когда он разводит руки в стороны, те двое, что стоят сзади, ПРОСТО СТОЯТ как статуи. Слушайте, я понял, в чем дело: Бэйл ведь всегда без шлема, а они все в шлемах! Видимо, сквозь него плохо видно. :) Ну и наконец ФИНАЛЬНАЯ сцена, где он крошит много народу (заготовка тупых американцев на консервы). Он под огнем двух мазил делает некий кувырок, спокойненько приземляется и сразу их убивает наповал.

НУ ХОТЬ БЫ ОДНА ПУЛЯ СЛУЧАЙНО ПОПАЛА! Далее ему, видимо, становится жалко этих полудурков, потому что он застывает в эффектной позе. До тех, что стоят по бокам, наконец доходит, что вообще-то идет перестрелка, и они начинают выползать. У них, оказывается, даже оружия еще не было в руках, наклонились и подняли. А если бы он не подождал их? Наверное, половину бы перекосил, пока остальные бы зашевелились. Он здесь не всегда и технику-то свою использует, часто просто делает полуобороты и все, в одном из моментов поворачивается, перекрестив пистолеты.

Главное, он в одном случае стреляет в одну сторону, нисколько не меняя положения пистолетов, разве что вначале, а падает человека четыре, причем одновременно. Еще он разводит в одном из эпизодов руки в стороны, красиво расстреливая четверых. Тот, что слева, выстрелил, но явно мимо (с глазами проблемы), рядом с ним выстрелил, и вроде в него, но сегодня был не его день, что поделать. В конце он разрубает негра на куски, потом показывают его меч, который он держит рядом с этим негром, а меч идеально чистый. Круто. Все было настолько быстро, что кровь не успела прилипнуть? И где они с Батей отводят пистолеты в сторону друг у друга – ну несколько секунд еще можно было оставить, как-то слишком затянули. Эффектно смотрится, конечно, но предположить, что и в самом деле можно в самый последний момент отводить в сторону пистолет от своего лица столько времени – это тоже перебор.

Я уже не говорю о том, что гораздо эффективнее было бы не отводить руку в сторону, а схватить ее; клерик не тому учился. Здесь какая-то нездоровая параллель с рукопашными поединками: если в рукопашке никто никого не хватает, а ставит блоки или отводит удар в сторону потому, что иначе поединок может перейти в борьбу, то здесь ведь и не нужно заламывать руку, достаточно просто удержать ее, и все. Дальше стреляешь, и он готов.

Да и, наконец, не так опасно оставить свободной голую руку, чем руку с пистолетом. Кстати, даже не всегда нужно быть главным героем, чтобы так эффективно расправляться с противниками. Присмотритесь к тому, как повстанцы убирают этих клериков в конце. Такая куча народу – и на ее зачистку нужно меньше пяти секунд! Один из них, что стоял ближе всего к камере, уже падая, выстрелил, причем дважды. Наверное, это судороги. :)

Самое интересное – повстанцев ведь не два-три человека, и что же мы видим? Даже по такому количеству никто не может попасть, ни один из повстанцев даже не был ранен! И этих людей учили обращаться с оружием? Зато те бьют прямо в цель. И ведь сначала показывают, как повстанцы врываются в здание напротив – клерики все равно стоят, туго доходит. :))

Слушайте, а нафига вообще вся эта техника (хотя это, конечно, и не техника вовсе; даже в Матрице Троица хоть по стенкам бегает, уворачиваясь от пуль, а тут все, чему они учатся в плане вооруженного боя – менять положение рук; в бою с холодным оружием перемещения есть, но где они в огнестрельном бою? Максимум – это делать обороты вокруг своей оси, ну еще он там пару раз прыгнул; ой, как страшно), если можно даже просто идти на противника и косить его? Надо Эквилибриум 2 снять (пусть опять нужны будут повстанцы, неважно), там Кристиан Бэйл будет просто подходить к толпе, грохочущей выстрелами из автоматов, и забирать оружие… изредка, в основном он будет бить голыми руками вооруженных людей. Ну иногда еще наклонять и поворачивать голову, а то вдруг все-таки попадут. :)

Очень эффектный фильм должен получиться! Кстати, насчет чувств тоже что-то намудрили, вроде как это лекарство задавляет ВСЕ эмоции, в том числе радость и злость, а на самом деле? Да что этот негр, что главный герой иногда все же улыбаются. А вспомните сцену, где негр пытается разоблачить Бэйла, где он его бьет явно со злостью – что, все совсем без чувств? Ну ладно, так лучше смотрится, но нелогично, в конце концов.

Кстати, после перерождения главного героя в нормального человека я ожидал пошире улыбки в финале, где заканчивается фильм. Может, конечно, это последствия прошлой жизни, но все же с чувствами недоглядели, да и солдаты эти местами явно нервничают, вспомните, как истерично они задерживают Бэйла в сцене с собакой.

Сама идея довольно интересна, но нельзя же настолько идти на поводу у зрелищности. Я бы на месте режиссера как-то попытался бы скрыть все эти ляпы, заставил бы главного героя получше двигаться, приседать, прыгать, уворачиваться, использовать какие-то уловки, да и ранил бы его хотя бы один раз. Убрал бы все эти кадры, где они полчаса думают, прежде чем открыть огонь. В общем, фильму можно дать какую-нибудь премию за нереалистичность, а клериков этих и нужно мочить – что с этими дураками еще делать?

И еще один, финальный момент (и очень важный): если уж режиссер преследовал идею отобразить НАСТОЯЩЕЕ несовершенство таких людей (предположим, это объяснит концепцию многочисленных драк, где обученные люди так и не научились стрелять), то, спрашивается, в чем же смысл одной из первых сцен, где герой Бэйла расправлялся с чувствующими? Как бы он ни был хорош - но получается, что и чувствующие ТОЖЕ НЕ ВЛАДЕЮТ ОРУЖИЕМ! Его должны были убить (я бы сказал: просто ранить - маловероятно) уже в первые несколько секунд - фильм бы закончился, так и не начавшись. Так что эта мысль тоже никуда не годится.

Хотя изначально понятно, конечно, что человек, обладающий низкой чувствительностью, никогда не станет по-настоящему хорошим бойцом (да и человеком) - исключая случаи роботизированного автоматизма (но это все же середняк по сравнению с первым). Разделим попутно понятия "высокая чувствительность" и "внутренняя сила" - они хоть и редко, но пересекаются в одном человеке. Только ведь разницы между обеими сторонами почему-то нет - вот главный минус фильма. Вот только в финальной сцене расправы повстанцев с клериками сделана попытка исправить положение, но даже если считать клериков людьми-роботами, все равно непонятно, откуда, во-первых, у них появляется нервозность (я писал об этом выше), а во-вторых - почему же они настолько "не в фокусе".